|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Традиции, обычаи и обряды. Масленицы
Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это – веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Об этом празднике знают практически все. Но если задать конкретный вопрос: что такое Масленица, – ответы прозвучат довольно разные. Для кого-то она связана с весельем и массовыми гуляниями, кто-то видит в ней один из этапов подготовки к Великому посту. Ну, а кому-то вспомнится известный мультик Роберта Саакянца «Ишь, ты, Масленица».
Традиции, обычаи и обряды Масленицы Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница. Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для России и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года. Масленица по дням недели День первый — «Встреча». В понедельник, первый день Масленицы, было принято обсуждать время и место грядущих народных гуляний. Заканчивали приготовления к проводам зимы – мастерили чучело и принимались печь блины. Масленица по дням недели. День второй – «Заигрыш». Во вторник организовывали смотрины невест, чтобы сразу после поста сыграть свадьбу. В крупных деревнях устраивали представления, главным действующими лицами которых были Масленичный Дед и Петрушка. День третий – «Лакомка». В среду теща приглашала на блины зятя. Основным развлечением в этот день считалось выпекание и поедание блинов. На Лакомку можно было есть столько, сколько пожелается. День четвертый – «Разгул». С четверга запрещалось работать. Люди целиком и полностью предавались народным гуляниям – катались на санях и лошадях, организовывали кулачные бои. Масленица по дням недели. День пятый – «Тёщины вечёрки». В пятницу теща с другими родственницами и подругами гостевала у зятя, а блинами угощала ее дочь. Оборудованием и расходными материалами для выпекания блинов молодую жену снабжали ее родители.
День седьмой – «Прощёное воскресенье». В воскресенье люди просили друг у друга прощения за все обиды и ссоры. Вечером поминали умерших. Кроме того, на седьмой день ходили в баню, сжигали олицетворяющее плодородие чучело Масленицы, а также все ненужные вещи.
Составитель: библиотекарь читального зала Чеботарева А. Р.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|