«Борис Годунов». Развитие образа Бориса
|
ПРОЛОГ
| 2 ДЕЙСТВИЕ
|
4 ДЕЙСТВИЕ
|
2 картина
Сцена коронации
Народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя — тягостные предчувствия терзают его.
| Царский терем в Кремле.
Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении. Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца, назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении. Он сурово допрашивает Шуйского — свидетеля смерти Димитрия, действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему мерещится призрак убитого младенца.
| 1 картина
Сцена у Собора
Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасет его от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки с отчаянной мольбой: «Хлеба! ». Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича.
Приговор Борису – «царь-Ирод».
| 2 картина
В Грановитой палате Кремля
собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстает и сам царь, в страхе отгоняющий от себя призрак ребенка. Муки Бориса достигают предела, когда намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние слова напутствия, умирает.
|
ЭКСПОЗИЦИЯ
образа Бориса
|
РАЗВИТИЕ
кульминация
| РАЗВЯЗКА
|
Монолог
«Скорбит душа»
Мрачные предчувствия;
Скупая речь проникновенно передает душевную угнетенность человека, нарушившего заповеди Божии. Открывающие его слова отсутствуют в пушкинском оригинале и написаны самим композитором, подчеркнувшим неординарность личности царя.
| Сцена с детьми.
Монолог
«Достиг я высшей власти»
Глубокая душевная трагедия, размышления о неудачах и враждебном отношении народа («Виной всех бед меня называют»). Важнейшие моменты:
Тема несбывшихся надежд;
Тема отеческой любви;
Тема раскаяния;
Тема кошмара.
Сцена с Шуйским;
Могущественный Борис – коварный Шуйский;
Психологический перелом, пробуждение тревоги, потрясение.
Монолог
«Сцена с курантами»
Монотонность курантов -зловещий фон, который психологически влияет состояние Бориса, появление приступа галлюцинаций - видение окровавленного царевича.
Молитва – раскаяние.
| Диалог с Юродивым.
Обличение власти;
Контраст интонаций.
| Сцена смерти Бориса.
Последний монолог –прощание инаставление сыну; молитва, погребальный звон и хор схимы.
Царь страданиями и смертью искупил свою вину.
Драматический и беспокойный характер, смятенное состояние.
Частая смена эпизодов, тем и интонаций.
|
Идея оперы – трагическая непримиримость противоречий между народом и самодержавием.
Образ царя Бориса в опере – образ власти и образ, обладающий всей сложностью человеческого характера и глубиной чувств.
Умный и просвещенный монарх не в силах помочь народу и завоевать его любовь. Подход к передаче образа – глубокий психологизм. Борис – жертва роковых обстоятельств, а не злодей.
Процессуальность партии Бориса – цепь монологов, «монодрама, впаянная в широкое, многоплановое историческое действие»
«Трагедия совести»
|