|
|||
Ин кано́н свята́го Рома́на. Гла́с 4. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Ин кано́ н свята́ го Рома́ на. Гла́ с 4. Ирмо́ с: Ка́ мень нерукосе́ чный/ от несеко́ мыя горы́, Тебе́, Де́ во, / краеуго́ льный отсече́ ся, / Христо́ с, совокупи́ вый разстоя́ щаяся естества́. / Тем, веселя́ щеся, Тя, Богоро́ дице, велича́ ем. Все твое́ жела́ ние, му́ чениче, ко Влады́ це просте́ рл еси́ / и, многови́ дныя ра́ ны претерпе́ в, Рома́ не сла́ вне, / сла́ вы неизглаго́ ланныя получи́ л еси́ / и блаже́ ннаго наслажде́ ния. Се вме́ сто боле́ зни сла́ дость тебе́ пото́ ка даде́ ся, му́ чениче, / вене́ ц нося́ щу ти, Рома́ не, / и от кро́ ве багряни́ цу иму́ щу: / я́ ко ши́ пок благоуха́ ющ и неувяда́ ющ, / младе́ нец закла́ н был еси́ Христа́ ра́ ди. Богоро́ дичен: Ты началороди́ тельныя кля́ твы земны́ я, Де́ во, изба́ вила еси́ / и отве́ рзла еси́ нам жизнь Еде́ ма Рождество́ м Твои́ м па́ че естества́. / Те́ мже, веселя́ щеся, Тя, Богоро́ дице, велича́ ем. Свети́ лен. Подо́ бен: Ду́ хом во святи́ лищи: Жесто́ кую ше́ ствовал еси́ в путе́ х Боже́ ственную стезю́, / к широте́ возше́ л еси́ Небе́ снаго Ца́ рствия, Плато́ не, му́ чеников сла́ во, / све́ том сия́ я нетле́ нныя Тро́ ицы. / Те́ мже, сла́ ве непрестаю́ щей прича́ щся, / чту́ щия тя помяни́. Богородичен: Я́ ко Засту́ пницу нера́ тну и предгра́ дие/ вои́ стинну предлага́ ю покро́ в Твой, Богоро́ дице Де́ во, / Хода́ таицу же к Бо́ гу, изба́ витися, Влады́ чице, му́ ки ве́ чныя/ и в жи́ зни нетле́ нней То́ бою причасти́ тися Небе́ снаго Ца́ рствия. Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха врача (память 16 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За свою проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу. Когда святого Платона вели в заточение, он обратился к народу, собравшемуся возле храма, призывая всех не отступать от христианской веры. Через семь дней мученика Платона вновь привели на суд Агриппина в храм Зевса, где уже были заготовлены орудия пыток: кипящие котлы, раскаленное железо, острые крючья. Судья предложил мученику выбор: принести жертву богам или испытать на себе действие этих орудий. Святой вновь твердо отказался поклониться идолам, и после истязаний его бросили в темницу и держали там без пищи и воды 18 дней. Но видя, что и это не поколебало мученика, ему предложили в обмен на жизнь и свободу лишь произнести: «Велик бог Аполлон». «Не хочу согрешить и словом», – отвечал мученик. По приказу Агриппина святого мученика Платона обезглавили († ок. 306 или 302). Святой мученик Роман был диаконом храма Кесарии Палестинской. Во время одного из гонений на христиан он переселился в Антиохию, где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью. Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной. Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения. Некоторое время спустя, когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям. Во время пыток мученик увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: «Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам». Правитель Асклипиад приказал привести мальчика к себе. На все вопросы правителя Варул твердо и без страха исповедал веру во Христа, Единого Бога. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать мученика Варула, а затем обезглавить его. Перед смертью святой отрок попросил свою мать, которая присутствовала при казни, дать ему пить, но мать умолила его претерпеть все мучения за Господа Иисуса Христа. Она сама положила голову сына на плаху, а после казни погребла его. Мученик Роман был приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь, а святой стал прославлять Христа и хулить языческих богов. Правитель приказал отрезать мученику язык, но и лишенный языка святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда мучители приговорили его к повешению († 303). * * * 152 дебе́ лость – толстоту, грубость, нечувствительность 153 гобзу́ ющу – изобилующую 154 праща – орудие, для метания камней в неприятеля 155 анкира – якорь
|
|||
|