Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное дошкольное образовательное учреждение



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

" Детский сад № 45"
Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение на тему: «Роль учителя-дефектолога в разработке и реализации календарно-тематического планирования

к Рабочей Программе воспитания»

Автор: Худошина Елена Владимировна,

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 45»

Энгельс 2022

Прежде чем говорить об участии учителя-дефектолога в разработке рабочей программы воспитания, а вернее календарного плана воспитательной работы,  

сначала ознакомимся с документами, которые регламентируют новую программу воспитания. Поправки об этом в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внес Президент (Федеральный закон от 31. 07. 2020 № 304-ФЗ). Закон дает право детским садам самостоятельно разрабатывать и утверждать программу воспитания (п. 1 ст. 12. 1 Федерального закона от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ). Следовательно, определять структуру и содержание данного документа – тоже компетенция педагогического коллектива.

Чтобы начать разработку новой программы воспитания, необходимо определить состав рабочей группы. В нее желательно включить как опытных педагогов-стажистов, так и молодых специалистов. Старшие педагоги смогут оценить эффективность документа, а молодые – привнести новшества с учетом новых образовательных тенденций, в том числе с использованием ИКТ. Можно создать и  инициативную группу родителей. Они имеют право принимать участие в разработке программы. А еще это поможет вам учесть их пожелания.

Чтобы собрать инициативную группу:

ü определите состав инициативной группы родителей;

ü запланируйте встречи, чтобы обсудить содержание программы воспитания;

ü разместите информацию на стендах и сайте детского сада о разработке новой программы воспитания;

ü подготовьте вместе с инициативной группой презентацию о задачах воспитательной работы и выступите на родительском собрании.

После составьте дорожную карту и распределите задачи по неделям или месяцам.

Чтобы новая программа была максимально эффективной и отражала особенности вашего детского сада и группы, в которой вы работаете, оцените качество воспитательной работы за предыдущий учебный год.  

Анализ проводите по трем направлениям.

Во-первых, проверьте содержание воспитательной работы и как она организована в группе, к которой вы прикреплены.

Во-вторых, оцените условия, которые уже есть для этой работы.

В-третьих, оцените качество результатов – уровень развития детей, то есть степень достижения ими планируемых результатов.

 Когда вы будете планировать содержание воспитательной работы, которое вам необходимо для календарного плана в разделе СБО,  следует отталкиваться от понятия «воспитание», которое определяет Закон № 273‑ ФЗ. Согласно этому определению, вы можете оценить состояние патриотического, экологического и трудового воспитания, а также работу по духовно-нравственному развитию детей. Для этого следует учитывать три компонента воспитательной работы, а именно – содержательный, эмоционально-побудительный и деятельностный. Содержательный компонент включает представления ребенка об окружающем мире. На основании этих представлений у ребенка формируется отношение к объектам, явлениям, взаимосвязям окружающего мира, взаимодействию между людьми, человеком и природой, человеком и рукотворным миром. Все это определяет эмоционально-побудительный компонент воспитания. Позже эмоциональное отношение дошкольника к миру находит отражение в его деятельности, то есть составляется деятельностный компонент воспитания.

Рассмотрим на примере: для оценки качества воспитательной работы по направлению «Организация и содержание патриотического воспитания детей» вы не можете ограничиваться только специальными занятиями, для этого вы должны использовать любую подходящую ситуацию. Поэтому и оценку здесь нельзя провести одномоментно. Потребуется пролонгированное, например, в течение календарного месяца, наблюдение за деятельностью воспитателей, а также  анализ своей деятельности в данном направлении. Такая оценка позволит вам взглянуть на свою работу по патриотическому воспитанию под другим углом, отметить недостатки, внести коррективы. Также необходимо изучить планы работы, информационные материалы по патриотическому воспитанию для родителей. Чтобы подвести итоги оценки, составьте аналитическую справку. При планировании необходимо учитывать требования ФГОС ДО.

Прежде чем переходить к подборке тем для календарного планирования, хотелось бы остановиться на формулировке планируемых результатов. Чтобы сформулировать планируемые результаты в программе воспитания, используйте целевые ориентиры ФГОС. Так как в стандарте формулировки более общие, вам необходимо сделать акцент именно на результатах воспитательной работы, уровне воспитанности детей, которого они могут достичь на этапе завершения дошкольного образования. Для этого конкретизируйте целевые ориентиры – опишите личностные качества ребенка, а также предпосылки универсальных учебных действий, регулятивные и личностные.

Планируемые результаты воспитательной работы в виде личностных качеств ребенка:

ü Ребенок любит свою семью, принимает ее ценности;

ü Проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям; эмоционально реагирует на государственные символы;

ü Осознает свои качества, индивидуальные особенности и возможности,  способен к дифференцированной самооценке;

ü Имеет позитивное мировосприятие, проявляет оптимизм, обладает чувством эмоционального благополучия и комфорта;

ü Относится положительно к себе и ближайшему окружению, проявляет заботу и внимание к другим людям;

ü Деятелен,  активен, способен организовать игровую деятельность;

ü Мотивирован к осуществлению познавательной и творческой деятельности, способен к самостоятельному поиску решений в новой для него ситуации;

ü Принимает адекватную полу гендерную роль и проявляет готовность к ее выполнению;

ü Способен к разным формам общения со взрослым: деловому, познавательному, личностному;

ü Отзывчив, доброжелателен, готов к совместной деятельности со сверстниками;

ü Осознает и принимает элементарные общественные нормы и правила поведения;

ü Стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа жизни;

ü Владеет устными средствами вербального и основами невербального общения, достаточными для эффективной коммуникации и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

ü Способен к регуляции своего поведения и своей деятельности на основе становления способности предвосхищать и прогнозировать чувства и эмоции – эстетические чувства (чувство прекрасного), моральные чувства (гордость, стыд, вина), интеллектуальные чувства (радость познания).
        Разработчики Примерной программы воспитания ДО положили в основу целевых ориентиров национальный воспитательный идеал как высшую цель образования, идеальное представление о человеке. Изложите целевые ориентиры с учетом возрастных характеристик возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника детского сада и базовыми духовно-нравственными ценностями. Разбейте целевые ориентиры воспитательной работы по возрастам воспитанников – младенческого и раннего возраста до 3 лет и дошкольного возраста до 8 лет.

        Не включайте в программу воспитания оценочный блок. Рабочая программа воспитания – структурный компонент ООП детского сада. Целевые ориентиры ООП ДО не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (п. 4. 3 ФГОС ДО).

Дополнить планируемые результаты вы сможете уже в содержательном разделе, где укажете достижения ребенка в отдельных направлениях воспитательной работы и опыт, который он приобретет в результате освоения программы воспитания. Как специалисты, вы должны внести свои предложения по описанию особенностей реализации воспитательного процесса.

В содержательном разделе рабочей программы воспитания необходимо отметить основные психолого-педагогические условия. Это то, что поможет педагогам решать задачи воспитательной работы. Среди психолого-педагогических условий особое внимание уделите формам и методам работы с детьми в рамках воспитательной работы. Они должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, не ускорять и не замедлять искусственно их развитие. Чтобы педагоги могли эффективно решать воспитательные задачи, необходимо предусмотреть разные виды образовательной деятельности: игровую, трудовую, поисково-исследовательскую и познавательную деятельности, наблюдения, создания моделей объектов и ситуаций. Также воспитательная работа должна включать экскурсии, беседы, ознакомление детей с праздниками, чтение познавательной и художественной литературы, рассматривание иллюстраций к детским художественным произведениям, обсуждения, инсценирования и драматизации фрагментов народных сказок, экспериментирование, конструирование, решение ситуативных задач, проектную деятельность и др.

Отдельно следует прописать в содержательном разделе средства реализации программы воспитания. Это могут быть мультимедийные средства и средства ИКТ;  полифункциональные предметы, элементы декораций, костюмов и аксессуаров, которые помогут детям создать «волшебный мир» в сюжетно-ролевой и режиссерской играх. К средствам реализации программы воспитания также можно отнести наглядные средства: схемы, чертежи, логические таблицы; информационные материалы, которые выходят за рамки непосредственного опыта дошкольников: детские энциклопедии, познавательные программы и передачи и др.

Для реализации любого плана, в том числе календарного плана воспитательной работы, необходима поддержка и участие семей воспитанников. Среди задач ФГОС, которые решают педагоги в рамках основной и адаптированной образовательных программ, – психолого-педагогическая поддержка и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение их в образовательный процесс. Воспитательную работу с детьми следует также выстраивать в тесном взаимодействии с родителями, повышать их компетентность и оказывать поддержку в вопросах воспитания. Укажите в содержательном разделе рабочей программы воспитания основные принципы и направления взаимодействия с семьями по вопросам воспитания детей. Главная задача здесь заключается в том, чтобы создать единые – для ДОУ, конкретно вашей коррекционной работы и семьи – подходы к воспитанию дошкольников. Если вам и родителям не удастся достичь взаимопонимания, невозможно будет эффективно реализовать воспитательный процесс. Если в детском саду ребенок вместе с педагогом и сверстниками устанавливает общие для всех правила поведения и старается им следовать, а в семье получает примеры совершенно иного поведения, то вместо позитивной социализации у ребенка будут формироваться такие качества личности, как двуличие, неискренность и беспринципность.

Когда пропишите особенности взаимодействия с родителями в содержательном разделе программы, проведите встречи с семьями. Обсудите с ними общие задачи и внесите корректировки в раздел. Только в этом случае вы сможете обеспечить в дальнейшем высокое качество воспитательной работы в рамках новой программы воспитания.

Хотелось бы остановиться на части, формируемой участниками образовательных отношений. У нас, как и во многих регионах есть программа патриотического воспитания или программа волонтерского движения, или просто программа воспитания детей и молодежи, реализуются региональные и муниципальные проекты. Цели, задачи, содержание этих программ и проектов вы можете использовать в воспитательной работе с детьми и отразить это в программе воспитания.

 Календарный план воспитательной работы нужно включить в организационный раздел. В отличие от ежедневной воспитательной работы календарный план будет включать только значимые мероприятия для детей, родителей и педагогов.

Чтобы составить календарный план работы с детьми, педагоги должны понимать, что и для чего они делают. Поэтому перед тем, как планировать мероприятия, педагогу нужно сформулировать цели работы с детьми. А так же определить стратегические и тактические задачи, которые помогут педагогу распределить свои ресурсы для достижения целей.

Требования к календарному плану:

План работы должен:

- соответствовать ФГОС ДО, санитарным правилам и нормативам, содержанию образовательной программы дошкольного образования (ОП ДО) конкретной дошкольной образовательной организации;

- содержать региональный компонент в части ОП ДО, формируемой участниками образовательных отношений;

- отражать специфику деятельности детского сада;

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, зону их ближайшего развития;

- быть  содержательным, реальным для выполнения;

- корректироваться адекватно меняющейся образовательной ситуации.

При составлении календарного плана и его частей опираться на принципы:

- последовательности и систематичности в решении образовательных задач;

- взаимосвязи всех направлений развития и образования дошкольников, а также видов детской деятельности в режиме дня, недели, месяца;

- преемственности задач по всем образовательным областям определенной возрастной группы;

- учета профессиональных интересов педагога и возможности для творческой реализации.

Такой подход позволяет учитывать психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и избежать раздробленности содержания образовательных областей и повышает эффективность и качество дошкольного образования.

Конкретно со структурой календарного плана вас познакомила  учитель- дефектолог Шестакова И. В. (заседание №2, сообщение «Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога на учебный год»).

Как специалистам в организационном разделе вам необходимо будет обратить внимание и на особенности традиционных событий и праздников и описать особые подходы к организации жизни своей возрастной группы, которые предполагает образовательная программа вашего детского сада.  Например, комплексная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьева) предусматривает проведение таких традиционных мероприятий  в группах. Это может быть «Утро радостных встреч» – традиционное мероприятие, которое воспитатель проводит в группе каждый понедельник. После завтрака педагог и дети рассказывают друг другу, как провели выходные дни, и делятся эмоциями.

Другая традиция – «Сладкий вечер» или «Сладкий час». Каждую неделю в определенный день, например в среду, во время полдника педагог проводит с детьми чаепитие и дружескую беседу. Содержание бесед обычно отражает те проблемы, которые волнуют детей в данный момент. При этом педагог не планирует тему разговора с воспитанниками. В данном случае беседа не образовательное мероприятие, а непринужденное общение с воспитательными целями.

Ритуалы в группе педагоги могут проводить ежедневно. Например, общегрупповой ритуал утреннего приветствия. Каждое утро воспитатель собирает детей в круг, в игровой форме приветствует их, выражает радость от встречи с ними и желает всем вместе провести интересный день. Другой ритуал – «Круг хороших воспоминаний». Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает детям сесть вокруг него и вспомнить, что приятного, радостного произошло сегодня. После этого он коротко говорит что-нибудь хорошее о каждом ребенке. В результате все дети слышат, что у всех есть какие-то достоинства. Постепенно такой ритуал создает в группе атмосферу взаимного уважения и чувство самоуважения у отдельных детей.

Среди традиционных событий можно указать досуги, встречи с интересными людьми, праздники городского, регионального, всероссийского и международного значения: День матери, Международный день птиц, Всемирный день улыбки. При этом важно не только перечислить эти мероприятия, но пояснить, какие воспитательные задачи они помогают решать. Это направление деятельности планируется, и проводиться совместно специалистами и воспитателями группы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.