|
||||||||
Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования
Травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием. Это могут быть ситуации угрозы жизни для самого ребенка или значимых близких, например, боевые действия, широкомасштабные природные и техногенные катастрофы, аварии и т. д. Ребенок, переживший травматические события, может ощущать такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и Вы. У некоторых детей переживания могут возникнуть сразу же после события, у других — спустя некоторое время. Каждый ребенок может реагировать различным образом, даже если это дети из одной семьи. ПЕРЕЖИВАЯ ЭКСТРЕМАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ, ДЕТИ МОГУТ: - стать более активными и беспокойными, легко огорчаться и плакать; - злиться, ударять, бросать, пинать ногой и другими способами проявлять свой гнев; - бояться, что экстремальная ситуация повторится и спрашивать, когда это случится вновь; - беспокоиться, как они смогут выжить, и что может случиться с ними; - бояться оставаться в одиночестве, могут просить родителей спать с ними вместе, у них могут быть страшные сны; - пугаться громких голосов, дождя, грозы; - вести себя так, как будто они младше, чем на самом деле (могут опять сосать соску, мочиться в кроватку, проситься на руки); - быть тихим и молчаливым, не желать говорить о том, что произошло; - чувствовать вину, что они были причиной события из-за предшествующего «плохого» поведения; - отказываться ходить в школу или в детский сад, боясь оставаться где-либо без Вас;
× Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, пережившего экстремальную кризисную ситуацию, и, тем более, потерявшего кого-либо из близких. × В первые недели может появиться стремление к изоляции, одиночеству, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь с терпением, старайтесь не показывать своего удивления, не заставляйте ребенка делать что-либо вопреки его воле. При этом нельзя и потакать всем его желаниям, особенно из чувства жалости. × Если ребенок хочет поговорить, обязательно найдите время его выслушать. Будьте готовы к вопросам ребенка и всегда будьте честны с ним. Объясняйте суть обрядов (касаемо похорон), смысл молитв. Не стоит употреблять фразы: «Тебе это не понять», «Поймешь, когда вырастишь». Говорите спокойным тоном. × Чаще прикасайтесь к ребенку, дотрагивайтесь до него, обнимайте. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период. × Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки). × Не уставайте уверять ребенка: " Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе". Повторяйте эти уверения многократно, ребенку важно знать, что ему есть, на кого положиться. × Время от времени напоминайте ребенку, что ситуация более стабильная, что взрослые знают (или решают), что делать. × Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Если нужно, оставьте ночник включенным. × Внимательнейшим образом прислушивайтесь к переживаниям ребенка, его страхам, тревоге, беспокойству, чувству вины. Никогда не говорите ему по поводу них: " Ты ведь так не думаешь, не правда ли? ". Напротив, полезно спросить: " Тебя что-то беспокоит? Что именно? Ты боишься, что... ". Это поможет и родителю, и ребенку прояснить свои чувства. × Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально. Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать. Объясняйте ребенку, что плакать не стыдно. þ Поощряйте активные игры Вашего ребенка. Если он будет воспроизводить военный сюжет (строить баррикады, инсценировать стрельбу, ранения, смерть), не запрещайте это делать – таким образом ребенок снижает своё напряжение. Напротив, помогите организовать пространство игры, предложите «битву» подушками, воздушными шарами. Сделайте акцент на лечении воображаемых пострадавших, завершите игру игрой «в больницу». þ Облегчить состояние ребенка могут средствам неспецифической терапии, к которой относятся всевозможные пластилины, глина, рисование, песочницы и ванночки с водой. Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Известно, что игры с песком и водой обладают сильнейшим терапевтическим эффектом. Очень хорошо, если ребенок лепит или рисует себя, обозначает свою схему тела и даже разрисовывает его. Это способствует психологической разрядке. þ Постарайтесь обеспечить ребенка позитивными впечатлениями, занятиями спортом, танцами, подвижными играми. Это снижает лишнее напряжение и дает разрядку. Придерживайтесь правильного режима сна и отдыха. Теплый душ или ванна помогают снять эмоциональное напряжение, а употребление сладкого способствует выработке «гормонов счастья». þ Посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии. Это позволит обратиться к приятным образам прошлого и снизить неприятные воспоминания. Читайте рассказы и сказки, где описываются сюжеты преодоления страха героями. После непосредственного действия травматической ситуации у ребенка может развиться травматический стресс, реагирование на который обычно нормализуется в течение месяца. Более отсроченные и вовремя не откорректированные последствия травматического стресса способны привести к развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) личности.
Важно помнить: дети нуждаются в Вашем постоянном руководстве и Вашем понимании того, как справиться со своими чувствами. То, как вы сможете помочь ребенку пережить " тяжелые времена", будет определять дальнейшую его жизнь в течение длительного времени. Дети, пережившие экстремальную ситуацию боятся «заглядывать в будущее», не уверены в нем, испытывают чувство бесперспективности. Попросите ребенка нарисовать рисунки о своей жизни до кризисной ситуации, во время, и после, и вы увидите серьезное затруднение с последним. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки).
Уважаемые родители, если Вы не справляетесь с ситуацией, если реакции ребенка, по Вашему мнению, чрезмерные или непонятные, если игры или симптомы повторяются без особенных изменений, если вы переживаете и заботитесь о благополучии ребенка, если вам нужна помощь, – свяжитесь со специалистами психологической службы учебного заведения, где находится ребенок, или в другие центры помощи. Психолог___________________________ Контактный тел. _____________________ ________________________________________ Литература, использованная при составлении брошюры и рекомендованная для ознакомления:
- Р. Нельс " Помогая детям справиться с горем"; - Черепанова Е. М. " Психологический стресс: Помоги себе и ребенку"; - Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.
Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования г. Донецк, ул. Щорса, 30 Телефон: (062) 338-06-40 эл. адрес: ocpp. uon. donetsk@mail. ru
Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования
«Помощь детям в экстремальных ситуациях» Памятка для родителей
Составитель брошюры: Скулкина Е. Н.
|
||||||||
|