Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Борис Годунов». Развитие образа Бориса



 

«Борис Годунов». Развитие образа Бориса

ПРОЛОГ 2 ДЕЙСТВИЕ

4 ДЕЙСТВИЕ

2 картина Сцена коронации Народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя — тягостные предчувствия терзают его. Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении. Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца, назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении. Он сурово допрашивает Шуйского — свидетеля смерти Димитрия, действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему мерещится призрак убитого младенца. 1 картина Сцена у Собора Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасет его от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки с отчаянной мольбой: «Хлеба! ». Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича. Приговор Борису – «царь-Ирод». 2 картина В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстает и сам царь, в страхе отгоняющий от себя призрак ребенка. Муки Бориса достигают предела, когда намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние слова напутствия, умирает.
ЭКСПОЗИЦИЯ образа Бориса  

РАЗВИТИЕ

кульминация

РАЗВЯЗКА
Монолог «Скорбит душа» Мрачные предчувствия;   Скупая речь проникновенно передает душевную угнетенность человека, нарушившего заповеди Божии. Открывающие его слова отсутствуют в пушкинском оригинале и написаны самим композитором, подчеркнувшим неординарность личности царя. Сцена с детьми. Монолог  «Достиг я высшей власти» Глубокая душевная трагедия, размышления о неудачах и враждебном отношении народа («Виной всех бед меня называют»). Важнейшие моменты: Тема несбывшихся надежд; Тема отеческой любви; Тема раскаяния; Тема кошмара. Сцена с Шуйским; Могущественный Борис – коварный Шуйский; Психологический перелом, пробуждение тревоги, потрясение. Монолог «Сцена с курантами» Монотонность курантов  -зловещий фон, который психологически влияет состояние Бориса, появление приступа галлюцинаций - видение окровавленного царевича. Молитва – раскаяние. Диалог с Юродивым. Обличение власти; Контраст интонаций. Сцена смерти Бориса. Последний монолог –прощание инаставление сыну; молитва, погребальный звон и хор схимы. Царь страданиями и смертью искупил свою вину. Драматический и беспокойный характер, смятенное состояние. Частая смена эпизодов, тем и интонаций.

Идея оперы – трагическая непримиримость противоречий между народом и самодержавием.

Образ царя Бориса в опере – образ власти и образ, обладающий всей сложностью человеческого характера и глубиной чувств.

Умный и просвещенный монарх не в силах помочь народу и завоевать его любовь. Подход к передаче образа – глубокий психологизм. Борис – жертва роковых обстоятельств, а не злодей.

Процессуальность партии Бориса – цепь монологов, «монодрама, впаянная в широкое, многоплановое историческое действие»


«Трагедия совести»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.