Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Драматургические жанры



 

Ø Трагедия

- траге́ дия— жанр драматургии основанный на развитии событий, приводящем к катастрофическому для персонажей исходу;

- в ней - суровая серьёзность, изображается действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий;

- трагедия вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме;

- это драматическое произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героя;

- дальнейшее развитие шло по линии развития трагического конфликта, реализовавшегося через физическую гибель героя. Она вызывает в зрителе боль, скорбь и сострадание для последующего очищения этих и подобных им страстей.

 

Основные черты трагедии:

· в основе исключительный по своей значимости конфликт между героем и средой, героем и судьбой и т. п.;

· герой — сильная незаурядная личность, обречённая на гибель;

· события происходят в короткий отрезок времени;

· финал трагический;

· иногда зло торжествует, но моральная победа за главным героем;

· зритель трагедии переживает катарсис.

 

- классическое определение сущности трагедии дал Аристотель: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему [определенный] объем [производимое] речью… [производимое] в действии, а не в повествовании и совершающее посредством сострадания и страха очищение (katharsis) подобных страстей»;

- трагедия — специфически разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя и отличающийся особым характером драматического конфликта;

- трагедия имеет своей основой не всякую борьбу личности с препятствиями, но лишь глубокий идейный конфликт, столкновение мировоззрений;

- античные драматурги видели в трагедии «прообраз мира», отсюда и проистекает космогоническая и вселенская трактовка трагической судьбы;

- герои трагедии решают кардинальные вопросы бытия. При этом неизбежная гибель героя в финале отнюдь не означает пессимистического характера трагедии.

 

Трагедия возникла из языческого ритуала, сопровождавшегося дифирамбом (хоровым песнопением) в честь древнегреческого бога Диониса.

Дифирамб включал в себя зачатки диалога между хором и запевалой, и диалог позже стал главной формой организации всех жанров драматургического и сценического искусства;

- составляющий элемент трагедии - масштабность событий;

- в ней идет речь о высоких материях: о справедливости, любви, принципах, нравственном долге и т. п.

Герои трагедии - персонажи, занимающие высокое положение - монархи, полководцы и т. п.: их поступки и судьбы оказывают решающее влияние на историческое развитие общества.;

- стремление противостоять складывающимся обстоятельствам дает обостренное ощущение торжества нравственного императива, обнажает героическое начало человеческой сущности, вызывает осознание непрерывности и вечного обновления жизни.

- это позволяет зрителю достичь т. н. катарсиса (очищения), и показывает глубокое родство трагедии с темой циклического умирания и обновления природы.

 

· трагедия рока

- " ТРАГЕДИЯ РОКА" – известна с эпохи античновти (Софол). разновидность жанра немецкой мелодрамы начала 19 в.
Отличительные черты трагедии рока:

ü запутанный сюжет,

ü героев преследуют мистические видения, роковые предзнаменования, таинственные предчувствия.

ü - в основе трагедии рока лежит идея о предопределении свыше, о неотвратимой судьбе, повелевающей жизнью человека.

ü - трагедия рока восходит к интерпретации трагедии Софокла «Царь Эдип» (430-415 до н. э. ).

 

· высокая трагедия

- жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу;

- трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа;

- большинство трагедий написано стихами. Произведения часто наполнены пафосом.

 

Развитие жанра трагедии неравномерно: новый расцвет наступает в кризисную эпоху Позднего Возрождения и барокко, когда литературно - риторический жанр вновь насыщается изнутри конфликтами эпохи и находит для себя реальное воплощение в живой традиции народного театра. Поэтому реальность вновь была осмыслена как трагическое свершение и разыграна как трагическая в формах театра.

 

Греческая трагедия есть воспроизведение, сценическое разыгрывание мифа с его борьбой между поколениями (богов, героев); она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности:

- именно поэтому греческая трагедия даёт совершенные образцы законченных, органических произведений искусства (Эсхил, Софокл);

- безусловной реальностью происходящего она глубоко, психологически и физиологически потрясает зрителя, вызывая в нём сильнейшие внутренние конфликты и разрешая их в высшей гармонии (посредством катарсиса);

- такого единства жизненного и художественного, реального и мифологического, непосредственного и символически - обобщённого позднейшая трагедия не знала;

- отныне трагедия становится жанром литературы, который в течение долгих столетий определяется правилами (римская трагедия, например Сенека, средневековая византийская и латинская);

- трагическое напряжение и обобщенность достигаются косвенными способами (в том числе на комическом материале);

- в России реализм даёт убедительные образцы трагической драматургии на основе широкого и углублённого изображения непосредственной действительности («Гроза» А. Н. Островского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого); родство с жанром трагедии сохраняет «историческая драма» А. С. Пушкина и А. К. Толстого;

- с конца 19 в. появляются стилизации, возрождающие классическую трагедию и трагедию в «высоком стиле» — пьесыГ. фон Гофмансталя, Вячеслава Иванова, Г. Гауптмана, Т. С. Элиота, П. Клоделя, Ж. П. Сартра, Ж. Ануя …

- шекспировская высокая трагедия изображает бесконечную реальность человеческого мира, которую не собрать в узел одного конфликта в критический миг напряжения и разрешения, — сама кризисность неисчерпаема, можно лишь эпически неторопливо прослеживать назревание кризиса, выявляя его во всём разнообразии жизненных форм, оттеняя и усиливая трагическое иронией и комизмом;

- трагизм не укладывается в рамки отдельного (конфликта или характера героя), но обнимает собой всё, — как и сама действительность, личность героя внутренне открыта, не определена до конца, способна на изменения, даже резкие сдвиги;

- во Франции, как результат рационалистического осмысления риторической традиции и её использования для реализации этических конфликтов в духе рационалистической психологии и философии, возникают блестящие образцы трагедии классицизма (П. Корнель, Ж. Расин), трагедия «высокого стиля» с непременным соблюдением так называемых «трёх единств» (времени, места, действия); эстетическое совершенство выступает как результат сознательного самоограничения поэта, как виртуозно разработанная чистая формула жизненного конфликта.

Согласно «Поэтике» Аристотеля, «трагедия через чувства сострадания и страха достигает их очищения - это всё делает трагедию «высокой»

Ø Комедия

- комедия (греч., от - шествие с фаллическими песнопениями в честь бога Диониса), один из основных жанров театрального искусства;

- комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества;

- смех – основа комедии;

- смех бывает разный – добродушный, лёгкий, мрачный, злой, уничтожающий... В комедии любой смех вырастает из несоответствий

- вариантов несоответствия есть много:

между мнимым и истинным,

между словом и делом,

между внешним и внутренним.

-пафос комичности возникает и тогда, когда автор сознательно занижает свои действующие лица до определенного среднего уровня, который существует в общественной жизни;

- не имея должных положительных качеств, действующие лица комедийных произведений претендуют на определенную значимость в семье, среде друзей;

- опираясь на формальные признаки, можно определить комедию как произведение драматургии или сценического искусства, возбуждающее смех зрителей.

Комедия — вид драмы (см. ), в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

- качественно борьба в комедии отличается тем, что она:

не влечет за собой серьезных, гибельных последствий для борющихся стороннаправлена на «низменные», т. е. обыденные, цели; ведется смешными, забавными или нелепыми средствами.

 

- согласно традиции комедия определяется тремя критериями:

* персонажами - люди скромного положения;

* счастливой развязкой;

* конечной целью: смех публики

 

- комедия не должна брать за основу сюжета исторический или мифологический материал;

- комедия отражает будничные, «прозаические» моменты жизни людей;

- в комедии происходит совершенно явное разделение зритель - персонаж. Зритель смеется над героями, над их «проблемами», над ситуациями в которые они попадают. Но этот смех - «смех сообщника - защищает зрителя от трагической тревоги и переводит зрителя в позицию «над» событиями и героями.

 

· Лирическая комедия

- лирическая комедия построена на мягком юморе и исполнена симпатии к своим персонажам;

- в лирической комедии раскрываются интимные чувства героев, в ней синтезируется грустное и веселое;

- лирическая комедия – своеобразный жанр драматического произведения, разработанный в творчестве А. П. Чехова в пьесах «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»;

- положительный герой через положительные черты попадает в смешные ситуации.

Лирическая комедия связана с творчеством А. Чехова. В лирической комедии раскрываются интимные чувства героев, в ней синтезируется печальное и веселое. Положительный герой через положительные черты попадает в смешные ситуации.

 

Основные черты лирической комедии:
1. Нет деления на положительных и отрицательных персонажей.
2. Практически отсутствует действие – есть так называемое «внутреннее действие», нет конфликта – есть «внутренний конфликт».
3. Огромное значение имеют детали, предметы, звуки. Они функциональны.
4. Важное значение приобретает символика.

 

· Сатирическая комедия

- сатирическая комедия направлена на уничижительное осмеяние общественных пороков и недостатков;

- в сатирической комедии нет положительных героев, она развенчивает общественные пороки;

- сатирическая комедия - это форма комедии, созданная с целью обличать и высмеивать пороки и глупость общества;

- сатирическая комедия близка бурлеску, фарсу, комедии нравов и комедии характеров;

- сатирическая комедия - комедия, которая показывает характеры и ситуации, в котором типичные для того или иного общества черты предстают в подчеркнуто - смешном, нелепом виде;

- впервые сатирическая комедия появилась в 5 веке до н. э. у древнегреческого комедиографа Аристофана: «Всадники» (454), «Ахарняне» (425), «Облака» (423), «Осы» (422), «Птицы» (414), «Лисистрата» (411), «Лягушки» (405)

- в России — «Недоросль» (1781) Д. И. Фонвизина, «Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя, «Клоп» (1929) и «Баня» (1930) В. В. Маяковского

 

· Семейно-бытовая комедия

- семейно-бытовая комедия - картины быта, обычаев, семейных отношений персонажей;

- семейно - бытовая комедия - комедия, действие которой происходит в повседневной обстановке и конфликты строятся на основе практических и семейных интересов;

- жанр семейно-бытовой комедии сформировался в эпоху классицизма;

- семейно - бытовая комедия - это наиболее общее название комедий на тему повседневной жизни; наряду с комедией характеров и комедией нравов развивалась из средневекового моралите;

- в России близки жанру семейно - бытовой комедии так называемые «высокие комедии» — (" Недоросль" ) Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» (1822 - 24) А. С. Грибоедова, «Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя, комедии А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина.

 

· Комедия положений

- комедия положений - комедия, где комический эффект возникает преимущественно из неожиданных поворотов сюжета;

- комедия, в которой источником комедийного действия становится столкновение взаимоотталкивающих типов личности;

- комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного являются события и обстоятельства;

- комедия положений — вид театрального и киноискусства, классический вид комедии, основанный на том, что герои фильма (спектакля) попадают в курьёзные, смешные ситуации;

- комедия положений — комедия, сюжет которой, в противовес комедии нравов, строится на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств

- комедия положений является одним из древнейших театральных жанров, основанным на курьёзных ситуациях в различных местах;

- комедия положения была одним из ведущих жанров в творчестве В. Шекспира («Комедия ошибок» )

- в России комедию положений «основал» Д. Фонвизин, а продолжили этот жанр Н. В. Гоголь («Ревизор», «Женитьба») и А. П. Чехов («Медведь»), как в драматургии, так и в обычной художественной литературе.

 

· Комедия нравов

- комедия нравов – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток);

- комедия нравов это жанр комедии, в котором основное внимание уделено манерам и поведению героев, живущих по определенным общественно - этическим правилам;

- особенное развитие комедия нравов получила в период Реставрации в Англии (1660-88) и в конце 17 века в творчестве Афры Бен («Голландский любовник», 1673; «Распутница» 1677);

- в этих комедиях яркими красками изображались пороки английского дворянского общества, хотя вовсе не в целях их осуждения;

- циничная откровенность комедии эпохи Реставрации проявляется в картинах распущенных нравов светских щеголей, повес и распутников, модных леди и джентльменов, карьеристов и деревенских выскочек;

- классический пример — «Тартюф» Мольера, «Власть денег» Октава Мирбо

- в России к жанру комедии нравов относятся комедии нравов писали А. Н. Островский, А. В. Сухово-Кобылин, Л. Н. Толстой, в этом жанре писал свои пьесы «Д. И. Фонвизин «Недоросль», «Бригадир»

 

· Комедия  характеров

- комедия характеров - оппозиционный жанр по комедии ситуаций. В ее основе - напряженная, острая борьба, яркие, типизированные характеры.

Комедия характеров - " Хвастливый воип", " Сокровища" Плавта, " Свекровь" Теренция, " Укрощение строптивой" В. Шекспира.

- героям комедии характеров свойственна одна страсть.

 

· Комедия  настроений

- комедия настроений - это жанр, в котором объединены особенности комедии  ситуации и комедии характеров;

- в комедии настроений нет внешних конфликтов, традиционной завязки, развития действия и решения, она отмечается тонким психологизмом, глубокими переживаниями, эмоциональностью;

- комедия настроений - " Чайка", " Вишневый сад" А. Чехова.

 

· Комедия  плаща и шпаги

- комедия плаща и шпаги (исп. Comedia de capa в espada) - испанский вид комедии интриги (XVI-XVII вв. );

- комедия плаща и шпаги получила название по деталям костюмов главных героев Комедия плаща и шпаги была создана в противовес классицистической комедии;

- комедийный конфликт в комедии плаща и шпаги вытекал из запутанной интриги, участниками которой были герои благородного происхождения и их ловкие остроумные слуги;

- жанровые возможности комедии плаща и шпаги использовали В. Шекспир - " Два веронцы", Л. де Вега «Собака на сене». Э. Ростан - " Сирано де Бержерак".

 

· Комедия буффонада

- буффона́ да (от итал. buffonata — шутовство, паясничанье), или слэпстик (от англ. slapstick - хлопок, пощёчина) — утрированно-комическая манера актёрской игры;

- буффона́ да основана на резком преувеличении (гротеск), окарикатуривании действий, явлений, черт характера персонажа, благодаря чему создаётся сатирический эффект;

- термин буффонада имеет также значение «комическое представление, сценка, построенная на приёмах народного, площадного театра»;

- традиции буффонады восходят к представлениям древнегреческих мимов и древнеримских ателлан, развиты в выступлениях средневековых бродячих артистов (в России — скоморохов и шутов), в спектаклях бродячих трупп итальянской комедии дель арте, арлекинадах, фарсах, представлениях европейских ярмарочных театров и балаганов XVIII—XIX вв;

- затем буффонада проникла в драматургию — Гоцци, Гольдони, Мольер, Бомарше;

- сюжет в буффонаде обычно прост и разворачивается вокруг каких - либо нашумевших событий (свадьба, ограбление и т. п. ) с характерной прямолинейностью, несмотря на якобы создающиеся «перипетии»;

- буффонада встречается во всех видах искусства;

- такой стиль, нацеленный, в основном, на детскую аудиторию, можно увидеть в мультфильмах, типа «Том и Джерри», «Ну, погоди! » …

- буффонада представляет собой, в основном, кино с элементами погони или любой другой быстрой игры, под музыку и в специально убыстрённом темпе;

- персонажи таких фильмов обычно знакомятся «по пути», или же не успевают и вовсе познакомиться, и зачастую фарс представляет их общее кви-про-кво, когда оба персонажа говорят о разных вещах сами того не подозревая.

 

· Комедия ситуаций

- комедия ситуаций - разновидность комедии, в основе которой - интрига, непредвиденные ситуации, неожиданный поворот в сюжете;

- в комедии ситуаций властвует несовпадение слов и поступков, она появилась в период античности, развивалась в эпоху средневековья;

- первое произведение жанра комедии ситуаций - произведение Менандра " Близнецы";

- этот жанр использовали В. Шекспир (" Комедия ошибок" ), Ж. Б. Мольер (" Тартюф" ), Н. Гоголь (" Ревизор" ), К. Гольдони «Слуга двух господ».

 

· Романтическая комедия

- романтическая комедия - комедия, сюжет которой строится на любовных отношениях и связан с авантюрно-приключенческими мотивами;

- романтические комедии — комедии о любви;

- романтическая комедия сочетает комедийный сюжет с романтическими идеалами, н - р: с поиском и обретением истинной любви;

- яркий пример - «Сам у себя под стражей» П. Кальдерон, «Старомодная комедия» А. Арбузов;

- герой и героиня романтической комедии «должны быть вместе», но им постоянно что - то мешает. Это могут быть определенные черты характера, социальное положение, вмешательство родственников или соперников. Однако в конце наступит happy end — все преграды будут успешно преодолены.

 

· Героическая комедия

- героическая комедия появилась в творчестве романтиков;

- основатель - французский поэт - романтик Э. Ростан, автор комедии " Сирано де Бержерак";

- в героической комедии сочетается героическое и комедийное начало;

- расцвет героической комедии - 30-е годы XIX в.

 

· Комедия масок

- комедия масок или комедия день арте (итал. Commedia deli arte - профессиональная комедия) - вид импровизированного народного театра эпохи Возрождения;

- комедия дель арте сочетала песню, слово, танец акробатику. В ней участвовало 10-13 действующих лиц, интерьер - городская улица, балкон, окно;

- действующие лица комедии - слуги маски:

Арлекин, Бригелла, Сер-Ветта, Пульчинелла,

маски бар (купец Панталоне, Капитан, Доктор) -

роли влюбленных выполняли без масок

- влияние комедии масок сказался на произведениях Ж. Мольера, средства этого жанра использовали В. Мейерхольд, Е. Вахтангов;

- каждый персонаж имел устойчивые черты характера, носил соответствующую одежду, говорил своим языком;

- в середине XVII в. жанр комедии дель арте теряет актуальность;

- традиции жанра комедии дель арте в XIX в. продолжила итальянская диалектальная комедия.

 

· Интермедия

- интермедия (от лат. Intermedius - то, что находится посередине) - комическая пьеса или сцена, которую выполняли между действиями основной драмы

на эстраде;

- часто интермедии были инсценировкой народных анекдотов (" Кот в мешке" ), пародировали поверье, бытовые сценки;

- эти сценки давали зрителю возможность развлечься, они заполняли время, которое отводили артистам для отдыха;

- интермедия - это пьеса, которую выполняет клоун на манеже цирка, и конферансье;

- интермедию в конферансе может выполнять один актер, который превращается в образ литературного персонажа, или два;

- в парном конферансе используются интермедии - сценки и интермедии – диалоги;

- интермедия имела влияние на формирование комедии и водевиля.

 

· Клоунада

- клоунада берет начало в искусстве скоморохов, она использует репертуар ярмарочных шутов;

- в конце XIX века появились клоунады соло, дуэты, трио. В основе клоунады сюжетный трюк, эксцентричная концовка.

Текст клоунады включает словесные каламбуры, внезапный переход от одной темы к другой, гротеск, сатиру, юмор, буффонаду, фарс, гиперболизацию.

 

Ø Драма

- драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом;

- драма сочетает в себе трагические моменты, комические, мелодраматические;

- драма - некий синтез различных жанров, т. е. некой драматургической полифонией;

- драма - самый «высший» (на сегодняшний день), самый сложный и самый яркий в истории театра драматургический жанр;

- в драме конфликт весьма серьезен, он тем не менее может быть разрешен;

- этим обстоятельством объясняется интрига, напряженное ожидание аудитории: удастся герою (героям) выпутаться из ситуации или нет;

- драма изображает действительность шире;

- герои драмы способны на глубокие переживания, мужественные, героические поступки, они действуют в обычных условиях, иногда попадают в комические ситуации;

- безобразное и низкое подается в драме без комедийного обострения;

- драма как вид появилась в эпоху античности. Близкими к драме является комедии древнеримского писателя Теренция " Свекровь" и испанского драматурга Лопе де Веги «Наказание - не месть";

- Дени Дидро отмечал, что героем драматического произведения должно быть простолюдин;

- в противоположность классицисты доказывали необходимость сочетать в драме трагическое и комическое;

- разновидность драмы - мелодрама. В ней действующие лица четко делятся на положительных и отрицательных;

 - исторически наиболее молодой жанр;

- первые теоретические обоснования - попытка противопоставить его прежним жанровым системам;

- это жанр, выражающий объективный способ художественного воссоздания жизни;

- свое высшее достижение драма впервые находит в творчестве Г. Ибсена и А. Островского, а затем становится ведущей драматической структурой конца XIX-XX вв., активно разрабатываемой И. Тургеневым, А. Чеховым, М. Горьким …

- отношения между героями (героями и обществом) этого жанра всегда полны драматизма;

- по ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними;

- драме свойственно описание реальной повседневной жизни, постановка «бренных» вопросов человеческого бытия, глубокое раскрытие характеров, внутреннего мира персонажей;

- широко известные драмы: «Отелло» В. Шекспира, «На дне» М. Горького,

«Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса.

 

· Мещанская  драма

- мещанская драма — особый вид драматических произведений, впервые появившийся в XVIII веке и пользовавшийся успехом вплоть до начала XIX века;

- произведения жанра, за которым впоследствии утвердился термин «мещанская драма» (в иных случаях — «буржуазная драма»), писатели 18 века называли по - разному: «слезная комедия» применительно к ранним образцам мещанской драмы, «пьеса чувств», нравоучительная драма», «серьезный жанр», «драма»;

- драма чужда классицизму и по существу означает становление так называемого бытового реализма;

- появление её было обусловлено заметным возвышением буржуазии, богатевшей благодаря быстрому росту торговли и промышленности и приобщавшейся к духовной культуре;

- мещанская драма - это литературный жанр, возникший и получивший распространение в 18 веке в Англии (Дж. Лилло, Э. Мур), Франции (Д. Дидро, П. Бомарше), Германии (Г. Э. Лессинг, Ф. Шиллер);

- мещанская драма воспроизводила жизнь «не титулованных», буржуазно - мещанских кругов, раскрывая серьезные, исполненные драматизма конфликты морального и социально - бытового характера;

- мещанская драма с трагической точки зрения указывает те неравенства, которые для Ж. Мольера как автора «Мещанина во дворянстве» (1670) и «Жоржа Дандена» (1668) служили лишь источником комического;

- это отличает мещанскую драму от классической драматургии — и от трагедии с ее аристократическими героями, и от комедии, где противоречия в жизни третьего сословия выступали лишь в форме комических случайностей и недоразумений;

- мещанская драма воссоздавала не сами по себе идеи и страсти, добродетели и пороки, а «общественные положения» — быт и нравы определенной социальной среды. Тем самым она преодолевала отвлеченность изображения, присущую классической драме;

- представители третьего сословия — центральные герои мещанской драмы — изображались как поборники добродетели и гуманности;

- пафос пьес этого жанра—протест против социального неравенства;

- основные действующие лица в мещанской драме - представители буржуазии;

- разрабатывая новые эстетические принципы, создатели мещанской драмы выступали против высокопарности, самодовлеющей декламационной, характерной для классицизма;

- создатели мещанской драмы выступали за натуральность, разговорность интонаций и пантонимическую действенность, за «простой стиль без цветистости и орнаментики»;

- в конце 18-19 веков западноевропейская мещанская драма мельчает, воспроизводя быт и нравы теперь уже господствующей буржуазии; большинство пьес, созданных в традициях этого жанра, теряет социально-критический пафос, поэтизируя филантропию, «конторский героизм» и бытовую добродетель;

- наполняясь идиллическими мотивами и мелодраматической риторикой, эти пьесы утрачивают идейно-художественную значимость, превращаясь в чисто развлекательный жанр для широкой «низовой» публики. Западноевропейская Мещанская драма в ее лучших образцах подготовила появление в 19 веке социально-психологической драмы;

- мещанская драма представляла собой нечто среднее между трагедией и комедией.

 

· Психологическая драма

- один из жанров драматического произведения – психологическая драма, где всё действие завязано на жизненных коллизиях героя, его внутренних противоречиях и поисках;

- в обыденном сюжете отображаются вечные общечеловеческие вопросы и проблемы. Здесь собирается всё – рухнувшие надежды, сложный выбор между тем, что легче, и как правильно, одиночество и поиск своего «Я»;

- сегодня, когда говорят о том, что пришло время созидать и не развенчивать героя, всё чаще вспоминают слова драматурга В. Розова: «Искусство – это свет» и «Настоящий драматург должен быть добрым»;

- этот жанр произведения чаще показывает действие внутреннее, герои не столько совершают поступки, сколько переживают, размышляют, одолеваемые внутренней борьбой;

- цель драмы – запечатлеть истину страстей;

- психологическая драма в России расцветает в конце 50-х годов XX века. Её расцвет продолжается по сей день и носит ярко выраженный социальный характер;

- художники словесности всё заняты извечным поиском, попыткой отыскать в человеческой душе незабвенные непреходящие ценности: доброту к ближнему, любовь, человечность, сострадание;

- психологический жанр возможен постольку, поскольку о религии часто не задумываемся. Писатель сам творец. Он уже не только описывает происходящие события и разворачивающееся действие, он описывает мысли героев с позиции автора, которому ведомо всё творящееся в мире;

- на первый план выходят подробные описания душевных перипетий героя, попытка найти в душе человека нечто, свидетельствующее о существовании бога;

- в век беспримерного душевного мещанства, всеобщего потребления, когда на сцену вышли и получили главные роли хамство, жестокость и нормы двойной морали, деятели искусства разных жанров, всё так же обращаясь к глубинам человеческой души, делают попытки понять следующее: «Откуда это в нас? Как и в какой момент это с нами случилось? »

 

 

· Лирическая  драма

- по строгой теоретико-терминологической классификации драма – одна из трех литературных родов наряду с эпосом и лирикой;

- лирические драмы предназначены для чтения одним или двумя актерами. К этому жанру близка драма Л. Зорина «Варшавская мелодия», где на сцене театра были два лирических героя с драматической судьбой;

- драма имеет «право» на самостоятельное родовое существование потому, что в ее структуре присутствует «готовность» слиться с музыкой, живописью, пантомимой, то есть стать театральным спектаклем;

- драмы с лирическими родовыми признаками существуют с другими «на равных»;

- классический пример – драмы М. Метерлинка. Его драмы условно можно назвать лирическими: «Пелеас и Мелисанда»; в ней монологи и диалоги о любви героини к брату мужа

- драма «Алладина и Паломид» – это лирически выраженная тема постоянной близости гор

 

· Повествовательная (эпическая) драма

- эпический театр» (нем. episches Theater) — театральная теория драматурга и режиссёра Бертольта Брехта, оказавшая значительное влияние на развитие нового драматического театра;

- свою теорию, опирающуюся на традиции западноевропейского «театра

представления», Брехтпротивопоставлял «психологическому» театру («театру переживания»);

- «эпическая драма» Брехта родилась стихийно, из протеста против театрального репертуара того времени, преимущественно натуралистического, — теоретическую базу под неё он подвёл лишь в середине 20-х годов, успев написать уже немалое количество пьес;

- «хор» у Брехта — его зонги — значительно расширил внутренние возможности драмы, позволил вместить в её пределы эпическую повествовательность и самого автора;

- новая драма рождалась в послевоенной Германии, в годы тяжелейшего экономического кризиса, обострившего и социальную, и национальную рознь

«Золотое время, — вспоминал Стефан Цвейг, — переживало тогда всё экстравагантное, не контролируемое разумом: теософия, оккультизм, спиритизм, сомнамбулизм, антропософия, хиромантия…»;

- в этих условиях для Брехта было принципиально важно восстановить в правах разум, отвергая «аристотелевскую» драму, как взывающую к чувствам;

- «Натурализм, — объяснял Брехт много лет спустя, — дал театру возможность создавать исключительно тонкие портреты, скрупулёзно, во всех деталях изображать социальные „уголки“ и отдельные малые события. Когда стало ясно, что натуралисты переоценивали влияние непосредственной, материальной среды на общественное поведение человека, в особенности когда это поведение рассматривается как функция законов природы, — тогда пропал интерес к „интерьеру“. Приобрёл значение более широкий фон, и нужно было уметь показать его изменчивость и противоречивое воздействие его радиации»;

- Брехт в своей «эпической драме» развивал мысль Шиллера: «Хор покидает узкий круг действия, для того чтобы высказать суждения о прошедшем и грядущем, о далёких временах и народах, обо всём человеческом вообще…»

 

· Социально – психологическая драма

- социально-психологическая драма характеризуется вниманием автора к жизненному укладу героев, подробностям быта;

- поступки героев обязательно получают психологическую мотивировку;

- в произведениях социально – психологической драмы содержится бытовой конфликт (несогласие матери и невестки, ссора купца и приказчика и т. п. ), который в большинстве случаев является внешним и углубляется внутренним конфликтом, отражающим существенные социальные и личностные противоречия;

- начиная с А. Пушкина, русская литература все чаще обращается к жанру драмы, соединяя в рамках одного произведения трагическое и комическое. " Гроза" и " Бесприданница" А. Островского - высокие образцы русской реалистической драмы.

 

· Социально – бытовая драма

- бытовая семейная драма обычно захватывает зрителя жизненностью своего содержания, своей проблематики;

- от двух других ведущих драматических жанров собственно драму отличает социально - бытовая тематика и близкая зрителю психологическая проблематика, исследование нравов;

- трагедии Еврипида - социально-бытовые драмы, где изображаются не герои, выдающиеся по своим мыслям и делам, а обыкновенные люди: " Алкеста", " Елена", " Ион";

- в эти драмы внесет комический элемент, чего совершенно не допускала классическая античная трагедия, и благополучная развязка, что также противоречит канону трагического жанра;

- если для трагедии обязателен трагический финал, для комедии — благополучный, то в социально – бытовой драме бытовой конфликт может оказаться неразрешенным, а то и в принципе неразрешимым.

 

· Лирико – психологическая драма

- лирико - психологическая драма приобретают в отечественном искусстве последней трети XX века особое значение;

- при погружении в глубины личностного «я» современный герой пытается осознать и ощутить свою непременную сопричастность к общей жизни — настоящей и вечной;

- пристальное внимание к слову, нюансам его произнесения, определяемого оттенками чувств - мыслей, разнообразие его интонационных истоков – особенность драмы;

- в лирико – психологической драме находит свое отражение сложный, противоречивый мир личности;

- лирическое движение сюжета с характерными для него возвратами и смещениями, временными инверсиями направлено на выявление психологических изломов внутренней жизни человека, на распутывание клубка его переживаний;

- мир конкретной личности наделяется в них свойствами универсальными, затрагивающими глубинные пласты человеческого жизнебытия;

- из преобладающего в лирико –психологической драме потока высказываний конденсируются обобщающие, емкие образы

- в лирико - психологической драме вступление может имеет важное значение, оно высказывание не замыкается внутри себя, а носит открытый характер, способствуя сквозному развертыванию внутритематических «событий»;

- лирико-психологическая драма сближается с композициями эпико - драматического плана;

- образы концентрируют внимание на главной теме, затрагивающей коренные проблемы бытия;

- 60—70-е годы на первый план выходит моносцена как одна из разновидностей лирико - психологической драмы;

- ведущая форма высказывания – монолог;

- образец лирико – психологической драмы - " Месяц в деревне» И. Тургенева.

 

Ø Мелодрама

- мелодрама - жанр драматургии, сюжет которого построен на преувеличении всех чувств и эмоций героев с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально - нравоучительной тенденцией;

- первой мелодрамой стало произведение «Пигмалион»;

 

- слово мелодрама означает в переводе с греческого языка «песнь драматическая»;

- произведения мелодрамы не пелись, а читались вслух в сопровождении драматической музыки, чтобы усилить воздействие на слушателей;

- чаще всего события мелодраматических произведений происходят с необычными людьми (аристократы, богачи, известные персонажи истории) и овеяны сказочностью и ореолом романтики;

- первая русская литературная мелодрама – это сентиментальная повесть Карамзина – «Бедная Лиза».

Мелодра́ ма (от др. -греч. μ έ λ ο ς — песня, поэма, лирическое произведение + δ ρ ᾶ μ α — действие) — жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов:

добро и зло,

любовь и ненависть...

- мелодрама сопровождается трагическими сценами, в большинстве случаев завершается счастливым концом;

- данным термином называют литературный жанр (поджанр драмы), произведения которого концентрируются на демонстрации чувств, душевных и духовных переживаний действующих лиц в необычных для них обстоятельствах;

- характеры героев мелодрамы, как правило, гипертрофированы, их легко разделить на плохих и хороших;

- в мелодрамах часто присутствуют элементы эротики, в тоже время как для драмы эта деталь необязательна, а если она и есть, то выглядит более тускло;

- часто произведения этого типа имеют печальный финал, однако бывают исключения;

- чтобы лучше раскрыть внутренний мир и мотивы поступков героев, в мелодраме используется противопоставление:

любви и ненависти,

добра и зла,

честности и обмана.

- к этому жанру можно отнести и «Маскарад» М. Лермонтова;

- классическими мелодраматическими произведениями считаются пьесы А. Островского «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и «Поздняя любовь».

Отличительные черты мелодрамы

- это преувеличенная эмоциональность главных героев, на которой концентрируется все внимание;

- главная задача произведений подобного рода - заставить читателей (зрителей) сопереживать персонажам;

- мелодрама взывает к эмоциям, а не разуму человека;

 

- в мелодраме иногда поднимаются темы социального неравенства или показываются попытки личности противостоять обществу;

- в центре классической современной мелодрамы находится любовная история.

 

Ø Водевиль

- водевиль (франц vaudeville) - одноактная шутливая пьеса комедийного характера, с танцами и песнями – куплетами;

- водевиль – легкая комедия с занимательной интригой, в которой имеется большое количество танцевальных номеров и песен;

- в начале XVII в. водевилями называли песни - куплеты с припевом, которые были частью ярмарочных народных пьес;

- как драматический жанр водевиль сложился в конце XVIII в. Он стал популярным жанром бульварного театра;

- в 1972 p. в Париже был основан театр " Водевиль";

- в XIX веке водевиль потерял политическую остроту, превратился в шутливый произведение с запутанным сюжетом, неожиданными событиями и перипетия мы, недоразумениями;

- в современной России также обычно говорят «мюзикл», подразумевая водевиль;

Как жанр сформировался в конце XVII - нач. XIX в. Название возникло во Франции.

- две версии относительно названия:

первая версия - название пошло от " водевилей" - веселых песен, которые составлял поэт Нормандии Оливье Баслен. Он жил в долине реки Вир;

вторая версия - название происходит от городских песен (voix de ville - городские голоса)

- жанр водевиля использовал А. Чехов - " Женитьба", " Юбилей", " Медведь».

 

Ø Трагикомедия

- трагикомедия - драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображён в комическом виде или который представляет беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов;

 

Четыре типа трагикомических форм:

* смещение драматических персонажей всех слоев общества;

* совмещение стилей трагедии и комедии, повествования о трагической сути вещей на фамильярном языке;

* совмещение комических и серьезных происшествий;

* счастливое завершение серьезной, даже трагической пьесы

- эти приемы наиболее свойственными жанру трагикомедии и стали ее основным отличительным признаком;

- трагикомический эффект возникает в тех узлах пьесы, где события или герой, выступают в комическом и трагическом свете. Оба эти полюса, взаимно активизируясь, осуществляются друг через друга, тогда обнаруживается и трагизм комического, и комизм трагического («смех сквозь слезы»);

- трагикомическое начало может проявляться в самых различных и разнообразных формах: фантастическая сказка, притча;

- жанр трагикомедии - механическое соединение трагедии и комедии в рамках одного произведения;

- трагикомедия сложное жанровое произведение с присущей ему оригинальной структурой;

- в трагикомедии используются приемы пародии, эффект ожидания, приемы фарса, буффонада, ироничность и др.;

- природа трагикомедии вызвана тем, что события и характеры, которые зритель воспринимает как трагические, вдруг оборачиваются комической стороной и наоборот. Эта постоянная смена восприятия и ориентации изложения заставляет зрителя быть постоянно во внимании по отношению к происходящему, не позволяет ему «успокоиться»;

- «трагикомедия – это смешное в трагическом» или наоборот, «трагическое в смешном»;

- особенности жанра трагикомедии обосновал итальянец Б. Гварини. «Тот, кто пишет трагикомедию, - отмечал он, - берет из трагедии действующих лиц, но не действие, ее правдоподобный содержание, но не действительность, развитие чувств, но не переживания, удовольствие, но не грусть, опасность, но не смерть. С комедии взят умеренный смех, умеренная развлечение, кажущиеся трудности, счастливый поворот судьбы и комическое ощущение действия ";

- с жанром трагикомедии связано творчество К. Гоцци, Ж. Жироду, Ж. Ануй, А. Вампилова

- видом трагикомедии XX в. - трагифарс. Трагифарс назвал свои произведения " Стрельцы" и " Носорог" Эжен Ионеско.

- в трагикомедии серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Основным приемом трагикомедии является гротеск.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.