Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема №16 «Слабость родовой деятельности: виды, клиническая картина, диагностика:



Мотивация изучения темы:

 Аномалии сократительной активности матки – самое частое осложнение родового акта, которое диагностируют у 10-15% рожениц, почти в каждом третьем случае является показанием к экстренному кесареву сечению в родах. До настоящего времени не существует эффективных способов профилактики и лечения разнообразных видов нарушений сократительной способности матки. Аномалии сократительной деятельности матки в родах могут привести к опасным осложнениям как для матери, так и для плода: ПОНРП, разрывы мягких тканей родовых путей, разрыв матки, гипоксия и травма плода и др. Частота слабости родовых сил составляет 8-10% общего числа родов, причем у первородящих слабость родовой деятельности наблюдается в 2 раза чаще, чем у повторнородящих.

Цели занятия:

Учебные цели:

 

Знать:

1. Слабость родовой деятельности: виды, клиническую картину.

2. Диагностику слабости родовой деятельности.

Уметь:

1. Диагностировать слабость родовой деятельности.

2. Определять продолжительность схваток и пауз между ними.

Иметь практический опыт:

1. Диагностики слабости родовой деятельности.

 

  Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать Уметь
Теория и практика сестринского дела   Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта. Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом. Обучение в сестринском деле Правила заполнения медицинской документации. Общаться с пациенткой   Заполнять медицинскую документацию
Безопасная середа для персонала и пациента Обеспечение инфекционной безопасности. Дезинфекция Проводить дезинфекцию
Культура речи в профессиональном общении.   Использование культуры речи в профессиональном общении Использовать культуру речи в профессиональном общении
Анатомия и физиология   Анатомо — физиологические особенности женских половых органов Определять отделы репродуктивной системы и их функции
Фармакология   Акушерство     Антибактериальная, десенсибилизирующая, общеукрепляющая терапия, утеротоники, кровоостанавливающие препараты.     Определение продолжительности схваток и пауз между ними Выписывать рецепты   Определять продолжительность схваток и пауз между ними.
Основы латинского языка с медицинской терминологией Медицинскую терминологию. Использовать клиническую латинскую терминологию
Психология общения Этику и деонтологию в гинекологии Общаться с пациентками и коллегами
     
     

1. Задание № 1

Решите тестовые задания

1. Причиной аномалий родовой деятельности могут быть:

А. Анатомические аномалии плода;

Б. Анатомические аномалии таза;

В. Анатомические аномалии матки;

Г. Функциональная патология матки;

Д. Все перечисленное выше.

 

2. Признаком родовой деятельности является:

А.. Излитие околоплодных вод.

Б. Регулярные схваткообразные боли в животе.

В. Кровянистые выделения из половых путей.

Г. «Незрелая» шейка матки.

Д. Прижатие предлежащей части ко входу в малый таз.

 

3. Какие методы используются для исследования сократительной деятельности матки?

А. Наружная гистерография.

Б. Кардиотокография.

В. Ультразвуковое исследование.

Г. Допплерометрия.

Д. ЭЭГ.

 

4. Слабость родовой деятельности характеризуется:

А. Низкоамплитудной СДМ по НГГ;

Б. Короткой по продолжительности СДМ;

В. Регулярной СДМ;

Г. Плохой динамикой в расширении шейки матки;

Д. Всем вышеперечисленным.

 

5. Какие симптомы наиболее характерны для первичной слабости родовой

деятельности?

А. Редкие, короткие схватки.

Б. Нерегулярные слабые схватки.

В. «Незрелая» шейка матки.

Г. Преждевременное излитие околоплодных вод.

Д. Отек мягких тканей.

 

6. Скорость раскрытия шейки матки в латентную фазу при слабости родовой деятельности:

А. 1 см в 1 час;

Б. Менее 0, 35 см в 1 час;

В. 1, 5 см в 1 час;

Г. 2 см в 1 час;

Д. 0, 5 см в 1 час.

 

7. Конфигурация головки в родах – это признак:

А. Слабости родовой деятельности;

Б. Нормальной родовой деятельности;

В. Дискоординированной родовой деятельности;

Г. Гипоксии плода;

Д. Перенашивания.

 

8. Нарастание родовой опухоли на головки плода в I периоде родов – это:

А. Слабость родовой деятельности;

Б. Преждевременного излития вод;

В. Нормальной родовой деятельности;

Г. Гипоксии плода;

Д. Перенашивания.

 

9. Слабость родовой деятельности в латентную фазу родов необходимо дифференцировать с:

А. Утомлением роженицы;

Б. Гипоксией плода;

В. Клинически узким тазом;

Г. Дискоординированной родовой деятельностью;

Д. Крупным плодом.

 

10. Эффективность родовой деятельности объективно оценивается:

А. По частоте и продолжительности схваток;

Б. По длительности родов;

В. По скорости раскрытия шейки матки;

Г. По состоянию плода;

Д. По времени излития околоплодных вод.

 

Задание 2

 

Решите ситуационные задачи

 

Задача 1

Первобеременная 20 лет поступила в роддом по поводу срочных родов. Родовая деятельность началась 14 час. тому назад. Околоплодные воды не изливались. Схватки слабые через 7-8 минут, по 20-25 секунд. Положение плода продольное. Головка – над входом в малый таз. Сердечные тоны плода ясные, ритмичные, 138 ударов в 1 мин. Размеры таза: 25–28–31–21 см. Предполагаемая масса плода 3400 г. При влагалищном исследовании: шейка матки сглажена, открытие маточного зева 3-4 см, края зева тонкие, податливые. Плодный пузырь цел, во время схватки не наливается.

Вопросы:                                                         

1. Диагноз при поступлении

А. Первый период срочных родов. Первичная слабость родовых сил. Плоский плодный пузырь.

Б. Первый период срочных родов. Вторичная слабость родовых сил. Плоский плодный пузырь.

В. Первый период срочных родов. ОРСТ I ст. сужения. Плоский плодный пузырь.

2. Какова причина возникшего осложнения родов

А. Юная первородящая.

Б. Сужение размеров таза.

В. Плоский плодный пузырь.

3. Акушерская тактика на данном этапе

А. Провести амниотомию и продолжить консервативное ведение родов.

Б. Закончить роды путём кесарева сечения.

В. Предоставить женщине мед. сон – отдых с последующей амниотомией

 

Задача № 2

Роженица на сроке 40 недель беременности находится в родах 10 часов. За последние 2 часа схватки стали слабее и реже (через 6 мин по 20 сек), утомлена. Открытие шейки матки – 5 см (за 4 часа раскрытие увеличилось на 2 см). Плодный пузырь цел.

Укажите диагноз и тактику ведения.

.

Задача № 3

Роды начались с патологического подготовительного периода. Схватки болезненные, превалируют в области крестца и поясничного отдела позвоночника. При влагалищном исследовании шейка матки сглажена, открытие маточного зева 3 см, край его плотный, спазмируется на схватку. Плодный пузырь цел, передних вод мало. Предлежит головка, прижата ко входу в малый таз, на головке небольшая конфигурация. Мыс не достижим. Экзостозов нет.

Укажите диагноз и тактику ведения.

Задача 4.           

Повторнородящая 32 лет поступила в роддом в связи с начавшейся родовой деятельностью и подтеканием вод. Схватки начались 6 часов назад, воды начали подтекать через 3 часа от начала родовой деятельности. При осмотре схватки по 25 сек., через 7-8 мин. На протяжении последующих 5 часов схватки оставались слабыми, по 30 сек., через 5-7 мин. При влагалищном исследовании: шейка матки сглажена, края ее тонкие, податливые, раскрытие маточного зева на 6 см. Головка плода малым сегментов во входе в малый таз. Стреловидный шов в поперечном размере входа в малый таз. Большой родничок справа, малый слева, ниже большого. Каков диагноз?

 

Задача 5.

Повторнородящая 32 лет поступила в роддом в связи с начавшейся родовой деятельностью и подтеканием вод. Схватки начались 6 часов назад, воды начали подтекать через 3 часа от начала родовой деятельности. При осмотре схватки по 25 сек., через 7-8 мин. На протяжении последующих 5 часов схватки оставались слабыми, по 30 сек., через 5-7 мин. При влагалищном исследовании: шейка матки сглажена, края ее тонкие, податливые, раскрытие маточного зева на 6 см. Головка плода малым сегментов во входе в малый таз. Стреловидный шов в поперечном размере входа в малый таз. Большой родничок справа, малый слева, ниже большого. Каков диагноз?

 

Задача 6.

Первородящая 26 лет. Поступила в роддом в связи с начавшейся родовой деятельностью. Схватки слабые, короткие. Тазовый конец плода определяется над входом в малый таз. При влагалищном исследовании: шейка матки укорочена, размягчена, канал шейки матки свободно пропускает один палец. За внутренним зевом определяется ткань плаценты, ягодицы плода высоко над входом в малый таз, плодный пузырь цел. Какова тактика?

 

Задача 7

Беременная 32 лет поступила в стационар по поводу излития о/вод 4 часа тому назад. Срок беременности 39 недель. Бе­ремонность и роды - 2. В предыдущих родах отмечалась сла­бость родовой деятельности, зндометрит в родах, гипоксия плода. Наложены полостные щипцы, извлечен мальчик массой 3200, длиной 50 см. Оценка по шкале Апгар 2 балла. Через 74 часа ребенок умер. В настоящее время родовая деятель­ность отсутствует. Подтекают светлые о/воды. Предполагае­мая масса плода 3800. Положение плода продольное, предле­жит головка, сердечные тоны плода 136 уд. в мин. Шейка незрелая.

1. Диагноз?

2. Акушерская тактика?

3. Возможная причина слабости родовой деятельности?

4. Почему нельзя проводить родостимуляцию?

5. Чем опасно длительное стояние головки в одной плоскости?

Задача 8.

Первобеременная 20 лет поступила в род. дом по поводу срочных родов. Родовая деятельность началась 14 часов тому назад. О/воды не изливались. Схватки слабые через 7-8 мин. по 20 сек. Положение плода продольное, головка над входом в малый таз. Сердечные тоны плода ясные, рит­мичные 136 уд. и мин. Размеры таза: 24-28-31-21 см. Предполагаемая масса плода средняя. При вагинальном ис­следовании шейка матки сглажена, раскрытие зева 3-4 см., края зева тонкие, податливые. Плодный пузырь цел.

1. Диагноз?

2. Акушерская тактика?

3. Что считается ранним излитием околоплпдных вод?

4. За счет чего усиливается родовая деятельность при амниотомии?

5. Чем опасно длительное стояние головки в одной плоскости?

 

Задача 9.

Роженица, первородящая поступила в родильный дом в 80002. 09. 04 по поводу доношенной беременности и начавшейся родовой деятельности с 20002. 09. 04. Схватки болезненные через 7-10’ продолжительностью 15-20”. Характер схваток за это время не изменился. Роженица утомлена.

PV: шейка матки сглажена, раскрытие 1, 0 см. Плодный пузырь цел. Головка, прижата ко входу в малый таз. Таз ёмкий.

1. Диагноз.

2. Тактика врача.

3. Что считается ранним излитием околоплпдных вод?

4. За счет чего усиливается родовая деятельность при амниотомии?

5. Чем опасно длительное стояние головки в одной плоскости?

Задача 10.

Роженица, повторнородящая поступила в родильный дом по поводу доношенной беременности и начавшейся родовой деятельности. Сначала родовой деятельности наблюдались регулярные схватки через 3-5’ с продолжительностью 35-40”; затем схватки ослабли стали реже через 5-7’ и короче 20-25”.

Общее состояние роженицы удовлетворительное. Жалоб нет. Сердечные тоны плода ясные, ритмичные 148 в минуту. ПМП – 4200 гр.

PV: шейка матки сглажена, края тонкие, раскрытие маточного зева 8 см. Плодного пузыря нет. Головка, большим сегментом во входе в малый таз. Таз ёмкий.

1. Диагноз.

2. Тактика врача.

3. Что считается ранним излитием околоплпдных вод?

4. За счет чего усиливается родовая деятельность при амниотомии?

5. Причина развития слабости родовой деятельности?

 

Домашнее задание

            Тема занятия: «Слабость родовой деятельности. Лечение и профилактика»

Список литературы:

1. Дзигуа М. В. Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни.: - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. c. 128-132

2. Славянова И. К., Акушерство и гинекология: учебник, Ростов на Дону: Феникс, 2009. с 253-255

3. Сивочалова О. В., Гинекология. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. c. 94-96

 

Задание: внимательно прочитайте рекомендуемую литературу. Составьте краткий конспект по следующим вопросам.

 

 

1. Тактика ведения рожениц со слабостью родовой деятельности.

2. Составление ситуационных задач с эталонами ответов по теме «Слабость родовой деятельности».

3. Составление тестовых заданий с эталонами ответов по теме «Слабость родовой деятельности».

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.