Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОНСТИТУЦИЯ. КОРОЛЕВСТВА БАХРЕЙН. (14 февраля 2002 года)



 

\ql  
" Конституция Королевства Бахрейн" от 14. 02. 2002  
Документ предоставлен КонсультантПлюс www. consultant. ru Дата сохранения: 14. 09. 2015  

 

[неофициальный перевод] < *>

 

КОНСТИТУЦИЯ

КОРОЛЕВСТВА БАХРЕЙН

(14 февраля 2002 года)

 

--------------------------------

< *> Перевод Д. О. Грачева.

 

Именем Бога, Милостивого и Справедливого

 

Преамбула

 

Именем Бога, и с Его благословением, и с Его помощью, мы, Хамад бин Иса аль-Халифа, Суверен Королевства Бахрейн, в соответствии с нашей решимостью, уверенностью, верой и осознанием наших национальных, панарабских и международных обязательств; и осознавая наши обязанности перед Богом, наши обязательства перед нашей родиной и гражданам, нашу приверженность фундаментальным принципам, нашу ответственность перед Человечеством,

и выполняя всеобщую волю, выраженную в принципах, закрепленных в Национальной хартии, в соответствии с властью, данной нам народом для изменения Конституции; исходя из нашего желания выполнять требования демократической системы управления для нашей возлюбленной нации, стремясь к лучшему будущему, в котором родина и гражданин будут иметь большее благосостояние, прогресс, развитие, стабильность и процветание путем серьезного и конструктивного сотрудничества между правительством и гражданами, которые устранят препятствия прогрессу, а также исходя из убеждения, что будущее и работа на будущее - это то, что все мы желаем на предстоящем этапе, и что такие цели потребуют усилий, и для того, чтобы завершить этот процесс, мы внесли изменения в действующую Конституцию.

Эти изменения учитывают все высшие ценности и принципы, закрепленные в Национальной хартии. Эти ценности и принципы подтверждают, что народ Бахрейна идет вперед в его триумфальном марше к светлому будущему, если этого захочет Бог, будущему, в котором стремления всех людей объединяются, и государственные служащие посвящают себя достижению надежд и стремлений, объявляя свою приверженность Исламу как вере, своду законов и образу жизни, принадлежность к великой Арабской нации, ассоциацию с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива сейчас и в будущем, и стремление ко всему, что помогает достичь справедливости, добра и мира для всего Человечества.

Поправки к Конституции исходят из предпосылки, что благородные люди Бахрейна верят, что Ислам приносит спасение в этот мир и последующий и что Ислам не предполагает ни инертность, ни фанатизм, но ясно утверждает, что мудрость является целью верующего, и где бы он не нашел ее, он должен ее принять.

Чтобы достичь эту цель, необходимо, чтобы мы прислушались и посмотрели на всемирное наследие как Запада, так и Востока, адаптируя то, что мы считаем благоприятным, подходящим и совместимым с нашей религией, ценностями и традициями, и подходит нашим обстоятельствам, с убеждением, что социальные и человеческие системы не являются несгибаемыми инструментами, которые могут быть перенесены с места на место, а являются сообщениями разуму, духу и совести Человека, и находятся под влиянием его реакций и обстоятельств его общества.

Таким образом, эти конституционные поправки отражают современное культурное мышление нашей возлюбленной нации. Они являются фундаментом нашей политической системы конституционной монархии, в основе которой - Совет (Шура), являющийся в Исламе высшей моделью правления, а также участие людей в управлении, что является основой современной политической мысли. Правитель, его проницательность, позволяет выбрать опытных людей, которые составят Консультативный совет (Маджлис аль-Шура), а осведомленные, свободные и лояльные люди определяют путем участия в выборах тех, кто станет членами Палаты депутатов (Маджлис аль-Нувваб), и таким образом две палаты совместно формируют всеобщую волю, которую представляет Национальная ассамблея (аль-Маджлис аль-Ватани).

Эти конституционные поправки, несомненно, отражают общую волю Короля и народа и достигают благородных идеалов и высших общечеловеческих принципов, содержащихся в Национальной хартии, гарантируют, что народ достигнет того уровня, который соответствует его способностям и подготовке и согласуется с величием его истории, и дает возможность занять должное место среди цивилизованных наций мира.

Эта Конституция, которую мы провозглашаем, содержит изменения, внесенные в соответствии с положениями Национальной хартии, и дополняет все неизмененные тексты.

 

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВО

 

Статья 1

 

a. Королевство Бахрейн - суверенное, независимое исламское арабское государство, население которого является частью Арабской нации, и территория которого является частью великой Арабской родины. Его суверенитет не может быть присвоен, от части территории нельзя отказаться.

b. Политический режим Королевства Бахрейн - наследственная конституционная монархия, которая была передана Шейхом Иса бин Салман аль-Халифа его старшему сыну Шейху Хамаду бин Иса аль Халифа - Королю. Затем она будет передана его старшему сыну, от одного поколения другому, если только Король при жизни не назначит наследником сына, который не будет старшим сыном, в соответствии с Декретом о наследовании.

c. Все положения, касающиеся наследования, регулируются особым королевским декретом, который имеет конституционный характер, и который может быть изменен только в соответствии с положениями статьи 120 этой Конституции.

d. Система правления в Королевстве Бахрейн - демократическая, суверенитет находится в руках народа, который является источником любой власти. Суверенитет осуществляется способами, установленными этой Конституцией.

e. Граждане, и мужчины, и женщины, имеют право участвовать в публичных делах и имеют политические права, включая право голоса и право быть избранным, в соответствии с этой Конституцией и условиями и принципами, установленными законом. Никто не может быть лишен права выбирать или быть избранным, кроме как в соответствии с законом.

f. Эта Конституция может быть изменена только частично и в порядке, установленном последующими статьями.

 

Статья 2

 

Государственная религия - ислам Исламский шариат является основным источником законодательства. Официальный язык - арабский.

 

Статья 3

 

Государственный флаг, эмблемы, знаки, награды и национальный гимн утверждаются законом.

 

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕСТВА

 

Статья 4

 

Справедливость является основой управления. Сотрудничество и взаимное уважение обеспечивают тесные связи между гражданами. Свобода, равенство, безопасность, доверие, знание, социальная солидарность и равенство возможностей для граждан являются основами общества, гарантируемыми Государством.

 

Статья 5

 

a. Семья является основой общества, и получает свою прочность от религии, морали и любви к родине. Закон защищает ее сущность, укрепляет ее узы и ценности, с ее поддержкой расширяется охрана матерей и детей, забота о молодежи и их защита от эксплуатации, морального, физического и духовного упадка. Государство заботится, в частности, о физическом, духовном и моральном развитии молодежи.

b. Государство гарантирует согласованность обязанности женщин по отношению к семье с их работой в обществе и их равенством с мужчинами в политической, социальной, культурной и экономической сферах без нарушения положений исламского канонического права (шариата).

c. Государство гарантирует необходимый уровень социального обеспечения своим гражданам - пожилым, больным, инвалидам, сиротам, вдовам, безработным, а также обеспечивает их социальным страхованием и медицинской помощью. Государство прилагает усилия, чтобы оградить их от необразованности, страха и бедности.

d. Право наследования гарантируется в соответствии с исламским шариатом.

 

Статья 6

 

Государство защищает арабское и исламское наследие. Оно вносит вклад в прогресс человеческой цивилизации и стремится к укреплению связей между исламскими странами, а также для достижения арабской нацией единства и прогресса.

 

Статья 7

 

a. Государство поддерживает науки и искусство, поощряет научные исследования. Государство гарантирует образовательные и культурные услуги своим гражданам. Образование является обязательным и бесплатным на начальных стадиях в соответствии с законом. Необходимый план борьбы с безграмотностью устанавливается законом.

b. Закон регулирует религиозное и национальное обучение на различных стадиях и в различных формах образования. На любой стадии целью является развитие личности гражданина и его гордости тем, что он является частью арабской нации.

c. Физические и юридические лица могут создавать частные школы и университеты под контролем Государства и в соответствии с законом.

d. Государство гарантирует неприкосновенность мест обучения.

 

Статья 8

 

a. Каждый гражданин имеет право на получение медицинской помощи. Государство заботится о здоровье и гарантирует средства для предупреждения заболеваний и лечения, учреждая больницы и иные медицинские учреждения.

b. Физические и юридические лица вправе создавать частные больницы, клиники, медицинские центры под контролем Государства и в соответствии с законом.

 

Статья 9

 

a. Собственность, капитал и труд в соответствии с принципами Исламской справедливости являются основой социального единства Государства и национального благосостояния, и все являются личными правами с социальной функцией, регулируемой законом.

b. Публичные фонды неприкосновенны, защищать их - обязанность каждого гражданина.

c. Частная собственность защищается. Никто не может быть ограничен в праве распоряжаться своим имуществом в рамках закона. Никто не может быть лишен собственности иначе как для всеобщего блага в случаях, определенных законом, и с предоставлением справедливой компенсации.

d. Конфискация публичных фондов запрещена, и конфискация частной собственности может быть только наказанием, наложенным судом, в случаях, предусмотренных законом.

e. Отношения между собственником земли и недвижимости и их арендаторами должны регулироваться законом в соответствии с экономическими принципами, учитывая социальную справедливость.

f. Государство предоставляет жилые помещения гражданам с ограниченными доходами.

g. Государство принимает необходимые меры для обеспечения рационального использования земель для продуктивного фермерства, а также стремится повысить стандарты, которым должны отвечать фермеры. Закон определяет виды помощи мелким фермерам, а также права таких фермеров на землю.

h. Государство должно принимать необходимые меры для защиты окружающей среды и сохранения дикой природы.

 

Статья 10

 

a. Национальная экономика основана на социальной справедливости и укрепляется справедливой конкуренцией между публичным и частным предпринимательством. Ее целью является экономическое развитие в соответствии с разработанным планом и достижение благосостояния граждан в рамках закона.

b. Государство стремится достичь экономического единства стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, а также стран Лиги арабских государств, а также всего, что влечет установление дружеских отношений, кооперацию, координацию и взаимопомощь среди них.

 

Статья 11

 

Все природные богатства и ресурсы являются государственной собственностью. Государство должно охранять их и эксплуатировать их должным образом, принимая во внимание требования безопасности государства и национальной экономики.

 

Статья 12

 

Государство гарантирует совместную ответственность общества в несении бремени, возникающем в связи с бедствиями, испытаниями, а также в связи с компенсацией тем, кто был затронут войной или же пострадал при несении военной службы.

 

Статья 13

 

a. Труд является обязанностью каждого гражданина, что обусловлено достоинством человека и диктуется общественным благом. Каждый гражданин обладает правом на труд и вправе выбрать вид работы в соответствии с публичным порядком и благопристойностью.

b. Государство гарантирует обеспечение граждан рабочими местами и справедливость условий труда.

c. Принудительный труд запрещен, за исключением случаев, определенных законом, когда это вызвано необходимостью общенационального значения, за справедливое возмещение или же по решению суда.

d. Закон регулирует отношения между работником и работодателем на экономической основе с учетом социальной справедливости.

 

Статья 14

 

Государство поощряет сотрудничество и сбережения, надзирает за регулированием кредита.

 

Статья 15

 

a. Налоги и сборы основаны на принципе социальной справедливости, и их уплата является обязанностью в соответствии с законом.

b. Закон регулирует исключение низких доходов из налогообложения в целях гарантирования минимальных стандартов жизни.

 

Статья 16

 

a. Государственные служащие должны учитывать публичные интересы при исполнении своих обязанностей. Иностранцы не могут занимать государственные должности, за исключением случаев, установленных законом.

b. Граждане равны при замещении государственных должностей в соответствии с положениями, определяемыми законом.

 

ГЛАВА III. ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

 

Статья 17

 

a. Гражданство Бахрейна определяется законом. Гражданин Бахрейна не может быть лишен гражданства, кроме как в случае измены, а также в иных случаях, установленных законом.

b. Запрещена высылка гражданина Бахрейна из страны, а также воспрепятствование ему вернуться на родину.

 

Статья 18

 

Все люди равны, граждане равны перед законом. Не допускается дискриминация по половому признаку, в связи с национальностью, языком, религией и убеждениями.

 

Статья 19

 

a. Личная свобода гарантируется законом.

b. Никто не может быть арестован, задержан, заключен под стражу, подвергнут обыску, не может быть ограничен в праве выбирать место проживания, в свободе передвижения, кроме как в случаях, предусмотренных законом, или по решению суда.

c. Никто не может быть арестован или заключен под стражу, иначе как в местах, определенных законодательством о тюрьмах, где гарантируется охрана здоровья и социальное обеспечение, и находящиеся под контролем суда.

d. Никто не может быть подвергнут пыткам, а также иному недостойному обращению, наказание за подобные действия устанавливается законом. Любое заявление или признание, сделанное под пыткой, считается недействительным.

 

Статья 20

 

a. Преступления и наказания могут быть установлены только законом, и наказание может быть назначено только за преступления, совершенные после введения уголовной ответственности за деяние.

b. Лицо несет наказание лично.

c. Обвиняемый считается невиновным, пока не доказано обратное в суде, обвиняемому предоставляются необходимые гарантии права на защиту на всех стадиях расследования и судебного разбирательства в соответствии с законом.

d. Запрещено причинять обвиняемому физические или психические страдания.

e. Каждому обвиняемому должен быть предоставлен адвокат.

f. Право оспаривания судебных решений гарантируется законом.

 

Статья 21

 

Экстрадиция политических беженцев запрещена.

 

Статья 22

 

Свобода совести является безусловной. Государство гарантирует свободу вероисповедания, свободу совершения религиозных обрядов, проведения религиозных шествий и собраний, принимая во внимание обычаи страны.

 

Статья 23

 

Гарантируется свобода выражения мнения и научных исследований. Каждый имеет право выражать свое мнение и опубликовывать его устно, письменно или другим образом в соответствии с правилами и условиями, установленными законом, учитывая, что не нарушаются фундаментальные основы исламской доктрины, не причиняется вред единству людей, и это не пробуждает вражду и сектантство.

 

Статья 24

 

С учетом положений предыдущей статьи, свобода печати и издательской деятельности в соответствии с правилами и условиями, установленными законом.

 

Статья 25

 

Жилище неприкосновенно. Запрещено проникновение в жилище, кроме как с согласия жильцов, исключая случаи крайней необходимости, которые установлены законом.

 

Статья 26

 

Свобода почтовой, телеграфной, телефонной и электронной связи, а также их конфиденциальность гарантируются. Запрещена цензура, а также нарушение тайны переписки, кроме как в случаях, установленных законом, в соответствии с установленными процедурами и гарантиями.

 

Статья 27

 

Гарантируется свобода создания ассоциаций и союзов для законных целей мирными средствами в соответствии с правилами и условиями, установленными законом, с учетом того, что не будут нарушены фундаментальные основы веры и публичного порядка. Никто не может быть принужден к вступлению в любую ассоциацию или союз или продолжать быть ее членом.

 

Статья 28

 

a. Лица могут собираться в частном порядке без получения согласия или предварительного уведомления, и никакой сотрудник службы безопасности не может присутствовать на их частных собраниях.

b. Публичные митинги, парады и собрания разрешены согласно правилам и условиям, установленным законом, однако цели митинга должны быть мирными и не должен нарушаться общественный порядок.

 

Статья 29

 

Каждый вправе обратиться в государственный орган в письменной форме. Групповые заявления в государственные органы могут быть сделаны только органами или корпорациями.

 

Статья 30

 

a. Целью государства является сохранение мира. Безопасность нации - это часть безопасности всей Арабской родины, и ее защита - священная обязанность каждого гражданина. Прохождение военной службы является почетной для граждан и регулируется законом.

b. Только государство вправе создавать Силы обороны, Национальную гвардию и Службу безопасности. Неграждане привлекаются к таким задачам только в случае крайней необходимости и в порядке, установленном законом.

c. Всеобщая или частичная мобилизация регулируется законом.

 

Статья 31

 

Права и свободы, установленные этой Конституцией, могут быть ограничены только законом или в соответствии с законом, и такие ограничения не могут затрагивать сущность прав и свобод.

 

ГЛАВА IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 32

 

a. Система государственного управления основана на разделении законодательной, исполнительной и судебной власти, поддерживая при этом сотрудничество между ними в соответствии с положениями Конституции. Однако ограниченное делегирование законодательных полномочий допустимо на определенный период времени и по определенному предмету, и должно происходить в соответствии с положениями законодательства о делегировании.

b. Законодательной властью наделяются Король и Национальная ассамблея. Исполнительной властью наделен Король совместно с Советом министров и министры, и судебные решения выносятся именем Короля в соответствии с положениями этой Конституции.

 

Раздел 1

 

КОРОЛЬ

 

Статья 33

 

a. Король является главой государства и его номинальным представителем, его личность неприкосновенна. Он является защитником религии и родины, символом национального единства.

b. Король является гарантом легитимности правительства и верховенства конституции и законов, следит за соблюдением прав и свобод граждан и организаций.

c. Король осуществляет свои полномочия напрямую и через министров. Министры совместно ответственны перед ним за общую политику правительства, и каждый министр ответствен за дела своего Министерства.

d. Король назначает и освобождает от должности Премьер-министра королевским приказом и назначает и освобождает от должности министров королевским декретом по предложению Премьер-министра.

e. Кабинет должен быть вновь сформирован в порядке, установленном этой статьей, в начале каждого законодательного периода Национальной ассамблеи.

f. Король назначает и освобождает от должности членов Консультативного совета королевским приказом.

g. Король является Верховным командующим Сил обороны. Он командует ими и определяет задачи внутри страны и за ее пределами. Силы обороны напрямую связаны с Королем и поддерживают необходимый уровень секретности в их делах.

h. Король является председателем Высшего судебного совета. Король назначает судей королевским приказом по предложению Высшего судебного совета.

i. Король награждает орденами и медалями в соответствии с законом.

j. Король учреждает, предоставляет и лишает гражданских и воинских и почетных званий путем издания королевского приказа. Король может делегировать эти функции другому лицу, которое будет осуществлять их от имени Короля.

k. Порядок эмиссии национальной валюты определяется законом.

l. При восхождении на трон Король приносит следующую присягу на специальном заседании Национальной ассамблеи: " Я клянусь Всемогущим Богом, что я буду уважать Конституцию и законы Государства, что я буду защищать свободы, интересы и имущество людей, буду защищать независимость нации и единство ее территорий".

m. Статус королевского двора регулируется королевским приказом. Его бюджет и правила о бюджетном контроле устанавливаются особым королевским декретом.

 

Статья 34

 

a. В случае нахождения Короля за границей и невозможности наследного принца осуществлять функции Короля Король назначает королевским приказом заместителя, который осуществляет функции Короля в период его отсутствия. Такой приказ может содержать специальные положения об исполнении этих полномочий от имени Короля или может установить их рамки.

b. Условия и положения части " b" статьи 48 настоящей Конституции применяются и в отношении заместителя Короля. Если он является министром, членом Консультативного совета или Палаты депутатов, он не должен участвовать в работе парламента или министерства в течение того периода, когда он осуществляет функции Короля.

c. Перед осуществлением своих полномочий, заместитель Короля должен принести присягу, предусмотренную предыдущей статьей, которая должна включать фразу " и буду верным Королю". Присяга приносится на заседании Национальной ассамблеи, а если в это время не проходит ее сессия, то присяга приносится Королю. Наследный принц приносит присягу только один раз, даже если он замещает Короля несколько раз.

 

Статья 35

 

a. Король вправе изменять Конституцию, вносить проекты законов, подписывать и обнародовать законы.

b. Закон считается подписанным и Король должен его опубликовать, если прошел шестимесячный срок с момента направления закона Консультативным советом или Палатой депутатов и закон не был возвращен в эти палаты для повторного рассмотрения.

c. Если в течение срока, установленного в предыдущем пункте, Король вернет в Консультативный совет или Палату депутатов для повторного рассмотрения любой законопроект путем издания декрета, он должен указать, должен ли законопроект быть рассмотрен в той же сессии или в последующей.

d. Если Консультативный совет и Палата депутатов или Национальная ассамблея вновь одобрит законопроект большинством в две трети голосов, то Король должен подписать его и опубликовать в течение одного месяца с повторного одобрения закона.

 

Статья 36

 

a. Агрессивная война запрещена. Оборонительные военные действия объявляются декретом, который должен быть направлен в Национальную ассамблею немедленно после его подписания для принятия решения о ведении военных действий.

b. Чрезвычайное или военное положение может быть объявлено только декретом. В любом случае военное положение не может быть объявлено на срок более трех месяцев. Этот срок не может быть продлен иначе как с согласия большинства членов Национальной ассамблеи, присутствующих на заседании.

 

Статья 37

 

Король заключает международные договоры путем издания декрета и направляет их Консультативному совету или Палате депутатов с приложением соответствующего заявления. Конвенция приобретает силу закона, если она была подписана, ратифицирована и опубликована в " Официальной газете".

Однако мирные и союзные договоры, договоры, касающиеся территории государства, природных ресурсов, суверенитета, прав граждан, соглашения относительно торговли, перевозки, договоры, которые предусматривают внебюджетные расходы Казначейства или которые влекут необходимость внесения изменений в законодательство Бахрейна, должны быть ратифицированы законом, чтобы вступить в силу.

Ни при каких условиях международные договоры не могут включать секретные положения, которые противоречат открытым положениям договора.

 

Статья 38

 

Если в перерывах между сессиями Консультативного совета или Палаты депутатов, или в период парламентских каникул Национальной ассамблеи происходит событие, которое требует принятия неотложных мер, Король может принять соответствующий декрет, который будет иметь силу закона, с учетом того, что он не противоречит Конституции.

Такой декрет должен быть направлен Консультативному совету и Палате депутатов в течение одного месяца с момента опубликования, если идет сессия обеих палат, или в течение месяца с момента первого заседания каждой их двух новых палат в случае роспуска или в случае, если окончился срок работы Палаты. Если декрет не был направлен в соответствии с указанной процедурой, то его действие прекращается без необходимости издания соответствующего акта. Если он был направлен в обе палаты, но не был ими одобрен, то он также теряет силу.

 

Статья 39

 

a. Король утверждает порядок реализации законов путем принятия декретов, которые не должны изменять или приостанавливать действие законов или устанавливать исключения при их применении. Закон может предусмотреть, что порядок его реализации будет предусмотрен актом, имеющим меньшую юридическую силу, чем декрет.

b. Король путем издания декрета в порядке, не противоречащем законодательству, устанавливает правила, необходимые для организации публичных управлений и департаментов, а также порядок осуществления контроля над их деятельностью.

 

Статья 40

 

Король назначает и освобождает от должности государственных гражданских служащих, военных, а также политических представителей в иностранных государствах и при международных организациях, в пределах и при соблюдении условий, установленных законом, а также аккредитует представителей иностранных государств и организаций.

 

Статья 41

 

Король может отменить или заменить наказание, установленное приговором, путем издания Декрета. Всеобщая амнистия может быть объявлена только законом и касается только правонарушений, совершенных до ее объявления.

 

Статья 42

 

a. Король назначает выборы в Палату депутатов путем издания приказа в соответствии с законодательством.

b. Король созывает Национальную ассамблею путем принятия королевского приказа, открывает и закрывает ее заседания в соответствии с положениями Конституции.

c. Король вправе распустить Палату депутатов путем издания декрета, который должен содержать причину роспуска. Палата не может быть распущена по той же причине еще раз.

 

Статья 43

 

Король может проводить публичный референдум в отношении законов и проблем, связанных с интересами государства. Вопрос, вынесенный на референдум, считается одобренным, если его поддержит большинство голосовавших. Результат референдума обязателен для всех, вступает в силу с момента объявления и должен быть опубликован в " Официальной газете".

 

Раздел 2

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

 

Совет министров - министры

 

Статья 44

 

Совет министров состоит из Премьер-министра и министров.

 

Статья 45

 

a. Занимающий должность министра должен быть гражданином Бахрейна, быть не моложе 30 лет по григорианскому календарю и обладать всеми политическими и гражданскими правами. Если не предусмотрено иное, положения, касающиеся статуса министров, применяются также и к Премьер-министру.

b. Должностные оклады Премьер-министра и министров определяются законом.

 

Статья 46

 

Перед вступлением в должность министр приносит Королю присягу, установленную статьей 78 этой Конституции.

 

Статья 47

 

a. Совет министров следит за соблюдением государственных интересов, принимает и придерживается выполнения общей политики Правительства, осуществляет надзор за действиями аппарата Правительства.

b. В случае если Король присутствует на заседаниях Совета министров, то он является председательствующим на этом заседании.

c. Премьер-министр контролирует деятельность Совета министров, а также выполнение стоящих перед ним задач, обеспечивает выполнение решений Совета министров, координирует действия различных министерств и содействует интеграции их деятельности.

d. Освобождение Премьер-министром своего поста по любой причине влечет освобождение всех министров от занимаемых должностей.

e. Заседания Совета министров являются закрытыми. Решение считается принятым, если на заседании присутствует большинство членов Совета министров и большинство присутствующих высказались за его принятие. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал Премьер-министр. Меньшинство должно придерживаться принятого решения. Решения Совета министров передаются Королю для одобрения в случаях, когда необходимо принятие декрета по рассматриваемому вопросу.

 

Статья 48

 

a. Каждый министр контролирует ведение дел в его министерстве и выполнение министерством общей политики Правительства. Он должен также принимать решения, касающиеся направлений деятельности министерства, и контролировать их практическую реализацию.

b. Во время исполнения обязанностей министра лицо, занимающее эту должность, не должно занимать любые другие государственные должности, даже косвенным образом не вправе заниматься практической деятельностью, вести производственную, коммерческую или предпринимательскую деятельность, принимать участие в контрактах, заключаемых Правительством или публичными организациями, а также совмещать его должность в министерстве с членством в совете директоров любой компании. Он вправе занимать только неоплачиваемую должность представителя Правительства. В течение этого периода министр не может приобретать или арендовать государственное имущество даже путем участия в публичных торгах, а также не вправе сдавать в аренду, менять, продавать свое имущество государству.

 

Статья 49

 

Если Премьер-министр или министр оставляет свой пост по любой причине, то он должен продолжать осуществлять свои функции в случае, если это касается срочных дел, до момента назначение нового лица.

 

Статья 50

 

a. Закон регулирует публичные институты и органы местного управления таким образом, чтобы обеспечить их независимость под контролем государства. Закон должен обеспечивать возможность осуществления местными органами услуг, имеющих местное значение.

b. Государство руководит организациями в сфере обеспечения общественного благосостояния в соответствии с общегосударственной политикой и интересами граждан.

 

Раздел 3

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. НАЦИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ

 

Статья 51

 

Национальная ассамблея состоит из двух палат Консультативного совета и Палаты депутатов.

 

Часть 1. КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ

 

Статья 52

 

Консультативный совет состоит из 40 членов, назначаемых королевским приказом.

 

Статья 53

 

Член Консультативного совета должен быть гражданином Бахрейна, обладать всеми политическими и гражданскими правами, быть в избирательном списке, быть не моложе 35 лет по григорианскому календарю на день назначения, иметь необходимый опыт работы, а также выдающиеся заслуги перед Нацией.

 

Статья 54

 

a. Срок полномочий члена Консультативного совета составляет пять лет, и член Совета по истечении срока полномочий может быть назначен на новый срок.

b. Если по какой-либо причине место в Консультативном совете становится вакантным до истечения срока полномочий, Король может назначить нового члена на освободившееся место со сроком полномочий, заканчивающимся в момент окончания срока полномочий его предшественника.

c. Член Консультативного совета может попросить освободить его от занимаемой должности путем направления заявления Председателю Совета, который передает просьбу Королю. Членство прекращается с момента одобрения просьбы Королем.

d. Король назначает Председателя Консультативного совета на тот же период, который установлен для Совета, а Совет выбирает двух заместителей Председателя на каждый период созыва.

 

Статья 55

 

a. Консультативный совет собирается тогда же, когда и Палата депутатов, и период созыва для обеих палат одинаков.

b. Если Палата депутатов распущена, сессия Консультативного совета приостанавливается.

 

Часть 2. ПАЛАТА ДЕПУТАТОВ

 

Статья 56

 

Палата депутатов состоит из 40 членов, выбираемых путем прямых, тайных выборов в соответствии с положениями закона.

 

Статья 57

 

Член Палаты депутатов должен соответствовать следующим требованиям:

a) быть гражданином Бахрейна, обладающим полными гражданскими и политическими правами, и его имя должно быть в избирательных списках;

b) в день выборов ему должно быть не менее 30 лет по григорианскому календарю;

c) должен свободно читать и писать по-арабски;

d) его членство в Консультативном совете или Палате депутатов не должно быть отменено решением Палаты, членом которой он являлся, вследствие потери доверия и уважения, или вследствие нарушения им своих обязанностей. Однако лицо, чье членство было отменено, может выдвинуть себя кандидатом, если законодательный период, в течение которого было принято такое решение, истек, или если Палата, членом которой он являлся, отменит свое решение до окончания законодательного периода, в течение которого было принято решение об отмене членства.

 

Статья 58

 

Палата депутатов избирается на четыре года по григорианскому календарю. Выборы новой Палаты депутатов должны проводиться в последние четыре месяца этого срока, учитывая положения статьи 64 этой Конституции. Лицо, период членства которого закончился, может быть вновь избрано.

Король может, когда необходимо, продлить законодательный период Палаты депутатов королевским приказом на период, не превышающий двух лет.

 

Статья 59

 

Если по какой-либо причине место члена Палаты депутатов становится вакантным перед тем, как закончился срок его полномочий, в течение двух месяцев с момента объявления Палатой о вакансии должны быть проведены выборы на замещение его места, и новый член занимает должность до окончания срока полномочий своего предшественника.

Если место становится вакантным в течение шести месяцев до конца законодательного периода Палаты, то довыборы не проводятся.

 

Статья 60

 

На своем первом заседании Палата депутатов выбирает из своих членов Председателя и двух заместителей Председателя на тот же срок, что и полномочия Палаты. Если какая-либо из этих должностей становится вакантной, то Палата должна выбрать на эту должность своего члена для исполнения соответствующих функций до окончания срока полномочий Палаты.

Во всех случаях выборы считаются состоявшимися, если за кандидатуру проголосовало абсолютное большинство присутствующих на заседании. Если при первом голосовании такое большинство голосов не получено, выборы проводятся снова, и кандидатами являются те двое, кто набрали большее количество голосов. Если третья сторона связана со вторым из двух, то она должна участвовать с ними обоими в выборах во втором туре и в этом случае решение принимается на основании пропорционального большинства голосов. Если такое голосование заканчивается равенством голосов, то голосование решается жребием.

На первом заседании до момента избрания Председателя Палаты депутатов председательствует член Палаты, старший по возрасту.

 

Статья 61

 

Палата формирует комитеты, необходимые для ведения деятельности в течение первой недели сессии. Эти комитеты могут исполнять свои полномочия в перерывах работы Палаты.

 

Статья 62

 

Кассационный суд рассматривает споры, связанные с выборами в Палату депутатов, в соответствии с законом.

 

Статья 63

 

Палата депутатов обладает полномочиями принимать решения по заявлениям о выходе из ее членства. Отказ от должности является окончательным только тогда, когда Палата одобрит его, и место считается вакантным с момента такого одобрения.

 

Статья 64

 

a. Если Палата депутатов была распущена, то выборы новой Палаты депутатов должны быть проведены не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Если выборы не были проведены в этот срок, распущенная Палата депутатов возобновляет свои конституционные полномочия и собирается немедленно, как будто роспуск не состоялся, и продолжает работу до того, как будет выбрана новая Палата.

b. Несмотря на положения, установленные предыдущей частью статьи, Король может отложить выборы в Палату депутатов, если есть непреодолимые обстоятельства, вследствие которых Совет министров считает невозможным проведение выборов.

c. Если непреодолимые обстоятельства, упомянутые в предыдущем параграфе, продолжаются, Король, принимая во внимание мнение Совета министров, может возобновить полномочия Палаты депутатов и объявить о продолжении сессии. Палата депутатов рассматривается как сохранившая свои полномочия с даты опубликования королевского декрета, возобновившего ее полномочия. Она полностью обладает конституционными полномочиями. К ней применяются положения этой Конституции, в том числе касающиеся окончания срока полномочий Палаты и роспуска. Заседание Палаты в таком случае рассматривается как первое заседание, безотносительно даты его проведения.

 

Статья 65

 

По заявлению, подписанному не менее чем пятью членами Палаты депутатов, любому министру могут быть заданы вопросы относительно дел, входящих в сферу его компетенции.

Вопросы не должны касаться частных интересов лица, задающего вопрос, а также его родственников до четвертой степени родства, а также не могут быть сделаны его представителем.

Ответ на вопрос и обсуждение должны состояться не ранее чем через восемь дней с момента, когда вопрос был поставлен, если только министр не согласится перенести обсуждение на более ранний срок.

Вопрос может привести к вопросу о доверии министру, который может быть поставлен в Палате депутатов в соответствии с положениями статьи 66 этой Конституции.

 

Статья 66

 

a. Каждый министр ответствен перед Палатой депутатов за работу своего министерства.

b. Вопрос о доверии министру может быть поставлен только по его желанию или по заявлению, подписанному не менее чем 10 членами Палаты депутатов, по результатам обсуждения заданных министру вопросов, и Палата не может принимать решения по такому заявлению ранее чем через семь дней после его поступления.

c. Если Палата депутатов большинством в две трети голосов ее членов выразит недоверие министру, то он считается освобожденным от должности министра с момента голосования и должен передать свое заявление об отставке.

 

Статья 67

 

a. Вопрос о доверии Премьер-министру не может рассматриваться Палатой депутатов.

b. Если Палата депутатов большинством в две трети членов Палаты решит, что не может далее сотрудничать с Премьер-министром, то этот вопрос передается Национальной ассамблее для принятия решения.

c. Национальная ассамблея может решать вопрос о невозможности дальнейшего сотрудничества с Премьер-министром не ранее чем через семь дней после передачи ей вопроса.

d. Если Национальная ассамблея большинством в две трети голосов решит, что сотрудничество с Премьер-министром невозможно, вопрос передается Королю для принятия решения, которое может заключаться или в отставке Премьер-министра и назначении нового Правительства, или в роспуске Палаты депутатов.

 

Статья 68

 

Палата депутатов может выразить свои пожелания Правительству, касающиеся государственных дел, в письменной форме. Если Правительство не может выполнить такие пожелания, оно должно направить Палате письменное обоснование.

 

Статья 69

 

Палата депутатов может в любое время сформировать комиссию по расследованию или поручить одному или нескольким своим членам проводить расследование, касающегося любого предмета, входящего в полномочия Палаты, закрепленного в Конституции, и комиссия или член Палаты должны предоставить результаты расследования не позднее четырех месяцев с момента начала расследования.

 

Часть 3. ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЩИЕ ДЛЯ ОБЕИХ ПАЛАТ

 

Статья 70

 

Ни один закон не может быть обнародован, если он не был одобрен Консультативным советом и Палатой депутатов или Национальной ассамблеей, если этого требует ситуация, и подписан Королем.

 

Статья 71

 

Национальная ассамблея собирается во вторую субботу октября, если Король не примет решение о созыве до этой даты. Если на этот день приходится официальный праздник, то Национальная ассамблея должна собраться в первый рабочий день, следующий за этим праздником.

 

Статья 72

 

Обычный срок сессии Консультативного совета и Палаты депутатов должен быть не менее семи месяцев, и сессия не может быть закрыта до принятия бюджета.

 

Статья 73

 

Как исключение из положений двух предыдущих статей Национальная ассамблея собирается на день, следующий за истечением одного месяца с момента назначения Консультативного совета или выборов Палаты депутатов, что будет позже, если Король не решит созвать Национальную ассамблею до этой даты.

Если дата заседания Национальной ассамблеи в этот период будет позже даты, предусмотренной статьей 71 этой Конституции, то период сессии, предусмотренный статьей 72 этой Конституции, должен быть сокращен на срок, составляющий разницу между двумя вышеупомянутыми датами.

 

Статья 74

 

Король открывает обычный период сессии Национальной ассамблеи королевским обращением. Он может делегировать наследному принцу или любому лицу по его решению открыть заседание и огласить королевское обращение от его имени. Каждая из палат должна создать комитет из своих членов для подготовки проекта ответа на обращение Короля, и каждая палата должна направить свой ответ после его одобрения Королю.

 

Статья 75

 

Консультативный совет и Палата депутатов созываются королевским декретом на экстраординарную сессию, если Король считает это необходимым, или по требованию большинства членов любой палаты.

На особой сессии две палаты не могут решать вопросы, кроме тех, для рассмотрения которых были созваны.

 

Статья 76

 

Король объявляет окончание обычных и экстраординарных сессий королевским приказом.

 

Статья 77

 

Любое заседание Консультативного совета или Палаты депутатов, которое проводится в неустановленном заранее месте и в неопределенное заранее время, считается недействительным, и решения, принятые на нем, являются ничтожными.

 

Статья 78

 

Каждый член Консультативного совета или Палаты депутатов должен принять присягу на публичном заседании до начала работы в Палате или ее комитетах: " Я клянусь Всемогущим Богом, что я буду преданным стране и Королю, буду уважать Конституцию и законы Государства, буду защищать свободы, интересы и имущество людей и буду честно осуществлять мои полномочия".

 

Статья 79

 

Заседания Консультативного совета и Палаты депутатов являются открытыми для посещения. Они могут быть закрытыми по просьбе Правительства, Председателя Палаты или 10 членов, и обсуждение о проведении такого заседания также должно проводиться в закрытом заседании.

 

Статья 80

 

Для возможности принятия решения Консультативным советом и Палатой депутатов необходимо, чтобы на заседании присутствовало не менее половины членов каждой палаты. Решения принимаются абсолютным большинством голосов, кроме случаев, когда предусмотрено принятие решения специальным большинством. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал Председатель Палаты. Если голосование касается Конституции, то оно является открытым.

Если на двух заседаниях подряд отсутствует кворум, то заседание считается действительным, если на заседании присутствует не менее чем одна четвертая от общего числа членов Палаты.

 

Статья 81

 

Премьер-министр направляет законопроекты Палате депутатов, которая вправе одобрить его, отклонить или внести изменения. В любом случае законопроект после принятия решения направляется в Консультативный совет, который вправе принять, одобрить его, отклонить или внести изменения, согласиться с изменениями, внесенными в законопроект Палатой депутатов, отклонить их или внести изменения. Приоритет всегда должен оставаться за законопроектами и предложениями Правительства.

 

Статья 82

 

Если Консультативный совет отклонит законопроект, принятый Палатой депутатов, является ли результатом рассмотрения Консультативным советом отклонение, изменение или дополнение законопроекта, Председатель Совета возвращает его Палате депутатов на повторное рассмотрение.

 

Статья 83

 

Если Палата депутатов принимает законопроект, полученный от Консультативного совета, Председатель Консультативного совета направляет его Премьер-министру, который передает его Королю.

 

Статья 84

 

Палата депутатов может отклонить поправки, сделанные Консультативным советом, и может настаивать на своем предыдущем решении, не предлагая новые поправки к законопроекту. В таком случае законопроект должен быть направлен в Консультативный совет на повторное рассмотрение. Консультативный совет может согласиться с решением Палаты депутатов или придерживаться своего предыдущего решения.

 

Статья 85

 

Если обе палаты дважды принимают противоположные решения по любому законопроекту, Национальная ассамблея должна на совместном заседании под председательством Председателя Консультативного совета рассмотреть законопроект. Для одобрения законопроекта решение Национальной ассамблеи должно быть принято большинством членов, присутствующих на заседании, и если законопроект будет отклонен большинством голосов, он не может быть рассмотрен Национальной ассамблеей еще раз в ту же сессию.

 

Статья 86

 

Во всех случаях, когда законопроект поддержан, Председатель Консультативного совета направляет законопроект Премьер-министру, который передает его Королю.

 

Статья 87

 

Каждый законопроект, который касается экономических или финансовых вопросов, если Правительство настаивает на его скорейшем принятии, должен быть сначала направлен Палате депутатов, которая должна принять решение в течение 15 дней. По истечении этого периода законопроект должен быть представлен Консультативному совету наряду с мнением Палаты депутатов, если оно есть, и Консультативный совет должен принять решение в течение 15 дней. Если обе палаты не согласны с законопроектом, он направляется в Национальную ассамблею для принятия решения в течение 15 дней. Если Национальная ассамблея не примет решения в этот срок, Король может издать законопроект в качестве Декрета, который будет иметь силу закона.

 

Статья 88

 

Сразу после формирования Правительства оно должно представить свою программу Национальной ассамблее, которая может высказать относительно нее свое мнение.

 

Статья 89

 

a. Член Консультативного совета или Палаты депутатов представляет народ и заботится об общественных интересах.

b. Член Консультативного совета или Палаты депутатов не может быть привлечен к ответственности за выражение мнений или идей на заседаниях Совета или его комитетов, если только эти мнения не наносят ущерб фундаментальным основам веры или единству нации, являются неуважительными к Королю, а также если высказывания являются клеветническими в отношении частной жизни любого лица.

c. Если только член Консультативного совета или Палаты депутатов не был задержан на месте преступления, в течение сессии не допускается его задерживать, проводить в отношении него расследование, подвергать обыску, аресту или подобным мерам пресечения или проводить в отношении него какие-либо иные следственные действия, кроме как с разрешения Палаты, членом которой он является. В перерывах между сессиями Палаты такое разрешение может быть выдано Председателем Палаты.

Отсутствие решения Палаты или ее Председателя относительно выдачи разрешения в течение одного месяца с момента получения запроса рассматривается как разрешение.

Палата должна быть проинформирована относительно любых действий, которые предпринимаются в соответствии с предыдущим параграфом в течение сессии, и должна быть проинформирована на первом заседании относительно любых действий, предпринятых в отношении ее члена во время ежегодного перерыва в работе Палаты.

 

Статья 90

 

Король может путем издания королевского приказа отложить заседание Национальной ассамблеи на срок, не превышающий двух месяцев. Король не вправе откладывать заседания более чем один раз в каждый период, когда проходит сессия. Период, когда заседание отложено, не должен засчитываться, когда сессия проходит в соответствии со статьей 71 этой Конституции.

 

Статья 91

 

Член Консультативного совета или Палаты депутатов может направить в письменной форме вопрос Министру, вопрос должен касаться сферы компетенции министра, сделать комментарий в отношении ответа может только лицо, задавшее вопрос. Если министр добавит к ответу новую информацию, то член Консультативного совета или Палаты депутатов может дать комментарий.

Вопрос не должен касаться интересов лица, его задающего, а также его родственников до четвертой степени родства или быть заданным доверенным лицом.

 

Статья 92

 

a. 15 членов Консультативного совета или Палаты депутатов вправе предложить поправки к Конституции. Любой член Консультативного совета или Палаты депутатов обладает правом законодательной инициативы. Каждое предложение должно быть направлено в соответствующий комитет Палаты, в которой было высказано такое предложение. Если Палата соглашается с предложением, она направляет его Правительству, которое формулирует его как проект поправки к Конституции или как законопроект и представляет его на рассмотрение Палаты депутатов в тот же или последующий законодательный период.

b. Любой законопроект, представленный на рассмотрение в соответствии с предыдущей частью статьи и отклоненный Палатой, не может быть представлен на повторное рассмотрение в тот же законодательный период.

 

Статья 93

 

Премьер-министр и министры могут присутствовать на заседаниях Консультативного совета и Палаты депутатов, и обе палаты обязаны выслушать Премьер-министра и министров, если они желают выступить.

Палата может потребовать присутствия на заседании компетентного министра, если на заседании обсуждается вопрос, касающийся его министерства.

 

Статья 94

 

a. Порядок работы Консультативного совета и Палаты депутатов и их комитетов, а также принципы ведения дебатов, голосования, опроса, перекрестного опроса, а также иные полномочия, предусмотренные этой Конституцией, должны быть закреплены в законе наряду с ответственностью, установленной в отношении членов Палаты за нарушение регламента, а также за неявку на заседания Палаты или комитета без уважительной причины.

b. Каждая палата может принять дополнительные правила, если считает это нужным.

 

Статья 95

 

Поддержание порядка в Консультативном совете и Палате депутатов входит в задачи Председателя. Охрана должна находиться в каждой палате и получает указания от Председателя Палаты.

Вооруженные подразделения не вправе входить и находиться поблизости Национальной ассамблеи, если этого не требует Председатель.

 

Статья 96

 

Размер должностных окладов членов Консультативного совета и Палаты депутатов устанавливается законом. Если размер должностных окладов был изменен, то изменения вступают в силу только с момента начала следующего законодательного периода.

 

Статья 97

 

Никто не может быть одновременно членом Консультативного совета и Палаты депутатов. Также невозможно совмещение членства в одном из этих органов с другими государственными должностями.

Законом могут быть установлены иные случаи, когда запрещено совмещение должностей.

 

Статья 98

 

Член Консультативного совета или Палаты депутатов не может быть членом совета директоров какой-либо компании или участвовать в контрактах, заключаемых государством или публичными институтами, кроме случаев, установленных законом.

Он не может покупать или арендовать государственное имущество, или сдавать в аренду, продавать или менять любое его имущество государству, иначе как путем проведения публичных торгов или путем приглашения на торги, или же в порядке проведения экспроприации, осуществляемой в публичных интересах.

 

Статья 99

 

Если возникает вопрос о компетентности члена Консультативного совета или Палаты депутатов во время их членства, членство должно быть приостановлено, и место становится вакантным по решению, принятому большинством в две трети от числа членов Палаты, членом которой он является. Членство в Консультативном совете или Палате депутатов может быть также приостановлено вследствие утраты доверия или уважения или нарушения обязанностей члена Палаты. Решение о приостановлении членства должно быть принято большинством в две трети членов Палаты, членом которой он является. Решение, принятое Консультативным советом, должно быть направлено Королю для одобрения.

 

Статья 100

 

Члены Консультативного совета и Палаты депутатов не могут быть награждены орденами и медалями во время их членства.

 

Часть 4. ПОЛОЖЕНИЯ О СОЗЫВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ

 

Статья 101

 

В дополнение к случаям, когда обе палаты - Консультативный совет и Палата депутатов, составляющие Национальную ассамблею, собираются на совместное заседание в соответствии с Конституцией, Король вправе созвать совместное заседание палат по собственной инициативе или по запросу Премьер-министра.

 

Статья 102

 

Совместное заседание Национальной ассамблеи проходит под председательством Председателя Консультативного совета или в его отсутствие Председателем Палаты депутатов, далее - первым заместителем Председателя Консультативного совета и далее - первым заместителем Председателя Палаты депутатов.

 

Статья 103

 

Кроме случаев, когда Конституция предусматривает специальное большинство голосов, совместные заседания двух палат Национальной ассамблеи вправе принимать решения, если на нем присутствует большинство членов каждой палаты. Решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих, за исключением Председателя, голос которого является решающим в случае равенства голосов.

 

Раздел 4

 

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

 

Статья 104

 

a. Уважение судебной власти, честность и независимость судей являются основой управления и гарантией прав и свобод.

b. Никакое должностное лицо не может превалировать над решением судьи, и ни при каких обстоятельствах не допускается вмешательство в отправление правосудия. Закон гарантирует независимость судебной власти и закрепляет гарантии судей и положения, касающиеся их статуса.

c. Закон устанавливает статус прокуратуры, ее задачи по составлению формальной юридической позиции, подготовке законодательства, представительству Государства в суде и положение ее сотрудников.

d. Статус адвокатуры регулируется законом.

 

Статья 105

 

a. Различные типы и уровни судов должны устанавливаться законом. Закон должен установить их функции и юрисдикцию.

b. Юрисдикция военных судов ограничивается военными правонарушениями, совершенными членами Сил обороны, Национальной гвардии и Службы безопасности. Она не распространяется на иных лиц, кроме как в случае объявления военного положения и в рамках, установленных законом.

c. Заседания суда являются открытыми, кроме исключительных случаев, предусмотренных законом.

d. Высший судебный совет создается в соответствии с законом для надзора за беспрепятственной работой судебных органов. Полномочия Высшего судебного совета в отношении сотрудников судебной системы и прокуратуры должны быть установлены законом.

 

Статья 106

 

Конституционный суд состоит из Председателя и шести членов, которые назначаются королевским приказом на срок, установленный законом. Сфера компетенции Суда - надзор за конституционностью законов и статутов.

Закон устанавливает гарантии для членов суда, обеспечивающие невозможность освобождение их от должности, а также устанавливает процедуру рассмотрения дел в Конституционном суде. Закон должен гарантировать право Правительства, Консультативного совета, Палаты депутатов и выдающихся людей, а также иных лиц обращаться в Конституционный суд с заявлениями о проверке на конституционность законов и статутов. Решение Суда, устанавливающее, что текст закона или статута содержит неконституционные положения, имеет прямое действие, если только Суд не установит более позднюю дату вступления в силу своего решения. Если решение Суда касается неконституционности положений уголовного закона, то приговоры, вынесенные на основании неконституционных положений, признаются недействительными.

Король может направить в Суд законопроекты перед их принятием для определения их соответствия Конституции. Решение Суда является обязательным для всех.

 

ГЛАВА V. ФИНАНСЫ

 

Статья 107

 

a. Публичные налоги могут быть установлены, изменены и отменены только законом, лица могут быть освобождены от их уплаты в целом или в части только в случаях, предусмотренных законом. Лицо может быть обязано уплатить иные налоги, пошлины или платежи только в рамках закона.

b. Положения, касающиеся сбора налогов, пошлин и иных платежей, а также процедура их уплаты устанавливаются законом.

c. Положения, регулирующие содержание и управление государственным имуществом, сроки распоряжения им, а также ограничения, в пределах которых любая часть этого имущества может быть передана, устанавливаются законом.

 

Статья 108

 

a. Государственные займы предоставляются в соответствии с законом. Государство может предоставлять займы или гарантировать долги в соответствии с законом в рамках кредитных лимитов, установленных Законом о бюджете.

b. Местные органы, такие как муниципалитеты и публичные институты, могут предоставлять займы, занимать средства или гарантировать долги в соответствии с действующими в отношении них законами.

 

Статья 109

 

a. Финансовый год устанавливается законом.

b. Правительство подготавливает проект бюджета государственных расходов и доходов и предоставляет его Палате депутатов не позднее двух месяцев до окончания финансового года для обсуждения и направления в Консультативный совет для принятия решения в соответствии с положениями Конституции. Любые поправки в бюджет могут быть внесены только с согласия Правительства.

c. Бюджет должен обсуждаться на основе классификации его содержания. Бюджет может быть подготовлен более чем на один финансовый год. Публичные доходы и расходы определяются только законом.

d. Общий государственный бюджет принимается законом.

e. Если Закон о бюджете не принят до начала финансового года, то до принятия нового бюджета применяется бюджет предыдущего года, получение доходов и распределение расходов происходит в соответствии с законами, действовавшими на конец предыдущего года.

f. Ни при каких обстоятельствах не могут быть превышены максимумы расходов, установленные в Законе о бюджете и в законах, изменяющих его.

 

Статья 110

 

Любые расходы, которые не предусмотрены бюджетом или выходят за рамки, установленные бюджетом, должны быть утверждены законом.

 

Статья 111

 

a. Денежные средства могут быть распределены законом на несколько лет, если эта необходимость определяется свойством расходов. Их одобрение должно быть отражено в последующих годовых государственных бюджетах.

b. Особый бюджет, принимаемый на несколько лет, может также касаться расходов, упомянутых в предыдущей части статьи.

 

Статья 112

 

Закон о бюджете не может устанавливать новые налоги, повышать существующие или изменять действующее законодательство, уклоняться от принятия законов, касающихся вопросов, которые согласно Конституции должны регулироваться законом.

 

Статья 113

 

Итоговый отчет о финансовых делах Государства за прошедший год в течение пяти месяцев, следующих за окончанием финансового года, передается в первую очередь Палате депутатов. Отчет должен быть одобрен Консультативным советом и Палатой депутатов и наряду с их замечаниями публикуется в " Официальной газете".

 

Статья 114

 

Положения, касающиеся независимых публичных бюджетов и их итоговых отчетов, должны устанавливаться законом, и на них распространяются нормы о государственном бюджете и его итоговом отчете. Положения, регулирующие бюджеты и итоговые отчеты муниципальных образований и местных органов, также устанавливаются законом.

 

Статья 115

 

Вместе с проектом государственного бюджета Правительство предоставляет Палате депутатов совместно с заявлением о финансовом и экономическом положении Государства меры, принятые для реализации бюджета, а также влияние всего перечисленного на проект нового бюджета.

 

Статья 116

 

Служба финансового контроля должна быть создана в соответствии с законом, который должен гарантировать независимость этого органа. Служба финансового контроля должна помогать Правительству и Палате депутатов контролировать получение государственных доходов и распределение расходов в пределах, установленных бюджетом. Служба Финансового контроля должна представлять отчет о своей деятельности наряду со своими замечаниями Правительству и Палате депутатов.

 

Статья 117

 

a. Любое обязательство, касающееся эксплуатации природных и общественных ресурсов должно соответствовать законодательству и быть ограничено во времени. Предварительные процедуры должны гарантировать содействие в проведении разведывательных и эксплуатационных работ, а также реализацию принципов открытости и конкуренции.

b. Монополия может быть создана только законом и на определенный срок.

 

Статья 118

 

Закон регулирует денежное обращение и банковскую систему, а также меры весов, единицы измерения и стандарты.

 

Статья 119

 

Закон регулирует размер заработных плат, вознаграждений, пенсий, компенсаций, пособий, выплачиваемых Государственным казначейством.

 

ГЛАВА VI. ОБЩИЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 120

 

a. Исключая положения частей " b", " c" и " d" статьи 35 этой Конституции, для изменения любого положения этой Конституции поправки должны быть поддержаны двумя третями членов Консультативного совета и Палаты депутатов и одобрены Королем.

b. Если поправка к Конституции отклонена, то она не может быть вновь рассмотрена ранее чем через год после такого отклонения.

c. Не допускается предлагать поправки к статье 2 этой Конституции и недопустимо ни при каких обстоятельствах предлагать поправки, касающиеся конституционной монархии и принципа наследного правления в Бахрейне, а также бикамеральной системы и принципа свободы и равенства, установленного этой Конституцией.

d. В период, в который полномочия Короля выполняет другое лицо, не могут быть предложены поправки, касающиеся полномочий Короля, закрепленных этой Конституцией.

 

Статья 121

 

a. Исполнение этой Конституции не нарушает конвенции и соглашения, которые Бахрейн заключил с государствами и международными организациями.

b. Исключая положения части второй статьи 38 этой Конституции, все законы, законы-декреты, декреты, статуты, приказы, эдикты и циркуляры, которые были приняты и вступили в силу до первого заседания Национальной ассамблеи, остаются в силе, если они не были изменены или отменены в соответствии с положениями, установленными этой Конституцией.

 

Статья 122

 

Законы публикуются в " Официальной газете" в течение двух недель с момента их одобрения и вступают в силу через один месяц с момента опубликования, этот период может быть сокращен или продлен, если законом это будет специально установлено.

 

Статья 123

 

Не допускается приостановление действия любого положения настоящей Конституции, кроме как во время действия военного положения в рамках, предусмотренных законом. Не допускается ни по каким причинам в течение этого периода или во время режима национальной безопасности приостанавливать созыв Консультативного совета или Палаты депутатов и нарушать иммунитет их членов.

 

Статья 124

 

Положения закона действуют только в отношении произошедшего после даты вступления закона в силу и не имеют обратной силы. Закон, если он не касается уголовной ответственности, с одобрения большинства членов Консультативного совета и Палаты депутатов или, если требуют обстоятельства, Национальной ассамблеи может установить, что его положения имеют обратную силу.

 

Статья 125

 

Эта измененная Конституция опубликована в " Официальной газете" и вступает в силу с момента опубликования.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.