|
|||
РАЗРЕШЕНИЕ УВЕЛИЧЕННЫХ ТРЕЗВУЧИЙУвеличенных трезвучий в натуральных ладах нет, они строятся только в гармоническом мажоре (на VIb ст. ) и гармоническом миноре (на III ст. ). Давайте посмотрим на них в тональности Ми-мажор и ми-минор: Мы видим, что здесь между крайними звуками (нижним и верхним) образуется интервал – увеличенная квинта, и поэтому, для того чтобы получить правильное разрешение трезвучий, нам нужно верно разрешить эту самую квинту. Увеличенная квинта относится к разряду характерных интервалов, возникающих только в гармонических ладах, и поэтому в ней всегда есть та ступень, которая в этих гармонических ладах изменяется (понижается или повышается). Увеличенная квинта при разрешении увеличивается, в итоге переходя в большую сексту, и в данном случае, для того чтобы разрешение произошло, нам нужно изменить всего лишь одну ноту – именно ту самую «характерную» ступеньку, которая чаще всего отмечена каким-нибудь случайным знаком альтерации. Если у нас мажор и «характерная» ступень понижена (шестая низкая), то нам нужно её ещё понизить и перевести в пятую ступень. А если мы имеем дело с минором, где «характерная» ступень – это высокая седьмая, то тут, наоборот, мы её ещё больше повышаем и переводим непосредственно в тонику, то есть первую ступень. Всё! После этого больше ничего делать уже не нужно, все остальные звуки просто переписываем, так как они входят в состав тонического трезвучия. Получается, чтобы разрешить увеличенное трезвучие, нужно изменить всего одну ноту – или понизить уже пониженную, или повысить повышенную.
Что получилось в результате? Увеличенное трезвучие в мажоре разрешилось в тонический квартсекстаккорд, а увеличенное трезвучие в миноре – в тонический секстаккорд. Тоника, хотя бы даже и несовершенная, достигнута, а, значит, задача решена! В разрешении нуждаются в основном только увеличенные и уменьшённые трезвучия. Закономерности разрешения можно кратко сформулировать так:
|
|||
|