Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тонкости при постановке звуков Р, Л, Ш, С.



Вопрос логопеду:

Пожалуйста, расскажите какие занятия нужно проводить с детьми, которые не выговаривают буквы Р, Ш, Ж, Л. Моей дочке (5, 5 лет) особенно трудно правильно говорить такие слова, которые она уже привыкла говорить неправильно. Например " четыре" и т. д. (Оксана. )

Ответ: В начале следует разобраться, ребенок совсем не произносит (пропускает) звуки или же каким-либо образом их искажает, заменяет. Это очень важный момент для определения пути решения проблемы звукопроизношения.

Нарушения звукопроизношения шипящих и свистящих звуков называется сигматизмом. Существует так же понятие парасигматизм, он выражается в замене шипящих звуков свистящими («С», «З»), как правило, к этому ведет анатомические недостатки: укороченная подъязычная уздечка или высокое и узкое твердое нёбе. Нарушение произношения соноров (звуки «Р», «Л») ротацизм и ломбдацизм соответственно.

Вам необходимо заняться постановкой звука. Для этого следует объяснить ребенку, где должен находиться язык, произнося тот или иной звук, в какой позе должны находится губы, зубы, должен ли при этом звучать голос, теплая или холодная воздушная струя сопровождает данный звук. Иными словами рассказать механизм образования звука.

После того как звук поставлен, его надо закрепить. Сначала с помощью слогов, затем слов, далее фраз.

Логопедическая работа будет строиться примерно так: артикуляционная гимнастика (подготовка мышц языка), работа над силой воздушной струи (подуть на вертушку, задувание горящей свечи и пр., главное следить за тем, чтобы при выдохе щеки не надувались), постановка звука, развитие фонематического слуха.

Так же важным является:

  • научить ребенка отличать правильное произношение от неправильного;
  • отличать звуки по акустическим признакам, т. е. узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;
  • принимать необходимые артикуляционные позы (наверно, все дети, приходя из садика говорили мамам: «А мы сегодня учили с логопедом такие упражнения: «часики», «чашечка», «лопаточка», «заборчик», «вкусное варенье», «лягушка», «хоботок» и пр. ». Это и есть артикуляционные позы).

Существует несколько способов постановки шипящих звука:

  1. По подражанию (имитация),
  2. С механической помощью (логопедический зонд или же при помощи пальца ребенка или взрослого),
  3. Смешанный (первый способ, дополняющийся вторым).

Вот несколько упражнений, которые следует делать для постановки шипящих звуков:

  • «Лопаточка» (иногда его называют «блинчик») - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, удерживать 10 счетов.
  • «Подуем на блинчик» - исходное положение поза «лопаточка», дуть на язык, следить за тем, чтобы при выдохе щеки не надувались.
  • «Чашечка» - рот широко раскрыт, широкий язык поднять кверху, подтянуть к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 10 счетов. Далее, учить высовывать и засовывать в рот язык в таком положении.
  • «Вкусное варенье» - высунуть язык, облизать верхнюю губу, но не из стороны в сторону, а одним движением вниз языка. Выполнять 10 счетов.

Способы постановки звука «Л»:

  1. По подражанию,
  2. При помощи упражнения «пароход гудит»,
  3. С помощью логопедического зонда.

Звук «Р» очень сложен. Для его постановки необходима подготовительная работа. Она ведется в 2-х направлениях:

  1. Добиться правильного положения языка. Получить фрикативное «Р», при том же положении языка и в том же месте, что и нормальное, но без вибрации (язык «чашечкой»).
  2. Выработать вибрации языка (упражнения «грибок», при этом вдох через нос, выдох через рот, сначала без звука). Так же для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука «Д», при этом рот открыт, передний край языка смыкается не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или с альвеолами.

Упражнения для постановки соноров:

  • «Грибок» - язык присосать к небу, продержать 10 счетов, растягивая подъязычную уздечку
  • «Лошадка» - цоканье языком, щелкать, медленно тянуть подъязычную уздечку.
  • «Маляр» - языком «красить» твердое нёбо.
  • «Качели» - высунуть узкий язык, тянуть его попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывать, выполнять под счет взрослого.
  • «Пароход гудит» - губы растянуты в улыбке («лягушка»), зубы зажимают кончик языка, ребенок произносит звук «Ы».

Главное в такой работе с ребенком систематичность, не спешить, не настаивать, превращать все в игру, хвалить даже за малейшие успехи. Как правило, дети, в таком возрасте, сами понимают, что достижения налицо и продолжают работу в более усиленном темпе.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.