|
|||
Мораль– лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих пред ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Мораль– лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений Этика (греческое ethike, от ethos – обычай, нрав, характер) – философская наука, изучающая мораль, нравственность. Структура морали: идеалы, ценности, категории, нравственные нормы. Моральные ценности. Моральные ценности (принципы морали) – 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека. Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Моральный (этический) идеал (французское ideal – относящийся к идее)– 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец. Категории морали: 1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло; 2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми); 3) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности); 4) счастье. Что еще контролирует поведение человека? (право, закон) - И так право тоже контролирует поведение человека. - Что такое право? Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством. - Что объединяет эти понятия, а что отличает? Задание: приведите примеры, где человек сталкивается с моралью и правом. (Н-р. Катя доверила подруге важный секрет, а подруга Маша рассказала о нем всему классу – мораль). Вадим угнал автомобиль, и совершая очередной угон, он был задержан сотрудниками милиции (право). Дал слово и не сдержал (мораль) Мораль и право - Итак, каковы же признаки морали? Давайте их запишем в тетрадь. (Выписывают в тетради признаки морали из таблицы. ) -ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ Чему учит это правило? (Прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной? ) - Давайте запишем его в тетрадь, выделим цветной ручкой -Ч то необходимо для того, что бы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни? (Задумываться о своих поступках, любить людей как самого себя, любить самого себя) - А каковы черты морального человека? Задание: работая в парах составьте черты, качества высокоморального человека. Воспользуйтесь для помощи учебником на странице 147-148. - Каждая пара предложит черту, которая должна принадлежать нравственному человеку.. Запишите характеристику этого человека. (Милосердие, совестливый, добрый, честный, справедливый, благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность, ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание) - Трудно соответствовать моральному человеку? - А нужно это человеку? - Зачем? Нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека. 1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне. 2) Второй этап – конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих. 3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность – это моральное саморегулирование своего поведения.
|
|||
|