Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Познакомить детей с историей Дагестана.



 

Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» в средней группе

Ольга Османова
Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» в средней группе

Моя Родина - Дагестан!

Далеко-далеко, у подножья небес

Стоит Дагестан - вершина чудес

Земля, породившая мудрость веков

Родина наших великих отцов

А там вдалеке у горных вершин

Несет дагестанка с водою кувшин

Старик-аксакал, нахмурив свой взор

Глядит как в танце, текут слёзы гор

Джигит удалой с кинжалом в руке

Скачет на грозном своём скакуне

Тебе, поклониться хочу Дагестан

За то, что ты Родиной нашею стал

От горных снегов до морских непогод

Мы дагестанцы - единый народ! автор: Исмаил Исмаилов

Одной из важных задач воспитания детей мы определяем приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого народа актуально для многонационального Дагестана, потому что в современном обществе именно народ способен обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций дагестанского народа, но и как приобщение детей к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры своего народа.

На протяжении многих лет в нашем саду ведется работа по приобщению детей к национальным традициям Дагестана! А в этом году особенно, ведь мы отмечаем 100-лет со дня образования ДАССР.

Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог - ребёнок - родитель»;

-дидактическая модель приобщения к традициям дагестанского народа будет реализовываться через субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность;

-усвоение знаний о крае и традициях народов, населяющих наш многонациональный Дагестан, у дошкольников рассматривается, как приобщение представлений о традициях, развития интереса к ним и реализации имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

Цель проекта: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к истории своего родного края, народа в процессе ознакомления с праздниками, традициями, обычаями народов Дагестан.

Задачи проекта:

- Развивать у детей эмоциональное отношение и интерес к культуре своего края;

-Знакомить детей с дагестанскими праздниками, обычаями, обрядами, которые отмечают в разные времена года: «Праздник сбора урожая», «Праздник первой борозды», «Новруз - Байрам», «Курбан-Байрам», «Праздник цветов» «День Чабана»;

- вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством через заучивание потешек, стихов, считалок.

- развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства дагестанской культуры;

- воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием своего народа;

-воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов нашей Республики.

Вид проекта: творческо-информационный.

Важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к этой теме уже в дошкольном возрасте. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к корням своих предков.

Во время чтения детям дагестанских сказок, заучивания стихов и прибауток заметила, как начинают блестеть глаза детей, в душе загорается интерес к народному творчеству дагестанского народа. Стала знакомить детей с дагестанской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники, традиции и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов сельской жизни. В обряде все это соединяется.

Объект изучения:

- дагестанские праздники, традиции, обычаи, обряды, костюмы, посуда, игры, танцы, музыка, фольклор.

План работы:

1. Изучение дагестанской литературы.

2. Проведение бесед с детьми.

3. Привлечение родителей к работе по проекту.

4. Разработка сценариев развлечений.

5. Разработка занятий.

Этапы проекта

1. Работа с детьми по всем видам образовательной деятельности

2. Организованные формы обучения на занятиях.

3. Просветительская работа с детьми и родителями.

4. Совместная работа с педагогами ДОУ.

5. Самостоятельная деятельность детей.

Участники проекта:

1. Дети среднего возраста.

2. Музыкальный руководитель.

3. Воспитатели групп.

Предполагаемые результаты:

- Устойчивый интерес у дошкольников к культуре народов Дагестана.

-Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно - прикладного искусства разных народностей Дагестана.

- Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Срок проекта: долгосрочный

Что удалось достичь, на стадии развития проекта.

В ходе реализации совместного проекта достигнуты определённые результаты:

-созданы: предметно-развивающие уголки, выставки «Уголок родного края! » в котором собраны предметы быта, иллюстрации писателей, поэтов, картинки с видом на родной край, литература, символика, олицетворяющая Дагестан.

-сформированы устойчивые знания и интерес к истории дагестанских народных праздников, обычаев, традиций.

-создан устойчивый интерес к устном - народному, декоративно- прикладному искусству;

-установились взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации проведения совместных фольклорных - праздников, развлечений, обрядов.

- вовлечение каждого ребенка в творческую - поисковую деятельность;

-собран наглядный материал: посуда, иллюстрации, картины, фотографии костюмов народов Дагестана;

- подобранна фонотека, СД, аудио записи дагестанской народной музыки.

Методическая копилка:

1. Разработки сценариев, занятий, развлечений

2. Конспекты бесед.

3 Подборка музыкального материала (игры, загадки, стихи, потешки)

4. Изготовление атрибутов, костюмов с привлечением детей и родителей.

5. Подборка консультационного материала работы с родителями.

6. Изготовление поделок.

7. Роспись дагестанской глиняной посуды.

8. Детские работы по ИЗО отображающие свой родной край.

Итогом образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта дагестанского народа, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Итогом нашей совместной работы с детьми и родителями станет самостоятельная возможность продолжать овладевать и узнавать культуру и быт своего народа, толерантно относиться к людям разных национальностей.

Перспективный план по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с традициями и обычаями дагестанского народа

«Мой любимый Дагестан ! »

1. Познакомить детей с историей Дагестана.

2. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.

- «Наш горный край-Дагестан ! »

- Развитие речи: «О старинных традициях дагестанской семьи »

- Рисование: «В Дагестане живут люди разных национальностей! »

- Музыка: «День единства народов Дагестана ! »

- Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов великих дагестанских поэтов.

- Рассматривание карты Республики Дагестан. Оформление альбома «Мой край Дагестан ! ».

- Чтение произведений Р. Гамзатова, Ф. Алиевой и других поэтов РД

1. Познакомить родителей с содержанием работы по проекту.

2. Экскурсия в музей.

3. Подборка иллюстраций, фотографий о Дагестане.

4. Чтение литературы.

5. Совместные рисунки, выставки родителей и детей.

«Многонациональная республика Дагестан ! »

1. Закрепить знания детей о том, что в Дагестане живут люди разных национальностей: аварцы, кумыки, даргинцы, лакцы. и т. д.

2. Познакомить детей с историей аварского народа.

3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей к истории аварского народа.

-Развитие речи « Дагестанские традиции ».

-Рисование «Как прекрасен этот мир-народные промыслы Дагестана. "

-Лепка: " Самые прекрасные кувшины! "

-Беседа " Великий поэт Дагестана "

-Музыка: Развлечение на тему: Поговорим о творчестве Расула Гамзатова!

1. Ознакомить и привлечь родителей к работе по проекту.

2. Подборка материала

3. Чтение литературы

4. Организация выставка по творчеству Р. Гамзатова

" Самое красивое горное село"

1. Формировать знания детей о своем народе, познакомить особенностями

2. Закрепить знания об особенностях сельского быта

3. Чем занимаются люди села.

4. Развивать эстетические чувства.

-Аппликация «Узоры для осеннего ковра! »

-Рисование «Мое село! »

-Лепка «Мой любимый ослик! »

-Развитие речи «О прошлом дагестанского аула »

- Музыка: Развлечение на тему: «Осень в Дагестане ! »

1. Совместная деятельность родителей и детей. Выставка рисунков «Мое село! »

2. Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.

3. Чтение литературы.

4. Самостоятельная деятельность родителей и детей, составление альбома о жизни своего села

I«Национальная табасаранская одежда»

«Табасаранские ковры»

1. Познакомить детей с особенностями национальной табасаранской одежды.

2. Просмотр иллюстраций.

3. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита.

4. Закреплять знания о табасаранских узорах.

5. Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям табасаранского народа.

Рисование «Табасаранский ковер! »

-Аппликация «Бабушкин подарок. Джурабки для внука! »

-Развитие речи Описательный рассказ по сказки «Храбрый мальчик»

-Музыка: Слушание музыки Р Фаталиева, разучивание танца

«Маленькие ковровщицы! »

-Музыкальная сказка «Друзья пастуха! »

1. Совместное изготовление украшений с детьми и родителями для оформления костюмов к танцам, к сказке.

2. Обшить куклу в национальный табасаранский костюм.

3. Выставка работ «Табасаранские ковры! » (совместная работа родителей и детей )



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.