Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Питирим Сорокин



Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – российский и американский социолог и культуролог, педагог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Его биография вместила в себя все драматические события первой половины двадцатого века. Он являлся непосредственным свидетелем многих резких поворотов истории, постигших Россию в ту эпоху. Один из самых выдающихся социологов мира пережил политические репрессии при царском режиме, две революции, гражданскую войну и изгнание из страны. К сожалению, важность научных трудов Питирима Сорокина не была оценена по достоинству ни в России, ни в США. Исключительно эрудированный социолог написал десятки книг и сотни статей, впоследствии переведённых на сорок восемь языков. Его теории, раскрывающие проблемы и противоречия человеческого общества, остаются актуальными и в наши дни.

Родился 23 января (4 февраля) 1889 года в селе Туръя Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Княжпогостский район, Республика Коми).

Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, русский, уроженец Великого Устюга, прошёл обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянского крестьянского рода, была уроженкой села Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат — Василий, родился в 1885 году, а младший брат — Прокопий, родился в 1893 году.

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.

Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году.

они переходили от села к селу, занимаясь реставрацией церквей, писали иконы, золотили канделябры и другую церковную утварь, изготавливали медные, серебряные и золоченые оклады для икон. Многие мастера долгие годы овладевали этим трудным искусством, Василию было в то время 14, а Питириму 10 лет.

Через несколько лет жизненные пути братьев разошлись…

Питирима Александровича ждала учеба. Почти случайно попав на приёмные экзамены в специальное заведение по подготовке учителей для церковно-приходских школ, он прошёл испытания и был зачислен. Несмотря на то, что проживание на крошечную стипендию было сложной задачей, через два года Сорокин успешно завершил образование. За отличные результаты ему предоставили возможность продолжить обучение за казённый счёт.

За несколько лет учебы мировоззрение Сорокина поменялось кардинально. Он стал агитировать за свержение царского режима, возглавил отделение социалистов-революционеров в школе и округе. П. Сорокин стал агитатором, распространителем идей социал-революционеров. Почуяв угрозу, власти арестовали юного эсера-Сорокина. Несмотря на заключение, Сорокин активно продолжил изучать революционную литературу. Со своими товарищами по тюрьме он собирался для обсуждения политических, социальных и философских проблем. Охранники относились ко всему этому достаточно мягко. Заключенные могли даже передавать на волю различные письма. Сорокин сумел извлечь выгоду даже из соседства с настоящими, а не политическими преступниками – бандитами, убийцами, грабителями и т. д. Эти знакомства натолкнули его на написание первой книги «Преступление и кара, подвиг и награда».

Сорокин взял себе псевдоним «Товарищ Иван». «Товарищ Иван» выступал на митингах и сходках, на которых обличал царизм и рассказывал о новом строе, который должен придти на смену старому. Кочевая жизнь, полная опасностей подорвала его физическое и моральное здоровье, с неохотой, но он вынужден был вернуться в с. Римья, где его знали как Питирима Сорокина, а не «Товарища Ивана». Пробыв там несколько месяцев и восстановив душевное и физическое здоровье, он решил уехать в Санкт-Петербург. Несмотря на скромные финансовые возможности и трудности, он добрался до Северной столицы.

В Петербурге Сорокин поступает на Черняевские курсы, где получает необходимые ему знания и  поступает в Психоневрологический институт.

Но после первого года учебы в Психоневрологическом Институте Сорокин решает покинуть его и поступить в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, так как там изучались многие проблемы социологии. Сорокин выделялся среди студентов, благодаря активной работе на занятиях, научным спорам с профессорами, нескольким опубликованным статьям. В 1914 году Сорокин окончил Санкт-Петербургский университет, после чего принял предложение остаться на кафедре для подготовки к профессорскому званию. Сорокин по-прежнему читал лекции в двух институтах, много издавался. В конце 1916 г. он сдал магистерский экзамен и стал приват-доцентом Петроградского Университета. Однако революционные события 1917 –го года помешали защите его магистерской диссертации.

Сорокин писал: «Если в начале войны царское правительство поддержала вся нация, то его неготовность и растущая неспособность успешно вести оборону страны быстро подорвали патриотическую поддержку, доверие к правительству и его престиж. Уже в 1915 г. Многие из нас были уверены, что дни режима сочтены, и что необходимо строить какие-то планы, основательной перестройки общества и принимать решения, позволяющие справиться с усиливающейся разрухой и проникновением врага вглубь русской территории». «Газеты стали дерзко нападать на правительство, цены пугающе растут. Хлебные очереди все длиннее и длиннее. Горькие жалобы бедных людей, часами выстаивающих в этих очередях, превращаются во все более мятежные разговоры…Солдаты, возвращающиеся с фронта, отзываются о правительстве с ненавистью и исключительной враждебностью.. »

Он активно участвовал в работе Государственной Думы, Временного правительства, в подготовке Всероссийского крестьянского съезда, в редактировании эсеровских газет «Воля народа» и «Дело народа», в написании целого ряда социально-политических заметок и памфлетов. Являвшийся секретарём А. Ф. Керенского П. Сорокин вскоре убедился, что страна приближается к пропасти, большевистский переворот он воспринял как контрреволюцию. 2 января 1918 г. он вновь был арестован – теперь уже большевистским правительством. «В 1918 г. правители коммунистической России объявили на меня охоту. В конце концов, я был брошен в тюрьму и приговорён к расстрелу. Ежедневно в течение шести недель я ожидал смерти и был свидетелем казни моих друзей и товарищей по заключению. В течение следующих четырех лет, пока я оставался в коммунистической России, мне довелось испытать многое, я был свидетелем беспредельного, душераздирающего ужаса царящей повсюду жестокости и смерти и разрушения»

 

Едва освободившись из Петропавловской крепости, П. Сорокин ввязался в архангельскую «авантюру (пытался организовать созыв нового Учредительного собрания, свергнуть власть большевиков в Северном крае). Он попал в великоустюжскую ЧК, где был приговорён к расстрелу, от которого его спасло письмо, энергичные усилия его друзей и статья Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина», где в целом положительно оценивался факт " отречения" П. Сорокина от политической деятельности. В своём «отречении» (письмо, опубликованное в коммунистической газете " Правда" при помощи его друзей) он отказался от звания члена Учредительного собрания и объявил о своём выходе из партии эсеров. Своё решение он объяснил так: «В силу чрезвычайной сложности современного внутреннего государственного положения я затрудняюсь не только другим, но и самому себе указывать спасительные политические рецепты и брать на себя ответственность руководства и представительство народных масс»

П. Сорокин возобновил научно-преподавательскую деятельность в Петроградском университете, Психоневрологическом, Социологическом и Сельскохозяйственном институтах, а также в институте Народного хозяйства, кроме того, он читал лекции в рамках всевозможных всеобучей, ликбезов и т. п. Словом, активно сотрудничал с Наркоматом просвещения.

В этот период он написал ряд научных работ, в том числе два массовых «популярных» учебника по праву и социологии и два тома «Системы социологии» (опубликованных в 1920 г. издательством «Колос»). В 1920 г. он стал руководителем кафедры социологии университета, и 31 января ему без защиты по совокупности работ было присвоено звание профессора.

После революции многим профессорам, в том числе и Сорокину была запрещена преподавательская деятельность. Под натиском властей Питирим и его жена были вынуждены покинуть родину.

Сорокину поступило предложение приехать в США, чтобы прочитать серию лекций о русской революции. Он всегда интересовался общественно-политической жизнью США. Далее Сорокин получил неожиданное приглашение от президента колледжа в Вассаре погостить в самом городе, подучить английский язык и подготовить лекционный курс.

Далее Сорокина отправили в университет Миннесоты с его курсом лекций. Это было своеобразным экзаменом, проверкой его профессиональных способностей. Испытание это Сорокин выдержал с честью. По окончании летней сессии, университет предложил Сорокину место профессора с оплатой 2000 долларов (следует отметить, что максимальная ставку профессора в те времена была 4000 долларов. ) Теперь чета Сорокиных получила возможность полностью отдаться исследовательской и преподавательской работе. Сорокин проработал в Миннесоте 6 лет. Сам он так отзывался о годах, проведенных в этом университете: «шесть лет в Миннесоте были по-настоящему счастливыми годами!... Социальные институты на муниципальном уровне, в штатах и федерации в целом представлялись нам совершенными…Нам везло на людей…- все были по отношению к нам исключительно дружелюбны, честны, компетентны, надежны, порядочны…Широкие просторы этого штата, бесчисленные озера, цветущие усадьбы, волнующиеся нивы – все вокруг наполняло нас ощущением радости жизни, избавляло от ощущения скованности, замкнутости в узком пространстве…»

Весной 1929 года Сорокин получил приглашение от факультета экономики Гарвардского Университета приехать в Гарвард и провести несколько лекций и семинаров на темы по его усмотрению.

В конце сентября 1929 года Сорокину пришло письмо от президента Лоуэлла из Гарварда. Он сообщил Сорокину, что Университет, впервые в своей истории решил учредить кафедру социологии и что по их единодушному мнению, Сорокин мог бы её возглавить.

В годы Второй Мировой войны Сорокин с супругой активно поддерживали СССР в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, активно помогали фонду помощи воюющей России. В 1937 году Сорокин возвращался из Парижа с международного конгресса через Берлин и уже нацистскую Германию, где своими глазами наблюдал милитаристский угар.

В 1964 г. в знак признания заслуг ученого в области социологии сего избрали президентом Американской социологической ассоциации. Он продолжал работу в области преподавательской деятельности, опубликовал несколько монографий. Скончался П. Сорокин в 1968 г. в своем доме в Винчестере, пригороде Бостона, недалеко от Гарвардского Университета.

Питирим Сорокин описал одну из важнейших иерархических систем, существующих в обществе – социально-стратификационную структуру. Согласно его теории социальной стратификации, любое достаточно большое общество представляет собой совокупность устойчивых социальных слоёв (страт). Представители разных слоёв отличаются по социальному положению, уровню доходов, образованию, престижности профессии и прочим признакам.

Социальная стратификация подразумевает не просто различия между разными слоями, а определённое неравенство. То есть, люди делятся на богатых и бедных, привилегированных и непривилегированных. Сорокин выделил 4 основных признака, по которым обычно происходит естественное деление на социальные страты в любом обществе:

уровень дохода;

образование;

престиж (например, дворянское происхождение);

наличие власти.

Не следует путать социальную стратификацию с социальной структурой. Социальная структура определяет распределение труда и обязанностей, а социальная стратификация – распределение результатов этого труда, материальных и прочих благ.

В рамках своей типологии культур Питирим Сорокин рассматривает цивилизацию как историческую общность людей, объединённую неким общим мировоззрением. Для отдельно взятой цивилизации характерны собственные идеалы, ценности и методы познания. С точки зрения Сорокина, существует три типа цивилизаций:

Чувственный тип. В таком обществе преобладает чувственное восприятие, а окружающую действительность принято оценивать с позиций гедонизма (стремление жить полной жизнью, получая максимум удовольствия).

Идеациональный. В таком обществе преобладают духовные ценности, а все его члены должны поклоняться и подчиняться некой высшей сущности (богу) или идее (коммунизму).

Идеалистический. Это усреднённый тип, объединяющий особенности чувственного и идеационального типов. Чувства в нём уравновешиваются интеллектом, а вера – наукой. Этот тип Сорокин рассматривал как идеал, к которому стремится любое общество.

Сорокин считал, что текущая цивилизация является чувственной и при этом лишена абсолютных идеалов, в связи с чем неизбежно придёт к своему «закату». По его мнению, вся мировая культура находится в глубоком кризисе, однако по этому поводу не следует беспокоиться, поскольку это необходимый этап на пути становления новой цивилизации, которая наконец-то объединит всё человечество.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.