Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ТИПИЧНЫХ ТУНДР СРЕДНЕЙ ЧАСТИ БАССЕЙНА РЕКИ ЮРИБЕЙ (ПОЛУОСТРОВ ЯМАЛ) В.П. Денисенков, И.С. Ильина



РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ТИПИЧНЫХ ТУНДР СРЕДНЕЙ ЧАСТИ БАССЕЙНА РЕКИ ЮРИБЕЙ (ПОЛУОСТРОВ ЯМАЛ) В. П. Денисенков, И. С. Ильина

Санкт-Петербургский государственный университет,

Санкт-Петербург, biogeo_spb@mail. ru

VEGETATION OF TYPICAL TUNDRAS OF MIDDLE STREAM BASIN OF RIVER YURIBEI (YAMAL PENINSULA) V. P. Denisenkov, I. S. Il’ina

Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg

Растительность полуострова Ямал до сих пор еще не достаточно полно изучена [1]. В 1989-93 гг. проводились геоботанические исследования тундр Ямала по договору между научно-исследовательским институтом географии СПбГУ и проектным институтом Ленгипротранс на тему: " Картирование современного состояния растительного покрова в зоне строительства железнодорожной линии Обская – Бовоненково". Научное руководство тематики этих работ осуществлялось доктором биологических наук профессором И. С. Ильиной. В полевой сезон 1991г. на участке трассы Юрибей-Бованенково геоботанические работы проводились в двух направлениях:

1. Крупномасштабное геоботаническое картографирование, дешифрирование аэро и космоаэроснимков и комплексное профилирование на опытном полигоне НИИГ СПбГУ в районе левобережья реки Юрибей.

2. Камеральные работы по анализу данных землеустройства и сбору фактического материала в фондах Комитета по земельной реформе Ямало-ненецкого автономного округа (г. Салехард).

В методике проведения картографических работ опытным полигонам (ключам, эталонным участкам) отводится большая роль. При условии разумной и обоснованной закладки полигонов с их помощью удается решить все принципиальные и методические вопросы создания любой, в том числе и геоботанической карты [2, 3]. В данном случае полигон " Юрибей" с геоботанической точки зрения характеризовал особенности растительного покрова обширной полосы типичных тундр, сложенных песчаными и супесчаными отложениями. Его размеры определялись ландшафтной структурой территории: на водоразделе необходимо было изучить закономерности смены растительности при переходе от дренированных местообитаний к разным типам болот, озер и хасыреев. На пойме – выявить специфику растительного покрова в разных зонах поймы и на разных экологических уровнях поемности. В итоге была выкартирована площадь около 40 км2, на которой выделено 35 типологических подразделений растительности. Чтобы содержание карты было хорошо понято и удобно для использования другими специалистами мы в легенде дифференцировали растительность по ландшафтным подразделениям: растительность эрозионно-аккумулятивных морских террас, растительность прирусловой поймы, поймы низкого уровня и т. д. С другой стороны мы старались насколько возможно показать связь растительности с другими природными компонентами. С этой целью в легенде экспликации карты показана приуроченность каждого геоботанического выдела к формам и элементам рельефа, его связь с глубиной сезонного протаивания и мощностью торфяной залежи. В отдельных экспликациях отражена форма территориальной структуры растительности (комплексы, сочетания, ряды) и даны их количественные характеристики, а также параметры высоты и проективного покрытия разных ярусов растительных сообществ.

На полигоне " Юрибей", кроме собственно картографических работ было выполнено 2 специальных исследования, необходимых для разработки принципов построения геоботанической карты, а именно:

1) Был заложен комплексный профиль на участке водораздела и притеррасной части поймы р. Юрибей, который обследовался разными специалистами: геоморфологом (Р. И. Баева), почвоведом (Т. С. Зверева), геоботаником и ботанико-географом (И. С. Ильина, В. П. Денисенков).

2) Был проведен цикл работ по микрокартированию и описанию основных структурных форм неоднородности растительного покрова – трещиновато-полигональных, пятнистых, плоскобугристых и др. (геоботаник А. В. Жеряков). При этом основное внимание обращено на морфологическую характеристику этих форм и их количественные параметры (высота, диаметр, конфигурация, чередование в пространстве). Все это было сделано с целью конкретизировать и упорядочить основной набор структурных типов, используемых при описании и картографировании растительности, а также с целью согласовать это с выделяемыми почвоведами структурами почвенного покрова, а также с микроформами рельефа и ландшафтов. При сопряженном комплексном и покомпонентном картографировании трассы железной дороги это необходимо делать, иначе все составленные карты природы будут мало сопоставимы друг с другом.

Участок трассы железной дороги Обская-Бованенково расположен в западной части Центрального Ямала и имеет вытянутое меридиональное простирание с севера на юг. Он пересекает границы многих зональных подразделений растительного покрова. Согласно ландшафтно-геоботаническому делению исследуемая территория трассы ж. -д. Обская-Бованенково [4] охватывает два района: район 11 – долину р. Юрибей и район 12 – район левого берега р. Юрибей. Ниже приводится общая характеристика растительного покрова указанных районов.

Долина р. Юрибей.

В районе трассы ж-д долина р. Юрибей имеет ширину около 10 км. Это преимущественно широкая поверхность поймы с отдельными останцами надпойменных террас. Рельеф сложный, расчлененный многочисленными протоками, старицами, озерами. Русло реки сильно меандрирует и образует вблизи выпуклых участков берегов прирусловые отмели, в плане представляющие дугообразноизогнутые валы. В целом молодая прирусловая пойма отличается гривным рельефом, высота грив от 2, 5 до 3, 5 м. Они подвержены ежегодным весенне-летним паводкам, максимальная высота затопления которыми достигает 3, 5 м. Прирусловая пойма сплошь закустарена ивняком (Salix glauca, S. lanata), преобладают их травяные типы, на вершинах грив встречаются замоховеловые (Aulacomnium turgidum, Dicranum elongatum), а у подножий – заболоченные ивняки осоково-сфагновые.

Центральная пойма занимает всю среднюю часть пойменного сегмента, имеет вогнутую форму и ее высотные уровни различны. Наиболее высокие отметки фиксируются в краевых частях в виде останцов 4, 3 – 4, 8 м.; в центральной осевой части высота минимальна (3 – 3, 5 м. ). На границе между центральлной и прирусловой поймой расположен древний прирусловой вал, имеющий высоту 4, 5 – 5, 5 м. и отделенный с обеих сторон понижениями в виде старого русла.

Притеррасная пойма развита вдоль левого коренного берега, она сильно заболочена и заозерена и в основном расположена на отметках высот 2, 5 – 3, 5 м.

Растительный покров по своему типологическому составу не обнаруживает существенных различий в процессах этих морфологических зон поймы центральной и притеррасной. В большей степени он реагирует на режим поёмности и поэтому довольно четко дифференцируется по высотным экологическим уровням. Так, для низких уровней поёмности в центральной и притеррасной частях характерны сообщества водноосоковых, аркториловых лугов и низинных осоково-гипновых болот по берегам озер и стариц. Средние уровни характеризуются пестрым экологическим набором ивняков и ерников: от сухих травяно-зеленомошных типов до заболоченных осоково-сфагновых. Для останцов древней поймы характерны плоско-бугристые болота с багульниково-морошково-сфагновыми (Sphagnum lenense) и осоково-гипновыми мочажинами, а также отундровевшие ерниково-зеленомошные сообщества.

Район левого берега р. Юрибей простирается на юг до озера Хэхэханто. Для него характерен сильно расчлененный озерно-котловинный тип рельефа, выработанный в песчаных отложениях. Эрозионное расчленение сосредоточено главным образом в северной части. Там склоны долины р. Юрибея и небольшой реки Суюхангалава-Яха расчленены овражно-балочной сетью с глубиной вреза 3 – 5 м. Склоны оврагов и балок заросли разнотравными группировками (Veratrum lobelianum, Lagotis glauca Ssp. minor, Tanacetum bipinnatum, Equisetum arvense). На днищах – в разной степени заболоченные и обводненные разнотравно-осоковые луга.

Между оврагами участки коренного берега имеют форму выпуклых " останцовых" возвышенностей, высотой 20-28 м., на которых хорошо развита полигональная система морозобойных трещин, а в краевых частях дефляционные участки и котловины выдувания. К ним приурочены все псаммофитные варианты растительности южной полосы типичных тундр: пятнистые и пятнисто-полигональные комплексы кустарничково-лишайниковых, ерниково-зеленомошно-лишайниковых и лишайниковых сообществ, а также слабо сформировавшиеся группировки, из Arctous alpina, Vaccinium vitis-idaea ssp. minus, Empetrum subholarcticum, Salix reticulata, Polygonum laxmanii, Dianthus repens и отдельных видов мхов и лишайников на дефляционных обнажениях и котловинах.

Периферийные части увалов, несколько более выположенные и пониженные покрыты кочкарными пушицевыми (Eriophorum vaginatum) тундрами (сухими зеленомошными и заболоченными осоково-сфагновыми).

В южной части района поверхность заболочена и изобилует озерами и хасыреями. Озера имеют хорошо выработанные котловины с глубиной вреза до 5 м. Крупные озера чередуются с мелкими, образуют целые скопления. В таких местах особенно типичны низинные болота (осоковые, пушицево-осоковые и осоково-гипновые) и заболоченные травяные тундры. В прибрежной полосе озер до глубины 0, 5 – 0, 7 м развиты арктофиловые заросли (Arctophila fulva, Carex aquatilis, Ranunculus pallasii, Hippuris vulgaris). Хасыреи имеют разный возраст и находятся в разных стадиях зарастания. Среди молодых отмечены пушицевые заросли и ряды гигро-мезофитных сообществ арктофиловых и водно-осоковых лугов. Пространства между озерами сплошь заболочены и покрыты плоско-бугристыми болотами с кустарничково-морошково-сфагновыми (Sphagnum angustifolium, Sph. balticum, Sph. lenense) и багульниково-лишайниковыми (Cladina rangiferina, Cetraria nivalis, Sphaerophorus globosus, Alectoria sp. ) буграми и пушицево-осоково-гипновыми мочажинами (Eriophorum angustifolium, Carex rotundulata, Drepanocladus fluitans, D. incinatus, Tomenthypnum nitens и др. )

Подробно состав и структура растительности этого района отражены на крупномасштабной геоботанической карте опытного полигона СПбГУ " Юрибей" и комплексном почвенно-геоботаническом профиле.

Список литературы

1. Телятников М. Ю. Растительность типичныз тундр полуострова Ямал. Новосибирск: Наука, 2003.

2. Богоявленский Б. А., Ильина И. С., Махно В. Д. Методика работ. Основные источники // Растительный покров Западно-Сибирской равнины, Новосибирск, 1985.

3. Сочава В. Б. Растительный покров на тематических картах. Новосибирск, 1979.

4. Баева Р. И., Ильина И. С. Региональное ландшафтно-геоботаническое деление трассы ж. -д. на участке Бованенково – Юрибей – оз. Хэто. // Отчет на тему: Картирование современного состояния растительного покрова в зоне строительства ж. -д. линии Обская – Бованенково, г/б договор №13, СПбГУ, НИИ Географии, 1991 с. 16-30.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.