Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Свободное звучание — основа постановки голоса



«Быть в голосе! » — Какое, блаженст­во для певца, так точно, как и для дра­матического артиста! Чувствовать, что можешь управлять своим звуком, что он повинуется тебе, что он звучно и сильно передает все малейшие детали, перели­вы, оттенки творчества!

К- С. Станиславский

Когда артист «в голосе», то речь его становится слышимой (с полетным и благозвучным голосом), понимае­мой (четкой по произнесению и ясной по передаче мысли), воздействующей (с экспрессивно-выразительными ин­тонациями). Приступая к работе над голосом, артист дол­жен помнить о законе «экономии сил» слушателей, зрите­лей, о том, что речь должна быть «дальнобойной», чтобы каждая интонация легко доходила до сознания и западала в душу зрителя.

Процесс речевого взаимодействия артиста и зрителей можно представить графически в виде объемных треуголь­ников, в основании которых лежат акты словесного дейст­вия и восприятия речи зрителями, а в вершинах—резуль­таты взаимодействия этих актов54.

 

Значит, если артист хорошо произносит слова (голос благозвучен, дикция четкая), то зритель хорошо слышит его. Если он ярко интонирует55, «рисует» голосом мысль, то зритель легко понимает смысл речи. Если же артист при этом еще и тонко тембрирует (накладывает на логическую интонацию тембральную окраску голоса, рожденную внут­ренней жизнью), то зритель чувствует речь артиста, сопере­живает с ним, заражается его чувствами.

Владение искусством произношения, интонирования и тембрирования делают речь артиста вдохновенной. Вдохно­венная речь артиста воспринимается зрителями как откро­вение, вызывая живой отклик в их сердцах.

Качество полетности голоса, его «дальнобойности» свя­зано с верностью формирования тембра голоса в процессе его развития.

Тембр — это природное свойство голоса. Он зависит от физической природы голосоречевого аппарата, определяется всем психофизиологическим складом человека и несет свои индивидуальные неповторимые тембральные признаки и ок­рашенность. Именно по индивидуальному тембру мы узнаем человека, даже не видя его, а только слыша. Но тембр это не есть что-то неизменное, неподвижное. У одного и того же человека тембр голоса меняется постоянно: в спокойном и возбужденном состоянии, например, при изменении отно­шения к объекту общения, при смене чувств и т. д.

Часто голоса людей звучат искаженно, потому что они не «поставлены», не развиты, не освобождены от мышечных зажимов. А многие воспринимают неверное звучание своих голосов за норму, за природное звучание. И мирятся с тем, что у них неприятный или слабый голос. А на самом деле оказывается, что голос-то хороший, но искажен неверным его владением.

Для сцены же надо развивать даже хороший от приро­ды голос. «Артисту, точно грудному ребенку, приходится всему учиться с самого начала: смотреть, ходить, говорить и так далее... Все это мы умеем делать в жизни. Но беда, в том, что в подавляющем большинстве мы все это делаем пло­хо, не так, как установлено природой. На сцене надо смот­реть, ходить, говорить иначе — лучше, нормальнее, чем в жизни, ближе к природе: во-первых, потому что недостатки, вынесенные на свет рампы, становятся особенно заметными, во-вторых, потому, что эти недостатки влияют и на общее состояние актера на сцене»56.

Нередко мы сталкиваемся с таким явлением, когда, вы­полняя условия сценического диалога, артист начинает го­ворить четче, медленнее, громче и, не владея навыком «опо­ры дыхания» (дыхание не успевает «обслуживать» иной ха­рактер речи — сценический), актер напрягает голосовой ап­парат и искажает этим тембр голоса. В этом случае пропа­дает благозвучие голоса, эстетика звучащего слова, имею­щие огромное психологическое воздействие, голос лишается обаяния. И тогда, говорит К. С. Станиславский, к чему и си­ла, и гибкость, и выразительность голоса, «если Душа и ухо слушателя не принимают его... »57. Мало того, что пропадает приятность, эстетика звучания голоса, происходит еще более опасное явление, снижающее психологическую действен­ность речи.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.