Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Этика различных видов речевого воздействия



Тема: Этика различных видов речевого воздействия

в деловых отношениях

Дата: 18. 02. 2022 г.

Группа: П-268

Цель: ознакомить студентов с основными видами речевого воздействия в деловых отношениях, с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи; развивать способность четко и точно излагать собственную точку зрения; воспитывать культуру речи.

История этики и культуры устной речи насчитывает не одно столетие.

 

Рассмотрим основные виды современного речевого воз­действия в деловой обстановке с учетом этических требований:

I. Выступление руководителя (или любого другого лица) на об­щем производственном собрании, на заседании Совета директоров, собрании акционеров с докладом по поводу торжественной даты, с отчетным докладом или докладом о перспективах работы. При подготовке подобного рода публичного выступления следует прежде всего сформулировать цель выступления, например: ин­формирование коллектива фирмы о предстоящих значительных изменениях в структуре, о новых направлениях деятельности, об альтернативных путях экономического и социального развития и т. п. Цель выступления, ясно и однозначно осознанная выступаю­щим, должна быть сформулирована им в первых же фразах. Однако при этом есть опасность, что слушатели, сопоставив объяв­ленную цель выступления и фактически высказанные идеи, могут прийти к выводу, что цель не достигнута. Поэтому следует осто­рожно подходить к формулированию цели выступления, не да­вать нереальных обещаний о рассмотрении вопросов, на которые у выступающего явно на хватит времени или в которых он недо­статочно компетентен.

Тема выступления, поданная как его цель, должна быть акту­альной для данного состава слушателей, соответствовать общей программе собрания, отвечать потребностям и интересам присут­ствующих. Не следует даже в докладах на собраниях достаточно­го масштаба (например, итоги работы за год) стремиться рассмот­реть большое число вопросов; с одной стороны, ограниченность во времени может привести к излишне беглому, поверхностному изложению сути и фактов, что умалит их значение в глазах при­сутствующих; с другой стороны, большое число поднимаемых оратором вопросов не может быть воспринято, понято и усвоено слушателями глубоко и полно; в этом случае возможно поверхно­стное восприятие, искажение и деформирование информации, со­держащейся в выступлении.

Следует также указать на то, что сама формулировка темы (цели) выступления может быть дана выступающим в нестан­дартной форме (например, юмористической); цель такой пода­чи темы - привлечь внимание слушающих с первой минуты, про­будить более живой, острый интерес к выступлению.

Весьма желательно, чтобы выступающий дал краткое обосно­вание того, почему он хочет остановиться именно на этом вопро­се, почему им поставлена именно эта цель выступления. Участни­ки собрания, конференции и т. п. в этом случае могут установить связь между данным выступлением и предыдущим, а также сопо­ставить названную тему (цель) с заявленной ранее целью собра­ния, дать оценку уместности выступления.

2. Речь на митинге - специфическая форма выступления, дос­таточно редко практикуемая в деловой жизни, однако находящая в ней свое применение, хотя и несколько ограниченное. Обычно митинг бывает посвящен исключительно важному, нерядовому событию в жизни и деятельности людей. Цель митинга - пробу­дить у сотрудников такие чувства, как чувство долга, эмоциональ­ного подъема, интернациональные чувства. Требования к речи на митинге отличаются от требований к докладу: если доклад пред­полагает ориентацию на деловое, в некотором роде " рассудоч­ное" восприятие в спокойной рабочей обстановке, то речь на ми­тинге обращена в основном к эмоциям и чувствам слушателей, поэтому она должна отличаться эмоциональностью, быть яркой, образной, ясной и в то же время краткой. Длинноты недопусти­мы в митинговой речи, так как они могут вызвать спад уровня эмоционального подъема слушателей, привести к усталости от длительного эмоционального напряжения.

3. Разновидностью публичного речевого воздействия можно считать выступление на деловом совещании. Поскольку деловое совещание обычно проводится с целью выработки решения по насущной производственной проблеме, требования к выступле­нию на совещании отличаются от требований к докладу и речи на митинге.

Практическое задание

Составить памятку «Правила речевого общения»

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые студенты!

Практическое задание необходимо выполнить в рабочей тетради (сфотографировать) или в формате Документа Word. Отправлять для проверки в личные сообщения на страницу ВКонтакте: https: //vk. com/id440251452

 

Преподаватель: Покидина Ирина Евгеньевна

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.