Конспект внеклассного мероприятия «Русская берёза – символ Родины моей»
Конспект внеклассного мероприятия «Русская берёза – символ Родины моей»
Цель: формирование гармонически – развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа и имеющей сознательную и нравственную позицию
Задачи:
· выяснить, почему берёза является символом России;
· расширять кругозор, развивать творческие возможности, речь учащихся, внимание, память, обогащать словарный запас;
· воспитывать любовь к нашей Родине, культуры поведения в природе, исключающей причинение ей ущерба
Оборудование: презентация, фотографии прадедушек, воевавших в Великой Отечественной войне, рисунки и поделки учащихся, 2 комплекта гимнастёрки с пилоткой; берёзовый сок (6 л), графины, стаканчики, подносы
Ход праздника
Слайд 1
Звучит песня «Берёзы» в исполнении группы «Любэ» (выходят дети)
Слайд 2
| | Ведущий 1:
| Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.
| Ведущий 2:
| Ты до того, березонька, красива И в полдень жаркий, и в часы росы, Что без тебя немыслима Россия, И я немыслим без твоей красы.
| Слайд 3
|
| Ведущий 3:
| Зацветает берёза на исходе апреля и в первых числах мая. Цветки у неё скромные – серёжки. А появятся на берёзе жёлто-лимонные листья – сентябрь на дворе.
| Ведущий 4:
| Плоды берёзы легко разносятся ветром. Она быстро идёт в рост там, где на лесной вырубке ещё не могут расти другие деревья, поэтому берёзу называют пионером лесов.
| Ведущий 5:
| Растёт берёза быстро. За четверть века (25 лет) поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево накачивает за тёплые летние сутки до сорока вёдер влаги.
| Слайд 4
|
| Ведущий 1:
| И всё из берёзы идёт в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают мётлы и веники. Из бересты народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод.
| Ведущий 2:
| Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печи. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.
| Ведущий 3:
| Нельзя представить себе жизнь наших предков без берёзы. Много веков освещала их жилища берёзовая лучина. Берёзы растут по всему северному полушарию. В нашей стране их 70 видов.
| Слайд 5
|
| Ведущий 4:
| Но некоторые виды берёз исчезают из-за неразумных вырубок. Уже занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берёз и мегрельская, растущая на Кавказе
| Слайд 6
|
| Ведущий 5:
| - Берёза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой.
| Ученик 1:
| Хороша ты любою порою. И недаром, всем сердцем любя, Богатырского леса красою Называли повсюду тебя. И не даром тебе лишь вручали Все невесты Отчизны моей И девичьи мечты, и печали, Словно старшей подруге своей.
|
| Хоровод девочек «Во поле берёза стояла»
| Слайд 7
|
| Ведущий 6:
| - О берёзе сложено много песен, былин, преданий. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и писатели. Всем с детства хорошо знакомо стихотворение Сергея Есенина «Берёза»
| Ученик 2:
| Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
| Слайд 8
|
| Учитель:
| - Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В. Гаршин, глядя на картину А. Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я назвал эту картину “Чувство Родины”». И действительно, когда мы смотрим на это полотно, то испытываем до боли пронизывающее нас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.
| Слайд 9
|
| Учитель:
| Перед картиной А. Куинджи «Берёзовая роща» испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые берёзки.
| Ученик 3:
| Ты так мила мне, до любой росинки, В твоих просторах дремлет тишина. Березовая русская Россия – Ромашковая добрая страна.
| Слайд 10
|
| Ведущий 7:
| Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она – воин.
| Ученик 4: (в военной форме)
| За селом, вдали, на перекрестке Полевых едва заметных троп Я узнал солдатские березки, У которых рыл себе окоп. И невольно вспомнил, как стонал Ветки их от взрывов и огня... Возле тех березок подобрали Чуть живым товарищи меня.
| Ученик 5: (в военной форме)
| С той поры остались на берёзках Чёрные глубокие рубцы, С той поры с любовью о березах Говорили часто мне бойцы: «Ты бы злую смерть не пересилил, Ты бы тяжких ран не перенес, Если б мы тебя не напоили Светлыми слезинками берез... »
| Ведущий 8:
| – Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны! Лучших свидетелей не найти. Последний привет умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.
| Ведущий 9:
| В России издавна существует обычай: на могиле погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.
| Слайд 11
|
| Учитель:
| В грозные годы войны берёза была символом непобедимой Родины. Очень хорошо об этом рассказал в своём романе «Белая берёза» М. Бубеннов
«… Всё поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами белый снег был сметён начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землёй и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла…
А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где всё было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая берёза.
- Стоит! – изумлённо прошептал Андрей. Сама природа её поставила здесь для украшения бедного в убранстве поля, и, значит, сама природа даровала ей бессмертие. И ещё сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».
| Учитель:
| Ребята, в этом году наша страна отмечает знаменательную дату 70-летие Победы в ВОв. Ваши прадеды и прабабушки защищали нашу страну в годы войны. Давайте в знак памяти, преклонение перед их подвигом исполним песню «Прадедушка»
| Видеоролик
| Исполнение песни «Прадедушка»
| Слайд 12
|
| Ученик 6:
| Затихли военные грозы, Свинцовый не цокает град, Но горькие раны березы, Как память о прошлом, хранят. Их ливни целуют косые, Ласкают их ветры, трубя: «Никто, никогда их, Россия, Не в силах отнять у тебя». Летела б во мраке планета, И трудно бы людям жилось Без этого доброго света Исконных российских берез.
| Слайд 13
|
| Учитель:
| А сейчас будьте очень внимательны. Наши юные экологи познакомят вас со многими интересными сведениями о березе. Эти знания помогут вам ответить на вопросы викторины и пригодятся в жизни.
|
| Дети делают мини-доклады
| Слайд 14
| Викторина
За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Какая береза самая маленькая? (Карликовая – растет в тундре и на моховых болотах Западной Сибири. )
2. Какую березу называют царским деревом? (Карельскую березу – она имеет удивительно красивую золотисто-желтую с мраморным рисунком древесину. )
3. Все ли березы имеют кору белого цвета? (Нет, встречаются березы с желтой, фиолетовой, серой, даже черной корой. )
4. Сколько всего видов берез растет на земном шаре? (Более 100 видов. )
5. Что такое березовая каша? (Березовыми розгами обычно в конце недели по субботам пороли провинившихся или получивших плохие отметки. О пострадавшем говорили, что он «отведал березовой каши». )
6. Когда береза цветет и когда плодоносит? (Цветет в апреле, плодоносит в июле-августе: с нее осыпаются мелкие орешки с двумя легкими крылышками. )
7. Назовите самые распространенные виды берез. (Бородавчатая и пушистая. )
8. Что такое чага? (Это березовый гриб. )
9. Что означает «плач» березы весной? (Это означает, что лето будет дождливым. )
10. Что называется медвяной росой? (Листья березы по краям имеют отверстия – водяные устьица; через них просачивается вода с растворенным сахаром, который иногда в жаркий день выделяется в виде блестящих кристалликов. )
11. Как горят березовые дрова? (Очень жарко. )
12. Что использовали в древности для написания летописей? (Бересту. )
13. Как называются сплошные рощи из берез? (Березняки. )
14. Как может помочь береза в определении сторон горизонта? (С северной стороны ствола кора у березы грубее и темнее, на ней больше трещин и наростов. )
15. Из чего делают активированный уголь? (Из древесины березы. )
16. Когда отмечают праздник русской березы? (В день летнего солнцестояния, когда самая короткая ночь в году. )
| Слайд 15
|
| Учитель:
| Россия! Слово-то, какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка! Дорогое, как мама!
| Ведущий 8:
| Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская!
| Ученик 7:
| Опять о них, кудрявых и белесых... А что тут делать, если на Руси У всех дорог встречаются березы Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси! «Россия» – шепчут мне березки, «Россия» – шепчут камыши, «Россия» – ключ журчит в ложбине, И я им тихо вторю: «Русь! »
| Учитель:
| Наш праздник подошёл к концу. Всех угощаем берёзовым соком!
Звучит песня «Берёзовый сок» группа «Песняры».
Гости и участники мероприятия пьют берёзовый сок
|
|