Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мурадов К.П. 92в Группа. Вариант № 9. Лесные ресурсы России с точки зрения организации экономическиустойчивого лесоуправления. Современное состояние лесоуправления с точки зрения экономической устойчивости.



Мурадов К. П. 92в Группа

Вариант № 9

Лесные ресурсы России с точки зрения организации экономическиустойчивого лесоуправления. Современное состояние лесоуправления с точки зрения экономической устойчивости.

    Важнейшим условием организации экономически устойчивого лесоуправления является наличие полной и качественной информации о лесных ресурсах на всех уровнях — арендного участка, хозяйственной единицы, региона и страны в целом. Этот факт представляется очевидным: не зная ресурсов, невозможно организовать их грамотное со всех точек зрения использование.

   О том, что Россия — самая богатая лесами страна мира, каждый ее житель знает еще со школьной скамьи. В России произрастает примерно 1/5 лесов мира (20, 5 % площади) и примерно такова ее доля в мировых запасах древесины. В нашей стране 776 млн. га официально учтенных лесов (земель, покрытых лесом на дату последнего полного учёта — 1 января 2003 г. ) и еще несколько десятков миллионов гектаров неучтенных, главным образом зарастающих лесом полей и других сельскохозяйственных угодий. Всего под управлением различных лесных ведомств в России находится 1, 18 млрд. га лесов и других земель. На каждого жителя нашей страны приходится примерно в десять раз больше леса, чем в среднем на одного жителя мира. Общий средний ежегодный прирост древесины в лесах России составляет в настоящее время 994 млн. м3, а потенциально возможный прирост при условии ведения интенсивного лесного хозяйства оценивается более чем в 2 млрд. м3 в год. Расчётная лесосека — разрешенный объем ежегодной заготовки древесины по всем видам рубок — составляет 635 млн. м3 (эта цифра является приблизительной, поскольку разрешенные объемы рубок должны быть пересчитаны в соответствии с требованиями нового лесного законодательства). Для сравнения: объемы законной заготовки древесины в России в настоящее время составляют примерно 185 млн. м3 в год.

    Казалось бы, эти данные однозначно свидетельствуют о том, что леса России могут обеспечить не только все современные потребности в древесине (до 230 млн. м3 в год, считая все законные и незаконные рубки в соответствии с максимальной оценкой их количества), но и задел для будущего развития лесной отрасли на много лет вперед. Например, при среднем ежегодном росте объемов использования древесины в 4—6 % (это примерно соответствует «оптимистическим» сценариям развития российской лесной промышленности) полностью расчетная лесосека может быть освоена только через 20—30 лет. Иногда из таких расчетов делаются выводы о том, что дефицит лесных ресурсов России в ближайшие два-три десятилетия не грозит, а экономической устойчивости мешают главным образом избыточные ограничения на использование лесов.

              На самом деле представления об исключительном богатстве России лесными ресурсами ошибочны, а данные об общей площади лесов и запасе древесины в них никак не характеризуют реальное количество и доступность лесных ресурсов. Наша страна действительно обладает огромной площадью лесов, но большая их часть (примерно 2/3) не подходит для организации интенсивного лесного хозяйства и даже просто для интенсивного лесопользования. Основной причиной является низкая продуктивность значительной части лесов. Почти половина лесов России (46, 3 %) относится к V и более низким бонитетам, т. е. к лесам, в которых ведение интенсивного лесного хозяйства практически в любых условиях является заведомо невыгодным из-за слишком больших сроков возобновления ресурсов и малой величины экономического эффекта от любых проводимых лесоводственных мероприятий.

   Опыт организации интенсивного лесного хозяйства в Скандинавских странах показывает, что такое хозяйство возможно и экономически целесообразно только в тех лесах, в которых в среднем за оборот хозяйства (время, примерно соответствующее сроку выращивания спелого с хозяйственной точки зрения древостоя) можно получить с одного гектара общей площади как минимум 1 м3 древесины в год. Эта продуктивность примерно соответствует границе между IV и V бонитетами, принятыми в российском лесоустройстве.

    Леса России преимущественно бореального типа, медленно растут и имеют низкую природную продуктивность. При этом самой низкой производительностью характеризуются наиболее много лесные районы России. На севере Европейской России и на значительной части территории Сибири увеличение доходности использования лесов затруднено по многим причинам, в том числе из-за низкой численности населения, технической отсталости и отсутствия дорог.

   В азиатской части России свыше 55 % площади всех хвойных лесов, пригодных для эксплуатации, занимает лиственница. Однако в связи с трудностями транспортировки и переработки ее древесина, вероятно, еще долго будет использоваться только для местных потребностей.

Особого отношения требуют леса, произрастающие на многолетнемерзлых грунтах. Изъятие их из расчета главного пользования и перепрофилирование на получение недревесных товаров и услуг — важные задачи лесного хозяйства России.

   Кроме низкой продуктивности, есть еще несколько важных факторов, ограничивающих возможности хозяйственного использования российских лесов. Во-первых, это рельеф. Около 40 % лесов России являются горными, а значит, труднодоступными и экологически уязвимыми. Оптимальным с экологической точки зрения вариантом ведения хозяйства в таких лесах, практически исключающим возможность серьезной эрозии почв и нарушения водного баланса (а, следовательно, и увеличения риска наступления аномальных природных явлений, в частности наводнений и др., причиняющих серьезный экономический ущерб), являются зимние выборочные рубки с применением вертолетной трелевки. Но в российских лесах, за редким исключением, отсутствуют породы (или они запрещены к рубке), стоимость древесины которых сможет сделать такой чрезвычайно затратный способ заготовки экономически выгодным.

   Во-вторых, это климат. В удаленных северных районах Сибири и Дальнего Востока условия для работы людей и техники являются экстремальными. Это делает лесозаготовки либо также чрезвычайно затратными (за счет необходимости повышенных зарплат и затрат на обеспечение нормальных условий труда, более высоких темпов амортизации техники и др. ), либо вообще невозможными. Наконец, это вечная мерзлота, которая ограничивает возможности развития инфраструктуры, необходимой для устойчивого ведения лесного хозяйства, так как строительство в подобных условиях также сопряжено с серьезными дополнительными затратами, не говоря уже о том, что на мерзлотных и заболоченных почвах деловой древесины почти не бывает.

   Более 3/4 лесов России произрастает на почвах, образовавшихся на многолетнемерзлых грунтах и в районах распространения островной или линзовидной вечной мерзлоты. Площадь лесов, пригодных для эксплуатации, составляет всего 29, 8 % площади лесного фонда, или 48, 9 % площади, покрытой лесной растительностью. Леса азиатской части России на 80 % произрастают на вечной мерзлоте. Средний класс бонитета хвойных пород не поднимается выше IV. При современном социально-экономическом развитии Сибири только 1/3 ее лесов является сейчас и в реальной перспективе подлинным ресурсом древесины. Остальные 2/3 лесов, возможно, никогда не приобретут сырьевого значения в условиях рынка.

   Однако природные факторы, ограничивающие доступность лесов для интенсивного лесного хозяйства и лесопользования, не являются главной причиной сокращения возможности использования лесных ресурсов в России. Основная причина потенциального, а местами уже наблюдаемого дефицита лесных ресурсов — состояние тех лесов, которые в принципе пригодны для интенсивного лесного хозяйства и уже вовлечены в той или иной степени в хозяйственное использование. Большая часть этих лесов, занимающих основную часть европейско-уральской территории страны, юг Сибири и Дальнего Востока, десятилетиями истощительного лесопользования приведена в упадок. Обширные площади хвойных лесов, ранее произраставших здесь, сегодня в пределах освоенной и транспортно доступной зоны (которая примерно совпадает с границами зоны высокопродуктивных лесов, пригодных для ведения интенсивного лесного хозяйства) в результате крупномасштабных рубок и отсутствия должной заботы о качественном возобновлении леса превратились в леса с преобладанием березы и осины. Лиственные леса с преобладанием этих древесных пород лишь в ограниченной степени могут использоваться российской лесной промышленностью, поскольку основная часть предприятий изначально ориентировалась на использование хвойного сырья.

Данные лесоустройства и государственного учёта лесного фонда отчасти маскируют масштабы неблагоприятных с хозяйственной точки зрения изменений в породном составе лесов: во-первых, смешанные хвойно-лиственные леса с долей хвойных 45 % и более классифицируются как хвойные, во-вторых, даже погибшие хвойные культуры и молодняки часто учитываются как успешные и живые, в-третьих, по большинству территорий материалы лесоустройства сильно устарели и показывают не то, что есть сейчас, а то, что было в прошлом, иногда весьма отдаленном. Однако и они отчасти показывают степень неблагоприятных изменений: например, по данным учета 2003 г., в лесах высших классов продуктивности на мелколиственные (березово-осиновые) леса приходится 54 % общей площади. На самом деле этот процент еще больше. Необходимо особенно отметить, что частичная смена преобладающих древесных пород после рубок не обязательно и не всегда является бедствием с точки зрения сохранения биологического разнообразия лесов. Но это приводит к тому, что лесозаготовители не могут в расчетный срок вернуться для заготовки древесины на те же самые лесные участки, и вынуждены вовлекать в рубки все новые и новые территории естественных, «неосвоенных», лесов.

   К сожалению, на протяжении всей истории хозяйственного освоения лесов России вплоть до настоящего времени лесопользование развивалось по принципу «от лучших к худшим», т. е. сначала в рубку поступали наиболее доступные в транспортном отношении и наиболее продуктивные леса (лучшие с хозяйственной точки зрения), затем — лучшие из оставшихся и т. д. Разумеется, были и исключения (например, заповедание корабельных лесов, позволившее избежать разорения некоторых критически важных для государства лесных ресурсов), но они носили единичный характер. Из-за этого наиболее доступные леса, расположенные поблизости от транспортной инфраструктуры и лесных поселков, как правило, больше разорены и истощены, чем леса удаленных территорий. Как следствие, при неблагоприятных экономических условиях, увеличивающих затраты на транспортировку древесины и ограничивающих зону экономически доступных (с точки зрения расстояния транспортировки древесины до потребителя) лесов, непропорционально сильно сокращается количество доступных для использования лесных ресурсов, особенно хвойных. В результате при благоприятных условиях дефицит качественных и доступных лесных ресурсов предприятиями лесной отрасли ощущается не сильно (появляются возможности вывозки древесного сырья из сохранившихся удаленных и труднодоступных участков леса), но при ухудшении условий этот дефицит проявляет себя в полной мере.

   Неблагоприятное с хозяйственной точки зрения состояние лесов выражается не только в определённом породном и возрастном составе, но и в том, какого качества древесина может быть получена при использовании этих лесов. Преимущественная рубка лучших с хозяйственной точки зрения лесов, а при уходе за лесами и выборочных рубках — лучших с хозяйственной точки зрения деревьев привела к тому, что в современной структуре хозяйственно спелых лесов в России преобладают те, в которых выход наиболее качественной древесины невелик. Например, в лесах таежной зоны Европейской России при сплошных рубках хозяйственно спелых хвойных лесов обычным является выход хвойного пиловочника (наиболее ценной древесины, используемой для лесопиления) в 40—50 %, в то время как в ухоженных и интенсивно выращиваемых лесах Скандинавских стран выход древесины сопоставимого качества составляет обычно 70 %.

   Таким образом, леса России велики по площади, но лишь относительно небольшая их часть (около 1/3) может быть вовлечена в интенсивное лесное хозяйство и соответствующее ему интенсивное устойчивое лесопользование. Однако именно эта треть в наибольшей степени истощена и разорена в результате многих десятилетий неправильного хозяйства, при котором уровень вложений в воспроизводство лесных ресурсов принципиально не соответствовал масштабам использования лесов. Потенциально эта освоенная часть лесов России действительно может обеспечить потребности как существующих, так и создаваемых вновь предприятий лесного сектора, но для этого несколько ближайших десятилетий необходимо восстанавливать качественные лесные ресурсы, вкладывать много сил и средств в интенсивное лесоводство.

   Чем в большей степени истощаются лесные ресурсы в районах традиционного лесопользования, вблизи существующей инфраструктуры и населённых пунктов, тем больше у лесозаготовителей мотивов к перемещению рубок на новые территории — туда, где сохранился ценный с хозяйственной точки зрения лес. В итоге истощение доступных лесных ресурсов в результате неправильного хозяйства становится одной из главных угроз сохранившимся лесам, имеющим высокую природную ценность — защитным, особо охраняемым природным территориям, последним массивам дикой лесной природы.

              Система органов управления лесами в Российской Федерации определяется по состоянию на начало 2009 г. Лесным кодексом Российской Федерации, указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724, постановлениями Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404, от 11 июня 2008 г. № 445 и от 12 июня 2008 г. № 450.

   В настоящее время функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях) выполняет Министерство сельского хозяйства РФ. Ему подчиняются Федеральное агентство лесного хозяйства («Рослесхоз») и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору («Россельхоз надзор»). «Рослесхоз» обеспечивает администрирование лесных субвенций и лесных доходов федерального бюджета, а также осуществление тех полномочий в области управления лесами, которые не переданы на уровень субъектов Федерации (включая управление лесами Московской области). «Россельхознадзор» обеспечивает пожарный надзор, а также лесной надзор и контроль в лесах Московской области.

   Непосредственное управление лесами, предоставление лесов в пользование, а также государственный лесной надзор и контроль осуществляют органы государственной власти субъектов Федерации (кроме Московской области). Они же полностью обеспечивают управление лесами, расположенными на землях, находящихся в собственности субъектов Федерации. Однако вопросы управления лесами, произрастающими не на землях лесного фонда, действующим лесным законодательством практически не урегулированы.

   Управление лесами на местах осуществляют лесничества или лесопарки (по масштабам территории обычно примерно соответствующие старым лесхозам или административным районам). Хозяйственной деятельностью в лесах занимаются или арендаторы (в лесах, переданных в аренду), или хозяйствующие структуры, образованные на базе бывших лесхозов, или иные организации, выигравшие конкурсы или аукционы на проведение работ по охране, защите и воспроизводству лесов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.