|
|||
Дорогой друг!
О здоровом образе жизни
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Определение сущности здорового образа жизни
2. Спорт и физическая активность
3. Основы правильного питания
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ Здоровый образ жизни, ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом. Немаловажное значение оказывает на здоровье состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов «приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов» [1; с. 74]. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей: загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод ― на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения. Актуальность работы заключается в рассмотрении значения здорового образа жизни для успешной деятельности и самочувствия человека и изучении основных компонентов здорового образа жизни. Цель работы состоит в изучении здорового образа жизни. Достижение цели предполагает решение ряда задач: 1) дать определение сущности здорового образа жизни; 2) рассмотреть основные элементы здорового образа жизни. 3) исследовать все составляющие компоненты зож Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Основными элементами здорового образа жизни являются: – двигательный режим (физическая культура и занятия спортом) и закаливание в жизни человека; – рациональное питание; - соблюдения режима труда и отдыха
3. Спорт и физическая активность С самых древних времен человек стремился быть сильнее, быстрее, выносливее. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова написано: «Спорт- составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма». Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются «сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость» [2; с. 42]. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям. Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество ― выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней. Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Особое внимание хочется уделить утренней гимнастике, о которой многие сегодня забыли. А ведь именно физические упражнения, которые мы выполняем утром, после сна и способствуют ускоренному переходу организма от вялого к бодрому и работоспособному состоянию. Ежедневная зарядка улучшает самочувствие, повышает работоспособность человека, дарит бодрость на протяжении всего дня. Утренняя зарядка должна стать для всех такой же привычкой, как мытье по утрам. Физкультура укрепляет и развивает скелетные мышцы, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу кровеносной системы, благотворно влияет на нервную систему. Регулярные занятия физкультурой, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность учебной деятельности. Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечнососудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы, активизируется деятельность всех органов и систем. Физическая культура необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья. Каждому, пожелавшему заниматься физической культурой и спортом, надо, прежде всего, регулярно посещать уроки физкультуры. Ученые так же установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда. У работников физического и умственного труда, занимающихся спортом, утомление наступает значительно позже, чем у не занимающихся. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления. Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: «выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха» [3; с. 86]. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия. 4. Основы правильного питания Правильное питание часто называют рациональным, то есть «умным» питанием. Действительно, основы такого питания очень логичны. Прежде всего, при правильном питании соблюдается баланс между энергией, затрачиваемой человеком, и той энергией, которая приходит к нему с пищей. Сбалансированное питание - это определенное соотношение в рационе всех компонентов питания. Рациональное питание предполагает, что все вещества в нем сбалансированы. Другими словами, организм потребляет нужные вещества в нужном количестве. В организм ежедневно должно поступать не менее 70 веществ, без которых нам никак не обойтись. Они содержатся в разнообразной пище. Поэтому неправильно, например, совершенно отказываться от углеводов. Диетологи не советуют пренебрегать хлебом, крупами, рисом. Достаточно ограничить количество этих продуктов. Зато можно налегать на овощи и фрукты (они должны составлять 40-45% рациона). Рыба и мясо не должны быть жирными. Пищу лучше варить. Еще лучше - готовить на пару, потому что при таком способе обработке она теряет лишь 1-3% полезных веществ. Ешьте в одно и то же время небольшими порциями несколько раз в день. Рациональное, сбалансированное питание способствует нормальному развитию молодого организма, обеспечивает хорошее здоровье и долголетие, повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, улучшает умственную и физическую трудоспособность. Будьте активными! Ешьте больше овощей, они содержат мало калорий. Старайтесь меньше есть высококалорийные продукты: мясо, сыр. Не злоупотребляйте приправами. Как можно меньше сахара. Старайтесь поменьше использовать сахар при приготовлении различных блюд. Важный совет: как можно меньше жира при готовке блюд. Старайтесь употреблять только обезжиренные продукты. Правильно есть означает: есть медленно, тщательно пережёвывая пищу. Выходите из-за стола с лёгким чувством голода. Через некоторое время после еды Вы забудете о том, что «немного не доели». Не ешьте позднее 7 часов вечера. В самом крайнем случае - не менее чем за 2 часа до сна. Один день в неделю устраивайте разгрузочный день, либо вообще откажитесь от пищи, употребляя только воду. Витамины спасают человека от избытка жиров и углеводов, к такому выводу пришли американские ученые из Буффало. Вовремя принятые витамины-антиоксиданты частично нейтрализуют тот вред, который наносят сердечно - сосудистой системе избыточные количества пищевых жиров и углеводов. Если вы не хотите набрать лишний вес, беспокоитесь о больном сердце и опасаетесь диабета, тогда, по совету американских диетологов, в качестве профилактической меры перед употреблением жирной пищи принимайте полграмма витамина С и четыреста единиц витамина Е. Формула правильного питания проста: суть ее в том, что энергетическая ценность пищи (измеряемая в каллориях) должна соответствовать затратам энергии организмом. Питание должно отвечать следующим основным принципам: 1) питание должно быть количественно полноценным, т. е. энергетическая ценность дневного рациона должна соответствовать ежедневным затратам организма; 2) качественно разнообразным, т. е. содержать различные по составу и происхождению продукты; 3) сбалансированным по составу основных элементов питания: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов; 4) организовано по определенному режиму; отказ от приема пищи непосредственно перед сном 5) продукты питания должны быть безопасны для человека, т. е. не содержать вредных и опасных для здоровья химических веществ, а также болезнетворных микроорганизмов; Вывод: Необходимым условием здорового образа жизни является правильное питание, когда организм получает достаточное количество белков, углеводов и жиров, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Только рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Оптимальный двигательный режим ― важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления и сохранения здоровья. Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильков, А. Теория и методика физического воспитания / А. Васильков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 384 с.
2. Гришина, Ю. Общая физическая подготовка. Знать и уметь / Ю. Гришина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 249 с.
3. Дубровский, В. Гигиена физического воспитания и спорта / В. Дубровский. - М.: Владос, 2003. - 512 с.
4. Евсеев, Ю. Физическая культура / Ю. Евсеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 448 с.
5. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Теория и методика физического воспитания / Э. Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
6. Шухатович, В. Р. Здоровый образ жизни / В. Р. Шуханович // Энциклопедия социологии. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 435 с. 7. Васильев В. Н. Усталость и восстановление сил. - М. 1995. 8. Жеребцов А. В. - М, Физическая культура и труд. - 2005. 9. Акимов М. В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни - цель обучения в системе физического воспитания / М. В. Акимов // Теория и практика физической культуры. - 1994. 10. Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. - М. 1998.
АНКЕТА для школьников «ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ» Изучает ориентацию учащихся на здоровый образ жизни, наличие комфортных психологических условий в учреждении образования. В основу исследования положено анкетирование учащихся 3В класса. Проводится в рамках научно – исследовательской конференции среди начальных классов в МБОУ СШ №5, ученицей ЗВ класса Вешняковой Елизаветой.
Дорогой друг!
-Постоянно
__________________________________________________________________
16. По Вашему мнению, является ли составной частью здорового образа жизни рациональное питание? -Да
|
|||
|