Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОЦИАЛЬНЫЙ РОЛИК ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ



СОЦИАЛЬНЫЙ РОЛИК ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

ГПОАУ АО «Амурский педагогический колледж», г. Благовещенск

Студентка 3 курса Неведрова Екатерина,

специальность: 44. 02. 02 «Преподавание в начальных классах»

Научный руководитель: Рита Николаевна Сорокина

Россия, г. Благовещенск

Понятие социальной рекламы раскрыто в работах Е. В. Степанова, который отмечает, социальная реклама – «это современный способ распространения общественно значимого, важного или полезного знания, осуществляемый методами рекламы в интересах общества» [1]. В статье 18 Федерального закона «О рекламе» говорится, что социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. Это метод подавления равнодушия и привлечения внимания к социальным проблемам таким, как наркомания, алкоголизм, преступность, загрязнения окружающей среды, и к проблемам государства (возрождение патриотизма, благополучие семейных отношений). И это, несомненно, должно быть использовано педагогами в качестве механизма воспитания школьников, так как именно этот период наиболее сенситивен для восприятия социальной информации.

Многие наши поступки и особенности поведения со временем становятся привычками, то есть автоматическими действиями. С. Л. Рубинштейн отмечал, что образование привычки означает появление не столько нового умения, сколько нового мотива или тенденции к автоматическим действиям [3]. Другими словами, привычка – это действие, выполнение которого становится потребностью. Учитывая важное свойство нервной системы легко формировать и закреплять привычки, даже если они являются ненужными или вредными (курение, азартные игры, компьютерная зависимость и т. п. ), можно смело утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть, по существу, управление поведением. Ведь даже вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное. И тогда смысл управления поведением заключается в том, чтобы вовремя заметить предпосылки к образованию ненужной или вредной привычки и устранить её, чтобы не оказаться в плену аддиктивного поведения.

Проблема заполнения свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности, однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность является основополагающим фактором в профилактики аддиктивного поведения младших школьников. Во время проведения учебных занятий по МДК 02. 01 Основы организации внеурочной деятельности для студентов специальности «Преподавание в начальных классах» были созданы социальные ролики. Учебные занятия были основаны на анализе как позитивного, так и негативного опыта социальной рекламы в России и за рубежом, которые позволили студентам познакомиться с системой функционирования рынка рекламных коммуникаций, попробовать себя как в роли заказчика, так и разработчика социальной рекламы, сформирование у будущих специалистов способность осуществлять профессиональную деятельность с учетом социального дискурса региона.

Опытно-экспериментальная работа по профилактики аддиктивного поведения младших школьников посредством использования социальных роликов на внеурочных занятиях была проведена в 3 «в» классе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа № 2 г. Благовещенска». В классе 34 человека, 10 мальчиков и 24 девочек.

В связи с этим определена цель исследования: доказать эффективность социальных роликов на внеурочных занятиях в профилактике аддиктивного поведения младших школьников.

Для диагностирования уровня аддиктивного поведения у младших школьников были использованы диагностические методики:

1. «Уровень тревожности ребенка», цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста, автор: Беном Филлипс.

2. «Рисунок несуществующего животного», цель: выяснение склонности к агрессивным формам поведения, автор: М. З. Дукаревич

При обработке обобщённых результатов исследования по диагностическим методикам Б. Филлипса и М. З. Дукаревич были получены следующие результаты:

Рисунок 1. Результаты исследования по диагностическим методикам

Б. Филлипса и М. З. Дукаревич

Низкий уровень тревожности у 7 человек, что составляет 20%, что свидетельствует о том, что обучающиеся готовы ко всем видам деятельности, активно выполняют работу и участвуют в учебной деятельности, хорошо контактируют с учителями и одноклассниками, активно участвуют в учебной деятельности, на замечания реагируют спокойно и не участвуют в конфликтных ситуациях.

Средний уровень тревожности у 21 человека, что составляет 62%, что свидетельствует о том, что обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя, проверять свои знания, их не преследуют тревога, в меру общительны, на замечания реагируют нейтрально, в основном, не конфликтуют с одноклассниками и учителями.

Высокий уровень тревожности у 6 человек, это 18% и свидетельствует о том, что обучающиеся не готовы к выполнению различных учебных задач и поручений, зачастую боятся контроля знаний, а также отвечать на вопросы учителя, резко реагируют на замечания и высказывания в свою сторону, грубят, не идут на контакт с одноклассниками и педагогами, не участвуют в учебной деятельности.

Полученные данные явились основанием для использования внеклассных мероприятий с использованием социальных роликов. Реализация цели формирующего этапа мы подобрали материал и разработки внеклассных мероприятий, содержание которых было направленно на профилактику аддиктивного поведения у младших школьников через использование социальной рекламы. При разработке внеклассных мероприятий были разработаны социальные ролики, такие как «вредная привычка человека ― курение», «злой волшебник ― алкоголь» и т. д.

Цель внеурочного занятия «Вредная привычка человека ― курение»: знакомство обучающихся с пагубным воздействием курения на организм. Внеклассное мероприятие проводилось «24» января 2020 года в учебном кабинете. Материал подбирался тщательным образом, подавался логично и последовательно.

Во время просмотра социальной рекламы «Вредная привычка человека ― курение» у детей возникали разнообразные эмоции, все их внимание было направлено на рекламу, все без исключения с интересом наблюдали за ней. После просмотра у детей не возникали вопросы, так как все обсуждения, которые проводились во время беседы, были подтверждены в социальной рекламе.

Внеклассное мероприятие проводилось легко, ученики увлеченно включились в работу. В течение мероприятия учащиеся проявляли высокую активность и инициативу в решении поставленных задач. Считаю, что цель внеклассного мероприятия достигнута, обучающиеся расширили имеющиеся знания. В целом занятие можно считать успешным.

Цель внеурочного занятия «Злой волшебник ― алкоголь»: формирование сознательного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Внеклассное мероприятие проводилось «17» января 2020 года в учебном кабинете. В ходе беседы на данную тему, у детей возникали вопросы: «Каким образом алкоголь влияет на наш организм? », «На какие органы приходится большая нагрузка? ». В социальной рекламе были отражены все аспекты этой темы, что повлекло пристальное внимание обучающихся к данной проблеме.

В ходе мероприятия проводилась работа над развитием речи, обучающиеся отвечали на поставленные вопросы распространенно. Удалось полностью реализовать поставленные задачи.

Младшие школьники рассуждали о том, насколько вреден для собственного организма и для окружающих людей алкоголь, какие последствия он несет. Использовались разнообразные методы и приемы: словесный (беседа), наглядный (показ социальной рекламы). Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Учебный материал соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация и социальный ролик был привлекателен для детей. За счёт привлекательности содержания и подачи материала, мне удалось привлечь внимание детей на пагубную привычку, влияющую на поведение окружающих людей. Цель занятия достигнута. Задачи реализованы. В ходе проведения мною была выявлена актуальность данных тем, которые привели к формированию понятий о собственном здоровье и влиянии пагубных привычек на окружающих людей.

Для определения результативности исследования, на его завершающем этапе проведена контрольная диагностика с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе. Результат на контрольном этапе показал, что результаты претерпели значительные изменения. Данные отражены в рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнительные результаты исследования по диагностическим методикам Б. Филлипса и М. З. Дукаревич

По данным диаграммы видно, что после проведения внеклассных мероприятий с использованием социальной рекламы в качестве профилактики аддиктивного поведения низкий уровень преобладает у 41 % (14 обучающихся), результаты возросли на 21 %, средний уровень преобладает у 50 % (17 обучающихся), результаты снизились на 12 %, высокий уровень преобладает у 9 % (5 обучающихся), результаты снизились на 9 %. Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что цель исследования о том, что социальные ролики на внеурочных занятиях являются эффективным средством профилактики аддиктивного поведения младших школьников.

Список литературы:

1) Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 290 с.

2) Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов / В. И. Максакова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 206 с.

3) Ковалева, А. В. Основы социальной рекламы: учебное пособие для вузов / А. В. Ковалева. — 2― е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 155 с.

4) Гуревич, П. С. Социология и психология рекламы в 2 т. Том 1: учебное пособие для вузов / П. С. Гуревич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 289 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.