Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 «Принципы индивидуализации и дифференциации в воспитании и обучении ребенка»



Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

· уровень обученности и обучаемости;

· уровень общих умственных способностей;

· скорость усвоения;

· ндивидуальный стиль умственной деятельности;

· психофизические особенности учащихся.

I. Дифференцированное обучение – такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп детей.

Дифференциация обучения осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки детей в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.

Осуществляя дифференцированное обучение, педагог будет:
иметь четкое представление о том, с какой целью, на каких занятиях и как и как конкретно он будет использовать его;

-изучать и знать общую готовность детей к учебной деятельности, восприятию конкретного учебного материала;

-предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у детей при усвоении нового материала и выполнения дифференцированных заданий;

-использовать в системе занятий индивидуальные и групповые задания;

-постоянно анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного обучения;

-иметь четкое представление о том, как будет продолжена работа на следующих занятиях;

-использовать дифференцированное обучение не эпизодически, а в системе; практиковать его на всем протяжении обучения.

Дифференциация обучения осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания. Оправдывают себя следующие способы дифференциации, когда:

-содержание задания одинаково для всех детей, но для более сильных ребят время на выполнение работы уменьшается;

-содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных детей предлагаются задания большего объема или более сложные;

-задание общее для всей группы детей, а для слабых ребят дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания.

-используются на одном этапе задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых детей;

-предоставляется самостоятельный выбор детьми  одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.

Если дифференцированное обучение относится к отдельному ребенку, то оно становится индивидуальным.

Под индивидуальным понимается такое обучение, когда педагог обучает каждого ребенка отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности.
Преимущество такой формы обучения в том, что педагог-воспитатель имеет непосредственный контакт с ребенком и всегда может исправить ошибки и отметить успехи.

Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ребенка и его познавательные возможности.
Всовременных условиях активизируется развитие педагогики самых разных направлений: гуманистической, социальной, диаг­ностической, коррекционной, экспериментальной, антропософ­ской, христианской, педагогики мира, коллективного творческо­го воспитания, сотрудничества, ненасилия.

Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека, гуманной свободной личности, способной жить и тво­рить в демократическом обществе.

В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны по­нятия «личностно-ориентированное образование», «личностно-ориентированное воспитание», «личностно-ориентированное обу­чение», «личностный подход».

II. Личностно-ориентированное непрерывное образование предпо­лагает постоянное удовлетворение образовательных запросов че­ловека, создание условий проектирования и реализации индиви­дуальной образовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным образовательным уровнем.
Личностно-ориентированное образование направлено на развитие и саморазвитие ребенка, становление его как лично­сти с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способ­ностей.
Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому ребенку реализовать себя в познании, в учебной дея­тельности, принимая во внимание его склонности и интересы, возможности испособности, ценностные ориентации и субъек­тивный опыт.

Личностно-ориентированное воспитание — это развитие и само­развитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценно­стей.
Личностный подход — это важнейший принцип психолого-пе­дагогической науки, предусматривающий создание активной об­разовательно-воспитательной среды и учет своеобразия индивиду­альности личности в развитии и саморазвитии. Именно этот прин­цип определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом деятельности, а сле­довательно, означает становление субъект-субъектных отношений.

Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется только при наличии гуманистической системы воспитания. Он требует от педагога знания интегративных личностных качеств, направлен­ности личности и восприимчивости ребенка к воспитанию. Ана­лиз современных воспитательных систем показывает, что только в контексте системы гуманистического типа воспитания личность ребенка рассматривается как общечеловеческая ценность. Только в такой системе обеспечивается развитие личностных качеств ре­бенка на уровне гуманистических отношений.

Дифференцированный подход в воспитании предполагает реали­зацию педагогом воспитательных задач применительно к возрас­ту, полу, уровню обученности и воспитанности учащихся. Диффе­ренциация направлена на изучение качеств личности, ее интере­сов, склонностей, уровня самосознания и социальной зрелости. При дифференцированном подходе учащиеся группируются на ос­нове сходства в интеллекте, поведении, отношениях, уровне  ведущих качеств. В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, де­тей с физическими недостатками. Вос­питательная работа при дифференцированном подходе ведется с группами. Каждая группа учащихся требует индивидуального под­хода и личностно-ориентированного воспитания, а также своей системы методов педагогического воздействия.

Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задат­ками, дарованиями, способностями, сильными сторонами харак­тера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и дея­тельностью, отношением к себе. Ин­дивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребен­ка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Следовательно, будучи принципом педагогической деятельности, он включает положения личностного и дифферен­цированного подходов, но не сводится к ним.
Индивидуальный подход в воспитании предполагает организа­цию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Таким образом, индивидуальная работа — это деятельность педа­гога-воспитателя, требующая знаний общего, типичного и инди­видуального, и осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индиви­дуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.

Очень важно в современных условиях индивидуальную рабо­ту с детьми поставить на научную основу, использовать практи­ческие рекомендации и советы по реализации личностного, ин­дивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуально-воспитательной работы зависит от профессиона­лизма и опытности педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических осо­бенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, педагог определяет формы и методы воспитательного воздействия и взаимодействия. Все это требует от преподавателя не только педагогической подготовки, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической тех­нологии воспитания на диагностической основе.

В индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующи­ми принципами:

-уважение самооценки личности ребенка;

-вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления
его способностей и качеств характера;

-постоянное усложнение и повышение требовательности к
ребенку в ходе избранной деятельности;

-создание адекватной психологической почвы и стимулирова­ние самовоспитания, которое является наиболее эффективным
средством реализации программы воспитания.


Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов.

На первом этапе педагог  (воспитатель) изучает науч­но-методические основы личностно-ориентированного воспитания, проводит диагностирование личности каждого ребенка, устанав­ливает дружеские контакты с детьми, организует совместную кол­лективную деятельность.

На втором этапе воспитатель продолжает изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности. Опыт пока­зывает, что педагоги-воспитатели, изучая детей, используют со­вокупность самых разных методов: наблюдение, беседы, анкети­рование, интервьюирование, тестирование, социометрию, метод экспертных оценок, анализ документации, эксперимент и др.
Для успешного формирования личности ребенка дошкольника педагог, как правило, учитывает в своей работе основные свойства типов выс­шей нервной деятельности, которые соответствуют следующим темпераментам:

холерик, сангвиник, флегма­тик, меланхолик (темперамент проявляется в индивидуальных осо­бенностях поведения человека, его основных чертах).

 Так, для холерика характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Он может быть резок в отношениях, вспыльчив, повышенно раздражителен, эмоционально реактивен. Вместе с тем он способен отдаваться делу до конца, готов преодолевать любые трудности и препятствия. В отношении холериков воспита­тель вырабатывает программу воспитания, в которой основное внимание обращается на укрепление процессов торможения, тре­бование доводить дело до конца, обучение приемам самоконтро­ля, саморегуляции.

Сангвиник горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересных дел. Ему присущи подвижность, легкая приспособляе­мость к изменяющимся условиям жизни. Он общителен, быстро находит контакт с людьми, его характеризует гибкость ума, остро­умие, способность быстро схватывать все новое, легко переключать внимание. Для группы учащихся сангвинического темперамента воспитатель должен планировать дела с учетом их интересов, привлекать к активной деятельности и поддерживать оптимисти­ческое состояние духа.

Дети-флегматики излишне спокойны, малоподвижны, инерт­ны, они доводят дело до конца, ровны в отношениях, в меру об­щительны. Флегматик — это спокойный, настойчивый и упорный труженик. По отношению к флегматикам воспитатель должен не делать поспешных выводов, стараться на­правлять их действия и поступки, давать время для «раскачки».

Особое внимание следует уделять детям-меланхоликам. Они необщительны, замкнуты, впечатлительны, обидчивы, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Их пугает новая обстановка, новые люди, они склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. Однако в спокойной привычной обстановке мелан­холик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами, отличаться большой тактичностью. Для этих детей следует создавать такие условия, которые вызывали бы у них как можно больше положительных эмоций, способствующих адап­тации к коллективу, общению с людьми.

Как видно из описаний, темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере активности и работоспособности, ком­муникативности и поведении. Отсюда воспитатель строит свою де­ятельность, учитывая не только темперамент ребенка, но и принадлежность его к той или иной группе.

Таким образом, индивидуальный подход — это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование мето­дики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ученика в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и вос­питания учеников в данном классе, от верного определения уров­ня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, ком­петентности, профессионализма и педагогического опыта учи­теля. Индивидуальный подход требует от каждого из них знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.