|
|||
Альфред Энгельбертович Штекли 19 страницаСвое новое сочинение Кампанелла назвал «О наилучшем государстве». Противники жизни общиной утверждают, что такое государство, как описанное в «Городе Солнца», никогда не существовало и никогда не будет существовать. «Даже в том случае, – отвечал Кампанелла, – если бы мы и не смогли претворить полностью в жизнь идею такого государства, все же написанное нами отнюдь не было бы излишним, поскольку мы предлагаем образец для посильного подражания». Он высказывал уверенность, что жизнь общиной обязательно восторжествует в будущем. Он подчеркивал, что высшая нравственность – основа будущего Солнечного Государства: «Мы стремимся не к величине государства, которая большей частью проистекает из честолюбия и алчности, а к нравственности, на которой покоится Город Солнца». «Мы, – писал Кампанелла, – изображаем наше Государство не как государственное устройство, данное Богом, но открытое посредством философских умозаключений, и исходим при этом из возможностей, человеческого разума…» На возражения, что Город Солнца никогда не будет построен, так как ни один из народов не придерживается такого образа жизни, Кампанелла отвечал, что описанные им порядки пока «не водворяются по причине злонамеренности государей, которые подчиняют державы своей власти, а не высшему Разуму. Возможность существования такого государства, как говорилось, доказана действительностью и опытом, так как более соответствует природе жить, руководствуясь разумом, чем страстями, жить добродетельно, а не порочно…» Жизнь общиной «устраняет все пороки, ибо должностные лица освобождаются от честолюбия и всех дурных свойств, которые порождаются наследственностью должностей, или их выборностью, или же получением их по жребию, точно так же образ жизни в нашем Государстве устраняет мятежи подданных, которые обычно вспыхивают вследствие произвола должностных лиц, их своеволия либо вследствие бедствий и чрезмерного унижения народа и пренебрежения к нему. Вместе с тем будут устранены все пороки, которые порождаются двумя противоположными злами – богатством и бедностью, по мнению Платона и Соломона – главными недостатками государственного строя. Таковы клятвопреступление, низкопоклонство, ложь, воровство, неопрятность, проистекающие из бедности, разбой, надменность, гордость, похвальба, праздность и другие пороки, проистекающие из богатства. Равным образом будут уничтожены все пороки, вытекающие из злоупотребления любовью, как прелюбодеяние, распутство, содомия, убийство детей во чреве матери, ревность, супружеские ссоры и другое. Точно так же – все пороки, проистекающие из чрезмерной любви к сыновьям и женам, из обладания собственностью, искореняющей любовь к ближнему, и из себялюбия, которое является причиной всех зол. К этим порокам относятся: скупость, ростовщичество, скряжничество, ненависть к ближнему, зависть по отношению к богатым и лучшим. Мы заменим их любовью к общине и истребим ненависть, которая порождается скупостью – корнем всех зол, и тяжбы, и обманы, и подделки завещаний, и прочее. Таким же образом – все пороки тела и духа, которые у бедных порождаются чрезмерным трудом, а у богатых праздностью, ибо мы распределяем труд поровну между всеми. Так же пороки, проистекающие из праздности женщин, которые подтачивают их способность к деторождению, телесное и душевное здоровье, мы устраняем тем, что предписываем им подходящие упражнения и занятия. Равно и пороки, которые являются следствием невежества и глупости… …Наконец поскольку мы неизменно избегали крайностей, мы все приводили к умеренности, в которой заключается добродетель». Противники «Города Солнца» не отличались оригинальностью. Все те же доводы, почерпнутые из Аристотеля, давным‑ давно выступавшего против общности материальных благ! Кампанелла не уставал доказывать, что только уничтожение собственности и жизнь общиной сделают людей по‑ настоящему свободными и счастливыми: «…В нашем Государстве находит успокоение совесть, уничтожается жадность – корень всех зол, и обман, который присущ заключению сделок, и кражи, и грабежи, и излишество, и уничижение бедных, а также невежество, которое свойственно даже людям благородной породы вследствие того, что они принуждены работать в то время, как они желают заниматься философией, уничтожаются также излишние заботы, труды, деньги, которые добывают купцы, скупость, гордость и другие пороки, которые порождаются разделением имуществ, а равным образом – себялюбие, вражда, зависть, козни, как уже было показано. Вследствие распределения государственных должностей соответственно природным способностям мы достигаем искоренения зол, которые проистекают из наследования должностей, из их выборности и из честолюбия, как учит св. Амвросии, говоря о государстве пчел. И мы подражаем природе, которая ставит начальниками наилучших, как это происходит у пчел, ибо если мы и прибегаем к избранию, однако оно согласно с природой, а не является произвольным: это означает, что мы избираем того, кто возвышается благодаря своим естественным и моральным добродетелям. …В нашем Государстве должностные лица распределяют ремесла и труды соответственно пригодности и силе, исполнение работ поручается начальникам ремесел совместно со всем множеством людей, как указывается в тексте. И никто не имеет возможности что‑ либо присвоить себе, так как все принимают пищу за общим столом и, получив у ведающих одеждой должностных лиц одежды нужного качества, пользуются ими сообразно с временами года и со своим здоровьем… Ведь никто не может отвергать такой способ распределения, так как все совершается на основании разума. Более того, каждый любит то, что соответствует его собственной природе, как это присуще нашему Государству. …Каждый с детства приобщается должностными лицами нашего Государства к различным ремеслам, соответственно своей естественной склонности, и каждый, после того как его наилучшим образом испытают опытом и учением, выдвигается на исполнение той должности, к которой он более пригоден. Но только наилучшие могут становиться высшими должностными лицами, согласно описанному в тексте порядку. И воин не пожелал бы стать предводителем, и земледелец – священником. В нашем Государстве должности доставляются, исходя из практических навыков и образованности, а не из благосклонности и родственных отношений, ибо мы свели на нет родственные связи. Каждый получает должность в той сфере, в которой он отличается своей добродетелью. И первые должностные лица не могут одних возвеличивать, а других унижать, так как они правят не по своему произволу, но, руководствуясь природой, и предназначают для каждого пригодную должность. Они не обладают собственностью, благодаря которой они нарушили бы чужие права, чтобы возвеличить своих детей. Но им свойственно хорошо поступать и таким образом достигать почестей. И поскольку они считают всех своими братьями, или сыновьями, или родителями, сохраняется любовь ко всем, а не обращается позорным образом на отдельных лиц. Никто не сражается ради жалованья, так как он имеет средства для жизни, но каждый потребует почестей, которые он вправе ожидать благодаря своей доблестной деятельности». Враги кричат на все лады, что проповедь общности имущества есть страшнейшая ересь. Еще на Констанцском соборе был осужден как еретик и сожжен Ян Гус, отрицавший частную собственность. Старые уловки! «Невежды, – пишет Кампанелла, – тотчас же объявляют еретиками тех, кого они не могут победить с помощью доводов разума». Идею жизни общиной они называют ересью. Ересью?! Кампанелла берет на себя смелость и во всеоружии аргументов упорно доказывает, что, напротив, еретиками являются те, кто осуждает жизнь общиной! Работая над трактатом «О наилучшем государстве», Кампанелла все время находился в приподнятом, воинственном настроении. Он радовался, что, даже сидя за решеткой, он в силах сокрушать врагов железной логикой своих аргументов. Его все время держали в одиночке. В тюрьму периодически присылались приказы не ослаблять строгости по отношению к Кампанелле. Но время делало свое дело. Постепенно и здесь Томмазо сумел расположить к себе некоторых надзирателей, а когда подходил к концу второй год его пребывания в Кастель делль Ово, даже сам кастелян, Педро Галарди, смотрел сквозь пальцы на нарушения режима. Он без лишней огласки разрешил свидания, и Кампанеллу стали навещать друзья. Слава о Кампанелле разнеслась по многим странам Европы. Иностранцы, приезжавшие в Неаполь, старались всеми правдами и неправдами, при помощи рекомендательных писем или просто подкупа, получить с ним свидание. Это были разные люди. Одни приходили из любопытства посмотреть на знаменитого узника, другие мечтали стать его учениками. Эти встречи не были похожи на обычные свидания в тюрьме, когда соболезнующие визитеры вполголоса беседуют с несчастным арестантом. Если дежурил сговорчивый надзиратель, Кампанелла успевал прочесть какую‑ нибудь лекцию по философии или медицине. Тем, кто бывал регулярно, удавалось прослушать целый курс. Разумеется, не со всеми Кампанелла был откровенен. Он знал, что его крайние взгляды могли оттолкнуть многих, чье заступничество было ему полезным. Естественно, что люди, вначале принимавшие на веру его архикатолические настроения, узнав его настоящее лицо, отходили в сторону. Каких только восторгов не выражали немцы‑ дворяне, с которыми он сидел в Кастель Нуово, когда он говорил об астрологии или развертывал перед ними грандиозные планы борьбы с протестантами. Они давали слово хлопотать за него перед папой, императором и князьями. Но стоило им только узнать, что все это была лишь маскировка, а в действительности он был осужден за ересь и бунт, как они тут же отреклись от него! А Шоппе? Он теперь открыто высказывал убеждение, что лучше, чтобы Кампанелла «оставался там, где он есть». В мае 1610 года вице‑ король, приняв во внимание длительное заключение Кампанеллы, согласился несколько смягчить режим. Узнику было официально разрешено читать книги и получать свидания. Но эти послабления продолжались всего двенадцать дней. В дело самым решительным образом вмешалась инквизиция. Разве вице‑ король забыл, что Кампанелла приговорен к суровому пожизненному заключению?! По законам инквизиции еретик, осужденный на вечное заточение, приравнивался к замурованному заживо в стену – он не должен был ни с кем разговаривать. Его следовало «держать взаперти с такими предосторожностями, чтобы он не мог совратить других в ересь». Представитель Святой службы в категорической форме потребовал введения дополнительных строгостей, которые бы гарантировали, что впредь Кампанелла не будет ни писать, ни общаться с людьми. Он послал в Кастель делль Ово специальных агентов, чтобы те особенно старательно обыскали камеру Кампанеллы и изъяли находящиеся там рукописи. С обыском явились ночью, когда он спал. Под матрасом они обнаружили рукопись «Метафизики». Да, с этим произведением ему определенно не везло! Он хотел изложить в нем основы философии, и сделать это так, чтобы его книга стала «библией философов». Семь лет тому назад, в Кастель Нуово, он написал «Метафизику» и передал ее дель Туфо еще до того, как тот был арестован. После его смерти Франческо – неблагодарный ученик! – не сумел сохранить рукописи. Кажется, у него ее украл слуга и кому‑ то продал. Он заново написал «Метафизику». Он не успел ее закончить, когда ее отобрали. Рукопись отнесли инквизитору, а это означало, что она пропала навсегда. Навсегда? Пусть пройдут недели или месяцы, пока он снова изыщет возможность раздобыть бумаги – при всей своей нетерпеливости он умеет ждать! – но он обязательно еще раз восстановит «Метафизику». Чем сильнее его давят, тем упорней становится в нем дух сопротивления. За каждой написанной им строчкой постоянно охотятся инквизиторы. Он вынужден по нескольку раз писать одно и то же произведение. Но вопреки всему он будет восстанавливать потерянное. Каким бы безнадежно пустынным ни было пепелище, оно не заставит его опустить руки. Он всегда найдет в себе силы снова приниматься за стройку! В июле 1610 года в Неаполь прибыл новый вице‑ король, граф Лемос‑ младший. Он слыл за мецената и любил опекать ученых. Но надеждам, которые возлагали на него друзья Кампанеллы, не суждено было исполниться. Вице‑ король оказался страшнейшим клерикалом и всей душой ненавидел еретиков. От него нельзя было ждать никаких поблажек. А Кампанелла и не ждал. Он снова тайком принялся за писание. Надо было быть очень осторожным. Серафино и Пенья, выносившие из тюрьмы написанное, приходили редко, зато надзиратели, охотившиеся за рукописями, могли нагрянуть каждую минуту. Как не вспомнить Дианору, которая по вечерам, опустив нитку, забирала к себе исписанные за день листки! К концу года Кампанелла сделал то, что казалось невероятным даже для его друзей. Он в третий раз заново написал «Метафизику». Каждого образованного человека, который приходил к нему, Кампанелла жадно расспрашивал о том, какие новые книги вышли в свет. Он радовался небывалым достижениям науки, но в то же самое время тяжело переживал свою оторванность от мира и проклинал тюремные стены. До него только урывками доходили сведения о важных событиях. Работы астрономов и математиков все больше и больше подтверждали правильность теории Коперника о строении вселенной. С большим опозданием узнал он, что Галилео Галилей – тот самый преподаватель математики Падуанского университета, который в 1593 году передал ему письмо великого герцога Тосканы, – сконструировал замечательную подзорную трубу и с ее помощью, наблюдая за звездами, совершил великие открытия. Весной 1610 года вышла в свет книга Галилея «Звездный вестник». Но Томмазо узнал о ней только в январе следующего года, да и то случайно. Один из почитателей Кампанеллы, неаполитанец Джамбаттиста Мансо, глубокий старик, друг Торквато Тассо, добился свидания. Два часа рассказывал он Кампанелле о выдающемся труде Галилея. Мансо сравнивал Галилея с Колумбом и уверял, что его открытия так же важны для человечества, как и открытие Америки. Минувший век навсегда прославил себя открытием новых земель, а век нынешний будет по праву гордиться открытием новых небес! Кампанелла не мог сдержать своего волнения. Да и как было не волноваться, когда наблюдения Галилея давали науке новые замечательные факты. Галилей обнаружил сотни раньше никем не виданных звезд наблюдал за поверхностью Луны и открыл четырех спутников Юпитера! Какой простор для новых теорий и гипотез! Томмазо не терпелось заглянуть в будущее. Не исключено, что все планеты населены людьми, которые тоже, вероятно, воображают себя находящимися в центре вселенной! Как они там живут, счастливей или несчастней, чем люди на Земле? Гордость за Галилея сменилась чувством тревоги. Кампанелла слишком хорошо знал, как жестоко расправляется церковь со смельчаками, которые отстаивают истины, противоречащие священному писанию. Джордано Бруно, проповедовавший идею бесконечности миров, был после восьми лет сурового заточения сожжен на костре. Неужели инквизиторы вырвут из рук Галилея его подзорную трубу, бросят его в темницу и будут силой заставлять отречься от истины? Судя по всему, инквизиторы еще не разобрались в сущности его наблюдений. Ни сам Галилей, ни его друзья не отдавали себе полностью отчета в том, какую грозу они навлекут на себя в недалеком будущем. Кампанелла предвидел события, которые разразились несколько месяцев спустя. Он считал, что надо действовать без промедления. Позволительно было идти на любую хитрость, лишь бы спасти большого ученого от неминуемых преследований. Он считал, что для этого есть только один путь. Надо было с самого начала утверждать, что открытия Галилея предсказаны отцами церкви и совершенно не противоречат суждениям св. Климента, Хризостома и др. Разве объективная сущность открытий Галилея потерпит большой вред от того, что будет снабжена благочестивыми высказываниями? Кампанелла написал Галилею письмо. Он вспомнил об их встрече в Падуе, восторженно отозвался о его открытиях и тут же дал совет, на каких из отцов Церкви следует ссылаться. Кампанелла напрасно ждал ответа. Писать осужденному еретику Галилей побоялся. Все строгости по отношению к Кампанелле были недостаточно действенны. В конгрегацию Святой службы постоянно поступали сведения, что, несмотря на надзор, Кампанелла продолжает писать и его сочинения в списках широко расходятся по Италии и даже проникают за границу. То и дело из Рима в Неаполь приходили приказы, ставшие трафаретом: «Произвести в тюрьме тщательный обыск, отобрать рукописи и принять меры, чтоб Кампанелла был лишен всякой возможности писать…» Чаще всего обыски не давали никакого результата. Иногда удавалось найти огрызок пера или чернильницу, вылепленную из хлеба. А где его писания?! Томмазо невозмутимо пожимал плечами: мало ли что можно обнаружить в камере, где до него сидели десятки людей. Сам‑ то он, помня строжайшие приказы, давно уже ничего не пишет. Но в мае 1611 года Кампанеллу постигла неудача. Он не успел, передать на волю законченных книг «Астрономии», и во время внезапного обыска они были схвачены служителями инквизиции. Этот случай вызвал новые осложнения. Апостолический нунций, ссылаясь на то, что испанские власти не в состоянии обеспечить должной изоляции опаснейшего еретика, настоятельно потребовал, чтобы вице‑ король приказал закончить дело о заговоре и передать узника римской инквизиции. В Неаполе снова стали усиленно распространяться слухи, что это всего лишь очередная попытка Рима вырвать Кампанеллу из рук испанцев. Вице‑ король, чтобы отвязаться от нунция, повелел запереть Кампанеллу в более надежную камеру. Еще два года прошло в сырой одиночке, которая заставляла его часто вспоминать подземелье Кастель Сант‑ Эльмо. Свидания были категорически запрещены. Он месяцами никого не видел, кроме надзирателя и солдат. Лишь изредка навещал его духовник, приносивший записки от Серафино. Кампанелла почти ничего не знал о том, что творилось за стенами тюрьмы. Его очень беспокоила судьба Галилея. Он уверен, что вокруг его открытий началась ожесточенная борьба. Как жаль, что он не может принять в ней участия! Все силы он отдавал тому, чтобы, перехитрив тюремщиков, продолжать работать. Свою «Медицину», состоявшую первоначально из двух частей, он так дополнил и расширил, что она теперь насчитывала целых семь книг. Он написал «Диалектику», «Риторику» и «Поэтику». В Италии вряд ли бы нашелся человек, который взял бы на себя смелость нелегально издавать книги узника инквизиции. Поэтому Кампанелла все чаще и чаще возвращался к мысли, что книги следует напечатать за границей. Многие его произведения, в том числе и «Город Солнца», были написаны по‑ итальянски. Это, разумеется, затрудняло знакомство с ними читателей, не владевших итальянским языком. Кампанелла решил перевести свои работы на латынь. Он перевел трактат «О смысле вещей» и теперь переводил «Великий эпилог». Желание во что бы то ни стало дожить до того дня, когда где‑ нибудь за границей, во Франции или Германии, выйдет в свет «Город Солнца», помогало ему переносить самые тяжелые испытания. Год 1613 принес Кампанелле некоторое облегчение. Новый комиссарий инквизиции не так ревностно, как его предшественник выполнял приказы, присылаемые из Рима, и Кампанелла не замедлил этим воспользоваться. Почему бы кастеляну опять не разрешить ему свидания с теми, кто высказывает охоту его видеть? Разве дон Педро имел когда‑ нибудь повод быть недовольным их благодарностью? Люди едут издалека, иногда даже из‑ за границы, и не останавливаются перед значительными расходами, лишь бы повидать Кампанеллу. Дон Педро не пожалеет, если потихоньку от нунция начнет снова пускать к нему посетителей. Успех превзошел все ожидания. Среди лиц, которым удалось получить от кастеляна разрешение навещать Кампанеллу, оказался и Товий Адами. Раньше они никогда не были знакомы. Уроженец Саксонии, Адами, человек очень образованный и любознательный, занимался разными науками, но особенно хорошо знал филологию. Еще в Германии ему посчастливилось прочесть в рукописи несколько произведений Кампанеллы. Он понял, что их написал человек исключительный по своим дарованиям в смелости мысли. Его потрясла трагическая судьба ученого, который уже четырнадцать лет подряд сидел в тюрьме и, несмотря на самые тяжелые условия, ухитрялся продолжать работу. Товий Адами мечтал когда‑ нибудь встретиться с Кампанеллой. Бедность вынуждала его служить гувернером юного мейссенского дворянина Рудольфа Бинау, знакомого и земляка Христофора Пфлуга. Адами сопровождал Рудольфа в его многочисленных путешествиях. Осмотрев Падую и Венецию, они захотели взглянуть на священные камни Эллады, потом побывали в Сирии и Палестине. С Мальты они возвращались на родину. Но ведь в Германию можно ехать и через Неаполь! В феврале 1613 года Адами и Бинау прибыли в столицу Неаполитанского королевства. Адами нашел общий язык с комендантом Кастель делль Ово, и тот разрешил свидания. Первые же встречи с Кампанеллой заставили Адами и Бинау изменить их планы. Они думали быстро возвратиться на родину, а задержались в Неаполе целых восемь месяцев. Кампанелла покорил их не только своими знаниями и остротой ума. Они увидели в нем мужественного, волевого и несгибаемого человека. Они много времени проводили в его камере. Он читал им лекции по медицине, астрономии, философии. Адами проявлял живейший интерес к сочинениям Кампанеллы и искренне возмущался Шоппе, который с помощью лживых обещаний завладел рукописями и так и не напечатал ни одной из них. Тесная дружба связала Кампанеллу с Адами. Им совсем не мешало, что еретик Кампанелла нередко при посторонних проповедовал самые архикатолические взгляды, а Адами был убежденным лютеранином. Напротив, их сближала горячая ненависть к папизму. Адами говорил, что считает своим долгом опубликовать сочинения Кампанеллы. Он не пожалеет сил, чтобы, презрев все запреты папистов, напечатать в Германии «Город Солнца»! Это были очень хорошие месяцы. Стосковавшийся по людям Кампанелла наслаждался откровенными беседами с Адами, чтением лекций, общением с молодежью. Сговорчивость кастеляна и деньги Бинау открыли двери камеры многим посетителям. Кампанеллу часто навещали его земляки‑ калабрийцы – Коста, Северино, Виа, Фаилла. Они упорно изучали астрономию и медицину и с радостью называли себя его учениками. Томмазо напряженно работал. Иногда он диктовал свои сочинения кому‑ нибудь из молодых людей. Он писал первые книги «Рациональной философии». Адами поражался его разносторонностью. В новой работе под заглавием «Историография» Кампанелла излагал принципы, которые должны быть положены в основу написания истории. Друзьям‑ немцам он посвятил несколько сонетов. Он верил Адами и был убежден, что тот, не в пример Шоппе, сделает все возможное, чтобы опубликовать его сочинения в каком‑ нибудь из протестантских городов Германии. Опять Серафино, наняв переписчиков, снимал с рукописей копии. Адами был знаком с Галилеем. Он рассказал Кампанелле о борьбе, которая началась вокруг открытий великого астронома. Галилей ездил в Рим и встречался с видными церковными деятелями. Из осторожности он старался публично не заострять вопроса об отношении коперниковой теории к религии. Церковь не разобралась еще окончательно в тех выводах, которые следовали из наблюдений Галилея. Однако все громче и громче начинали раздаваться голоса невежд и мракобесов, стремившихся опорочить Галилея. Он видит в свою подзорную трубу то, о чем нет ни слова в священном писании?! Он осмеливается подтверждать правильность учения Коперника о движении Земли вокруг Солнца?! Неслыханная наглость! Противники Галилея ничего не хотели и слышать о существовании ранее неизвестных звезд. Многие из них даже отказывались посмотреть в подзорную трубу, заявляя, что она порождает только оптические обманы и показывает вещи, которых вообще нет, поскольку их не знает ни Библия, ни Аристотель. С церковных кафедр начались нападки на Галилея. Но Галилей не прекращал своих наблюдений. Истинные друзья науки могли только восхищаться его работами. Он не ограничивался астрономией и математикой, много занимался физикой. В апреле 1612 года он опубликовал «Рассуждение о телах, пребывающих в воде, и тех, которые в ней движутся». Адами принес это сочинение Кампанелле. Тот воспринял его с радостью. Хотя отдельные мысли Галилея и вызывали у него возражения, книга показалась ему прекрасной. Как убедительно Галилей опровергал физические воззрения Аристотеля и углублял учение Архимеда! Книга эта была очень важна не только для физиков. Наряду с блестящим разрешением многих специальных проблем, связанных с движением тел в воде, Галилей, ставя вопрос о научном методе, подвергал самой резкой критике способ отвлеченных доказательств, к которому прибегали последователи Аристотеля. На эту книгу Томмазо откликнулся «Четырьмя статьями о «Рассуждении» Галилея». Когда в октябре Адами собрался уезжать из Неаполя. Кампанелла отдал ему много своих рукописей. Кроме того, он просил, чтобы Товий вручил Галилею его письмо и «Четыре статьи». Во Флоренции Адами часто бывал у Галилея. Он рассказал ему, в каких тяжелых условиях находится знаменитый калабриец. Галилея взволновал этот рассказ. Он пообещал похлопотать перед великим герцогом за узника и выразил желание послать ему денег. Томмазо был признателен Галилею за выказанное участие, о котором ему сообщил Адами, но от предложенных денег отказался. Переданная тайком записка – пусть даже написанная чужим почерком – была бы для него во сто крат дороже любого кошелька с золотом, хотя он месяцами сидел впроголодь и каждое карлино казалось ему целым состоянием. Галилею – великому ученому – Кампанелла мог простить многое. Даже чрезмерную осторожность, граничившую с малодушием. Шел пятнадцатый год заключения. Если прибавить к ним и годы, проведенные в тюрьме во время первых процессов, то он уже сидел по темницам почти два десятилетия. А он был еще совсем не стар. Ему исполнилось сорок шесть лет. В надежде, что Адами напечатает за границей его сочинения, Кампанелла переводил на латинский язык «Город Солнца», «Этику» и «Политические афоризмы». В ту же пору он написал «Математику». Он постоянно интересовался Галилеем. Придавая наибольшее значение его астрономическим наблюдениям, он побуждал его заниматься планетами, а не плавающими телами. Узнав от друзей, что Галилей болеет, Томмазо снова обратился к нему с письмом. Он полагал, что может принести пользу своими консультациями, и просил, чтобы ему прислали историю болезни. Но Галилей не воспользовался его советами. Оживленная переписка с Адами на философские темы совершенно неожиданно прервалась. Неужели Товий не может найти средства, чтобы переправить ему записку хотя бы в несколько слов? Не хотелось думать, что Адами станет вторым Шоппе. Даже двадцать лет тюрьмы не могли заставить Кампанеллу изменить самому себе. С ранней юности жил он идеями равенства и свободы. Он нигде не прекращал борьбы – ни в тюремной камере, ни в застенке. Он использовал каждый случай, чтобы раскрывать людям глаза. Кто бы ни был рядом с ним, любой хоть немного внушавший доверие солдат, надзиратель, монах или горемыка‑ арестант, Кампанелла всегда старался пробудить в них любовь к родине, ненависть к угнетателям‑ иноземцам и к тому несправедливому порядку вещей, который установлен в мире. Строгие приказы то и дело повелевали содержать Кампанеллу в условиях, которые не давали бы ему возможности «совращать людей в ересь». А он, напротив, всеми средствами старался делать именно это. Сведения о том, что вопреки запрещению Кампанелла общается с людьми, все же дошли до правительства. Он у себя в камере устроил чуть ли не целый университет. Его посещают иностранцы, он диктует им свои суждения. И пишет! Пишет! Даже когда его приводят в тюремную церковь, чтобы слушать мессу, он своими крамольными речами отравляет других узников. Дон Педро Галарди получил отменный разнос. Видно, за шесть с половиной лет, которые Кампанелла пробыл в Кастель делль Ово, он так сумел окрутить кастеляна и солдат, что того и гляди сбежит. Или сделает всех арестантов еретиками, а надзирателей – государственными преступниками. Однажды ночью, в конце 1614 года, приняв массу предосторожностей, беспокойного узника, который доставлял тюремщикам столько неприятностей, тайно перевели обратно в Сант‑ Эльмо. Его принял новый комендант. Кампанелла обрадовался, что его давнишний враг, дон Толедо, жестокий и тупой, отправился, наконец, к праотцам. По крайней мере среди тех, кто наслаждался его мучениями, одним человеком стало меньше. Радость Кампанеллы была преждевременной. В коридоре, играя ключами, его встретил старый знакомый – Микель Алонзо. А он‑ то думал, что Алонзо как и прежде, живет вместе с семьей в Кастель Нуово. Сумрачное лицо надзирателя никогда не улыбалось. Но на этот раз, увидя Кампанеллу, Алонзо осклабился. Усмешка его была искренней и зловещей. Томмазо живо вспомнил ту ночь, когда долгая охота Алонзо увенчалась столь неожиданным успехом и он застал в его камере свою собственную жену. После этого Кампанеллу немедленно отправили на «Кавказ» в вонючее подземелье, наполненное водой. Его не тревожило, чего больше – неприятностей по службе или отличий – получил Алонзо за свою удачливую охоту. Но вот мысли о Лауре долго не давали ему покоя. Алонзо с явным удовольствием гремел замками, запирая за ним дверь. Солома, лежавшая на полу, была сухой и чистой, но Кампанелла не спал. Он никак не мог побороть волнения. А что, если и Лаура живет где‑ то здесь рядом, на нижнем этаже башни или в конце коридора?!
Глава девятнадцатая. ГОЛОС В ЗАЩИТУ ГАЛИЛЕЯ
Злой и мстительный Алонзо не жалел сил, чтобы сделать жизнь Кампанеллы совершенно невыносимой. Он с превеликим рвением выполнял приказания начальства о суровом режиме и бдительно следил за тем, чтобы Кампанелла не имел никакой связи с внешним миром. Он по нескольку раз в сутки устраивал обыски. Даже во время дежурства другого надзирателя он не ленился приходить ночью, поднимал Кампанеллу, обшаривал всю одежду перерывал солому, ощупывал стены. Он не подпускал никого близко к его двери. И мог поклясться, что еретик не пишет ни строчки. И это была правда.
|
|||
|