|
|||
ЛЕКЦИЯ 2.. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ В ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКЕЛЕКЦИЯ 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ В ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКЕ
Вопросы: 1. Понятие статистического наблюдения. 2. Организационные формы статистического наблюдения. 3. Виды и способы статистического наблюдения. 4. Ошибки статистического наблюдения. 5. Учет и отчетность правоохранительных органов, судов и других юридических учреждений.
§1. Понятие статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение - это первая стадия статистического исследования, представляющая собой планомерный, научно-организованный по единой программе учет фактов о явлениях и процессах общественной жизни и сбор полученных на основе этого учета массовых первичных данных.
Требования к статистическому наблюдению: ü регистрация достоверной исходной (первичной) информации, объективно освещающей факты исследуемого общественного явления, процесса; ü должна быть обеспечена также полнота информации; ü получение информации в короткий срок.
Первичная статистическая информация - фундамент статистического исследования. Если в результате плохо проведенного статистического наблюдения будет получен дефектный материал, то все статистическое исследование обречено на неудачу, так как дефекты первичного материала, как правило, не могут быть устранены при дальнейшей его обработке. Поэтому любое статистическое наблюдение должно быть научно организованно. Организация статистического наблюдения включает в себя: ü определение целей и задач наблюдения; ü выбор объекта; ü определение единиц наблюдения, совокупности, измерения; ü разработка программы и организационного плана наблюдения. 1. Определение целей и задач наблюдения. Каждое конкретное наблюдение имеет свои определенные цели и задачи. Вполне понятно, что любая область общественной жизни конкретного общества может изучаться с различных точек зрения, может быть обследована для различных целей. Например, изучая преступность, можно поставить перед собой цель исследовать личность преступника, давая ей подробную характеристику, или изучать причины и условия, способствующие совершению преступлений, или установить способы совершения преступлений, скажем хищений и понесенный от них ущерб и пр. Очевидно, в зависимости от поставленной цели в одном случае придется учитывать факты и собирать первичную информацию по одним признакам, в другом - по другим. Цель статистического наблюдения - это познавательная задача исследования. Формулировка задач наблюдения имеет решающее значение для правильной организации его процесса. Например, получение статистическими органами отчетных сведений от строительных организаций и застройщиков определено задачами контроля за выполнением планов капитального строительства, изучения темпов его развития, выявления неиспользованных возможностей строительства и повышения его эффективности и т. д.
Выбор объекта наблюдения. Определив цели и задачи наблюдения, его формы, виды и способы, возникает вопрос об объекте наблюдения. Для успеха всего статистического исследования важно точно определить объект наблюдения, установить границы изучаемой совокупности явлений. Без точного выбора объекта наблюдения всегда есть опасность пропустить отдельные факты или, наоборот, зарегистрировать факты не относящиеся к изучаемой совокупности (скажем административные нарушения при исследовании преступности). Ясно, что при учете количественной стороны преступности - объекте уголовно-правовой статистики - необходимо иметь четкое представление о том, что такое преступления, чем они отличаются от административных и гражданских правонарушений, что такое субъект преступления, чем причины преступности отличаются от условий и т. п. Ответы на все эти вопросы уголовная статистика может получить, только опираясь на положения уголовного права и криминологии. Объект статистического наблюдения - совокупность единиц изучаемого общественного явления. Например, конкретными объектами уголовно-правовой статистики являются: 1) преступление, т. е. «предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее…»; 2) преступник, в широком понимании этого понятия, т. е. и как элемент состава преступления, определяемом уголовным правом (физическое вменяемое лицо, достигшее определенного возраста и совершившее преступление), и как личность преступника, устанавливаемого криминологией; 3) наказание, т. е. совокупность мер принуждения, проводимых государственными органами к преступнику, сочетающая в себе задачи кары и воспитания, а также меры общественного воздействия, применяемые как в судебной, так и досудебной практике. Всем этим объектам дается количественная характеристика по установленным признакам. При определении объекта наблюдения необходимо установить его качественные, территориальные, временные границы: а) качественные границы объекта определяются конкретными единицами совокупности и единицами наблюдения; б) территориальные границы объекта совпадают, как правило, с границами административно-территориальных делений России (район, город, область, республика, предприятие, учреждение и т. п. ); в) временные границы определяются периодами времени, за который изучается объект наблюдения (месяц, квартал, год и т. д. ).
3. Единицы наблюдения, единицы совокупности и единицы измерения. Единицей наблюдения называется источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация. Другими словами, единица наблюдения - это источник получаемых сведений. Например, при обследовании промышленности единицей наблюдения главным образом являются отдельное предприятие (завод, фабрика), учреждение, а в уголовной статистике - отделение милиции, районная прокуратура, суд.
Единица совокупности - это первичный неделимый элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих учету и сбору. Другими словами, единица совокупности - индивидуальное явление единица учета и сбора. Численность единиц совокупности характеризует объем и распространенность изучаемого явления, а изменение этой численности - его развитие. Например, при обследовании промышленности единицей совокупности может быть рабочий, станок, цех, предприятие и т. д. , а в уголовной статистике - преступник, преступление, уголовное дело. Единица измерения показывает, в каких величинах учитывается изучаемые правовой статистикой социально-правовые явления. Например: уголовное дело, преступление (по видам), субъект преступления (по лицам). Определение единицы наблюдения важно при решении вопросов организации сбора сведений, а единицы совокупности - при разработке программы статистического наблюдения.
4. Разработка программы и организационного плана наблюдения. Определив цель и задачи исследования, объект и единицы наблюдения, необходимо приступать к разработке программы и организационного плана. Статистическое наблюдение всегда нужно проводить по строго определенному плану, включающему как программные, так и организационные вопросы. А. Кетле в свое время сформулировал три правила составления статистического наблюдения: 1) желательно включать только те вопросы, на которые необходимо получить ответы для решения поставленной задачи; 2) не следует включать вопросы, на которые невозможно получить ответы неудовлетворительного качества; 3) не должны включаться вопросы, которые могут вызвать недоверие обследуемых субъектов относительно целей проводимого обследования. Программа наблюдения - перечень вопросов, оформленных в виде статистического формуляра, ответы на которые в процессе наблюдения должны составить статистические данные. Для правильной организации наблюдения программа должна отвечать следующим требованиям: 1) определяться целью и задачами всего статистического исследования; 2) состоять только из тех вопросов, на которые могут быть даны правдивые и достоверные ответы; 3) формулироваться из кратких и четких вопросов, но чтобы их толкование было для всех единообразным; 4) формулироваться и из кратких единообразных ответов; 5) оформляться в виде статистического формуляра; 6) содержать инструкцию с пояснениями вопросов, даваемых на них ответов и другими указаниями. Вопросы программы оформляются на специальном бланке - статистическом формуляре, в который после заносятся и ответы на вопросы. Формуляр, содержащий программу наблюдения, носит разные названия: форма отчетности, карточка, переписной лист, опросной лист и т. д. В статистической практике наиболее широко применяют системы формуляров: карточную и списочную. При карточной системе каждая единица наблюдения (совокупности) и все ее признаки регистрируются на отдельной карточке. При списочной системе собираются сведения о двух и более единицах совокупности: обо всех членах той или иной семьи, обо всех лицах или части их, совершивших преступления Организационный план наблюдения определяет задачи и объект наблюдения, подготовительные работы, порядок (способ и средства) проведения учета и сбора фактов, время и место, порядок проверки полученного первичного материала, органы наблюдения и другие мероприятия. Эффективность результатов статистического наблюдения обеспечивается, если выполняются следующие правила: 1) составляется правильная и полная программа наблюдения; 2) рационально сочетаются формы, виды и способы наблюдения; 3) осуществляется централизованное руководство наблюдением; 4) наблюдение проводится одновременно и периодичностью; 5) тщательно проверяются данные наблюдения.
§2. Организационные формы статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение имеет различные формы и виды, а также способы осуществления. По источникам получения сведений различают формы статистического наблюдения: ü официальный учет и отчетность; ü специально организованное статистическое наблюдение.
1. Официальный учет и отчетность - основная форма наблюдения, при которой каждое нижестоящее звено юридических лиц (завод, колхоз, районный отдел внутренних дел, народный суд и т. д. ) по единым утвержденным формам и в твердо установленные сроки обязано представлять вышестоящему органу соответствующие документально обоснованные сведения отчеты. Для отчетности используются сведения текущего первичного учета. Статистическая отчетность - это официальный документ, содержащий статистические сведения о работе предприятия, учреждения, организации, занесенные на специальную форму и представленные в вышестоящие органы и статистические органы. Официальный государственный учет и отчетность во всех сферах, в том числе и правой, организуются Госкомстатом РФ. Отличительными свойствами данной формы наблюдения, как видно из определения, являются документальная обоснованность, обязательность представления нижестоящей структуры в вышестоящую в определенные сроки, юридическая сила. Отчетность разделяется по трем основным признакам: по назначению - на государственную и на ведомственную; по содержанию - на межотраслевую (типовую) и на отраслевую (специальную); по периодичности - на текущую (месяц, квартал) и на годовую. Государственной называется отчетность, представляемая в органы государственной статистики, а затем - в сводном виде - правительству. Ведомственной называется отчетность, получаемая министерствами и ведомствами для своих оперативных нужд.
2. Специально организованное статистическое наблюдение – вторая форма статистического наблюдения. К ней прибегают тогда, когда цели и задачи статистического исследования требуют показателей, неотраженных в официальной отчетности. Специально организованное статистическое наблюдение (перепись, обследование, единовременный учет) представляет собой сбор сведений, организуемый статистическими органами или для изучения явлений, не охваченных отчетностью, или для более углубленной разработки отчетных данных, их уточнения и проверки. Перепись - это специально организованное статистическое наблюдение, задача которого - полный учет численности и характеристика состава какого-либо явления на определенный момент времени путем записи в статистический формуляр каждой из единиц, составляющих это явление. Переписи основываются либо на специально организуемой регистрации изучаемых фактов и явлений ( первый тип), либо используют данные текущего учета и отчетности предприятий, организаций, учреждений и представляют собой в этом случае единовременный учет (второй тип). Массовость наблюдаемых единиц и единовременный характер данной формы наблюдения требует большой подготовительной работы. Примерами подобной формы являются переписи населения, переписи промышленного оборудования, переписи остатков материалов и т. д. Помимо переписей к специальному организованному наблюдению относятся и различного рода единовременные, социологические обследования. Такие обследования проводятся, например, для определения пассажирских потоков в городском и пригородном транспорте, для изучения бюджета времени, для изучения правонарушений несовершеннолетних и т. д.
§3. Виды и способы статистического наблюдения.
По форме организации учета фактов статистическое наблюдение классифицируется на несколько видов по признакам классификации: ü по полноте учета (охвата) единиц совокупности; ü по учету фактов по времени; ü по способу учета фактов.
1. По полноте учета (охвата) единиц совокупности статистическое наблюдение делится на: ü сплошное; ü несплошное.
Сплошное наблюдение - полный учет (охват) всех единиц совокупности, составляющих изучаемое явление. Например, в статистике продукции промышленности основная задача - полный учет произведенной продукции предприятиями, при переписи населения - полный учет всех жителей данного государства. В этих случаях говорят, что было проведено сплошное обследование, т. е. полный 0 % охват элементов совокупности. Но не всегда удается такое исчерпывающее обследование осуществить. Так, при переписях, охватывающих большое число объектов, отдельные элементы совокупности часто ускользают от наблюдения, другими словами образуется недоучет. В таких случаях приходится делать поправки на этот недоучет либо на основании каких-либо косвенных данных, либо на основании специальных обследований по проверке полноты регистрации единиц совокупности. Следует отметить, что не всегда целесообразно ставить задачу сплошного наблюдения. Так, если предназначенная к наблюдению совокупность состоит из множества элементов, не имеющих существенного значения для итоговых характеристик всей совокупности, может оказаться вполне уместным исключить из поля наблюдения некоторую массу элементов. Несплошное наблюдение - учет (охват) части единиц совокупности, составляющих изучаемое явление. Его заранее организуют как учет части единиц, но достаточно массовый, чтобы иметь возможность на его основе получить обобщающие статистические характеристики совокупности по разным варьирующим признакам. Так организована, например статистика семейных бюджетов, статистика оборотов и цен на колхозных рынках или при переписи населения некоторые данные регистрируются не у всего населения, а массовой части. В некоторых же случаях несплошное наблюдение является единственно возможным, например при контроле качества продукции или изучения потребностей населения. В силу этого данный вид наблюдения существенно дополняют основные материалы, которые получают в результате сплошных наблюдений. Несплошное наблюдение имеет ряд преимуществ перед сплошным, заключающиеся в том, что требуют намного меньше сил и средств, позволяют применять более полную программу и более совершенный способ учета фактов, быстрее подводить итоги обследования, повышают оперативность статистического материала. Виды несплошного наблюдения: ü выборочное; ü обследование основного массива; ü анкетное или социологический; ü монографическое описание. Выборочное наблюдение - наиболее распространенный вид обследования, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой их части (выборке), отобранной по специальным принципам (случайному, механическому, серийному, типическому). В промышленности этот вид используется для контроля качества продукции, изучения использования рабочего времени, оборудования; в сельском хозяйстве - для установления продуктивности скота, потерь при уборке урожая и т. д. В торговле выборочным путем выявляют спрос населения и степень его удовлетворения, выявляют эффективность новых и передовых форм торговли и т. д. При переписях населения также используется данный вид. В уголовно-правовой статистике выборочный метод используется для целей научного исследования, а также для целей практических, например, углубленного изучения какой либо вид преступления, личностей преступников и т. д. Для правильной организации выборочного обследования нужно обязательно соблюдать следующие условия: 1) число взятых в выборку единиц должно быть достаточно велико, поскольку только при массовом наблюдении могут быть выявлены правильности и закономерности; 2) выбор отдельных единиц должен происходить таким образом, чтобы каждая единица исследуемой совокупности (например, уголовное дело) имела совершенно одинаковые шансы со всеми другими единицами данной совокупности попасть в выборку; 3) выбор должен быть произведен из всех частей изучаемой совокупности (например, из всех категорий исследуемых преступлений). Наблюдение основного массива - вид обследования, при котором отбираются наиболее крупные, преобладающие и решающие единицы (основной массив единиц) совокупности, определяющих в целом совокупность фактов. Другими словами, при этом виде обследования отбирают наиболее крупные единицы наблюдения, которых сосредоточена значительная часть всех подлежащих изучению фактов. Например, для определения суммы выпуска продукции по какому-либо ведомству наблюдению подвергаются только крупные предприятия, занимающие преобладающее значение в выпуске продукции, пропуская мелкие, считая, что их пропуск не будет существенно влиять на общие результаты (выполнения плана). С помощью данного вида наблюдения учитывается оборот и цены на городских колхозных рынках. Анкетный, или социологический. С технической стороны социологический метод заключается в заполнении специально разработанных анкет. Монографическое наблюдение - вид обследования отдельной, типичной единицы совокупности. Другими словами, при этом наблюдении учитывается не вся совокупность и даже не какая-либо ее часть, а отдельно взятая единица наблюдения. Монографическое обследование - подробное и углубленное изучение интересующего нас явления, например, предприятия, учреждения, организации с целью ознакомления с их развитием, с причинами, обусловившими их успехи или, наоборот, недостатки работы. Такой вид обследования способствует изучению и распространению передового опыта какой-либо деятельности.
2. По учету фактов во времени статистические наблюдения делятся на следующие виды: ü текущее (постоянное); ü периодическое; ü единовременное. Текущее (постоянное) - факты учитываются непрерывно, по мере возникновения. Текущее наблюдение позволяет с исчерпывающей полнотой учесть возникновение, развитие того или иного явления и процесса во времени, что важно для планового ведения хозяйства. Поэтому все основные статистические показатели деятельности предприятий, учреждений организованы как текущее наблюдение. Например, так организована статистика продукции, издержек производства в промышленности, статистика товарооборота в торговле, в уголовно-правовой статистике - каждое преступление немедленно учитывается в установленном порядке, как только факт его совершения станет известным органам МВД, прокуратуры и суда. Периодическое наблюдение - факты учитываются регулярно, но не постоянно, а через определенные промежутки времени (месяц, квартал, полугодие, год). Периодическое наблюдение регистрирует факты не в связи с их возникновением, а по состоянию (наличию) кого-либо явления и процесса за определенный промежуток времени. На таком обследовании базируется вся статистическая отчетность предприятий, учреждений. Единовременное наблюдение - факты учитываются не постоянно, а на определенный момент времени (дату). Единовременное - разовое обследование, заключающееся в регистрации состояния (наличия) каких- либо явлений на определенную дату. Возьмем, например, перепись населения, регистрирующую численность населения по состоянию на определенное число, так называемый критический момент времени, к которому относятся наблюдаемые факты (во всесоюзной переписи населения 79 года этим моментом являлось часа с на января). Перепись населения периодически повторяется, поэтому, можно отнести эту форму наблюдения к единовременному, периодическому обследованию.
3. Статистическое наблюдение по способу учета фактов разделяется на три вида: ü непосредственный способ наблюдения; ü документальный способ наблюдения; ü наблюдение способом опроса граждан.
Непосредственный способ наблюдения - учет фактов, лицами, производившими обследование, путем непосредственного (личного) осмотра, измерения, пересчета, взвешивания и т. д. Например, на каждом предприятии выработка продукции учитывается на основе непосредственного наблюдения: изготовленные изделия измеряются на соответствие стандарту, подсчитываются. В ряде случаев непосредственный учет сводится к снятию показаний контрольно-измерительных приборов: электросчетчики - количество израсходованной электроэнергии, весы при молотьбе - количество обмолоченного зерна и т. д. Документальный способ наблюдения - наблюдение, базирующееся на первичных учетных документах, фиксирующих появление какого-либо явления. Например, статистическая отчетность, как форма наблюдения, основана на документальном учете фактов деятельности предприятий и учреждений. Он проводится в виде систематических записей в первичных учетных документах. Эти записи образуют первичный учет на предприятиях и в учреждениях. Так, при составлении отчетности в уголовно-правовой статистике используются карточки на уголовное дело, на подсудимого и т. п. При переписи оборудования основным источником сведений является документ - паспорт станка и т. п. Наблюдение способом опроса граждан - наблюдение, базирующееся на учете фактов, сообщаемых опрашиваемыми лицами. Этот способ наблюдения используется в тех случаях, когда не представляется возможным учитывать факты непосредственно или на основе документов, например, факты совершения преступления, социальное положение и т. п. В свою очередь опрос граждан может быть организован способами: ü экспедиционным (устный); ü саморегистрацией (самоисчислением); ü корреспондентским. При экспедиционном (устном) опросе специально выделенное лицо (регистратор) устно опрашивает гражданина и с его слов (ответов) заполняет статистический формуляр. При этом опросе регистратор сам направляется к объекту своего наблюдения, т. е. совершает в некотором виде " экспедицию". Этот способ является наиболее трудоемким, но зато гарантирует единообразное понимание вопросов и максимальную правильность ответов, т. е. первичного материала. Таким способом в основном проводятся переписи населения. При опросе-саморегистрации обследуемое лицо самостоятельно заполняет статистический формуляр, после чего возвращает регистратору, от которого получил данный бланк. Получив статистический формуляр регистратор, проверяет полноту и правильность его заполнения. Данный способ требует меньше затрат, чем экспедиционный способ, и практикуется при проведении социологических обследований, реже при переписях. При корреспондентском опросе специальные лица (корреспонденты) добровольно в установленные сроки высылают заполненные статистические формуляры в статистические органы. Этот способ требует наименьших затрат, чем вышеуказанные, и не всегда является высококачественным, практикуется в научных учреждениях. Иногда статистические органы для периодического информирования об определенных фактах общественной жизни организуют постоянную сеть корреспондентов. Выбор способа опроса определяется задачей и программой обследования, а также средствами, которыми располагают статистические органы.
§4. Ошибки статистического наблюдения.
Хотя задачей любого статистического наблюдения и является регистрация достоверной исходной информации, объективно освещающей - фактическое положение явлений, однако по целому ряду причин могут возникнуть ошибки наблюдения. Данные ошибки могут возникнуть как при составлении отчетности, так и при проведении специальных статистических наблюдений. Ошибки наблюдения представляют собой расхождения между размерами признаков явлений и их величиной, установленной на основе статистических данных. В зависимости от причин возникновения и характера влияния на достоверность статистических данных различают: ü ошибки регистрации; ü ошибки представительности.
Ошибки регистрации - возникают из-за неправильного восприятия наблюдаемых фактов или неточного отражения в статистическом формуляре (неточная регистрация). Допустим, на вопрос - " возраст обвиняемого" указано " 17 лет", а на вопрос " занятие и должность" " завмаг". Ясно, что где-то допущена ошибка. Или на вопрос " в чем выразилось преступление" указано - кража товаров из магазина, а на вопрос " по какой статье УК осужден" - ч. I ст. 6 УК РСФСР, т. е. хулиганство. Налицо и здесь ошибка. Подобные ошибки возникают как при сплошном наблюдении, так и при несплошном. Ошибки представительности - результат неправильного (недостаточного) представительства (охвата) единиц изучаемой совокупности и поэтому неточного воспроизведения частью единиц всей их совокупности (выборочной совокупности). Другими словами эти ошибки возникают тогда, когда отобранная и обследованная часть изучаемой совокупности (выборочная совокупность) недостаточно точно характеризует всю совокупность в целом (генеральную совокупность). Данные ошибки проявляются при несплошном наблюдении, особенно при выборочном методе.
Тот и другой вид ошибок наблюдения могут иметь случайный или систематический характер. Случайные ошибки возникают по разным причинам (описка, про пуск, неточный подсчет и т. д. ) и воздействуют на точность сведений как увеличивая, так и уменьшая значения. При достаточно большом количестве наблюдений согласно закону больших чисел эти ошибки взаимно погашаются и не оказывают существенного влияния на точность наблюдения. Систематические ошибки возникают по какой-либо определенной причине и вызывают одностороннее увеличение или уменьшение статистических данных, и в результате искажают итоги. Причинами, вызывающими эти ошибки могут быть например, ошибки программы наблюдения, нарушение принципов отбора единиц наблюдения, неисправность измерительных приборов, приписки и т. д. Систематические ошибки могут быть следующих родов: ошибки, возникающие в результате преднамеренного (умышленного) искажения фактов и непреднамеренного. Предупреждение ошибок наблюдения достигается научным подходом к определению объекта наблюдения, разработке программы и организационного плана обследования; применением единой метрологии организации учета и отчетности в стране; систематической проверкой органами статистики состояния учета и отчетности на предприятиях, учреждениях, организациях, ведомствах и министерствах. При проведении переписей проводится тщательный инструктаж и обучение учетчиков и регистраторов. Достоверность собранных в процессе наблюдения данных устанавливается всесторонним контролем. С методологическими вопросами статистического наблюдения непосредственно связаны вопросы организации контроля, позволяющие минимизировать погрешности процесса сбора исходных данных. Используется два вида контроля: логический и арифметический (счетный). Логический контроль заключается в проверке смысловой согласованности сведений, записанных в статистическом формуляре: во взаимном сопоставлении данных наблюдения с реальными показателями плана или с аналогичными по содержанию показателями, но за предыдущий период времени (месяц, квартал, год) или же во взаимном сопоставлении вопросов и полученных на них ответов и выявлении при этом несоответствий (неточностей). Арифметический (счетный) контроль основан на наличии определенных алгоритмических взаимосвязей между экономическими показателями, в частности балансовых соответствий, и заключается в счетной проверке итогов показателей (граф или строк, проверке вычисления процентов, коэффициентов ), и сопоставлении тех показателей, которые взаимосвязаны или вытекают один из другого. Достоверность данных статистического наблюдения обеспечивают и контрольные статистические наблюдения (например, контрольные обходы при проведении переписей населения).
§5. Учет и отчетность правоохранительных органов, судов и других юридических учреждений.
1. Единый учет преступлений. Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел. Единый учет преступлений осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек): - на выявленное преступление (Ф. 1); - о результатах расследования преступления (Ф. 1. 1); - на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (Ф. 1. 2); - на лицо, совершившее преступление (Ф. 2); - о движении уголовного дела (Ф. 3); - о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (Ф. 4); - о результатах рассмотрения дела в суде (Ф. 6). Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело считаются учтенными, когда сведения о них внесены в карточки первичного учета, зарегистрированы в журнале учета преступлений и поставлены на централизованный учет в информационном центре.
2. Официальная статистическая отчетность правоохранительных органов. Государственная статотчетность состоит из пяти форм. 1) Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (Ф. №1, полугодовая, представляемая в МВД и Госкомстат РФ). 2) Единый отчет о преступности (Ф. №1-Г, годовая, представляемая в МВД и Госкомстат РФ). 3) Отчет о лицах, совершивших преступления (Ф. №2, полугодовая, представляемая в МВД и Госкомстат РФ). 4) Отчет о следственной работе (Ф. №1-Е, полугодовая, представляемая в Генеральную прокуратуру и Госкомстат РФ). 5) Отчет о работе прокурора (Ф. П, полугодовая, представляемая в Генеральную прокуратуру и Госкомстат РФ).
В дополнение государственной в ОВД имеются более 60 форм ведомственной статотчетности.
3. Учет административных правонарушений. Административные правонарушения, выявляемые милицией, учитываются на региональном и федеральном уровнях. Нарушение правил дорожного движения учитываются в ГИБДД. Согласно правилам учета дорожно-транспортных правонарушений 1995 г. в государственную отчетность включаются лишь те, которые привели к гибели или ранению людей. Суды учитывают лиц, привлеченных к административной ответственности.
4. Учет и отчетность судов и органов юстиции. Статистические карточки в судах первой инстанции ведутся на уголовное дело, на подсудимого, на гражданское дело, на исполнительное производство. Также ведется отчетность о работе нотариальных контор, о работе коллегии адвокатов, о работе судебно-экспертных учреждений.
|
|||
|