Совместная деятельность (беседа) с детьми старшего дошкольного возраста «Любишь шутить – люби и шутку над собой!»
Совместная деятельность (беседа) с детьми старшего дошкольного возраста «Любишь шутить – люби и шутку над собой! »
Цель: знакомство с потешным фольклором (дразнилками). Задачи: - Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами. Познакомить детей с дразнилками, историей их появления, особенностями, видами. - Дать знания о празднике – 1 апреля, дне шуток, юмора. - Учить самостоятельно придумывать дразнилки, небылицы. - Закрепить знание русских народных потешек, пословиц и поговорок. - Развивать выразительность речи, словотворчество. - Воспитывать интерес к УНТ. Воспитывать нравственные качества: не обижать близких, с юмором относиться к шуткам.
План проведения
1. Воспитатель приглашает детей в горницу, в гости к Кузе-домовёнку, который приготовил для них новую пословицу в их «копилочку».
Кузя: Ребята, я хотел познакомить вас с новой пословицей, да позабыл её. Постараюсь вспомнить, но вы мне помогите, назовите уже знакомые вам пословицы. Дети называю пословицы, поясняют их значение. Кузя вспоминает пословицу « Делу - время, а потехе –час».
Воспитатель: - Что такое потеха? Веселый отдых, забава. Что значит дело? Труд, работа. Как вы понимаете эту пословицу? 1 смысл: Все время посвящать работе, и лишь час из этого времени отдыхать, забавляться. Т. е. работать нужно много, отдыхать поменьше. 2 смысл: Нужно уделять время работе, но и про отдых не забывать! - Спасибо, Кузя за новую пословицу! Мы у тебя еще в гостях посидим, да кой о чем поговорим! А ты с нами садись – баранку кушай, да меня слушай! Делу время –потехе час! - Мы с вами сегодня потрудились, все дела сделали? Можно и потешиться, повеселиться! А вы знаете, какой сегодня праздник?
1 апреля называют день шуток, день дурака, день глупцов, день смеха, но все эти названия говорят о том, что в этот день звучит много шуток, розыгрышей и проходит он весело. -Ребята, а какие из фольклорных жанров можно назвать потешными, смешными? (бывают смешные сказки (дети вспоминают и называют названия сказок), потешки(дети вспоминают и читают знакомые потешки), небылицы (Дети сочиняют небылицы-рифмы к фразе, предложенной воспитателем. Например: Угадайте, где мы были? На дороге ноги мыли! В магазине снег лепили! По реке в тазу мы плыли... ).
А знаете, что такое дразнилки? Название произошло от слова «дразнить». Люди пытались поддеть человека или обратить его внимание на какие-то недостатки, особенности этого человека в шутливой форме. 1. Самые распространенные дразнилки – к именам. Ладушка – как оладушка! Маша-растеряша! Федя съел медведя! Такие дразнилки часто были обидными и веселили только тех, кто их сочинял. А давайте посмеёмся сами над собой и придумаем дразнилки к своим именам…. Дразнилки произносили нараспев, выделяя слова, но стоя на расстоянии от человека, которого дразнили. Как вы думаете, почему? ( Чтоб убежать! Не всем нравились дразнилки, могли и стукнуть) А как вы думаете, кто чаще использовал дразнилки - взрослые или дети? Мальчики или девочки?
2. Еще один вид дразнилок – поддевки. Они были рассчитаны на доверчивых простачков. Например: «Скажи МАТРЕШКА! Матрешка! Здравствуй, внучка бабки Ежки», « Скажи Арбуз! Арбуз! Ты карапуз! », «Скажи Подушка! Подушка! У тебя во рту лягушка! »
3. Были дразнилки, которые высмеивали отрицательные качества характера человека. Рёву дразнили так: «Рева – корова, дай молока! Сколько стоит? Три пятака! »
Воспитатель: Лиза (заранее подготовленный ребенок) нам расскажет – как дразнили неповоротливых, неуклюжих людей: - На болоте стоит пень, Шевелиться ему лень. Шея не ворочается, А смеяться хочется!
Воспитатель: Аня (заранее подготовленный ребенок) подразнит того, кто считает себя самым-самым, воображулю: Воображуля – первый сорт, Куда едешь, на курорт? Шапочка с помпончиком, А едешь под вагончиком! Есть люди, которые очень любят покомандывать другими людьми, их дразнили так:
Воспитатель: Влада (заранее подготовленный ребенок): Командир полка, Нос до потолка, Уши до дверей, А сам, как воробей!
Воспитатель: А тех, кто кричит на людей, подразнит Егорка (заранее подготовленный ребенок): Обтеши полено, Положи на колено, На него и порыкивай, А на нас не покрикивай!
Воспитатель: Любопытных дразнили так: Карина (заранее подготовленный ребенок): Не суй свой нос В чужой вопрос, А то вопрос Откусит нос!
Воспитатель: Невежливых поддразнивали: Дядя хрюша – повторюша, А по имени Индюша, Все тарелки облизал, Да спасибо не сказал!
4. Были дразнилки, которые указывали на правила в играх. За одним не гонка, Поймаешь поросенка! Не поймаешь ты меня, В домике давно уж я!
5. Воспитатель: Мы уже говорили о том, что дразнилки частенько задевали обидчивых людей! А как вы думаете, надо обижаться на дразнилки? А как можно остановить того, кто дразнится? (Не обращать внимание, тоже посмеяться…)
Существовали антидразнилки! - Кто обзывается, тот так и называется. - Шёл- шёл крокодил, Твое слово проглотил, А моё оставил- И печать поставил!
- Мели, Емеля, Твоя неделя! Мог бы и я. Да очередь твоя!
Воспитатель: Есть такая поговорка: «Шутишь над другими, люби и шутку над собой! » Как вы понимаете её? Положим и её в нашу «копилочку».
А напоследок, я хочу прочитать вам рассказ «Саша-дразнилка! », который написала Нина Михайловна Артюхова для детей. И ты, Кузя, садись, да послушай! (чтение рассказа) Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляля обижалась и плакала. — О чем ты плачешь, Лялечка? — спрашивал папа. — Меня Саша дразнит! — Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись. Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло. Ребята сидели за столом и завтракали. — Вот я сейчас поем, — начал Саша, — и твою куклу за ноги к люстре подвешу. — Ну что ж, — засмеялась Ляля, — это будет очень весело! Саша даже поперхнулся от удивления. — У тебя насморк, — сказал он, подумав. — Тебя завтра в кино не возьмут. — А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра. — Все вы, девчонки, — дрожащим голосом проговорил Саша, — все вы ужасные трусихи и плаксы. — Мне самой мальчики больше нравятся, — спокойно ответила Ляля. Саша посмотрел кругом и крикнул: — У меня апельсин больше, чем у тебя! — Ешь на здоровье, — сказала Ляля, — поправляйся. Тут Саша не выдержал и заплакал. — О чем ты плачешь, Сашенька? — спросила мама, входя в комнату. — Меня Лялька обижает! — ответил Саша, всхлипывая. — Я ее дразню, а она не дразнится!
Вопросы: - Почему плакала девочка Лялечка? - Какой совет ей дал папа? - Как стала вести себя девочка, когда её стал обзывать Саша? - Что сделал Саша? Почему? - Какой вывод мы можем сделать? - Кто запомнил, какой праздник сегодня отмечают? - Как его называют в народе? - Можно ли использовать дразнилки? В каком случае?
Воспитатель: Спасибо тебе, Кузя, что пригласил нас в гости в горницу, повеселился с нами!
|