Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования



 

Травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием. Это могут быть ситуации угрозы жизни для самого ребенка или значимых близких, например, боевые действия, широкомасштабные природные и техногенные катастрофы, аварии и т. д.

Ребенок, переживший травматические события, может ощущать такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и Вы.

У некоторых детей переживания могут возникнуть сразу же после события, у других — спустя некоторое время. Каждый ребенок может реагировать различным образом, даже если это дети из одной семьи.

ПЕРЕЖИВАЯ ЭКСТРЕМАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ, ДЕТИ МОГУТ:

- стать более активными и беспокойными, легко огорчаться и плакать;

- злиться, ударять, бросать, пинать ногой и другими способами проявлять свой гнев;

- бояться, что экстремальная ситуация повторится и спрашивать, когда это случится вновь;

- беспокоиться, как они смогут выжить, и что может случиться с ними;

- бояться оставаться в одиночестве, могут просить родителей спать с ними вместе, у них могут быть страшные сны;

- пугаться громких голосов, дождя, грозы;

- вести себя так, как будто они младше, чем на самом деле (могут опять сосать соску, мочиться в кроватку, проситься на руки);

- быть тихим и молчаливым, не желать говорить о том, что произошло;

- чувствовать вину, что они были причиной события из-за предшествующего «плохого» поведения;

- отказываться ходить в школу или в детский сад, боясь оставаться где-либо без Вас;

 


× Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, пережившего экстремальную кризисную ситуацию, и, тем более, потерявшего кого-либо из близких.

× В первые недели может появиться стремление к изоляции, одиночеству, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь с терпением, старайтесь не показывать своего удивления, не заставляйте ребенка делать что-либо вопреки его воле. При этом нельзя и потакать всем его желаниям, особенно из чувства жалости.

× Если ребенок хочет поговорить, обязательно найдите время его выслушать. Будьте готовы к вопросам ребенка и всегда будьте честны с ним. Объясняйте суть обрядов (касаемо похорон), смысл молитв. Не стоит употреблять фразы: «Тебе это не понять», «Поймешь, когда вырастишь». Говорите спокойным тоном.

× Чаще прикасайтесь к ребенку, дотрагивайтесь до него, обнимайте. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.

× Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки).

× Не уставайте уверять ребенка: " Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе". Повторяйте эти уверения многократно, ребенку важно знать, что ему есть, на кого положиться.

× Время от времени напоминайте ребенку, что ситуация более стабильная, что взрослые знают (или решают), что делать.

× Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Если нужно, оставьте ночник включенным.

× Внимательнейшим образом прислушивайтесь к переживаниям ребенка, его страхам, тревоге, беспокойству, чувству вины. Никогда не говорите ему по поводу них: " Ты ведь так не думаешь, не правда ли? ". Напротив, полезно спросить: " Тебя что-то беспокоит? Что именно? Ты боишься, что... ". Это поможет и родителю, и ребенку прояснить свои чувства.

× Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально. Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать. Объясняйте ребенку, что плакать не стыдно.

 


þ Поощряйте активные игры Вашего ребенка. Если он будет воспроизводить военный сюжет (строить баррикады, инсценировать стрельбу, ранения, смерть), не запрещайте это делать – таким образом ребенок снижает своё напряжение.

Напротив, помогите организовать пространство игры, предложите «битву» подушками, воздушными шарами. Сделайте акцент на лечении воображаемых пострадавших, завершите игру игрой «в больницу».

þ Облегчить состояние ребенка могут средствам неспецифической терапии, к которой относятся всевозможные пластилины, глина, рисование, песочницы и ванночки с водой. Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Известно, что игры с песком и водой обладают сильнейшим терапевтическим эффектом.

Очень хорошо, если ребенок лепит или рисует себя, обозначает свою схему тела и даже разрисовывает его. Это способствует психологической разрядке.

þ Постарайтесь обеспечить ребенка позитивными впечатлениями, занятиями спортом, танцами, подвижными играми. Это снижает лишнее напряжение и дает разрядку. Придерживайтесь правильного режима сна и отдыха.

Теплый душ или ванна помогают снять эмоциональное напряжение, а употребление сладкого способствует выработке «гормонов счастья».

þ Посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии. Это позволит обратиться к приятным образам прошлого и снизить неприятные воспоминания. Читайте рассказы и сказки, где описываются сюжеты преодоления страха героями.

После непосредственного действия травматической ситуации у ребенка может развиться травматический стресс, реагирование на который обычно нормализуется в течение месяца.

Более отсроченные и вовремя не откорректированные последствия травматического стресса способны привести к развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) личности.

 

Важно помнить: дети нуждаются в Вашем постоянном руководстве и Вашем понимании того, как справиться со своими чувствами.

То, как вы сможете помочь ребенку пережить " тяжелые времена", будет определять дальнейшую его жизнь в течение длительного времени.

Дети, пережившие экстремальную ситуацию боятся «заглядывать в будущее», не уверены в нем, испытывают чувство бесперспективности.

 


Попросите ребенка нарисовать рисунки о своей жизни до кризисной ситуации, во время, и после, и вы увидите серьезное затруднение с последним. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки).

 

Уважаемые родители, если Вы не справляетесь с ситуацией, если реакции ребенка, по Вашему мнению, чрезмерные или непонятные, если игры или симптомы повторяются без особенных изменений, если вы переживаете и заботитесь о благополучии ребенка, если вам нужна помощь, – свяжитесь со специалистами психологической службы учебного заведения, где находится ребенок, или в другие центры помощи.

Психолог___________________________

Контактный тел. _____________________

________________________________________

Литература, использованная при составлении брошюры и рекомендованная для ознакомления:

 

- Р. Нельс " Помогая детям справиться с горем";

- Черепанова Е. М. " Психологический стресс: Помоги себе и ребенку";

- Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.

 

Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования

г. Донецк, ул. Щорса, 30

Телефон: (062) 338-06-40

эл. адрес: ocpp. uon. donetsk@mail. ru


 

Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования

 

«Помощь детям в экстремальных ситуациях»

Памятка для родителей

 

 

Составитель брошюры: Скулкина Е. Н.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.