Вальдорфская школа им А.А. Пинского, началка.
Вальдорфская школа им А. А. Пинского, началка.
| Вопросы
| Ответы
| Примечания/ доп. информация
| Как поступать?
| В первую очередь берут из Вальдорфского отделения садика.
Но из года в год немного могут меняться условия. Например, пару-тройку лет назад школу обязали брать из всех дошкольных отделений комплекса.
Процедура стандартная для государственной школы. Также уже после зачисления - ребенка и родителей приглашают на собеседование. Детей - к психологам, а родителя - к представителям школы. Детей тестируют, а у родителей просят рассказать о ребенке, выясняют отношение к педагогике, почему пришли именно сюда, где учатся другие дети(если есть). Если выясняют что-то неожиданное (диагноз ребенка, сильное расхождение в мировоззрении родителей и школы) - советуют поискать другой вариант
| Тестирование детей направлено не на знания, а скорее на способность их усваивать
| Сколько стоит?
| Ежемесячная оплата порядка 6 тысяч. По договору, официально, через госуслуги.
При зачислении второго ребенка первому предоставляется скидка 50%.
Был взнос при поступлении, но оба раза почему-то он прошел мимо нас. Из-за неоганизованности со стороны школы.
| В началке педагог продленки считается вторым педагогом в классе. Он с утра присутствует в школе, помогает учителю в реализации Вальдорфской составляющей: организация праздников, выходов класса - все с его участием. Поэтому продленку просят оплачивать всех на 5 дней в неделю, порядка 2500.
| В чём специфика школы?
| Основная специфика в соединении стандартной госструктуры (программа, здание, соседние классы - обычная гос. школа) и самобытной системы, основанной на методике, разработанной Рудольфом Штайнером в преломлении ее понимания в России и конкретно педагогическим составом этой школы. Ощущение, что мы всегда в борьбе или в попытке обойти нормы, насколько возможно, малыми потерями
Педагоги не могут принять правил школы (по крайней мере по состоянию на май прошлого года это было так). Конкретно в этой Вальдорфской школе очень велика роль учителя: среди пед. коллектива нет единого представления, как должна строиться программа. К тому же детей разделяют при наборе по классам по большому количеству специфических параметров. Важный из которых - возраст. то есть А-класс. в основном, ребята около 8 лет. А младшие классы - дети неполны 6 лет. Плюс к конкретному учителю могут попасть дети совсем другой возрастной группы. Какой-то учитель принципиально не возьмет каких-то детей. Одни учителя могут принципиально не работать с некоторыми с доп педагогами. В общем, один класс от другого может отличаться принципиально.
Такой предмет, как, например, «эвритмия», совсем незнакомый вам, будет одним из основных для вашего ребенка. А «рисование форм» - будет сопровождать ребенка почти всю начальную школу. Важно понимать, зачем они нужны.
Дети весь первый класс пишут мелками печатными буквами(в некоторых классах учителя показывают и прописные детям), во втором классе переходят на цветные карандаши (изучают прописные буквы, пишут прописными без соединения), переходят на гусиные перья, затем перьевые ручки (в школах по гос. программе прописи дети заканчивают в среднем в первом полугодии 1 класса).
Пишут мало. Очень.
Тетради в линейку не используются. Пишут в неразлинованных тетрадях формата сначала А3, потом А4 (бывают исключения, у моих детей было так). Для дислектика и дисграфика такая система только усложняет и без того сложное овладение письменной речью
ДЗ не записывают, а запоминают. Оно короткое, но это полная ответственность ребенка.
Почти не читают первые классы. Классу к 3-4 начинают читать.
Программа построена на идее, что ребенку нужно давать материал по возрасту. Поэтому у каждого класса есть своя тема (например, 1-сказки, 2- былины и жития святых, 3- ветхий завет, 4 - скандинавский эпос).
Обратите внимание на то, что полтора года из четырех - христианская тематика. Она преломлена в понимании методики школы. Праздник Рождества Христова (25 декабря, не 7 января)- главный праздник. Раньше в школе организовывали масштабную ярмарку. Прежде, чем очароваться эстетичностью, подумайте, подходит ли вам по сути такой подход.
Вообще, праздники, выезды, обряды, вроде «рождественской спирали» - основа педагогики. Говорю об этом со слов учителя своего старшего сына. Поэтому их организация едва ли не самый важный элемент обучения. Организуют родители (со школой, конечно)
| Некоторые из особенностей программы:
Классный учитель ведет все основные уроки (даже биологию/ химию) вплоть до 8 класса.
Преподавание эпохами. В том числе и русского и математики. То есть 4-5 недель - русский, потом столько же математика. Эти предметы входят в «Основной урок», который занимает 2 стандартных первых урока и включает в себя кроме самого предмета активную часть. То есть во время другой эпохи, Русского, например, совсем нет. Такие предметы, как музыка, живопись, эвритмия или физкультура проходят по обычному расписанию после основного урока.
Роль родителей и их физического(например, ремонт и роспись стен класса), временного (организация поездок, фестивалей, выездов) и морального (вникание в проблемы класса, школы, в особенность педагогики) вклада велика. Это один из трех столпов: школа-родители - дети. Об этом много говорится со стороны школы.
Несмотря на то, что детей гос. система вынуждает сдавать ВПР в 4 классе, к нему специально не готовят. Какие-то темы совсем не изучают. Здесь сложность - кого-то просят «переболеть» ВПР, кого-то получить документ, что ему нельзя сдавать такие экзамены. Или просто детям и родителям объясняют, что ВПР - не соответствует взгляду школы на образование, «давайте это просто переживем». Ощущение двойной жизни постоянно
| Чем ценна школа?
| Школу ценю, что в период, когда у меня было непонимание, что делать с сыном, его взяли напрямую из Вальдорфского сада. Я понимала, что не взять не могут, поэтому говорила напрямую о наших сложностях.
Ценю, что при вопросах и непонимании со мной встречались и беседовали.
Ценю, что в ней есть адекватные люди, которые готовы решать проблемы.
Продленка подвижная, с заботой о детях.
Благодарна за заботу о здоровье детей
|
| Что “напрягает” в школе?
| Важно сказать, что я забрала одного сына при переходе в 5 класс и второго- при переходе во второй в июне прошлого года. На заочное обучение.
Что напрягает:
Сюда идет много детей, таких же, как Ладомир. Таких детей много.
При этом, и это очень важно, школа не умеет работать со сложными детьми. Дислексия, дисграфия, СДВГ, аутизм. Если у вас есть подозрения, что что-то из этого про вас - подумайте. Вам не нужно в эту школу. О таких детях не говорят, как об инклюзии, а как известно, ее в классе не может быть больше определенного процента. У нас почти все мальчики были с той или иной мерой инклюзии. Если Вы, как я, посчитаете, что видимая мягкость подхода поможет ребенку, то это будет или за счет нервов и сил учителя, который и так все время в борьбе с системой, или вы можете просто упустить то, с чем надо работать, пока ребенок пластичный. Важно: многие родители приходят из отрицания к гос. системе. А как они хотят - не знают. Только не так, как со мной в детстве. Есть ли у них на чем строить конструктивное общение - вопрос. Для меня точкой невозврата стала поездка класса в место, отношение к людям в котором я считаю неприемлемым. Не адекватным тому, что заявлял учитель и школа. Да просто сектанским.
Я инициировала собрание. Пыталась донести свою позицию до учителей. Ничего не изменилось. Поняла, что для меня неприемлема позиция «овцы на закланье», когда я должна согласиться с любым «хайпом», если он идет от школы.
Учителя - скорее не педагоги, а заряженные и идейные люди. В каких-то случаях это работает, а в каких-то — нет. Это касается не только наличия высшего пед. образования, а образа мышления.
Отношение к современному миру, как враждебному. Ощущение своей избранности.
Например:
Я сама не фанат мобильных телефонов у детей в школе. Зачем? Если ребенок под присмотром. Здание школа делит с детьми из гос. школы. Они все со смартфонами. Они враги? Школа занимает позицию, что до 12 лет дити приходят в школу без смартфонов. Готовы ли вы противостоять тому, что происходит повсеместно? Готовы ли вы смириться, что части детей все равно будет «можно». Имеет ли эта борьба в таком случае смысл?
Демократичность переходящая во вседозволенность. Дети могут переходить границы в отношениях с педагогами. Это не индивидуальные трудности, а системная проблема.
Замалчивание сложностей. Вы всегда услышите «ваш ребенок значительно лучше, он заметно больше включен в жизнь класса, он более дисциплинирован, и, вообще, чудо». Это все, конечно, хорошо. На этом можно успокоиться и закончить разговор. Но спросите, а почему он в таком случае не запоминает ничего из того, что происходит в классе. И, что вы не понимаете, где знания, даже если включаетесь в вопрос домашки каждый день со своей стороны. И узнаете, что ребенок ходит на уроках по несколько раз в туалет, часть урока сидит под партой, а часть - тихонечко, не мешая всем, отвлекает соседа. И вы узнаете это только спросив. Святость педагога не решит проблему, как я для себя уяснила.
Сына не напрягает ничего, он очень жалеет, что я забрала его из школы. Бежал в школу с утра с большим удовольствием
| важной)
Я написала настолько развернуто и подробно здесь потому, что мне самой не хватило такого обстоятельного текста, когда я принимала решение отдать детей в эту школу.
Те. кто уходят, говорят о «специфичности», плохой временной организации и тому подобных абстрактных вещах.
Обычно заинтриговывает и очаровывает флер, который окутывает Вальдорфскую систему.
Мой посыл - больше конкретизируйте. Больше задавайте вопросы. Да, вы будете в глазах учителей и сторожил странненьким, но, возможно, сможете разобраться.
Я уверена, что есть люди. которые чувствуют себя, как рыба в воде в состоянии некоторой неопределенности. Их это вдохновляет. Я поняла, что точно не из таких.
| Для кого подходит школа?
| Думаю, тут возможны две крайности.
Крайне высокоорганизованные люди, которые четко и хорошо понимают все отрицательные стороны этой школы, но хотят еще флейту и живопись ребенку. Детям - максимально психологически и физически здоровым.
Людям-импровизатором, которые готовы вкладываться в неожиданные проекты, ценят это. Которым не столь важен результат, сколь само движение
|
| Для кого категорически не подходит школа?
| Детям с любыми проблемами здоровья.
Родителям детей, которые подумывают о простой и демократичной началке. Вы потом не сможете встроиться в обычную систему, хотя бы по тому объему знаний, которые будут у ребенка.
Неопределившимся в своих целях родителям. Вы можете, очнувшись от очарования, оказаться в каком-то очень странном месте со своим ребенком, без знаний и с хаосом в голове
|
|
Школа № 1060, средняя.
| Вопросы
| Ответы
| Примечания/ доп. информация
| Как поступать?
| Собеседование (в основном нейропсихолог + общий кругозор + собеседование с родителем, насколько он представляет, куда привел дитятку)
|
| Сколько стоит?
| 6000 в месяц (на расходные материалы - краски, бумаги, тетради - многое заказывают в Германии). Расходы в классе: у нас это обычно 2 000 -4 000 в полугодие на подарки учителям (обычно это не формально, а что-то от души дарим). И траты на поездки. 1-4 в год (последние два года многое сорвалось из-за пандемии).
|
| В чём специфика школы?
| Вальдорф составляющая на протяжении всей школы: обучение эпохами (например, 2 месяца основной предмет - только русский язык + другие предметы, но в меньшем количестве). Сначала программа кажется запоздалой по сравнению с общеобразовательной школой, но к 6-7 классу выравнивается. ВПР пишут как все (и в рамках школьного комплекса обычно лучше, чем в обычных классах).
Много поездок, проживание ритмов года (например, сажали свой огород у школы, ездили сажать пшеницу - потом собирали, мололи и делали хлеб), большие школьные мероприятия, ярмарка, известная на всю Москву, проекты, много взаимодействий с разными классами - преемственность старшие-младшие и еще много всего: ) главное в школе - ориентация на ребенка, процесс его взросления, его личные качества, концентрация на сильных сторонах личности и помощь в преодолении слабых. Изучают два языка: англ/немецкий. Родительские собрания в школе - для меня всегда праздник: мы не обсуждаем " достижения" детей, мы обсуждаем особенности возраста, планируем жизнь класса. Большой вклад родителей в началке (физический, временной): пока дети маленькие все праздники ложатся на наши плечи. Далее дети всё больше берут ответственность в свои руки. Классные поездки - просто счастье: всегда интересные программы и наблюдения за взрослеющими детьми, общение с классным руководителем (тут как повезет: ) В старших классах общение, обмен опытом с ребятами из вальдорф школ в др странах и возможность поехать в германию на социальную практику. Говорят, что вальдорф дети имеют проблемы с адаптацией в " обычной" среде: это не так. Много раз наблюдали, как наши ребята легко общаются, и самое удивительное - поражают разных экскурсоводов своим поведением. Многие учатся в муз и худ школах, легко входят в коллективы детей из других школ. Да, в нашей школе до 6 класса рекомендуется не пользоваться смартфонами. Учитель может настоять на изъятии, если такой имеется. Это принципиальная позиция
| Своя программа, учебников нет, только тетради, которые дети пишут сами. При подготовке к ВПР - используют разные источники, которые выбирает учитель/учителя.
Своё расписание: есть главный урок (то есть эпохальный = первые два урока = полтора часа), в начале дня - эвритмическая часть (нейропсиологические упражнения для развития мозга и тела), дополнительные предметы, соответствующие возрасту - эвритмия, ботмеровская гимнастика, резьба по дереву, шитье, рисование (особым методом), много музыкальных занятий в основном курсе школы - хор, обучение игре на разных муз инструментах + выбор одного ведущего (на блок флейте играют все, дополнительно - скрипка, поперечная флейта, гусли, гитара, треугольник и тд, много ритмических занятий), изучение предметов в рамках возраста с элементами нейропсихологии - использование движений для запоминания алфавита, счета и так далее.
| Чем ценна школа?
| За индивидуальный подход, за мораль, которая не на словах, а в действии, правильные ориентиры. Проекты, мероприятия внутри школы. Дочь говорит: за учителей, за уникальные предметы (эвритмия, ботмер и т. д. ). За предметы и способ их преподавания, которых нет в др школах. За душевное, настоящее и живое отношение к детям. Ощущение дома в школе. PS был опыт обычной школы в первом классе, поэтому нам есть с чем сравнивать
| Сейчас коллектив учителей очень расстраивается, что всех заперли по классам: из-за это теряется атмосфера школы, старшие не передают младшим " дух" школы"
| Что “напрягает” в школе?
| Большие классы - это госшкола, которая набирает больше детей, чем может принять. Нехватка помещений. Питание - обычная столовая, противоречащая принципам вальдорф педагогики (гос школа! ). Учитель начальных классов ведет детей до 7 класса - поэтому если с учителем не повезет, то грусть( Постоянное столкновение с системой - иная программа, чем в гос школе - это касается в основном экскурсий, поездок. Иногда обучение становится слишком творческим и когда наступает момент сдачи ВПР (всерос. проверочные работы) - выясняется, что дети имеют сильно посредственные знания (или ниже). Есть проблемы в педагогическом составе: учителя хорошие, но им надо понимать специфику вальдорфа, а для этого учитель должен перестроиться на другой лад, другое мышление, это не всегда происходит быстро, а иногда и не происходит вообще: каждый понимает вальдорф по-своему) По некоторым предметам берем репетиторов (с 6го класса, началку можно осилить и без них). Если возникнет потребность перейти в более сильную или просто другую школу - надо походить на курсы, проверить знания. У изначально интеллектуально развитых детей всё легко складывается.
|
| Для кого подходит школа?
| Творческим детям, любителям творить руками и как ни странно - иногда интеллектуально развитым не по годам (когда возникает перевес в развитие мозга, а нервная система не поспевает). Считается, что Вальдорф подходит детям с особыми потребностями. Но это точно не гос школа, тк большие классы = невозможно уделить много внимания каждому
|
| Для кого категорически не подходит школа?
| Детям, чьи родители не готовы разделять базовые принципы Вальдорф-педагогики. Прежде чем поступать в школу, стоит изучить, что ждет родителей и ребенка, чтобы по ходу не возникало вопросов, почему такая программа и тд. Часто бывают ситуации, когда родители ищут просто " альтернативную школу" - а потом не понимают, почему от детей требуют соблюдения правил, а от родителей - активного участия в школьной жизни, тогда возникают разногласия. Вальдорф школа - не место, где ребенок в как в детском саду может " отсидеться". Здесь придется вложиться, главное - душевно. Готов ли я к этому? - стоит спросить себя родителям (я задавалась этим вопросом, потому что после вальдорф детского сада понимала, на что иду: )
|
|
|