Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия».



 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Семинар

Тема: Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия».

Вопрос: Образ Города и Дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия».

Выполнил обучающийся              Михайлова Ирина Александровна

группы                                                                   (ФИО)

    СКТ/БЗ441-2/1                                                                 

(номер группы)                                              (подпись, дата)

Направление подготовки 51. 03. 03 Социально-культурная деятельность

Направленность                 Менеджмент социально культурной

подготовки                                                   деятельности

Форма обучения                     заочная

Проверил преподаватель         Лопачева Мария Каиржвновна

(ученая степень, ученое звание, должность, ФИО)

 

                                                                                                      

                                                                                                     (подпись, дата)

 

 

Санкт-Петербург

 

 

Образ Города и Дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия».

Образ Города

Город в романе «Белая гвардия» — это особый организм, который существует на страницах романа как нечто живое.


Автор показывает, насколько Город не готов к тем революционным изменениям, которые начали происходить в стране. Размеренность, покой присущи его жителям: «Зимой, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города, на горах, и Города нижнего, раскинувшегося в излучине замёрзшего Днепра…»

Однако постепенно всё начинает меняться. Сначала малозаметные волнения пробегают по улицам. Булгаков повествует о том, что зима 1918 года была особенной для всех жителей, поскольку она не была похожа на все остальные. Город наполнялся приезжими людьми с необычайной скоростью. Народ бежал из Москвы, ставшей местом борьбы за новую жизнь: «Город разбухал, ширился, лез, как опара из горшка».


Существование людей изменилось, на место покоя и размеренности пришло чувство страха за свою привычную жизнь. По мысли писателя, большевиков боялись все, но особой, трусливой ненавистью. Люди находились в некотором оцепенении. Автор показывает, как постепенно, со временем, меняется облик города. Теперь он озабочен теми революционными событиями, которые происходят не только в соседних государствах, но и в собственной стране.

Особое внимание следует уделить описанию жизни Города уже во времена непрекращающихся военных действий: «Кругом Города, то здесь, то там, закипит грохот, потом прервётся… Но Город ещё в полдень жил, несмотря на грохот, жизнью, похожей на обычную… И вот в полдень с Печерска завёл музыку весёлый пулемёт. Печёрские холмы отразили дробный грохот, и он полетел в центр города».

Так «весёлый пулемёт» и разорвал, растерзал, измучил тишину и покой, некогда царивший здесь. Боль и страдания становятся естественными спутниками каждого жителя. Разруха также сделала своё дело: тысячи голодных истерзанных людей искали выхода из такой действительности, но, к сожалению, конца революции следовало ожидать ещё не скоро.

«Велик был и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней» — данные строки свидетельствуют, насколько беспощадной была эпоха революционного времени.

Автор показывает бессмысленность гражданской войны и считает, что нельзя достичь счастья за счёт человеческих жизней, боли и страдания.

Булгаков пишет: «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто. Просто растает снег, взойдёт зелёная украинская трава, заплетёт землю… выйдут пышные всходы… задрожит зной над полями, и крови не останется и следов. Дешёва кровь на червонных полях, и никто выкупать её не будет». Данное отступление выражает отношение автора к революционной действительности.

Булгаков не может легко относиться к человеческой жизни. Он считает, что ни одно действие, направленное на благо будущих поколений, невозможно оправдать, если оно хоть самым малым образом связано с жестокостью и унижением достоинства другого человека.

В «Белой гвардии» Булгаков создает такой образ Города, в первую очередь, для того, чтобы дать более полную характеристику тем событиям, которые происходили в стране. Частное и общее весьма тесно переплетаются на страницах романа, жизнь отдельных людей и жизнь всего Города находятся в такой зависимости друг от друга, что невозможно отделить одно от другого.

 

Город — тоже живое существо. Названия города, в котором происходит действие романа, автором не указывается, но за этим безымянным героем, Городом — исполином, угадывается реальный город — Киев.

Булгаков указывает, что это украинский город. Упоминается в романе и Крещатик — известная и по сей день существующая, красивейшая улица украинской столицы: «Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром».

 

Этот булгаковский Город- модель всей страны и зеркало раскола. Красный, дрожащий Марс над городом — знамение крови, которая льется в Киеве и по всей стране. Таким образом, булгаковский Город — своего рода микромир всей России, погрязнувший в жестокости, насилии гражданской войны.


Образ Дома

Гражданская война… Хаос… Выстрелы… Непогода…
Город. Ощущение тревоги, которое испытывают все. Страх в душах людей.

Где найти покой?

М. Булгаков приводит своих героев в семью. Именно она, семья Турбиных, противостоит кошмару и ужасу, царящему в Городе. Город — это страх.

Дом — это кремовые шторы и накрахмаленная скатерть. Это сами Турбины. Только здесь, где стоят на столе розы, где женщина — полубог, отогреваются люди от стужи и холода Города и обретают покой и душевное равновесие.


Для Булгакова, и в жизни, и в книгах, семья — это святое, это место, где человек обретает покой, которого ему так не хватает за пределами дома. Закон этой семьи — честь. Честь не только в верности отечеству, присяге, но и в верности и преданности всем членам семьи. А еще в этой Семье культ порядочности. Порядочности во всем: и в отношении друг к другу, и в отношении к тем, кто приходит в дом Турбиных.

«Белая гвардия» — роман о страшном буране гражданской войны, которая сотрясает дом Турбиных, где «лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным, старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, «Капитанской дочкой». Книги, взрастившие молодых Турбиных. Уют, поэзия дома, тепло семьи… Изразцовая печка в столовой становится чуть ли не символом устойчивости, нерушимости этой семьи.
«Белая гвардия» Булгакова насыщена деталями быта, предметами, которые окружают героев. Это такие же «говорящие» предметы, как и «полка книг» в деревенском доме Лариных для Татьяны, «лорда Байрона портрет» в кабинете Онегина, нянин сундук, на котором девочки семьи Ростовых поверяли друг другу свои тайны. Эти вещи входят в духовный мир героев, но и вещи как бы вобрали в себя их таинственный и поэтический мир. Детали быта особенно важны, потому что любой дом, любая семья — это любимые каждым членом семьи безделушки, какие-то дорогие именно его сердцу.

Молодым Турбиным жизнь «перебило на самом рассвете». И все же они устояли, внутренне устояли, сберегли то, что впитали в себя в этом доме, доме, который стал Ноевым ковчегом во время потопа.
Умирающая мать Турбиных, Анна Владимировна, завещала: «Дружно… живите». И они жили дружно. Любили друг друга, любили свой дом и хранили его. Когда Елена все же решила ехать с мужем из города (это же муж! ), она, «похудевшая и строгая», мгновенно стала укладывать чемодан, а в комнате стало «противно, как во всякой комнате, где хаос укладки, и еще хуже, когда абажур сдернут с лампы! »

Абажур становится в романе символом не только Дома, но и Души, человеческой порядочности, совести, чести. Булгаков пишет: «Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, ждите, пока к вам придут».

То, что на протяжении десятилетий высмеивалось как мещанство, было презрительно названо «быт», у Булгакова — фундамент жизни, то, чего нельзя разрушать. Поэтому в доме Турбиных «скатерть, несмотря на пушки и чепуху, бела и крахмальна». В вазе голубые гортензии и две мрачные и знойные розы, «утверждающие красоту и прочность жизни, несмотря на то, что на подступах к Городу — коварный враг, который, пожалуй, может разбить снежный, прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками».
Дом. Семья. «Красота и прочность жизни». За кремовыми шторами мир «грязен, кровав и бессмыслен». А здесь умеют жить: мечтать, читать, веселиться, острить. Там, за порогом Дома, Семьи «тревожно». Это слово постоянно использует автор: «в Городе тревожно». Тревожен взгляд Елены, тревога в благосклонности Тальберга. И эта тревога уходит, лишь когда человек приходит домой. Именно поэтому так часто появляются в доме Турбиных друзья детства — Мышлаевский и Шервинский.
Почему же так тянет героев в семью Турбиных? Да потому, что в основе семьи — любовь. Любовь друг к другу, из которой выросла любовь к каждому человеку. Благотворная семейная любовь, которая сделала дом Домом, семью Семьей. Эта самая важная мысль романа Булгакова «Белая гвардия».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.