|
|||
1. Познакомить детей с историей Дагестана.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» в средней группе Ольга Османова Моя Родина - Дагестан! Далеко-далеко, у подножья небес Стоит Дагестан - вершина чудес Земля, породившая мудрость веков Родина наших великих отцов А там вдалеке у горных вершин Несет дагестанка с водою кувшин Старик-аксакал, нахмурив свой взор Глядит как в танце, текут слёзы гор Джигит удалой с кинжалом в руке Скачет на грозном своём скакуне Тебе, поклониться хочу Дагестан За то, что ты Родиной нашею стал От горных снегов до морских непогод Мы дагестанцы - единый народ! автор: Исмаил Исмаилов Одной из важных задач воспитания детей мы определяем приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого народа актуально для многонационального Дагестана, потому что в современном обществе именно народ способен обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций дагестанского народа, но и как приобщение детей к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры своего народа. На протяжении многих лет в нашем саду ведется работа по приобщению детей к национальным традициям Дагестана! А в этом году особенно, ведь мы отмечаем 100-лет со дня образования ДАССР. Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог - ребёнок - родитель»; -дидактическая модель приобщения к традициям дагестанского народа будет реализовываться через субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность; -усвоение знаний о крае и традициях народов, населяющих наш многонациональный Дагестан, у дошкольников рассматривается, как приобщение представлений о традициях, развития интереса к ним и реализации имеющихся представлений в самостоятельной деятельности. Цель проекта: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к истории своего родного края, народа в процессе ознакомления с праздниками, традициями, обычаями народов Дагестан. Задачи проекта: - Развивать у детей эмоциональное отношение и интерес к культуре своего края; -Знакомить детей с дагестанскими праздниками, обычаями, обрядами, которые отмечают в разные времена года: «Праздник сбора урожая», «Праздник первой борозды», «Новруз - Байрам», «Курбан-Байрам», «Праздник цветов» «День Чабана»; - вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством через заучивание потешек, стихов, считалок. - развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства дагестанской культуры; - воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием своего народа; -воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов нашей Республики. Вид проекта: творческо-информационный. Важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к этой теме уже в дошкольном возрасте. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к корням своих предков. Во время чтения детям дагестанских сказок, заучивания стихов и прибауток заметила, как начинают блестеть глаза детей, в душе загорается интерес к народному творчеству дагестанского народа. Стала знакомить детей с дагестанской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники, традиции и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов сельской жизни. В обряде все это соединяется. Объект изучения: - дагестанские праздники, традиции, обычаи, обряды, костюмы, посуда, игры, танцы, музыка, фольклор. План работы: 1. Изучение дагестанской литературы. 2. Проведение бесед с детьми. 3. Привлечение родителей к работе по проекту. 4. Разработка сценариев развлечений. 5. Разработка занятий. Этапы проекта 1. Работа с детьми по всем видам образовательной деятельности 2. Организованные формы обучения на занятиях. 3. Просветительская работа с детьми и родителями. 4. Совместная работа с педагогами ДОУ. 5. Самостоятельная деятельность детей. Участники проекта: 1. Дети среднего возраста. 2. Музыкальный руководитель. 3. Воспитатели групп. Предполагаемые результаты: - Устойчивый интерес у дошкольников к культуре народов Дагестана. -Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно - прикладного искусства разных народностей Дагестана. - Создание календаря праздников, состоящего из детских работ. Срок проекта: долгосрочный Что удалось достичь, на стадии развития проекта. В ходе реализации совместного проекта достигнуты определённые результаты: -созданы: предметно-развивающие уголки, выставки «Уголок родного края! » в котором собраны предметы быта, иллюстрации писателей, поэтов, картинки с видом на родной край, литература, символика, олицетворяющая Дагестан. -сформированы устойчивые знания и интерес к истории дагестанских народных праздников, обычаев, традиций. -создан устойчивый интерес к устном - народному, декоративно- прикладному искусству; -установились взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации проведения совместных фольклорных - праздников, развлечений, обрядов. - вовлечение каждого ребенка в творческую - поисковую деятельность; -собран наглядный материал: посуда, иллюстрации, картины, фотографии костюмов народов Дагестана; - подобранна фонотека, СД, аудио записи дагестанской народной музыки. Методическая копилка: 1. Разработки сценариев, занятий, развлечений 2. Конспекты бесед. 3 Подборка музыкального материала (игры, загадки, стихи, потешки) 4. Изготовление атрибутов, костюмов с привлечением детей и родителей. 5. Подборка консультационного материала работы с родителями. 6. Изготовление поделок. 7. Роспись дагестанской глиняной посуды. 8. Детские работы по ИЗО отображающие свой родной край. Итогом образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта дагестанского народа, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Итогом нашей совместной работы с детьми и родителями станет самостоятельная возможность продолжать овладевать и узнавать культуру и быт своего народа, толерантно относиться к людям разных национальностей. Перспективный план по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с традициями и обычаями дагестанского народа «Мой любимый Дагестан ! » 1. Познакомить детей с историей Дагестана. 2. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности. - «Наш горный край-Дагестан ! » - Развитие речи: «О старинных традициях дагестанской семьи » - Рисование: «В Дагестане живут люди разных национальностей! » - Музыка: «День единства народов Дагестана ! » - Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов великих дагестанских поэтов. - Рассматривание карты Республики Дагестан. Оформление альбома «Мой край Дагестан ! ». - Чтение произведений Р. Гамзатова, Ф. Алиевой и других поэтов РД 1. Познакомить родителей с содержанием работы по проекту. 2. Экскурсия в музей. 3. Подборка иллюстраций, фотографий о Дагестане. 4. Чтение литературы. 5. Совместные рисунки, выставки родителей и детей. «Многонациональная республика Дагестан ! » 1. Закрепить знания детей о том, что в Дагестане живут люди разных национальностей: аварцы, кумыки, даргинцы, лакцы. и т. д. 2. Познакомить детей с историей аварского народа. 3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей к истории аварского народа. -Развитие речи « Дагестанские традиции ». -Рисование «Как прекрасен этот мир-народные промыслы Дагестана. " -Лепка: " Самые прекрасные кувшины! " -Беседа " Великий поэт Дагестана " -Музыка: Развлечение на тему: Поговорим о творчестве Расула Гамзатова! 1. Ознакомить и привлечь родителей к работе по проекту. 2. Подборка материала 3. Чтение литературы 4. Организация выставка по творчеству Р. Гамзатова " Самое красивое горное село" 1. Формировать знания детей о своем народе, познакомить особенностями 2. Закрепить знания об особенностях сельского быта 3. Чем занимаются люди села. 4. Развивать эстетические чувства. -Аппликация «Узоры для осеннего ковра! » -Рисование «Мое село! » -Лепка «Мой любимый ослик! » -Развитие речи «О прошлом дагестанского аула » - Музыка: Развлечение на тему: «Осень в Дагестане ! » 1. Совместная деятельность родителей и детей. Выставка рисунков «Мое село! » 2. Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий. 3. Чтение литературы. 4. Самостоятельная деятельность родителей и детей, составление альбома о жизни своего села I«Национальная табасаранская одежда» «Табасаранские ковры» 1. Познакомить детей с особенностями национальной табасаранской одежды. 2. Просмотр иллюстраций. 3. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита. 4. Закреплять знания о табасаранских узорах. 5. Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям табасаранского народа. Рисование «Табасаранский ковер! » -Аппликация «Бабушкин подарок. Джурабки для внука! » -Развитие речи Описательный рассказ по сказки «Храбрый мальчик» -Музыка: Слушание музыки Р Фаталиева, разучивание танца «Маленькие ковровщицы! » -Музыкальная сказка «Друзья пастуха! » 1. Совместное изготовление украшений с детьми и родителями для оформления костюмов к танцам, к сказке.
2. Обшить куклу в национальный табасаранский костюм. 3. Выставка работ «Табасаранские ковры! » (совместная работа родителей и детей )
|
|||
|