![]()
|
|||||||
Тема: Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Семинар Тема: Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия». Вопрос: Образ Города и Дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия». Выполнил обучающийся Михайлова Ирина Александровна группы (ФИО) СКТ/БЗ441-2/1 (номер группы) (подпись, дата) Направление подготовки 51. 03. 03 Социально-культурная деятельность Направленность Менеджмент социально культурной подготовки деятельности Форма обучения заочная Проверил преподаватель Лопачева Мария Каиржвновна (ученая степень, ученое звание, должность, ФИО)
(подпись, дата)
Санкт-Петербург
Образ Города и Дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия». Образ Города Город в романе «Белая гвардия» — это особый организм, который существует на страницах романа как нечто живое.
Однако постепенно всё начинает меняться. Сначала малозаметные волнения пробегают по улицам. Булгаков повествует о том, что зима 1918 года была особенной для всех жителей, поскольку она не была похожа на все остальные. Город наполнялся приезжими людьми с необычайной скоростью. Народ бежал из Москвы, ставшей местом борьбы за новую жизнь: «Город разбухал, ширился, лез, как опара из горшка».
Особое внимание следует уделить описанию жизни Города уже во времена непрекращающихся военных действий: «Кругом Города, то здесь, то там, закипит грохот, потом прервётся… Но Город ещё в полдень жил, несмотря на грохот, жизнью, похожей на обычную… И вот в полдень с Печерска завёл музыку весёлый пулемёт. Печёрские холмы отразили дробный грохот, и он полетел в центр города». Так «весёлый пулемёт» и разорвал, растерзал, измучил тишину и покой, некогда царивший здесь. Боль и страдания становятся естественными спутниками каждого жителя. Разруха также сделала своё дело: тысячи голодных истерзанных людей искали выхода из такой действительности, но, к сожалению, конца революции следовало ожидать ещё не скоро. «Велик был и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней» — данные строки свидетельствуют, насколько беспощадной была эпоха революционного времени. Автор показывает бессмысленность гражданской войны и считает, что нельзя достичь счастья за счёт человеческих жизней, боли и страдания. Булгаков пишет: «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто. Просто растает снег, взойдёт зелёная украинская трава, заплетёт землю… выйдут пышные всходы… задрожит зной над полями, и крови не останется и следов. Дешёва кровь на червонных полях, и никто выкупать её не будет». Данное отступление выражает отношение автора к революционной действительности. Булгаков не может легко относиться к человеческой жизни. Он считает, что ни одно действие, направленное на благо будущих поколений, невозможно оправдать, если оно хоть самым малым образом связано с жестокостью и унижением достоинства другого человека. В «Белой гвардии» Булгаков создает такой образ Города, в первую очередь, для того, чтобы дать более полную характеристику тем событиям, которые происходили в стране. Частное и общее весьма тесно переплетаются на страницах романа, жизнь отдельных людей и жизнь всего Города находятся в такой зависимости друг от друга, что невозможно отделить одно от другого.
Город — тоже живое существо. Названия города, в котором происходит действие романа, автором не указывается, но за этим безымянным героем, Городом — исполином, угадывается реальный город — Киев. Булгаков указывает, что это украинский город. Упоминается в романе и Крещатик — известная и по сей день существующая, красивейшая улица украинской столицы: «Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром».
Этот булгаковский Город- модель всей страны и зеркало раскола. Красный, дрожащий Марс над городом — знамение крови, которая льется в Киеве и по всей стране. Таким образом, булгаковский Город — своего рода микромир всей России, погрязнувший в жестокости, насилии гражданской войны.
Гражданская война… Хаос… Выстрелы… Непогода… Где найти покой? М. Булгаков приводит своих героев в семью. Именно она, семья Турбиных, противостоит кошмару и ужасу, царящему в Городе. Город — это страх. Дом — это кремовые шторы и накрахмаленная скатерть. Это сами Турбины. Только здесь, где стоят на столе розы, где женщина — полубог, отогреваются люди от стужи и холода Города и обретают покой и душевное равновесие.
«Белая гвардия» — роман о страшном буране гражданской войны, которая сотрясает дом Турбиных, где «лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным, старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, «Капитанской дочкой». Книги, взрастившие молодых Турбиных. Уют, поэзия дома, тепло семьи… Изразцовая печка в столовой становится чуть ли не символом устойчивости, нерушимости этой семьи. Молодым Турбиным жизнь «перебило на самом рассвете». И все же они устояли, внутренне устояли, сберегли то, что впитали в себя в этом доме, доме, который стал Ноевым ковчегом во время потопа. Абажур становится в романе символом не только Дома, но и Души, человеческой порядочности, совести, чести. Булгаков пишет: «Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, ждите, пока к вам придут». То, что на протяжении десятилетий высмеивалось как мещанство, было презрительно названо «быт», у Булгакова — фундамент жизни, то, чего нельзя разрушать. Поэтому в доме Турбиных «скатерть, несмотря на пушки и чепуху, бела и крахмальна». В вазе голубые гортензии и две мрачные и знойные розы, «утверждающие красоту и прочность жизни, несмотря на то, что на подступах к Городу — коварный враг, который, пожалуй, может разбить снежный, прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками».
|
|||||||
|