|
|||
Примерный Текст доклада : Правовая Семья Израйля.Примерный Текст доклада: Правовая Семья Израйля.
14 мая 1948 г. за один день до истечения мандата Великобритании на территории Палестины Народное правительство Израиля (из местных евреев и представителей международных сионистских организаций) на заседании в Телль-Авивском музее приняло Декларацию независимости Израиля. Провозгласив самостоятельное еврейское государство (Мединат Исраэль), основанное на принципах свободы, справедливости и мира в их понимании израильскими пророками. Были оставлены в силе те британские законы, которые не противоречили Декларации независимости. Некоторые израильские юристы предлагали считать Декларацию независимости конституцией Израиля. В настоящее время в Израиле, как и в Англии, нет единой писаной конституции. Понятие «основной закон» используется в конституционном праве страны, и имеется в виду совокупность законов о структуре госорганов (о парламенте, правительстве, президенте, о контрольных органах и др. ). Правовая система Израиля является смешанной и сочетает черты романо-германской (нормативно-правовые акты) и англосаксонской (судебные прецеденты). В стране также действуют две системы религиозного права -еврейская (Талмуд) и мусульманская, применяемые к представителям соответствующих конфессий. Источниками права Израиля признаются и нормы международного права, не противоречащие законам этого государства. В начале 50-х гг. XX в. в Израиле были приняты Закон о возвращении (1950 г. ) и Закон об израильском гражданстве (1952 г. ). Первый предоставил право на иммиграцию в Израиль Закон об израильском гражданстве автоматически предоставляет израильское гражданство любому еврею-иммигранту, прибывшему в эту страну. Оба закона, будучи весьма далекими от принципа равенства граждан по национальному признаку, а тем самым – от широко прокламируемого в современном мире принципа интернационализма. Тем не менее, как показывает практика их применения, весьма эффективно служат в системе израильского законодательства «объединительным» интересам еврейского сообщества, решению проблем поддержания социальной и национальной общности евреев, проживающих внутри Израиля и за его пределами. На достижение, в конечном счете, этих же целей направлено и семейное право еврейского государства. Так, согласно Закону о юрисдикции раввинских судов, принятому парламентом Израиля в 1953 г., к исключительному ведению этих судебных органов отнесены вопросы, касающиеся браков и разводов евреев. Имея формальную и реальную монополию на решение вопросов, касающихся браков и разводов евреев независимо от их гражданства и места их проживания, иудейское право в процессе его реализации скрепляет не только семейно-бытовые, но и социально-политические, национальные и этнические узы правоверных евреев. В силу этого совсем не случайно, как подчеркивается в израильской юридической литературе, при возникновении споров, касающихся изменения юрисдикции иудейских религиозных судов по рассмотрению брачно-семейных отношений в пользу гражданских судов. Одним из центральных аргументов ортодоксальных религиозных кругов был тезис, согласно которому ограничение круга вопросов, рассматриваемых религиозными судами в области семейного права, в значительной мере подорвет национальную этническую и социально-политическую общность евреев. Наряду с названными общими для всего еврейского сообщества и государства проблемами, иудейское религиозное право в тесной взаимосвязи и взаимодействии со светским правом решает и многие другие аналогичные им задачи. Среди них особо выделяется круг вопросов, непосредственно связанных с национально патриотическим воспитанием иудеев, с воспитанием их в духе преданности своему народу и лояльности Израильскому государству. Решению данных вопросов традиционно уделялось огромное внимание в религиозных законах, священных книгах, заповедях и писаниях1. Не меньшее внимание в религиозном и светском законодательстве Израиля им уделяется и сейчас. Об этом свидетельствует как государственная и общественная жизнь Израиля, так и действующее законодательство. В качестве примера можно сослаться на принятый в 1953 г. Закон о государственном образовании, в котором закрепляется «цель государственного образования», сводящаяся, прежде всего, к тому, чтобы построить систему «первоначального обучения в стране на основе ценностей еврейской культуры», «преданности своему государству и еврейскому народу Примерами национально-патриотической направленности действующего законодательства Израиля могут служить и другие нормативно-правовые акты, в частности Законорадиовещании в стране – «The Broadcasting Authority Law» (1965 г. ). Согласно этому акту на руководящий орган, отвечающий за все радиовещание и телевидение Израиля, среди прочих возлагается задача содействовать с помощью радио– и телевизионных программ «углублению знаний и укреплению связей» радиослушателей и телезрителей «с еврейским наследием и его ценностями», а также способствовать достижению целей воспитания граждан Израиля в духе преданности своему государству и еврейскому народу, которые стоят перед системой государственного образования в стране. Данный опыт по воспитанию уважения и патриотизма граждан в отношении своего народа и государства целесообразно использовать в современной России, которая переживает серьезный кризис правосознания.
|
|||
|