Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





9 класс. Культура речи



9 класс

Культура речи

§ 10. Орфоэпические нормы современного русского

литературного языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

§ 11. Лексические нормы современного русского

литературного языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66

§ 12. Грамматические нормы современного русского

литературного языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

§ 13. Речевой этикет в деловом общении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79

§ 14. Правила сетевого этикета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

 

 

Особенностью внимания к понятию нормы в курсе родной русский язык является понимание нормы как динамичного явления. Приводится информация в рубриках Лингвистчиеские заметки и Из истории языка отражающая что норма изменяется. В упражнениях также появляются новые задания на сравнение нормы на современном этапе и устаревшие варианты.

 

Рубрика Из истории языка

 

В XVIII веке и в начале XIX века ударение в косвенных падежах и во множественном числе слова язык в значении «народ» и в значении «речь» падало на основу: яз́ ык, яз́ ыком, яз́ ыки, яз́ ыками. У Пушкина различие в ударении этого слова определялось стилем, причём устаревшее ударение яз́ ком, яз́ ки, как правило, наблюдается у него в тех случаях, когда слово использовано в переносном значении «народ». Сегодня такое ударение тоже сохраняется лишь при употреблении слова в устаревшем значении. В других

случаях нормальное, привычное нам ударение — языќ а, языќ е, языќ ом. Надо говорить: изучать иностранные языќ и, как корова языќ ом слизнула. А вот ударение в именах прилагательных, образованных от слова язык, различно. Например: яз́ ычная кость, языќ овая колбаса, НО языков́ ое явления, языков́ ой процесс. (По П. Клубкову)

 

 

101. 1) Проанализируйте таблицу. Проследите нормы и варианты нормы произношения сочетания чн, отмеченные в словарях.

 

В учебнике представлено достаточное количество упражнений, отрабатывающих нормативное употребление, нахождение ошибок и их исправление.

Все упражнения имеют выраженный практико ориентированный характер

 

104. 1) Произнесите слова в соответствии с современными орфоэпическими нормами.

Замёр[шш]ий, ра[шш]итый, произнё[шш]ий, ра[шш]и -

рять, бе[жж]алостный, [жж]атый, ра[жж]ать, уе[ж’ж’]ать и

уе[жж]ать, расска[щ’щ’]ик, ре[щ’щ’]ик, три[ц]ать, уча[сл’]и-

вый и уча[с’л’]ивый, уча[с’н’]ик, изве[c’н’]як, безуча[сн]ый,

гру[сн]ый, изве[сн]ый.

2) Составьте словосочетания, включив произнесённые вами слова. Запишите получившиеся словосочетания.

 

113. Исправьте речевые ошибки‚ связанные с неправильным употреблением слова.

1. Этот человек был полный невежа в вопросах искусства. 2. Это была храбрая мысль. 3. Эта книга произвела на всех очень прекрасное впечатление. 4. Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания. 5. Три спортивных матча закончились ничейно. 6. Тургенев — потрясающий писатель своего времени.

114. Найдите речевые ошибки, отредактируйте предложения.

1. Спортсмен установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спорта. 2. Выпас собак запрещается. 3. Продаётся пожилой дом. 4. Незнакомец сел на коня и поехал пешком. 5. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые

рыбки.

 

137. Определите род сложносокращённых слов и правильно согласуй-

те их со сказуемыми.

РИА (Российское информационное агентство) сообщил.. . ООН собрал.. конференцию по вопросам экологии. ФИДЕ (Международная шахматная федерация) утвердил.. регламент проведения матчей.

138. 1) Подберите имена прилагательные к именам существительным

и составьте словосочетания.

Токио, кофе, шампунь, жалюзи, рояль, рельс, туннель, тюль, такси, жюри, мозоль, вермишель, вуаль, туфля, бра, безе, пенальти, ТЮЗ.

2) Укажите род имён существительных. Используйте ресурсы

портала «Грамота. ру».

 

В разделе «Культура речи» выделены темы, связанные с понятием речевого этикета, а также нового явления сетевого этикета.

ЗАдания упражнений направлено на конкретные ситуации, которые могут быть с учащимися, они  направлены на применение знаний о речевом этике на практике. В выполнении упражнений добавляются элементы инсценировки, разыгрывания ситуаций на уроке.

 

145. 1) Давайте представим, что вы пригласили на день рождения

своих одноклассников. С какими словами вы обратитесь к ним при

встрече?

2) Как вы познакомите одноклассников с родителями?

Подходят ли для вас в этой ситуации указанные ниже этикетные

формы речи? Какие варианты вы бы использовали? Объясните свой

выбор.

1. Здравствуйте‚ ребята. Проходите, пожалуйста.

2. Я рад‚ что вы пришли ко мне на день рождения. Заходите скорей.

 

149. 1) Представьте‚ что вы рассказываете одноклассникам о поездке

с другом на дачу. Обратитесь к слушающим. Помните‚ что ваш друг тоже слушает ваш рассказ.

 

2) Вы заходите в школьную библиотеку и просите помочь подобрать для вас книгу для подготовки сообщения на уроке об истории приветствия, обращения в русском языке. Обратитесь к сотруднику библиотеки. Представьте и разыграйте по ролям воображаемый диалог.

 

 

В курсе «родной русский язык» понятие речевого этикета также показано в историческом разрезе, даются задания на выявление современных и устаревших формул речевого этикета, а также нахождение форм речевого этикета со стилистической окраской.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.