|
|||
Лес был, да сплыл
Материал из Википедии Лесоспла́ в — вид транспортирования леса по воде, при котором используется плавучесть дерева. Лесосплав как технологический процесс входит в состав лесозаготовительных работ (см. Лесозаготовки) и является их заключительной стадией, имеющей целью доставку заготовленных лесоматериалов в пункты потребления или перевалки их на другие виды транспорта. Лесосплав — массовый, наиболее дешёвый, а в некоторых районах и единственный виды транспорта древесины. Лес был, да сплыл Для перевозки древесины люди издревле использовали природный транспорт – воду. В России последствиями лесосплава XIX–XX веков стало то, что на дне рек до сих пор покоятся миллионы рублей, а сосны-путешественницы спустя десятки лет случайно оказываются у берегов Гренландии и Исландии.
ТАК, В 2015 ГОДУ учеными из Швейцарии была сделана потрясающая находка: у северных берегов Исландии и Гренландии океан начал выбрасывать на берег огромные просоленные стволы сосен. Это вызвало недоумение, ведь в Заполярье нет и никогда не было таких высоких деревьев, до ближайших лесов – тысячи километров. Это означает одно: сосны проделали долгий путь, прежде чем встретиться с северными льдами. Чтобы установить их возраст и происхождение, ученые прибегли к помощи дендрохронологии – исследованию годичных колец. Их чередование зависит от погоды: в дождливое лето дерево растет активно и образует толстые кольца, в засушливое – копит энергию, и кольца получаются тонкими. Последовательность колец точно совпадает у растений, которые росли рядом, в одном климате. Таким образом, выяснилось, что почти половина из 2, 5 тыс. выловленных стволов – сибирские сосны с берегов Енисея и Ангары! Некоторые из них начали свой путь еще в 1804 году, но большинство все же пали под острой пилой в советскую эпоху. НЕМНОГО ИСТОРИИ. Первыми сплавлять бревна по воде догадались древние римляне. Уже в III веке до н. э. они импортировали деревья из Корсики по рекам, связывая гигантские плоты. Лесосплав получил развитие лишь на тех территориях, где было много полноводных рек, и до XVIII века носил лишь локальный характер. Что касается Руси, то промышленный размах традиционному лесосплаву придал Петр I. Для строительства мощного флота нужна была качественная древесина, и в 1703 году император издает Указ об использовании крупных рек (Волги, Оки, Дона, Днепра и Двины) и повелевает: «Сплавному ходу по нихъ быть мочно». Так началась законодательно утвержденная история лесосплава в России. Но царь-реформатор даже и представить не мог, каких объемов достигнет его дело в СССР. Этот период можно смело назвать «золотым веком» лесосплава. В 1917 году в Петрограде был создан Институт лесосплава, и ежегодно по крупным несудоходным (постоянно или временно) рекам сплавлялось 105–120 млн м3 древесины. Промышленность развивалась со скоростью реактивного болида, и древесина служила сырьем для 20 тыс. всевозможных изделий, поэтому добывать и транспортировать ее нужно было в соответствующих объемах. Пик пришелся на 1960–1970 годы – объемы заготовки и сплава леса составляли более 250 млн кубометров в год. Широкому распространению лесосплава в Союзе поспособствовало то, что все основные лесозаготовки велись в отдаленных северных и восточных районах, богатых полноводными реками, и, чтобы доставить бревна до лесообрабатывающих предприятий, удобнее было использовать именно водные пути. Сплав леса был впечатляющим зрелищем для жителей городов и деревень – смотреть на него был даже увлекательнее, чем на ледоход. Интересно, что во времена СССР в оперативных сводках по радио сообщали не только «вести с полей», но и о том, когда на реке начинается сплав и в каком районе деревья в данный момент «держат путь». В ХОЛОДАсодержание влаги в древесных стволах минимально, поэтому и трескаться они будут меньше. Так что обычно лес пилили зимой и оставляли до весны. Когда лед таял, бревна спускали на воду, а течение просто делало свое дело – доставляло груз до деревообрабатывающих комбинатов. Такой вид транспортировки леса был гораздо дешевле, чем перевозка по суше. Кроме того, в отдаленных районах элементарно не было дорог. Существует несколько видов лесосплава. Молевой – самый простой и бюджетный способ переправить бревна в нужное место. Стволы, никак не связанные между собой, в период весеннего паводка россыпью опускают в воду, где они свободно плывут по течению реки. Иногда для того, чтобы организовать движение срубленных деревьев, в определенных местах реки устанавливаются так называемые «боны» – направляющие сооружения. При плотовом способе бревна увязываются в «пучки», из которых потом составляются плоты. Процесс изготовления таких конструкций называется сплотка. При помощи теплохода или другого водного транспорта плоты буксируются до пункта назначения. Кошельный сплав в основном используется в небольших системах озер: строятся плавучие ограждения-кошели, по которым, как по водным дорогам, бревна достигают цели. ПО СРАВНЕНИЮ с советским периодом, объемы лесосплава сегодня заметно снизились: с 30 % всего добываемого леса до 5 %. Причем молевой сплав запрещен в 1995 году – во многом благодаря стараниям экологов, которые убеждены, что лесосплав наносит непоправимый вред природе. Вопрос, впрочем, остается спорным по сей день. Впервые активно заговорили о загрязнении водоемов древесной массой в том же СССР – в 1960–1970-е годы. Мол, сплав бревен по рекам загрязняет воду, причем как физически («топляк», который оседает на дне, ветви и кора), так и химически. Затонувшая древесина изменяет состав воды: в результате распада органических соединений снижается содержание кислорода, нарушается водородный показатель и выделяются вредные вещества, такие как фенол и меркаптаны. Пагубное последствие лесосплава – сокращение популяций рыбы. В нашей стране показательный пример отрицательного влияния лесосплава на численность рыбы – ситуация в Красноярском крае. Более 174 тыс. м3 дерева, постепенно оседавшего на дно реки Мана в советский период (вплоть до 1986 года), полностью уничтожили места зимовки ценных промысловых рыб – стерляди и тайменя. Это, наряду со строительством Красноярской ГЭС, привело к тому, что поймать тайменя на Мане сегодня – все равно что поймать редкого покемона Мью – персонажа одной из «покемонских» компьютерных игр. А стерлядь и вовсе занесена в Красную книгу Красноярского края, и увидишь ее разве что на картинках. Летом 2017 года один из крупнейших лесоперерабатывающих холдингов в Архангельской области, группа компаний «Титан», сделал неожиданное заявление: архангельские дороги не могут справиться с объемами добытого леса, и «Титан» намерен возродить лесосплав. Холдинг полагает, что такая транспортировка позволит до конца этого года довести долю поставок сырья до 1 млн 100 тыс. м3. Для этих целей «Титан» даже переоборудовал собственный флот. В России тоже есть несколько бизнесменов, которые догадались «монетизировать» утонувшие древесные стволы. Пример – компания «Самрат» в Самарской области, занимающаяся добычей, сушкой и обработкой мореного леса. Другая компания – «Бюро аутентичной мебели» из Москвы – изготавливает из мореного леса мебель. Увы, пока это лишь частные случаи. ЕСЛИ НАЛАДИТЬ добычу и обработку мореного дерева на государственном уровне, это поможет убить сразу двух зайцев: очистить водоемы от «топляка» (тем самым принеся пользу окружающей среде) и пополнить казну за счет продажи стволов и изделий из них. Хотя добыть и правильно обработать такую древесину – дело затратное. Нужно провести разведку, нанять аквалангистов, составить карты месторасположения «топляка», аккуратно извлечь стволы на берег и в целости и сохранности доставить до лесопилки. Это непросто, ведь мореное дерево – материал капризный, он может потрескаться и потерять свои ценные свойства из-за резкой смены «среды обитания». Но если подойти к этой задаче ответственно, сплав леса может повторно принести пользу стране.
|
|||
|