Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





13. Симфоническая и камерная музыка М.А.Балакирева.



Симфоническая музыка Балакирева завоевывает все большую известность. Она звучит не только в столице, но и в провинциальных городах России, с успехом исполняется за границей — в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине. Его фортепианную сонату играет испанец Р. Виньес, «Исламея» исполняет

знаменитый И. Гофман. Популярность музыки Балакирева, зарубежное признание его главой русской музыки как бы компенсируют трагическую самоотстраненность от магистрального направления у себя на родине.

Творческое наследие Балакирева невелико, но оно богато художественными открытиями, которые оплодотворили русскую музыку второй половины XIX в. Тамара — одно из вершинных произведений национально-жанрового симфонизма и неповторимая лирическая поэма. В балакиревских романсах немало приемов и фактурных находок, которые дали прорастания за пределами камерной вокальной музыки — в инструментальной звукописи Римского-Корсакова, в оперной лирике Бородина.

Сборник русских народных песен не только открыл новый этап в музыкальной фольклористике, но и обогатил русскую оперную и симфоническую музыку многими прекрасными темами. Балакирев был превосходным музыкальным редактором: все ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова прошли через его руки. Он готовил к изданию партитуры обеих опер Глинки (вместе с Римским-Корсаковым), сочинения Ф. Шопена. Балакирев прожил большую жизнь, в которой были и блестящие творческие взлеты, и трагические поражения, но в целом это была жизнь подлинного художника-новатора.

Симфонические произведения занимают основное место в творческом наследии Балакирева. В отличие от других русских композиторов того времени (а также его предшественников – Глинки, Даргомыжского) он за всю свою жизнь не написал ни одной оперы. Замыслы опер «Жар-птица» и «Дзяды» (по драматическому монологу Мицкевича) не пошли далее отдельных набросков.

Произведения:

· Увертюра на темы 3-х русских песен (1858);

· Увертюра «1000 лет», позднее названа «Русь» (1862);

· Симфоническая поэма «В Чехии» (1867);

· Музыка к трагедии Шекспира «Король Лир» (1859 – 1862);

· Симфоническая поэма «Тамара» (1867 – 1882);

· 2 симфонии (1898 и 1908).

Балакирев – продолжатель традиций Глинки в симфонической музыке. Жанровый симфонизм («Камаринская», «Испанские увертюры» Глинки) - Увертюра на темы 3-х русских песен, «Русь». Программный симфонизм – «Король Лир», «Тамара».

Преобладает эпический симфонизм. Драматический – только «Король Лир» (линия «Князя Холмского» Глинки).

Черты стиля:

· обобщённый тип программности (картинно-образная);

· преобладание вариационного типа развития над сонатно-симфоническим;

· обрамление сонатной формы медленным вступлением и кодой;

· стремился к единству тематического развития (подобно Глинке отбирал темы, содержащие общие интонации);

· использование приёмов развития, характерных для народно-песенного творчества (хоровая подголосочная полифония, народно-инструментальное варьирование).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.