Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие



 

Техническое обслуживание рулевого управления. При ЕО качественным методом визуальной оценки проверяют герметичность соединений и шлангов системы гидроусилите­ля рулевого управления, свободный ход рулевого колеса, состояние рулевого механизма и рулевого привода, в процессе движения автомобиля оценивают действие рулевого управле­ния.

При ТО-1 проверяют: крепление и шплинтовку гаек рычагов поворотных цапф, гаек и шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг; состояние уплотнителей шаровых пальцев (обнаруженные неисправности устраняют); крепление (при необходимости закреп­ляют сошку рулевого управления на валу); картер рулевого механизма на раме и контргайку регулировочного винта вала рулевой сошки; свободный ход и усилие поворота рулевого ко­леса, люфт в шарнирах рулевого привода (при необходимости люфты устраняют); затяжку (при необходимости затягивают клинья карданного вала рулевого механизма), натяжение приводных ремней насоса гидроусилителя рулевого управления (при необходимости регули­руют).

При ТО-2 проверяют крепление и при необходимости закрепляют рулевое колесо на валу и колонку рулевого управления на панели кабины, снимают и промывают фильтр насо­са гидроусилителя рулевого управления.

Неисправности рулевого управления. Неисправности рулевого управления затруд­няют управление автомобилем и создают значительную угрозу безопасности движения. Неисправности рулевого управления вместе с неисправностями тормозной системы с точки зрения безопасности дорожного движения являются самыми серьезными неисправностями автомобиля.

К основным неисправностям рулевого управления относятся: износ передающей пары («шестерня - рейка», «червяк - ролик» и т. п. )); нарушение регулировки рулевого механизма; ослабление крепление рулевого механизма; деформация тяг рулевого привода; нарушение герметичности рулевого механизма; износ или разрушение подшипников (рулевого вала, червяка и др. ); износ шарнира наконечника рулевой тяги; неисправности усилителя рулевого управления.

Самой распространенной неисправностью рулевого управления является износ шаро­вого шарнира наконечника рулевой тяги.

К основным неисправностям гидроусилителя рулевого управления относятся: износ подшипника вала насоса; пробуксовка ремня привода насоса; низкий уровень рабочей жид­кости в бачке; засорение элементов привода (фильтрующего элемента, клапана насоса и др. ); ослабление крепления или повреждение шлангов.

Основными причинами неисправностей рулевого управления являются низкое каче­ство дорог, нарушение правил эксплуатации (изменение периодичности обслуживания, применение некачественной рабочей жидкости и комплектующих), неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту, предельный срок службы де­талей. Причиной неисправностей рулевого управления могут также стать различные откло­нения от рабочих характеристик колес (давление в шинах, балансировка, степень износа шин, износ ступичного подшипника).

О появлении неисправности рулевого управления свидетельствуют различные внеш­ние признаки, основными из которых являются:

■ увеличенный свободный ход (люфт) рулевого колеса;

■ стуки в рулевом управлении;

■ биение на рулевом колесе;

■ тугое вращение рулевого колеса;

■ недостаточное или неравномерное усиление в рулевом механизме с усилителем, шум в усилителе рулевого управления;

■ нарушение герметичности системы гидроусилителя,

■ подтекание рабочей жидкости.

Увеличенный свободный ход рулевого колеса появляется при износе шарниров руле­вых тяг, нарушении регулировки червяка с роликом, износе подшипников (червяка или вала винта), ослаблении крепления картера рулевого механизма, увеличении зазоров в подшипни­ках ступиц передних колес и шкворней. Указанные неисправности устраняют выполнением регулировочных работ, заменой или ремонтом изношенных деталей.

Тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме возникает при неправильной регулировке зацепления в редукторе рулевого механизма, погнутости тяг, недостаточном количестве смазки в картере редуктора. Устраняют эти неисправности регу­лировкой, ремонтом тяг, пополнением масла в редукторе рулевого управления до необходи­мого уровня. Нарушение герметичности в рулевом механизме устраняют заменой прокладок и подтяжкой креплений и соединений.

Недостаточное или неравномерное усиление в рулевом механизме с гидроусилителем может возникать из-за слабого натяжения ремня привода насоса, снижения уровня масла в бачке гидроусилителя, попадания воздуха в систему усилителя, заедания золотника или перепускного клапана при загрязнении. После выявления причин неисправностей их устра­няют регулировкой натяжения ремня привода, заливкой масла до заданного уровня, промыв­кой системы и заменой масла, ремонтом насоса, гидроусилителя или клапана управления.

Основные внешние признаки и соответствующие им неисправности рулевого управ­ления представлены в таблице 23.

Таблица 23

Внешние признаки и соответствующие им неисправности рулевого управления

Признаки неисправности Неисправности
Стуки в рулевом управлении • Износ шарнира наконечника рулевой тяги. • Ослабление крепления шаровой опоры
Биение на рулевом колесе • Износ шарнира наконечника рулевой тяги. • Износ или разрушение подшипника руле­вого вала. • Отклонения от рабочих характеристик ко­леса
У величенный люфт рулевого колеса • Износ шарнира наконечника рулевой тяги. • Износ передающей пары. • Износ подшипника рулевого вала
Тугое вращение рулевого колеса • Нарушение угла установки колес. • Пробуксовка ремня привода. • Низкий уровень рабочей жидкости. • Засорение элементов привода
Шум в усилителе рулевого управления • Износ подшипника вала насоса. • Пробуксовка ремня привода. • Низкий уровень рабочей жидкости
Подтекание рабочей жидкости • Нарушение герметичности рулевого меха­низма (износ пыльника рулевой тяги). • Ослабление крепления или повреждение шлангов

 

Диагностирование рулевого управления. Диагностирование позволяет без разборки узлов оценить состояние рулевого механизма и рулевого привода. Диагностирование вклю­чает работы по определению свободного хода рулевого колеса, общей силы трения, люфта в шарнирах рулевых тяг.

     
 

Свободный ход рулевого колеса и усилие на рулевом колесе определяют специаль­ными приборами (люфтомерами) различных моделей (рис. 85). Технология измерения опре­деляется типом прибора и описывается в инструкции по эксплуатации прибора.

Например, прибор модели НИИАТ К-402 (см. рис. 85а). Прибор состоит из шкалы, за­крепленной на динамометре, указательной стрелки, которая жестко прикреплена к рулевой колонке с помощью зажимов. Зажимами динамометр крепят к ободу рулевого колеса. Шкалы динамометра расположены на рукоятках и обеспечивают отсчет прикладываемого к рулево­му колесу усилия в диапазонах до 20 Н и от 20 до 120 Н. При замере свободного хода руле­вого колеса через рукоятку динамометра прикладывают усилие 10 Н, сначала действующее вправо, а затем влево. Перемещение стрелки из нулевого положения в левое и правое край­ние положения укажет суммарный свободный ход рулевого колеса. Для автомобилей, име­ющих неразрезную поперечную тягу, в момент замера необходимо вывесить левое переднее колесо. У автомобилей с гидроусилителем свободный ход рулевого колеса определяют при работающем двигателе (на малых оборотах).

Общую силу трения в рулевом управлении проверяют при полностью вывешенных передних колесах приложением усилия к рукояткам динамометра. Замеры выполняют при прямолинейном положении колес и в положениях максимального их поворота вправо и влево. В правильно отрегулированном рулевом механизме рулевое колесо должно свободно поворачиваться от среднего положения (для движения прямо) при усилии 8.. . 16 Н.

Качественным методом визуальной оценки делают заключение о состоянии шарниров рулевых тяг (на ощупь в момент резкого приложения усилия к рулевому колесу или непо­средственно к шарнирам). При этом люфт в шарнирах будет проявляться взаимным относи­тельным перемещением соединенных рулевых тяг и ударами в шарнирах.

Проверка усилителя рулевого управления сводится к измерению давления в системе гидроусилителя. Для этого в нагнетательную магистраль устанавливают манометр с краном. Доливают в бачок гидроусилителя масло до требуемого уровня, пускают двигатель на малых оборотах и, полностью открыв кран манометра, поворачивают колеса в крайние положения. При этом давление, развиваемое насосом, должно составлять не менее 6 МПа. Если давление меньше указанного значения, то медленно закрывают кран, наблюдая по манометру за уве­личением давления, которое должно подняться до 6, 5 МПа. Если давление не увеличивается, то это свидетельствует о неисправности насоса.

Ремонт и регулировки рулевого управления. Регулировки рулевого управления. Рулевые механизмы имеют две регулировки: осевого зазора в подшипниках вала и в зацеп­лении. Состояние рулевого механизма считается нормальным, если свободный ход рулевого колеса при движении по прямой не превышает 10°. При отклонении свободного хода в сто­рону увеличения необходимо прежде всего проверить зазор в подшипниках вала (червяка или винта). Для этого резко покачивают рулевое колесо в осевом направлении в обе стороны и пальцем прощупывают осевое перемещение колеса относительно рулевой колонки. При наличии большого зазора в подшипниках осевой люфт будет легко ощущаться. Для регули­ровки и устранения осевого люфта в подшипниках вала отворачивают болты и снимают нижнюю крышку картера рулевого механизма. Из-под крышки удаляют одну регулировоч­ную прокладку, после чего собирают механизм и повторно проверяют осевой люфт. Если регулировка окажется недостаточной, то все операции повторяют вновь до получения нуж­ного результата. После регулировки натяга в подшипниках проверяют усилие на ободе руле­вого колеса, отсоединив сошку от тяги рулевого привода. Усилие на поворот руля должно составлять 3. 6 Н.

Зацепление червяка с роликом регулируют без снятия рулевого механизма с автомо­биля. Для регулировки отворачивают гайку и, сняв шайбу с штифта, специальным ключом поворачивают регулировочный винт на несколько вырезов в стопорной шайбе. При этом изменяется боковой зазор в зацеплении гребней ролика и нарезки червяка, что изменяет свободный ход рулевого колеса. После регулировки гайку устанавливают на место.

Люфт в сочленениях рулевого привода определяют, резко покачивая рулевую сошку при поворотах рулевого колеса, охватив руками проверяемое сочленение (повышенный люфт легко ощущается рукой). Чтобы его устранить, подтягивают резьбовую пробку. Выполняется эта операция в следующем порядке: сначала расшплинтовывают пробку, затем специальным ключом завертывают пробку до отказа и, отпустив на одну прорезь до совпадения с отверстием в головке тяги, шплинтуют.

Во время регулировки осевого люфта добавляют смазку в шарниры. При большом из­носе, если регулировкой люфт устранить не удается, заменяют шаровой палец и вкладыши или всю тягу в сборе. Неразборные шарниры рулевого привода на легковых автомобилях регулировке не подлежат, поэтому при износе и возникновении люфта их заменяют.

Устранение неисправностей рулевого управления. Для установления степени изно­са и характера необходимого ремонта деталей рулевой механизм разбирают. Рулевое колесо и рулевую сошку снимают специальными съемниками.

Основными дефектами деталей рулевого механизма являются: износ червяка и роли­ка, вала сошки, втулок подшипников и мест их посадки; сколы и трещины на фланце крепле- ни я картера; износ отверстия в картере под втулку вала рулевой сошки; ослабление крепления рулевого колеса на валу. В рулевом приводе наиболее быстро изнашиваются шаровые пальцы и вкладыши шарниров, меньше - наконечники. Кроме того, могут прийти в негодность отверстия на концах тяг, ослабиться или поломаться пружины шарниров, по­гнуться тяги, сорваться резьба.

Червяк рулевого механизма заменяют при значительном износе рабочей поверхности или отслоении закаленного слоя. Ролик вала сошки бракуют при наличии на его поверхности трещин и вмятин. Червяк и ролик заменяют одновременно. Изношенные опорные шейки ва­ла сошки восстанавливают хромированием с последующим шлифованием под номинальный размер. Вал сошки со следами скрученных шлицев бракуют. На изношенные места посадки подшипников в картере рулевого механизма устанавливают дополнительную деталь. Сколы и трещины на фланце крепления картера заваривают. Изношенные отверстия в картере под втулку вала рулевой сошки развертывают под ремонтный размер.

На большинстве современных автомобилей применяются неразборные шарниры рулевых тяг. При появлении неисправности (люфта) эти шарниры заменяют новыми. Для ремонта разборных шарниров рулевых тяг их разбирают. Для этого расшплинтовывают резь­бовую пробку, вывертывают ее из отверстия головки тяги и снимают детали. Изношенные шаровые пальцы, а также пальцы, имеющие сколы и задиры, заменяют новыми. Одновре­менно устанавливают новые вкладыши шаровых пальцев. Слабые или сломанные пружины заменяют новыми.

Разработанные отверстия на концах рулевых тяг заваривают. Погнутые рулевые тяги выправляют в холодном состоянии. Перед правкой тягу заполняют сухим мелким песком.

Ремонт гидроусилителя заключается в его разборке и замене изношенных деталей. Нарушение герметичности устраняется заменой прокладок и подтяжкой соединений.

После ремонта и контроля деталей рулевой механизм собирают, регулируют и испы­тывают с гидравлическим усилителем (при его наличии в конструкции рулевого механизма) в сборе.

 

Вопросы для контроля:

1. Работы, выполняемые при техническом обслуживании рулевого управления.

2. Основные неисправности рулевого управления.

3. Оборудования для проведения диагностики состояния рулевого управления.


ü

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.