|
|||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – проект федерального закона) разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. № 54-П «По делу о проверке конституционности пункта 9 части первой статьи 271 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки А. Н. Меджидовой» (далее - Постановление), которым предусмотрено, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении, - принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания пункта 9 части первой статьи 271 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон № 1244-I). Так, Постановлением пункт 9 части первой статьи 271 Закона № 1244-I признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 42, в той мере, в какой данное положение в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона № 1244-I, на ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ). При этом Постановлением отмечено, что указанная норма «изначально характеризовалась внутренним противоречием, что и послужило причиной различного ее понимания и применения. С одной стороны, в числе получателей ежемесячной денежной выплаты были названы дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что предполагает их родственную связь по прямой восходящей линии с лицами, пострадавшими от воздействия радиации, не только в качестве детей, но и в качестве внуков и т. д. С другой стороны, указывалось на необходимость наличия факта радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей. Тем самым требования пункта 9 части первой статьи 271 данного Закона можно понимать как необходимость принадлежности одного из родственников ребенка по прямой восходящей линии к гражданам, указанным в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой его статьи 13. Одновременно один из родителей ребенка должен подтвердить, что он получил радиоактивное облучение вследствие чернобыльской катастрофы. Но в этом случае упоминание о других родственниках, кроме родителей, с позиций юридической техники становится излишним. Один из возможных подходов, следовательно, основывается на презумпции отсутствия риска неблагоприятных последствий радиационного воздействия на граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, для их внуков, чьи родители не пострадали от воздействия радиации. В то же время можно исходить и из того, что единственным условием приобретения ребенком права на социальную защиту служит наличие родственной связи по прямой восходящей линии с одним из названных граждан. В этом случае смысловой акцент может быть перенесен на факт рождения ребенка после радиоактивного облучения его родственника, поскольку только при таких обстоятельствах допустимо предполагать возможность риска неблагоприятных последствий, связанных с облучением, и сохранения опасности для здоровья последующих поколений. ». Также в Постановлении отмечено, что «установлению соответствующего правового регулирования должно предшествовать исследование вопроса о том, является ли радиационное воздействие, которому подверглись дедушки и бабушки в связи с чернобыльской катастрофой, достаточным основанием для предоставления социальной защиты их внукам, не имеющим заболеваний, которые могли бы быть поставлены в причинно-следственную связь с таким воздействием». В связи с изложенным предлагаемые проектом федерального закона нормы разработаны исходя из указанных положений Постановления и основаны на информации Министерства здравоохранения Российской Федерации о выводах Российской научной комиссии по радиологической защите в ее заключении по оценке радиологических последствий чернобыльской аварии спустя 35 лет по данным Национального радиационно-эпидемиологического регистра в отношении проведенного радиационно-эпидемиологического исследования заболеваемости потомков первого поколения (детей) ликвидаторов, показавшего отсутствие статистически значимых радиационных рисков. Так, проектом федерального закона предлагается в отличие от действующей редакции сохранить право на ЕДВ детей первого поколения граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона № 1244-I, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, а также предоставить право на эту выплату детям их последующих поколений, при условии, что родители этих детей страдают болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей. Одновременно проектом федерального закона в целях приведения к единообразию наименований категорий детей аналогичные изменения в указанной части предлагается внести и в абзац первый части третьей, абзац первый части четвертой статьи 4 Закона № 1244-I, абзац первый части первой статьи 25 Закона № 1244-I, содержащие в себе такую же категорию детей. Кроме того, учитывая, что абзацем четвертым пункта 2 резолютивной части Постановления определено, что назначенная детям второго поколения (внукам) граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона № 1244-I, до вступления в силу Постановления ежемесячная денежная выплата продолжает выплачиваться до наступления оснований прекращения ее выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, в проект федерального закона включена статья 2, содержащая нормы, направленные на реализацию указанного положения Постановления. Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения. Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
|
|||
|