Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1.5.Дуэль и смерть поэта.



 

Самая известная дуэль в отечественной истории произошла 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Петербурга в районе Черной речки поблизости от Комендантской дачи. Тогда встали к барьеру камер-юнкер Александр Сергеевич Пушкин и поручик Кавалергардского полка Жорж Шарль де Геккерн Дантес. После обоюдных выстрелов оба получили ранения. Дантес вскоре оправился, а рана Пушкина оказалась смертельной и на второй день он скончался. Позднее эта дуэль и смерть поэта стали символом окончания «золотого века» русской поэзии – периода наивысшего развития поэтического искусства в нашей стране. Какие события привели к дуэли и что произошло с ее участниками после нее – об этом стоит вспомнить еще раз, но теперь с акцентом на официальную сторону этих событий.

В сентябре 1833 году французский подданный Жорж Шарль Дантес с рядом рекомендательных писем прибыл в Петербург, где быстро был представлен императрице Александре Федоровне, а затем императору Николаю I. При встрече с императором Дантес испросил его позволение поступить на российскую военную службу и в феврале 1834 года после сдачи экзаменов его зачислили корнетом в Кавалергардский полк. В 1836 году он был повышен по службе и стал поручиком. В том же году Дантеса усыновил голландский посланник в России барон Луи Геккерн. Этим шагом Геккерн, будучи бездетным, преследовал цель передать свою фамилию по наследству. Пользуясь успехом в светском обществе, за время пребывания в Петербурге Дантес стал вхож в дома различных аристократических семей столицы, в том числе ближайших знакомых супружеской четы Пушкиных – Вяземских и Карамзиных. Так он познакомился с поэтом и его семейством.

 Жорж Шарль Дантес

Начиная со второй половины 1835 года, Дантес стал оказывать знаки внимания супруге поэта Наталье Николаевне Пушкиной: танцевал с ней на балах, присылал подарки. В столице стали распространяться слухи о возможной связи Натальи Николаевны и Дантеса. Пушкин перестал принимать поручика у себя в доме и при встречах относился к нему с пренебрежением и раздражительностью. Одни пытались их примирить, специально приглашая на общие вечера, чем еще более усиливали взаимную неприязнь. Другие, наоборот, подогревали их конфликт, провоцируя на совершение необдуманных действий.


Наталья Николаевна Гончарова (Пушкина)

4 (16) ноября 1836 года на фоне сплетен и в атмосфере двусторонней нетерпимости Пушкин и ряд его близких знакомых получили анонимное письмо «Диплом на звание рогоносца» следующего содержания: «Полные Кавалеры, Командоры и рыцари светлейшего Ордена всех Рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле, под председательством достопочтенного Великого Магистра Ордена, Его Превосходительства Д. Л. Нарышкина, единодушно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором [заместителем – прим. автора] Великого Магистра Ордена всех Рогоносцев и историографом Ордена». Пасквиль содержал явный намек на супружескую измену Пушкиной с Дантесом. А упоминание в письме Д. Л. Нарышкина, чья супруга Мария Четвертинская была многолетней любовницей Александра I, наталкивало на мысль о возможной связи Натальи Николаевны с императором Николаем I.
Пушкин посчитал автором этого письма старого барона Геккерна, руководившего поведением своего приемного сына, и, желая уничтожить причину слухов и интриг, направил Дантесу вызов на дуэль. Такой поворот событий не устраивал, в первую очередь, барона Геккерна, который в результате дуэльного скандала мог лишиться дипломатической карьеры в России. Это побудило круг знакомых Дантеса предпринять в течение следующей недели шаги по мирному разрешению конфликта. Повышенное внимание француза к семейству Пушкиных объясняли его влюбленностью в старшую сестру Натальи Николаевны Екатерину. Последовавшие встречи и признания завершились сватовством Дантеса к Екатерине, что вынудило Пушкина отозвать вызов на дуэль. Приготовления к свадьбе, осторожное поведение Дантеса, не решавшегося встречаться с невестой в доме Пушкиных, а также собственно сама свадьба внешне смягчили ситуацию, но примирения не было и в помине.
Пушкин всячески отвергал любое общение с баронами Геккерном и Дантесом: первого он считал беспринципным, второго – ровней первому. Показные попытки баронов и их окружения добиться примирения только усугубляли положение дел. Пушкин напрочь отказался принимать их у себя в доме. Получив очередное письмо, не распечатывая, он возвратил его Геккерну, в раздражении швырнув письмо ему в лицо. Это вконец уничтожило видимость порядочности в отношениях между ними. По столице с новой силой стали расползаться слухи о связи Дантеса с Натальей Николаевной. Пушкин уже не мог допустить повторения ситуации с отменой первой дуэли и написал Геккерну предельно резкое письмо, которое запустило механизм неминуемого поединка.
В этом письме, датированном 26 января (7 февраля) 1837 года, Пушкин подводил итог поведению Геккерна и его приемного сына: «Я вынужден признать, барон, что ваша собственная роль была не совсем прилична. Вы, представитель коронованной особы, вы отечески сводничали вашему сыну. По-видимому, всем его поведением (впрочем, в достаточной степени неловким) руководили вы. Это вы, вероятно, диктовали ему пошлости, которые он отпускал, и нелепости, которые он осмеливался писать. Подобно бесстыжей старухе, вы подстерегали мою жену по всем углам, чтобы говорить ей о любви вашего незаконнорожденного или так называемого сына; а когда, заболев сифилисом, он должен был сидеть дома, вы говорили, что он умирает от любви к ней; вы бормотали ей: верните мне моего сына».
Письмо заканчивалось ультиматумом, который нельзя было оставить без ответа: «Я не желаю, чтобы моя жена выслушивала впредь ваши отеческие увещания. Я не могу позволить, чтобы ваш сын, после своего мерзкого поведения, смел разговаривать с моей женой, и еще того менее — чтобы он отпускал ей казарменные каламбуры и разыгрывал преданность и несчастную любовь, тогда как он просто плут и подлец. Итак, я вынужден обратиться к вам, чтобы просить вас положить конец всем этим проискам, если вы хотите избежать нового скандала, перед которым, конечно, я не остановлюсь».
В тот же день Луи Геккерн направил Пушкину письмо, содержавшее от имени Дантеса вызов на дуэль. Пушкин быстро принял жесткие условия поединка. На следующий день 27 января (8 февраля) 1837 года в район Комендантской дачи за Черной речкой в пятом часу вечера съехались участники дуэли. Секундантом Пушкина выступил его лицейский товарищ подполковник Данзас. На стороне Дантеса за соблюдением правил следил секретарь французского посольства д’Аршиак. Согласно оговоренным условиям противники становились в двадцати шагах друг от друга и могли стрелять с любого расстояния при подходе к барьеру.
Первый выстрел прогремел из пистолета Дантеса. Пушкин упал, но нашел в себе силы приподняться и после замены пистолета из-за попадания в него снега выстрелил в стоявшего у барьера Дантеса. Пуля попала в правую руку и несколько контузила грудь француза, не причинив ему большого вреда. Ранение Пушкина было намного серьезнее: пуля пробила бедренную кость и застряла в брюшной полости. Через два дня поэт скончался в своих комнатах в доме на Мойке в окружении родных и близких. Перенесение церемонии отпевания из одной церкви в другую не позволило в полной мере современникам проститься с первым русским поэтом, но даже при такой неразберихе народу собралось много. 3 (15) февраля 1837 года гроб с телом тихо и без траурных мероприятий был отправлен в Псковскую губернию в Святогорский монастырь, на территории которого в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных поэт и был похоронен.


Могила А. С. Пушкина

 

Заключение.
А. С. Пушкин – великий русский национальный поэт. Исходя из идей историзма и народности, он поднимал в своем творчестве коренные вопросы, современников поэта и последующие поколения.
Пушкин стал родоначальником новой русской литературы, основал в литературе метод критического реализма, явился создателем русского литературного языка. Он создавал новые смешанные литературные жанры, что давало возможность полнее раскрыть содержание произведений.
Подлинный реализм, идейное богатство, гуманизм и совершенная художественная форма – вот тот ценный вклад, который внёс Пушкин в сокровищницу мировой литературы.
Наверное, целой жизни не хватит, чтобы изучить все произведения А. С. Пушкина, положенные на музыку. Я рассказала только лишь о нескольких из них. Стихи великого поэта привлекали и продолжают привлекать композиторов и сегодня.
Я считаю, что образ Пушкина останется таким же популярным и в будущем. И ещё не мало композиторов, режиссёров, писателей, художников будут вдохновляться на создание своих произведений образом Александра Сергеевича.

 

 

Ссылки:
1) https: //www. culture. ru/books/178/evgenii-onegin
2) https: //www. culture. ru/books/266/kapitanskaya-dochka
3)https: //ru. wikipedia. org/wiki/

4) https: //poetpushkin. ru/zhizn-i-tvorchestvo/detstvo-pushkina. html
5) https: //obrazovaka. ru/alpha/p/pushkin-aleksandr-sergeevich-pushkin-aleksandr-sergeyevich
6) https: //histrf. ru/read/biographies/pushkin-alieksandr-sierghieievich
7) https: //alexanderpushkin. ru/biografiya. html
8) https: //ria. ru/20130606/941314088. html
9) https: //poetpushkin. ru/zhizn-i-tvorchestvo/polnaya-biografiya-a-s-pushkina. html
10) https: //www. livelib. ru/author/4215-aleksandr-pushkin




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.