Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Послесловие 7 страница



 

XXIII

 

Господь был милостив к Своим Угодникам: Царская Семья была взята из земной жизни вся вместе, одновременно. И в этом чудесном явлении нельзя не видеть действия Промысла Божьего. Как бы в награду за Их безграничную взаимную любовь, крепко связывавшую всех Членов Царской Семьи в одно, единое, нераздельное целое, момент разлучения души и тела наступил для Них одновременно.

Наследник, как мы знаем, жил под постоянной угрозой смертельной опасности и неоднократно был на краю смерти, но каждый раз Господь спасал Его, как будто желая сохранить единство Семьи.

Истинный смысл событий, совершающихся по Промыслу Божьему, часто остается сокровенным для современников и становится понятным лишь много лет спустя. Когда страшная правда о трагической гибели всей Царской Семьи стала известна, многие современники особенно сокрушались о жестокой судьбе Великой Княжны Ольги Николаевны; вспоминали недавнее сватовство Наследного Принца Румынского Карола и решительный отказ юной Великой Княжны, заявившей, что Она никогда не выйдет замуж за иностранца и никогда не покинет пределы России; и вот, как казалось тогда, вместо того, чтобы стать Королевой Румынской и начать молодую счастливую жизнь, Она погибла мученической смертью в страшном застенке. И только теперь, после многих десятилетий, истинный смысл всего совершившегося по воле и по величайшему милосердию Божьему раскрылся перед нами, и стало ясным, что если бы Великая Княжна Ольга Николаевна приняла предложение Принца Карола, Ее жизнь была бы преисполнена великих скорбей: несчастный брак с безнравственным человеком; разбитая семейная жизнь; королевский престол на короткое время, а затем революция и беженское существование в изгнании; но самым тяжелым испытанием были бы для Нее нестерпимые нравственные страдания от сознания, что из всей Ее горячо любимой Семьи Она одна осталась в живых, и от мучительных переживаний и неотвязчивых мыслей, которые преследовали бы Ее до последнего дня, о трагической судьбе Ее Державных Родителей и Августейших Брата и Сестер [40]. В от, что ждало Ее на этом пути. Тогда как теперь, вместе со всей Царской Семьей, Она навсегда вошла не только в русскую историю, но и в историю Российской Православной Церкви, как святая царевна - св. Мученица Благоверная Великая Княжна Ольга, и память о Ней будет свято храниться из рода в род до скончания века.

Царская Семья была призвана предстать перед Престолом Божиим вся вместе, и это великое знамение Божие само по себе указывает на то, что Царственные Страстотерпцы, как и первые христианские мученики, были прославлены Самим Господом с самого момента принятия Ими мученических венцов.

***

В 1981 году Русская Православная Церковь заграницей, являющаяся единственной законной преемницей Российской Православной Поместной Церкви, канонизировала Царскую Семью вместе с сонмом других Новомучеников от безбожной власти убиенных. Торжества канонизации имели место в Нью-Йорке 31 октября/1 ноября, при участии 15 архиереев, во главе с Митрополитом Филаретом, и многочисленного духовенства и в присутствии всех здравствующих Членов Дома Романовых и огромного числа молящихся, съехавшихся со всех стран русского рассеяния.

 

XXIV

 

Мы закончим наш скромный труд несколькими выдержками из замечательного доклада Епископа Нектария Сеаттлийского (Епископ Нектарий (Концевич) Сеаттлийский, в Бозе почил 6 февраля н. с. 1983 г., погребен в Свято-Троицком Монастыре, на братском кладбище), посвященного прославлению Царской Семьи и всех Новомучеников Российских, прочитанного им на Съезде Русской Православной Молодежи, состоявшемся в гор. Сан-Франциско (Калифорния) в августе 1981 года, незадолго до канонизации.

" Предстоящее прославление может иметь величайшее духовное и историческое значение, так как оно может открыть путь к возрождению России и спасти ее от окончательной гибели в тисках богоборческой власти. Конечно, все это будет зависеть от того, как воспримут это событие оставшиеся еще верующими православные люди на Родине и как воспримем его мы, находящиеся в рассеянии на чужбине".

" Особенно важно отметить мученическую кончину нашего Государя, Императора Николая Александровича, и Его Семьи. Он был последним монархом, помазанным святым миром на царство".

" Государь-Помазанник Божий, священное лицо, носитель особой силы благодати Духа Святого. Эта божественная сила, действующая через Помазанника Божия, удерживала распространение зла, тайны беззакония. Апостол Павел во Втором послании к Фессалоникийцам пишет: " Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь". Диавол уже как бы давно рвется и силится явить миру Антихриста, но не может, потому что еще в наше время Божественная благодать, сугубо действующая через Помазанника Божия, удерживала и не давала этой возможности. Тайне беззакония необходимо было, чтобы получить свободу действия, взять от среды Удерживающего, что и произошло по попущению Божию за грехи всего русского народа. Итак, Удерживающий взят от среды, и с этого момента все мы являемся свидетелями безудержного разгула и распространения зла во всем мире. Совершилось страшное злодеяние - цареубийство. Убит Государь, Помазанник Божий, Покровитель Православной Церкви, Глава православного государства, убит Удерживающий. Из сказанного абсолютно ясно, что это злодеяние было ритуальным, а не политическим убийством, о чем свидетельствует также и кабалистическая надпись [41] на стене Ипатьевского дома, где было совершено это поистине сатанинское злодеяние. Подобно тому, как Христос был распят за грехи всего мира на Голгофе, всеми оставленный, так и Государь принесен в жертву за грехи всей России, также всеми оставленный. Никто не оказал помощи своему Государю в дни Его тяжких испытаний, когда Он был узником богоборческой сатанинской власти. Поэтому, смертный грех цареубийства тяготеет над всем русским народом, а в особенности над теми, кто принимал участие в этом злодеянии, а в какой-то степени над каждым из нас. И если это так, то для того, чтобы иметь хотя бы маленькую надежду на снятие греха с совести России, необходимо, помимо нашего сугубого покаяния, прославить Государя во главе всех русских новомучеников. Ведь, принял Он мученическую кончину за Православную Веру, Святую Церковь, за Отчизну". " Трагедия Царской Семьи как бы заклятием легла на Русскую Землю, став символом, пророком длинного крестного пути России, гибели десятков миллионов ее сынов и дочерей. Канонизация Царственных Мучеников явится для России снятием с нее греха цареубийства и окончательно освободит ее от злых чар".

" У нас теплится надежда, что когда весть о прославлении Государя, во главе всех Новомучеников Российских, достигнет еще верующего православного русского люда на Родине, который вместе с нами осознал тяготеющий над Россией грех цареубийства, он с покаянными слезами будет молить Господа о прощении и в молебном пении всем сердцем будет призывать помощь Царя-Мученика: " Святый Царю-Мучениче и Страстотерпче Николае, со всеми Новомучениками Земли Русской, молите о нас грешных! ", - тогда верим, что Государь, печальник страждущей России, поклонится Престолу Божию и сотворит сугубую молитву о спасении России и нас грешных. Кровь мучеников вопиет к небу, и Господь, внемля нашему покаянному воплю и услышав святую молитву Своего смиреннейшего раба, нашего Царя-Мученика, в силе сотворить чудо и, сняв с совести русского народа тяжкий грех цареубийства дыханием уст Своих, может сдунуть с лица Русской Земли коммунистическое иго и всю нечистоту богоборческой власти. У Господа все возможно, в силе Он печаль на радость преложить и воскресить Святую Православную Русь".

 

Послесловие

 

У читателя может возникнуть вопрос: если Император Николай II действительно был человеком сильной воли, каким образом объяснить некоторые Его поступки, которые обыкновенно свойственны людям слабохарактерным?

Это объясняется многими особенностями сложного духовного склада Государя и прежде всего редким сочетанием непреклонной воли и мягкосердечия, при наличии большого и тонкого ума. У Него совершенно отсутствовали такие черты, как властность, высокомерие, резкость, напористость, которые часто ошибочно принимаются за проявление твердости воли. Напротив, Он отличался крайней скромностью, душевной мягкостью, чрезвычайной добротой, природным благородством, верностью Своему слову, исключительной душевной деликатностью, бережным отношением к чужому самолюбию, сердечностью и отзывчивостью. Будучи скромным и мягкосердечным, Он умел, однако, когда это требовалось обстоятельствами, держать Себя властно, повелевать или прямо и смело выражать Свое неудовольствие в строгих и решительных словах, но всегда в спокойной и корректной форме. В обращении с людьми Он был прост и приветлив, но не допускал переступать границу, определяемую Его царским саном. Постоянной упорной работой над Собой Он развил в Себе сверхчеловеческое самообладание и никогда не выражал сколько-нибудь явно Своих переживаний. Под покровом этих и многих других положительных душевных качеств Императора Николая II скрывались Его упорная, настойчивая, пружинистая, но не ломающаяся, стойкая и спокойная непоколебимая воля, сильная душа и мужественное сердце. По Своей природе Государь был очень замкнут. Он никогда никому не открывал до конца Своего сердца. Быть может, только одна Государыня действительно знала всю глубину Его души, сердца и мыслей. Даже многие из Его приближенных не знали своего Государя. Незнание порождало непонимание, а непонимание часто приводило к ошибочному толкованию и даже к осуждению Его поступков, что в свою очередь служило источником ложных слухов и сплетен, повторяемых в обществе, а оттуда проникавших в более широкие круги. Здесь они перерабатывались уже в злонамеренную клевету, которая широко распространялась в целях революционной пропаганды. Так родилась легенда о слабоволии Императора Николая II.

Что касается конкретного серьезного вопроса о том, почему Император Николай II, обладая сильной волей, не сумел подавить февральский бунт, выросший в революцию, то мы достаточно подробно рассмотрели на основании достоверных фактов те события, которые зависели или могли зависеть от Его волевой характеристики, и нам остается лишь снова напомнить исторические, записанные в день отречения, чеканные слова Государя: " кругом измена, и трусость, и обман", добавив к ним, что эта измена была для Него неожиданным предательским ударом в спину со стороны людей, пользовавшихся Его безграничным доверием, - страшным ударом, которого Он не мог ни предвидеть, ни предотвратить, ни устранить.

 

Примечания

 

1. От Своих наставников Он знал, что воспитание не заканчивается в юношеском возрасте, что для того, чтобы успешно пройти свой жизненный путь, необходимо продолжать постоянно работать над собой и что борьба со своими недостатками и развитие природных талантов есть нравственный долг каждого человека. И Он добросовестно следовал этим мудрым наставлениям. Однажды, много лет спустя, уже в зрелом возрасте, в беседе с одним из приближенных, когда разговор коснулся свойственной некоторым людям раздражительности, Государь, слегка улыбнувшись, сказал: " О, эту черточку я уже давно подавил в себе". Это замечание и дневник, который Он вел с ранних лет и почти до последнего дня жизни, свидетельствуют о том, что Государь всегда стремился к самосовершенствованию.

 

2. От Королевы Виктории Государыня Императрица Александра Феодоровна унаследовала, как передатчица, роковую болезнь гемофилию. которую Она передала Своему сыну Наследнику Цесаревичу Алексею Николаевичу. См. The Last Courts of Europe - A Royal Family Album 1860-1914. Introductory text by Robert K. Massie. J. M. Dent and Sons Ltd., London, 1981, стр. 25.

 

3. Для проведения исторической параллели, здесь уместно напомнить о неудачном сватовстве безвременно скончавшегося Наследника Английского престола Принца Эдуарда, старшего брата будущего Короля Георга V и двоюродного брата Императора Николая II. Получив в 1890 году решительный отказ от Принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской (будущей Императрицы Александры Феодоровны), он сделал предложение Принцессе Елене Французской, дочери графа Парижского, претендента на Французский престол. Родители с обеих сторон, а также бабушка Принца Эдуарда Королева Виктория, весьма приветствовали это сватовство. Невеста, будучи римско-католического вероисповедания, согласилась перейти в Англиканскую церковь. Однако, Папа не разрешил этого брака, и он расстроился. Принц Эдуард не сумел преодолеть даже этого единственного, и казалось бы лишь формального, препятствия.

Несколько расширив рамки нашей исторической параллели, укажем на другой пример двух мерок, который постоянно применяются к России и ее царствующей династии, с одной стороны, и к другим странам, с другой. Отец упомянутого Принца Эдуарда, Король Эдуард VII, унаследовавший от своей матери, Королевы Виктории, великую империю, окончательно свел роль английского конституционного монарха к нулю. Но, несмотря на то, что он вошел в историю, лишь как законодатель мужских мод, почти не занимался государственными делами и отличался исключительной ленивостью и весьма сомнительной нравственностью, он никогда не подвергался критике, как неспособный, слабовольный и безответственный монарх, но, напротив, до сих пор пользуется в англо-саксонском мире положительной оценкой. См. The Last Courts of Europe. A Royal Family Album 1860-1914. - Op. cit., стр. 9-17.

 

4. На Западе поняли беспримерные трудности этой борьбы за десяток тысяч верст от источников силы страны только через пятьдесят лет, когда могущественная держава - США, полностью владея путями сообщения и располагая не только морскими, но и воздушными транспортными средствами, не смогла одолеть крохотный Вьетнам и была вынуждена отказаться от продолжения этой колониальной войны.

 

5. Не такого мира ожидали упоенные вестями о победах японские народные массы. Когда условия договора были опубликованы, в Японии разразились сильнейшие волнения; города покрылись траурными флагами; на улицах воздвигались баррикады, жгли здание официальной газеты " Кокумин"; но когда дело дошло до ратификации в парламенте, - протесты смолкли: " Характерен же, в самом деле, факт", заявил, защищая договор, японский главнокомандующий Ояна, " что после целого года, победоносно завершившегося для нас " Мукденом", японская армия в течение пяти с половиной месяцев не решилась перейти в наступление".

 

6. Американский исследователь эпохи Т. Деннет писал в 1925 году: " Мало кто теперь считает, что Япония была лишена плодов предстоявших побед. Преобладает обратное мнение. Многие полагают, что Япония была истощена уже к концу мая и что только заключение мира спасло ее от крушения или полного поражения в столкновении с Россией". Tyler Dennet. Roosevelt and the Russo-Japanese War. New York, 1925 (p. 297).

 

7. Один из них, К. Г. Нагорный (ныне св. муч. Климент), беззаветно преданный Царской Семье, добровольно последовал с Ней в ссылку в Сибирь и геройски погиб в Екатеринбурге. 1 ноября 1981 г. Он был причислен Русской Православной Церковью Заграницей к лику святых.

 

8. До конца разделивший судьбу Царской Семьи, д-р Е. С. Боткин (ныне св. муч. Евгений) был расстрелян вместе с Ней в подвале Ипатьевского дома, а в 1981 г. - канонизирован одновременно с Царственными Мучениками.

 

9. Невежественные и, в большинстве своем, чуждые Православию и даже, вообще, христианству, политические противники Государя называли Его в своей клеветнической литературе человеком неумным, малообразованным, слабым и с культурным уровнем армейского (почему " армейского"? ) полковника!

 

10. Профессор Нью-Хемпширского университета С. Desrosiers. High Noon or Midnight: The Alternatives facing the Orthodox State, p. 2 (unpublished manuscript). Русский перевод готовится к печати: Православная государственность на повороте к величайшему расцвету или упадку.

 

11. На одном из заседаний II-й Думы П. А. Столыпин сказал о левых депутатах и их единомышленниках свои знаменитые слова: " Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия". (С. С. Ольденбург, op. cit., стр. 379).

 

12. Протоиерей о. Иоанн Сторожев, имя которого упоминается во всех трудах, касающихся Екатеринбургского злодеяния, еще ждет своего биографа. Он был большим русским человеком, горячим патриотом и истинно-православным пастырем. Ему было суждено быть последним верноподданным русским православным человеком, видевшим в живых своего Царя и Его Августейшую Семью за два дня до принятия Ими мученических венцов. После крушения Белого движения, он оказался в гор. Харбине, в Маньчжурии, бывшем в то время центром русской эмиграции на Дальнем Востоке, где он преподавал Закон Божий в средних учебных заведениях. Пишущий эти строки был одним из его многочисленных учеников, начиная с 1920 года, когда он еще не вполне оправился после душевного потрясения, пережитого им в Екатеринбурге.

Он получил прекрасное юридическое образование, после чего поступил в судебное ведомство, где быстро выдвинулся, как блестящий прокурор; однако, обязанности обвинителя не соответствовали его душевному складу, и чрез некоторое время он перешел в адвокатуру; но здесь он окончательно разочаровался в современном судопроизводстве, хотя бы и наиболее совершенном, каковым оно было в дореволюционной России, и, оставив свою карьеру, обещавшую ему блестящее будущее, он нашел, наконец, свое настоящее призвание и, по духовному влечению, принял священство.

Богослужения, которые о. Иоанн совершал в большом школьном храме, открытом также и для посторонних, привлекали множество молящихся. Служил он проникновенно, передавая присутствовавшим свою высокую духовную настроенность и горячую, от сердца исходящую, искреннюю веру. Проповеди его всегда отличались глубиной содержания и красотой формы. Будучи широко образованным человеком, обладавшим недюжинным ораторским талантом, он умел, как исключительно ревностный пастырь, проникать в самую глубину души своих слушателей. Но особенно сильное впечатление производили богослужения, совершаемые им в траурные дни Царской Семьи, и проповеди, сказанные им после панихиды, в особенности в день Ее убиения, 4/17 июля. Стоя на амвоне перед своей паствой, он держался прямо, говорил громким, но ровным и спокойным голосом. Взор его был устремлен вдаль, поверх толпы молящихся, и из его голубых глаз неудержимо лились по щекам слезы. Казалось, что в эти минуты он наяву видел перед собой Царственных Мучеников и что Они невидимо присутствуют в храме. Вместе с ним плакала почти вся церковь, местами слышались рыдания. Каждое слово затрагивало самые сокровенные струны души и сердца. Эти проповеди оставляли неизгладимо сильное впечатление на всю жизнь. Даже сейчас, через шестьдесят с лишним лет, их нельзя вспоминать без глубокого душевного волнения.

 

13. Революция 1917 года остановила этот процесс. Русский язык был безобразно опошлен, а русская письменность изуродована введением так называемой " новой орфографии". Русские люди, пребывающие заграницей, как это не удивительно, смирились с этим " завоеванием революции", будучи, как следует полагать, дезинформированными (см., например, возмутительную редакционную статью в журнале " Русский Инвалид", выпуск № 173, стр. 3, октябрь 1981 г., Париж) и совершенно неосведомленными в этом вопросе, который требует, поэтому, разъяснения. Задача орфографии всякого языка состоит в том, чтобы возможно точнее передать в письменной форме невысказанную мысль или живую речь. Наше до-революционное правописание, блестяще разрешившее все трудности этой задачи, достигло совершенства в осуществлении этой цели и стояло на первом месте среди современных языков. Оно представляло собой богатейшее тысячелетнее культурное наследие русского народа. Благодаря своему церковному происхождению, русская письменность, неразрывно связанная Промыслом Божием с Церковью, отличалось этой драгоценнейшей особенностью, которой не обладал ни один народ. Во время революции это наследство было варварским образом уничтожено в ходе планомерного всероссийского разгрома церковных, национальных, исторических, культурных и других богатств нашей Родины.

План изуродования русской письменности был задуман революционерами еще в первой половине прошлого столетия, когда зародилось революционное движение. Он был предпринят не по каким-либо " научным" или " академическим" соображениям, а исключительно по соображениям политическим или, точнее, антирелигиозным. Единственная цель этого плана состояла в том, чтобы разорвать тесную связь между русской письменностью и церковнославянским языком, оторвав наше правописание от его церковных корней. Во время смуты 1905-1906 г. г. Российская Императорская Академия Наук, действуя под давлением революционных левых кругов, поручила особой подкомиссии разработать проект реформы русской орфографии, но не в целях ее улучшения, а упрощения, что неизбежно связано с ухудшением. Когда подкомиссия закончила свою работу, проект был опубликован в печати, но подвергся резкой критике со стороны большинства общественности, в том числе даже левых кругов, из числа принадлежавших к более высокому культурному уровню. В конечном счете, как только революционный дурман рассеялся, Академия Наук решительно отвергла этот проект, и вопрос о реформе нашей орфографии более не поднимался вплоть до революции 1917 года. Таким образом, утверждение, что эта реформа была якобы одобрена еще при царском правительстве, является чистым вымыслом. Однако, после прихода к власти масонского Временного Правительства, оно самовольно, без одобрения Академией Наук или какого-либо другого научно-академического органа, ввело забракованную " новую орфографию", которую было бы правильнее назвать " расцерковленной орфографией". Тем не менее, с началом осенью нового учебного года, это распоряжение министра просвещения не было выполнено большинством учебных заведений, встретив протест со стороны педагогических советов и родительских комитетов. Только после большевистского переворота советская власть сделала ее, с помощью террора, обязательной и внесла в нее новые " научные улучшения". Если наше дореволюционное правописание было, как сказано выше, единственным в своем роде, благодаря своему церковному происхождение, то советская орфография также не имеет себе равной в мире, но по совершенно противоположной причине: это единственная существующая в мире орфография, согласно которой слово " Бог" имеет только одно написание со строчной буквы и, следовательно, не может передать понятие Единого Бога, а потому оно с полным правом может именоваться " безбожной" или " богоборческой".

 

14. От этой формулировки ведет свое начало наш национальный девиз " За Веру, Царя и Отечество", выражающий идеалы русского народа, которые воодушевляли русских людей на ратный под-виг и на служение государству и за которое они готовы были отдать свою жизнь. Насколько он выше по своему духовному содержанию девизов других стран: " Deutschland uber alles" (Германия); " Liberte, Egalite, Fratemite" (Франция); " Rule Britannia" (Англия); девиза ордена иллюминатов: " Novus ordo seclorum", значущегося на долларовых банкнотах США; и пр.

 

15. Сохранилась ли эта икона, да и сам монастырь, после всероссийского погрома и осквернения святынь, нам неизвестно. Но ее литографическое воспроизведение имеется заграницей в частных руках.

 

16. Вина Петра Великого усугубляется тем, что, вступая на престол, он унаследовал подробный план необходимых реформ во всех областях государственной жизни, разработанный сподвижником Царя Алексея Михайловича ближним боярином А. Л. Ординым-Нащокиным, который говаривал, что " учиться доброму не плохо и у своих врагов". Разработанный под его руководством план полностью соответствовал идеалам Святой Руси и сохранял в неприкосновенности все черты свято-русского быта. Петру оставалось лишь осуществить этот план.

Апологеты Петра Великого, особенно мало знакомые с русской историей иностранцы, обычно оправдывают его бессмысленные реформы и коренную ломку всего старого государственного и народного уклада жизни двумя доводами: во-первых, небоеспособностью, по их мнению, московского войска, возглавляемого якобы некомпетентными воеводами, вследствие чего, без петровских реформ, Московское государство могло бы стать легкой добычей для его соседей; и, во-вторых, крайней отсталостью Московской Руси, по сравнению с другими европейскими странами, на пути цивилизации, материального прогресса, технических достижений и пр. Оба эти утверждения несостоятельны.

Военная мощь нашей Родины сложилась не со вчерашнего дня и имела за собой многовековую славную историю. Неблагодарная центральная Западная Европа никогда не отдавала себе отчета в том, что своему процветанию она была обязана двум государствам и их народам: со стороны востока ее защищали от разгрома варварами русские восточные славяне, принимавшие на себя наиболее жестокие удары, а со стороны запада - испанский народ. Вот почему между историей и национальным бытом России и Испании существует такое близкое сходство. Регулярные войска существовали в Московской Руси задолго до Петра Великого: старейшим полком Российской Императорской Армии был 13-й лейб-гренадерский Эриванский Царя Михаила Феодоровича полк, со старшинством 1630 года. Наконец, чтобы убедиться в военных талантах московских воевод, достаточно ознакомиться хотя бы с кампанией 1654 года в войне с Польшей.

Что же касается второго довода - общей отсталости Московской Руси, - то необходимость и полезность подобных реформ полностью опровергаются поразительным примером Японии. Будучи до 1868 года феодальным государством, не имевшем никакого понятия об европейской цивилизации и современных достижениях науки и техники, Япония через всего лишь 35 лет блестяще восприняла все полезные и ценные плоды этой цивилизации и достигла быстрого развития современной культуры, создала сильную армию и флот, преобразовала систему народного образования и пр., но бережно сохранила в целости свои духовные ценности, свой государственный строй и национальный быт. А через год она уже сама напала на могущественную европейскую державу, Россию, и победоносно сражалась с русскими сухопутными и военно-морскими вооруженными силами. Проиграв, вместе со своими союзниками, Вторую Мировую войну, и будучи поставленной на колени атомными бомбами, она не отказалась от своего многовекового духовного наследия, и ее противники не пытались ни уничтожить, ни изменить его, так как отлично понимали, что они могли бы этого добиться только слишком дорогой ценой.

 

17. Единоверцы-старообрядцы, признавшие правила, утвержденные 27 октября 1800 года, при Императоре Павле I, по которым старообрядцы принимают православных священников от законных архиереев, но удерживают старину в обрядах и церковных книгах.

 

18. Белорусы принадлежат к младшей из трех ветвей великого русского народа: великоруссов, малороссов и белорусов. В древние времена Белоруссия охватывала княжества Полоцкое, Витебское, Мстиславское и Смоленское. На протяжении своей многострадальной истории Белоруссия долгое время находилась под владычеством Литвы и Польши, и ее население подвергалось жестоким гонениям и притеснениям со стороны католиков. В настоящее время она является одной из частей России, служащих предметом вожделений для наших врагов, стремящихся к ее расчленению.

 

19. В связи с вопросом прославления святых напрашивается любопытное сравнение. С одной стороны, мы знаем, как благоговейно прославляла своих святых Русская Православная Церковь, как восстанавливалось их почитание в случае допущенных ошибок, какое живое участие принимал в этом деле Император Николай II, проявляя личную инициативу, всячески способствуя работе Св. Синода, оказывая свое влияние для устранения задержек в принятии решений, и пр.

С другой стороны, мы видели, как в наш век почти всеобщего богоотступничества на Западе рухнула могущественная Римско-Католическая церковь, казавшаяся несокрушимой твердыней, - рухнула, будучи подорванной изнутри, с невероятной быстротой, в течение всего лишь одного десятилетия, в шестидесятых годах, в результате модернистических и других реформ, предпринятых двумя римскими первосвященниками, Иоанном XXIII и его преемником Павлом VI, и утвержденных Вторым Ватиканским собором. В ходе этих реформ из католических святцев были вычеркнуты десятки, если не сотни, святых, в том числе такие особенно почитаемые во всем христианском миpе святые, как св. Георгий Победоносец, свят. Николай Мир-Ликийских Чудотворец, св. Великомученица Екатерина, св. Великомученица Варвара и многие другие. См.: " 1971 Catholic Almanac. " Felician A. Foy, O. F. M., Editor. Doubleday & Co., Inc., Garden City, N. Y.

 

20. Как мы увидим далее из многочисленных примеров, исключительное мужество, отличающее людей, обладающих сильной волей, было одной из наиболее ярко выраженных черт духовного облика Императора Николая II.

 

21. Нет ничего более ошибочного, чем общепринятая сравнительная оценка Вел. Кн. Николая Николаевича, как " сильного человека", а Государя - как " человека слабого". В действительности, эти стороны их духовного облика были совершенно противоположными, но в обратном смысле.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.