Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кружок «Юный исследователь. Географическое краеведение»



Кружок «Юный исследователь. Географическое краеведение»

16. 02. 2022

Тема занятия: Донбасс – мой родной край. Краеведческие исследования родного края.

 

1. Чтобы понять и уметь объяснять природные условия любой страны, необходимо, прежде всего, изучить ее географическое положение. Географическое положение включает: название материка или части света, на котором расположен объект; географические координаты крайних точек, показывающих положение по отношению к экватору и нулевому меридиану; удаленность или близость по отношению к океанам, морям; принадлежность к той или иной географической зоне. Донецкий край расположен на материке Евразия, в восточной Европе. Любая точка края будет иметь северную широту и восточную долготу, так как мы живем в северном и восточном полушариях. Край с юга омывается Азовским морем. На юго-западе и западе он граничит с Днепропетровской и Запорожской, на северо-западе – с Харьковской, на северо-востоке – с Луганской областями Украины, на востоке – с Ростовской областью Российской Федерации. Донецкий край находится в умеренных широтах, в степной зоне. Величина территории – важный фактор в хозяйственной жизни страны. При разнообразии природных условий и богатств она способствует развитию Определите с помощью карт атласа, по какой параллели наш край имеет наибольшую протяженность с запада на восток и по какому меридиану – с севера на юг. Территория нашего края составляет 26, 5 тыс. км2, что составляет 4, 5 % от всей территории Украины, 0, 25 % территории Европы. Площадь Донецкого края в 10 раз больше территории Сан-Марино, Израиля – в 1, 9 раза, Ямайки – в 2, 2 раза, Ливана – в 2, 5 раза, Кипра в 2, 9 раза, Лихтенштейна – в 13 раз. S нашего края равна территории Македонии, Албании, в 1, 9 раза меньше, чем Нидерланды, Литва, Латвия. Протяженность края с севера на юг составляет 270 км, с запада на восток – 190 км. Крайние точки края: южная – Белосарайская коса, западная – возле населенного пункта Шевченко Великоновоселовского района, восточная – возле населенного пункта Верхний Кут Шахтерского района, северная – высота 195 м Краснолиманского района (сейчас территория района подчинена г. Красный Лиман). Границы. Общая длина границ Донецкого края составляет 1 526 км, из них: сухопутных – 1 376 км, морских – 140 км. Южная граница края морская, в Азовском море граница проходит на расстоянии 12 морских миль от берега. 1 морская миля составляет 1, 852 км. Современные границы региона были образованы в 1938 году. Административный центр – город Донецк (48° с. ш.; 37°48' в. д. ) Край делится на 17 районов: Александровский, Амвросиевский, Артемовский, Великоновоселковский, Волновахский, Володарский, Добропольский, Константиновский, Красноармейский, Марьинский, Новоазовский, Першотравневый, Славянский, Старобешевский, Тельмановский, Шахтерский, Ясиноватский. В крае 52 города, 33 территории городского подчинения, 135 поселков городского типа, 1122 сельских населенных пунктов. Географический центр края находится в селе Пески Ясиноватского района. Определите координаты крайних точек края. Сопоставьте площадь Донецкого края с площадью отдельных стран. Рассчитайте протяженность территориальных вод в километрах. Географическое положение Донецкого края выгодное, что определяется близостью его к промышленному Приднепровью, железным рудам Криворожского бассейна, Никопольского марганцеворудного бассейна, расположением на пересечении важных транспортных магистралей, расположением на побережье Азовского моря, где Мариупольский порт открывает доступ к Черноморско-Средиземноморскому бассейну, Донецкий край – богатый природными ресурсами регион.

 

2. Слово «история» пришло к нам из Древней Греции и в переводе означает «исследование», «рассказ о событии». Историей называют события происходившие в прошлом, рассказы о жизни человека, приключения и случаи, произошедшие с ним. Даже документ о состоянии здоровья тоже называют «историей болезни». Стало быть, история – это рассказ о том, что уже произошло и осталось в прошлом. Со временем и само прошлое стали называть словом «история».

В древние времена память о прошлом передавалась из поколения в поколение в сказаниях, мифах, легендах, песнях. Позже, с появлением письменности, чтобы не утратить сведения о важных событиях, люди стали записывать информацию о них. Со временем, важные события стали снимать на фото и кинопленку. Сегодня история изучает различные события от самых древних времен до наших дней. Она исследует жизненный путь выдающихся людей, прошлое отдельных сел, городов, стран и всего человечества. Итак, история – это наука о прошлом человечества. Она изучает жизнь и деятельность человека, исследует всевозможные события от самых древних времен, устанавливает, как и почему человеческая жизнь менялась и совершенствовалась.

С глубокой древности, чтобы не потерять памятные для них предметы, люди начали собирать и хранить их. Со временем для этой цели были созданы

специальные учреждения – музеи. Слово музей, как и само понятие, имеет древнегреческие корни (в переводе с греч. мусейон – дом муз). Согласно древнегреческой легенде, музы (что значит «мыслящие») были богинями, которые покровительствовали искусству и науке. Для восхваления муз древние греки строили дворцы и храмы – мусейоны, которые и стали первыми прообразами современных музеев.

Первый в истории музей был основан в древнем городе Александрия Египетская более двух тысяч лет тому назад, как часть Александрийской библиотеки. Сегодня музеи есть в каждом городе. Они бывают художественными, историческими, краеведческими, этнографическими, музыкальными, литературными, техническими, спортивными и т. д.

Есть музеи, посвященные отдельным событиям, выдающимся личностям, предприятиям и учебным заведениям, военной технике. Существуют музеи автомобилей, книг, музеи одной улицы, музеи трудовой и боевой славы, природные музеи и т. д.

Предметы, хранящиеся в музеях и выставляемые для обозрения посетителей, называются экспонатами. Музеи, экспонаты которого рассказывают о природе, жизни людей, исторических событиях на территории

какого-то края, называются краеведческими. Чтобы посетители могли лучше представить себе определенную эпоху или историческое событие, сотрудники

музея оформляют экспозиции. Хранением музейных экспонатов занимается целый штат сотрудников. Это научные сотрудники (сохраняют вещественные

исторические источники, изучают их особенности), климатологи (определяют

влажность и температуру в залах музея и хранилищах экспонатов), художники-реставраторы (обновляют и восстанавливают утраченные или испорченные детали памятников культуры и истории). Очень важными людьми в музее являются экскурсоводы. Они не только собирают и изучают исторические материалы и документы, но и в интересной и доступной форме знакомят посетителей с музейными экспонатами и материалами экспозиций.

 

 

Задание.

1. Изучите предложенный материал.

2. Ответьте на вопросы:

1. В какой части Европы расположена Донецкая область?

2. Назовите соседей Донецкой области.

3. Назовите крайние точки области.

4. Используя карты и атласы, определите географическое положение своего населенного пункта.

5. Определите, положительные и отрицательные черты географического положения Донецкой области.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.