Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВНИМАНИЕ. Вопросы для самоконтроля



ВНИМАНИЕ

1. Понятие о внимании, его природа и значение.

2. Виды и формы внимания.

3. Основные свойства внимания.

4. Способы управления вниманием.

5. Развитие внимания.

1. Понятие о внимании, его природа и значение

Внимание - это психический познавательный процесс, который заключается в направленности и сосредоточении сознания на определенном объекте. Иногда ученые отмечают, что внимание не является самостоятельным психическим процессом, поскольку она не отражает ни свойств предмета, ни связей, ни отношений между ними. Его содержанием является содержание той психической деятельности, в которую оно включено. Поэтому его определяют как форму психической деятельности.

Под направленностью внимания понимают выборочную активность человека, которая проявляется не только во внешних действиях, но и в готовности к действиям. Под сосредоточенностью понимают одновременное отвлечение от всего побочного, временное игнорирование других объектов. Тем самым обеспечивается контроль и регуляция деятельности.

Рассказывают, что однажды магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с большим кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие соискатели ходили, а по дороге их пугали, отвлекали, и они проливали молоко. «Это не министры», - говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного кувшина.

- Стреляйте! - Крикнул магараджа.

- Стреляли, но это не помогло.

- Это министр! - Сказал магараджа.

- Ты слышал крики? - Спросил он его.

- Нет

- Ты видел, как тебя пугали?

- Нет. Я смотрел на молоко.

- Ты слышал выстрелы?

- Нет, я смотрел на молоко!

 

Значение внимания:

занимает особое место среди психических явлений, всегда включается в практическую деятельность и в познавательные процессы;

• выражает интересы, направленность личности;

• является необходимым условием успешного усвоения знаний, качества и производительности трудовой деятельности, самовыражения личности;

• необходимо человеку во всех видах ее деятельности.

Значительный вклад в раскрытие природы внимания (его физиологических основ) внесли Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов, Алексей Алексеевич Ухтомский. Так, И. М. Сеченов отмечал, что предметы и явления внешнего мира, действуя на мозг человека, вызывают у него «приспособительные двигательные реакции». И. П. Павлов исследовал, что физиологической основой внимания является наличие устойчивого очага оптимального возбуждения в коре больших полушарий головного мозга, которое  негативно индуцирует смежные его участки. А. А. Ухтомский назвал очаг оптимального возбуждения доминантой. Под доминантной он понимал господствующий очаг возбуждения, который определяет характер реакции организма в данный момент. Сегодня точка зрения И. П. Павлова и А. А. Ухтомского получила подтверждение в экспериментах по регистрации биотопов мозга животных и человека. Современные нейрофизиологические исследования подтвердили ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Некоторые ученые подчеркивают особо важную роль лобной области в отборе информации. Сегодня в мозге обнаружены особые нейроны, которые получили название «нейроны внимания». Важная роль в регуляции внимания принадлежит скоплению нервных клеток, расположенных в стволовой части головного мозга, - ретикулярной формации.

 

2. Виды и формы внимания

По активности выделяют следующие виды внимания:

- Самопроизвольное - состоит в ходе взаимоотношений человека со средой без его сознательного намерения,

- Произвольное - сознательно направляется и регулируется личностью,

- Послепроизвольное - внимание, которое сначала вызывалось приложением волевых усилий, целью, но в дальнейшем поддерживалось интересом к объекту (например, содержания задания).

Например. Во время урока, когда все сосредоточено выполняют задание учителя, у кого-то из парты падает учебник. Как бы тщательно ученик не работал, он обратит внимание на этот грохот: сработает механизм непроизвольного внимания. Учебник поднят, и необходимо снова возвращаться к выполнению задания. Иногда, чтобы сделать это, нужно большое волевое усилие: начинает действовать произвольное внимание. Но если задача, которую человек выполняет, его заинтересовала, напряжение сразу исчезает, и он продолжает работать целенаправленно: включается послепроизвольное внимание.

 

По направленности выделяют такие формы внимания:

- Внешнее: регулирует физическую деятельность человека;

- Внутреннее: связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием; имеет место только в человеческом мире; объектами внутреннего внимания является чувства, воспоминания, мысли; является необходимым условием развития сознания и самосознания; умение думать и обдуманно действовать связано с развитием внутреннего внимания.

Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга. Всегда существует их взаимный переход.

 

По форме проявления внимание также бывает:

- Коллективное: это сосредоточение всех членов коллектива на одном предмете. Например, таким предметом может выступать рассказ учителя, ответы учеников. Фактически не бывает стопроцентного внимания класса в течение длительного промежутка времени, но для существования коллективного внимания не страшны отвлечения отдельных учеников. Наличие целенаправленного коллектива класса помогает сосредоточиться и тем, кто не привык к усилиям по организации внимания.

- Групповая: сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе. Групповое внимание приходится организовывать при проведении лабораторных работ, взаимопроверок, обсуждении определенных фактов в группах. Для учеников и учителя это самая сложная форма организации внимания, поскольку группы отвлекают друг друга в работе. Для организации внимания необходимо четко планировать выполнение задач по этапам, переход на отдельных этапах к коллективному вниманию.

- Индивидуальное: сосредоточение внимания человека на его задаче. Оно возникает при самостоятельном чтении, решении задач, выполнении контрольных работ. Для учителя возникает сложность перехода от индивидуальной к коллективной внимания, поскольку не все ученики справятся одновременно с задачей и во многих внимание в начале коллективной работе не переключается. В этом случае необходимо дать небольшое дополнительное задание ученикам, которые закончили свою работу раньше других. Ученикам, которые не выполнили задачи, следует посоветовать выполнить его позже.

 

3. Основные свойства внимания

Устойчивость - длительно поддерживаемая направленность деятельности (характеризуется временем, в течение которого деятельность человека сохраняет свою целеустремленность), это длительность сосредоточения внимания на объекте. Мера устойчивости внимания может быть связана с тем, насколько интересна, значима для человека деятельность. Может зависеть от состояния здоровья человека, от особенностей его нервной системы, от внешних обстоятельств. Богатые содержанием, подвижные, динамичные, разнообразные объекты дольше привлекают внимание к себе. Также зависит от хода деятельности, успехов человека в преодолении трудностей, от мотивации деятельности, от умений работать.

Неустойчивость - отвлечение внимания, изменение его направленности под влиянием других объектов. Возникает под влиянием внезапных, сильных, резких, динамических внешних раздражителей, а также при сильных изменениях в органических состояниях.

Концентрация (сосредоточенность) - большая или меньшая степень погруженности в деятельность, которую человек выполняет в данный момент. Чем больше концентрированное внимание к определенному объекту, тем в большей степени тормозятся влияния побочных импульсов.

Сосредоточенного слушателя можно узнать по малой подвижности. Иногда человек концентрирует свое внимание на чем-то настолько, что для нее исчезает все вокруг. В 1794г. в Германии девятилетнему мальчику должны были удалить опухоль. Обезболивающих средств тогда не было, и, чтобы отвлечь ребенка во время операции, ей рассказывали увлекательную сказку. Через восемнадцать лет мальчик, который повзрослел, принес издателю сказку «Белоснежка и семь гномов» и рассказал, что во время операции не испытывал боли. Этим мальчиком был известный сказочник Якоб Гримм (1785 - 1863).

Колебания - изменения концентрации внимания. Степень концентрации внимания на определенном объекте не остается одинаковым в течение времени: она то повышается, то понижается.

Переключение - произвольное изменение человеком направленности его деятельности. Человек сознательно переходит от одной задачи к другой, сам направляет свое внимание на новые объекты в соответствии с изменившимися условиями его работы. Проявляется при наличии связи между содержанием предшествующей и последующей деятельности; если объект последующей деятельности более интересен для человека, когда выполнение предыдущего задания закончено.

Распределение - проявляется в возможности одновременного выполнения человеком двух или иногда даже трех видов деятельности, содержания в сфере внимания одновременно нескольких объектов. Так, когда человек читает интересную книгу, его внимание распределено по тексту и одновременно сконцентрировано на том предложении, которое он читает в данный момент.

Рассказывают, что римский император Юлий Цезарь (100 - 44 до н. э. ) умел одновременно читать, писать и слушать. Но, вероятно, он просто умел быстро переключаться с одного дела на другое и успевал возвращаться к продолжению прерванного дела до того, как произойдет забывание.

Психологи выяснили, что если одно из действий, которые выполняет человек, он научился делать не задумываясь (т. е. действие полностью автоматизировалось, стало навыком), а также если существует логическая взаимосвязь между выполняемыми действиями, тогда распределение внимания возможно. То есть распределение внимания проявляется при достаточном владении человеком определенными видами деятельности, способами ее выполнения, когда по мере выполнения одной из работ более или менее автоматизировано.

Объем - количество объектов, актуально осознаваемых человеком в данный момент. Под объемом понимают количество объектов, которое человек может воспринять с определенным качеством и четкостью в одном акте восприятия за кратчайшее время. Количество объектов, которое отражает мозг, зависит от содержания, насколько он связан смысловыми связями, от интереса личности к нему и от тех волевых усилий, которые прилагает человек, работая в определенной области. Средний объем внимания людей от 5 до 9 объектов (единиц информации - независимо от того, какова эта информация).

Исследования Бориса Михайловича Теплова, Владимира Дмитриевича Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Оказалось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.

 

4. Управление вниманием

На что человек обращает внимание? Представим, что студенты собрались в аудитории и ждут начала пар. Пока к аудитории заходят знакомые им люди, они не интересуются ими. Но если в дверях появится новичок, всеобщее внимание сосредоточится на нем. Итак, внимание привлекает новизна впечатлений. Если во время занятия за окнами класса прозвучит громкая музыка, только глухой не обратит на нее внимания. Итак, внимание привлекает интенсивный сигнал. А если человек занимается какой-то интересным делом, которое еще не до конца освоила, его внимание будет поглощена только этим делом. Итак, внимание зависит от сложности задачи. Еще наше внимание зависит от того, в какой форме мы получаем информацию. Всем известно: есть уроки скучные и неинтересные. Так вот: скука определяется не предметом, а тем, как о нем рассказывают. Внимание может рассеиваться, если мы себя плохо чувствуем или нам мешают. Известно, что людям со слабой нервной системой мешают сосредоточиться любые внешние раздражители, а у людей с сильной нервной системой такие раздражители даже повышают концентрацию внимания. Чем дольше мы занимаемся каким-то одним делом, тем менее мы внимательны. Поэтому и надо время от времени переключаться на другую работу. Самое главное: каждый человек обращает внимание на то, что связано с ее профессиональным интересом.

Одна древняя японская история рассказывает, как известный мастер-оруженосец прилег однажды отдыхать и услышал, что его сосед, тоже кузнец, работает резцом. Мастер ворвался к соседу и обвинил его в том, что тот делает надпись на древке только законченного меча его, мастера, имя, чтобы продать меч дороже. Сосед удивился и спросил, как он узнал об этом? Подглядывал? «Нет, - ответил мастер. - Я не подглядывал, я слушал. Ты сделал больше ударов резцом, чем нужно для написания твоего имени». Поддерживать внимание на объекте можно следующим образом: силой раздражителя, явлением контраста, новизной предмета (явления), интересом людей, включением в деятельность, словесным напоминанием, постановкой вопросов, примерами из практики.

Таким образом, привлечению внимания способствуют:

- Характер раздражителя (внезапность появления объекта, силы его воздействия, соотношение его с фоном, изменение его интенсивности и размещения в пространстве, новизна впечатлений, сложность задачи);

- Структурная организация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные)

- Соотношение раздражителя и потребностей человека (то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего).

Практика учебно-воспитательного процесса показывает, что поддержанию внимания у учащихся во время урока способствуют: доведение до сознания учащихся цели урока; воспитание у учащихся умений быстро включаться в выполнение поставленных задач; последовательность и доступность изложения материала; умелое сочетание нового, неизвестного с уже известным ученикам материалом; активизация учебного процесса; интерес содержанием деятельности; использование различных способов преподавания; изменение темпа работы на уроке; живой контакт учителя с классом; умение учителя наблюдать за состоянием внимания учащихся, вовремя ее поддерживать; требовательность учителя во внимание учащихся; осуществление индивидуального подхода.

 

5. Развитие внимания.

В первые месяцы жизни у ребенка имеется только непроизвольное внимание. Ребенок сначала реагирует только на внешние раздражители, причем только в случае их резкого изменения, например, при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при изменении температуры и т.

С третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с ее жизнью.

В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-то предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметное проявление ее интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет делать вывод о достаточно хорошо развитом непроизвольном внимании ребенка.

К концу первого - началу второго года жизни начинают появляться зачатки произвольного внимания. Это связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать.

По словам известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского, с первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит благодаря двойному ряда стимулов, которые вызывают внимание:

1) предметам, окружающих ребенка, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают ее внимание;

2) речи взрослого - слова, которые произносятся им, сначала выступают как стимулы-указания, которые направляют непроизвольное внимание ребенка.

Произвольное внимание возникает из того, что окружающие люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, управлять им, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он в дальнейшем и сам овладевает своим вниманием. А это начинает происходить в процессе овладения ребенком речью.

Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра, в процессе которой ребенок учится координировать свои движения в соответствии с задачами игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Развития внимания ребенка способствуют также знакомство со все большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простых отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами.

Особенностью внимания дошкольника является то, что его произвольность неустойчива. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, - он ​ ​ еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчивое, длительное и сосредоточенное.

Постепенно путем волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.

Особого развития произвольное внимание достигает в школьные годы. В ходе уроков ребенок приучается к дисциплине, у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В начальных классах школьник не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него и в дальнейшем преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя пытаются сделать свои уроки яркими, захватывающими, что достигается частой сменой формы подачи учебного материала.

В старших классах школьник уже может длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. На качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста.

Так, физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 13-15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью, в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания.

Если постоянно тренировать внимание, можно выработать привычку быть внимательным даже при самых неблагоприятных условиях. А по привычке внимательность и наблюдательность перерастают в устойчивые свойства личности.

Внимательность поможет развиться и другим свойствам и качествам личности, и прежде всего, начнет развиваться память.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение внимания.

2. Раскройте физиологическую основу внимания.

3. Объясните значение внимания для человека.

4. Назовите виды внимания и приведите примеры.

5. Назовите основные формы внимания, объясните их суть и приведите примеры каждого из них.

6. Раскройте основные свойства внимания.

7. Приведите пример стойкости внимания.

8. Приведите пример переключения внимания.

9. Каким образом развивается внимание ребенка?

10. Сформулируйте рекомендации по развитию внимания, управления им.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.