|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интернет-зависимость. СодержаниеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тамбовский техникум железнодорожного транспорта (ТаТЖТ- филиал РГУПС)
Индивидуальный проект на тему: Интернет-зависимость Секция: биология Автор: Иванов И Студент группы ТААТ-111
Научный руководитель: Глущенко Нонна Борисовна, преподаватель биологии
Тамбов, 2022г Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ Современная жизнь немыслима без интернета. Почти каждый человек хотя бы раз в день заходит в социальные сети или поисковые системы. С помощью интернета мы узнаём какую-либо важную информацию и новости, знакомимся и общаемся с людьми, слушаем музыку и смотрим фильмы, делаем покупки. Однако частое провождение времени в интернете имеет и свои минусы. Многие из нас замечали, что от экрана телефона или компьютера бывает очень сложно оторваться. Для некоторых людей желание слишком часто находиться в интернете становится равносильным зависимости от наркотических веществ и алкоголя. В последнее время люди стали проводить больше времени за компьютерами из-за дистанционного обучения и работы в удалённом режиме. Это тоже негативно сказывается на их здоровье. У большинства ухудшилось зрение, осанка, начались проблемы со способностью сконцентрироваться на чём-либо. Многие замечают, что проводя долгое время за компьютером, устают больше, чем работая или обучаясь в обычном режиме. Актуальность темы обусловлена тем, что интернет-зависимость оказывает негативное влияние на здоровье и социальную жизнь людей. Проблема исследования – противоречивость в положительном и негативном влиянии интернета на организм человека. Цел ь – изучение интернет-зависимости у учащихся подросткового возраста. Задачи: · Выяснить причины интернет-зависимости у учащихся подросткового возраста. · Проанализировать, какие бывают типы интернет-зависимости. · Выяснить, какие бывают симптомы болезни. · Провести опрос среди учащихся. · Выявить последствия интернет-зависимости у учащихся подросткового возраста. · Узнать, как можно избавиться от интернет-зависимости. · Проследить связь между интернет-зависимостью и дистанционным обучением у учащихся. Объект исследования – зависимость от интернета. Предмет исследования – пути избавления от интернет-зависимости, проблема компьютерной зависимости учащихся подросткового возраста. Гипотеза проекта: слишком большое количество времени, проведённое в интернете, оказывает губительное влияние на здоровье, умственные и физические способности людей. В нашей школе среди детей есть ряд учащихся, относящихся к группе риска интернет – зависимости Методы исследования: 1. Теоретические (изучение литературы) 2. Экспериментальные (наблюдение, анкетирование, тестирование) 3. Эмпирические (количественный и качественный анализ данных исследования) Методики: 1. Анкета «Место современных информационных технологий в жизни подростков» 2. Тест Такера на выявление игровой зависимости Практическая значимость – работу можно использовать при проведении классных часов, на уроках биологии, результаты исследования могут быть полезны школьным психологам для профилактики компьютерной зависимости в подростковом возрасте, в рамках психологического консультирования, классным руководителям и родителям зависимых от компьютера детей. Новизна работы состоит в исследовании малоизученного заболевания – интернет-зависимости.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2. 1. Сущность и причины интернет-зависимости Основная причина интернет-зависимости – компенсация потребностей, нереализованных в реальной жизни, особенно, нехватки общения с другими людьми. В Интернете любой человек может быть кем угодно, а социальные сети дают возможность анонимного общения. Когда человек проводит время в Интернете, у него поднимается настроение, он отвлекается от своих проблем. Также, Интернет содержит всё, чем может быть увлечён человек: компьютерные игры, книги, музыку, образование. Таким образом, основные причины интернет-зависимости: · Совокупность негативных психологических факторов: низкая самооценка, одиночество, проблемы в профессиональной сфере и во взаимоотношениях с людьми в реальной жизни, пессимизм, депрессивное состояние, стремление уйти от реальности · Неправильное воспитание, вызывающее неправильные жизненные приоритеты и такие черты характера, как вседозволенность, безнаказанность, инфантильность; а также угнетающая атмосфера в семье, проблемы во взаимоотношениях с родными людьми · Неограниченный доступ к информации · Простота виртуального мира по сравнению с реальным · Отсутствие обязательств или ответственности в Интернете
2. 2. Классификация интернет-зависимости и её стадии Выделяют следующие типы интернет-зависимости: · Навязчивый веб-серфинг – постоянный поиск ненужной информации в Интернете · Пристрастие к виртуальному общению, различным онлайн-знакомствам · Игровая зависимость – постоянное желание играть в компьютерные игры в онлайн режиме · Навязчивая финансовая потребность – ненужные покупки в интернет-магазинах, частое участие в интернет-аукционах, игра в азартные игры (например, виртуальное казино) · Пристрастие к просмотру сериалов, фильмов или передач в Интернете Существует три стадии развития интернет-зависимости: 1 стадия – человек знакомится с Интернетом и пробует различные виды деятельности: игры, виртуальное общение, веб-серфинг и т. д. Проведённое время в Интернете становится одной из самых приятных вещей в жизни. 2 стадия – пользователь начинает всё больше жить виртуальной жизнью, забывая о реальной. 3 стадия – зависимость, хроническая форма. Человек практически полностью утрачивает интерес к реальной жизни. Зависимость может угасать, но она сохраняется. Её усиливающий фактор – депрессивное состояние, стрессовые ситуации, а также новые темы и собеседники, вызывающие интерес у зависимого от интернета человека.
2. 3. Симптомы интернет-зависимости Самый главный симптом интернет-зависимости – потеря интереса к реальной жизни. Человек становится вялым и равнодушным, его ничто не радует, кроме провождения времени во всемирной паутине. Физические симптомы интернет-зависимости: · Боль и сухость в глазах, ухудшение зрения. Когда человек проводит много времени за экраном компьютера, глаза напрягаются и устают, происходит угнетение мигательного рефлекса. · Нарушение осанки; боль в суставах, шее, пояснице, спине, плечах; онемение пальцев; атрофия мышц кисти; заболевания сердечно-сосудистой системы (варикоз нижних конечностей, аритмия). Большинство людей сидят в неудобной позе, из-за чего мышцы напрягаются, и кислород плохо поступает к органам и тканям. · Ожирение или анорексия. Происходит изменение привычного режима питания. Человек начинает переедать или забывать поесть. · Нарушение режима сна. Интернет-зависимый человек может ложиться спать слишком поздно, спать слишком мало или совсем забывать о сне. · Головные боли, головокружение, усталость, ухудшение качества сна и процесса засыпания. Перечисленные симптомы происходят из-за перегрузки информацией. Психологические симптомы: · При посещении Интернета наблюдается приподнятое настроение, теряется ощущение времени. Если нет возможности зайти в Интернет, человек становится равнодушным и подавленным. · Интернет-зависимый старается скрыть посещение Интернета или трату денежных средств в сети от родных или друзей. Если ему это удаётся, он испытывает чувство облегчения или чувствует себя виноватым. · Регулярное провождение времени в Интернете просто так, без какой-либо цели, например, постоянная проверка почты и т. д. · Ухудшаются отношения с окружающими людьми. Интернет-зависимый человек всё больше отдаляется от родственников и друзей, перестаёт выполнять свои обязанности и обещания забывает о профессиональной деятельности или учёбе и т. д. · Частые конфликты с близкими людьми, которые жалуются на отстранённость от реальности и безответственность. · Человек часто говорит об Интернете, его невозможно отвлечь от этой темы. · Агрессия, апатия, уныние. Эти симптомы могут быть вызваны плохими новостями, которые пользователь прочитал в Интернете. · Человек забывает о сне, гигиене и еде или принимает пищу, не отрываясь от компьютера или телефона. · Пребывания в Интернете с целью уйти от реальности, заглушить подавленное настроение, стресс. · Экономические проблемы, так как человек тратит много денежных средств, особенно, в случае игровой мании и навязчивой финансовой потребности. · Отрицание наличия интернет-зависимости.
2. 4. Последствия интернет-зависимости В связи с тем, что головной мозг интернет-зависимого человека постоянно перегружен информацией, способность аналитического мышления утрачивается. Человек начинает хуже соображать и мыслить более поверхностно. Также, снижается концентрация внимания. Интернет-зависимые люди часто асоциальны. Постоянно проводя время в сети, они перестают общаться с родственниками, друзьями. В таких случаях, человек теряет связь с реальным миром, страдают окружающие его люди, утрачиваются навыки реального общения. Чаще всего, люди долго сидят перед компьютером или телефоном, сгорбившись, вытянув голову вперёд и держа руки в одном положении. Из-за неудобной позы увеличивается нагрузка на верхний отдел позвоночника, начинаются боли в шее, пояснице, кистях рук, спине, ухудшается осанка, возникают болезни суставов и позвоночника (остеохондроз, сколиоз и т. д. ). Из-за малоподвижного образа жизни возникают болезни сердечно-сосудистой системы (тахикардия, аритмия и тд. ). Человек перестаёт следить за своим здоровьем и заниматься спортом, испытывает частый стресс, из-за которого происходят резкие изменения уровня кортизола в крови. Всё это ведёт к снижению иммунитета. Сегодня, в Интернете можно приобрести любой товар, заказать еду на дом. Это, безусловно, очень удобно, особенно, в случаях, когда по каким-либо причинам нет возможности выйти из дома. Однако это может привести к снижению двигательной активности или гиподинамии. Гиподинамия приводит к ряду заболеваний, в первую очередь – к ожирению. Также, к ожирению приводит привычка принимать пищу перед компьютером. Человек перестаёт контролировать количество поглощаемой пищи и съедает намного больше, чем нужно для его организма. Существует и обратная ситуация – человек настолько погружается в виртуальный мир, что перестаёт принимать пищу или забывает о ней. Привычка часто читать что-то с экрана смартфона ухудшает зрение сильнее, чем чтение с экрана компьютера или ноутбука, так как текст и изображения на экране телефона гораздо меньше. Глазам приходится сильнее напрягаться. Усугубляет это привычка читать что-то в телефоне на ходу, так как к этому добавляется тряска экрана. Также люди забывают моргать, что приводит к сухости глаз, ведь они престают увлажняться и очищаться. В конечном итоге может начать развиваться близорукость.
2. 5. Пути избавления от интернет-зависимости Цель человека, зависимого от Интернета – возвращение в реальную жизнь. Чтобы её достичь, необходимо придерживаться следующих правил: · Старайтесь не посещать Интернет или включать компьютер без необходимости. В большинстве случаев к интернет-зависимости приводит посещение сети просто так, чтобы убить время. Также, избегайте сайтов и социальных сетей, за которыми вы проводили слишком большое количество времени. · Постарайтесь переключиться на что-то другое, например, спорт, хобби, новое увлечение. Можно выучить новый язык, записаться на курсы повышения квалификации, заняться самообразованием, научиться танцевать или рисовать. · Сходите на встречу с друзьями, проведите время с семьёй. Нет ничего лучше живого общения. · Не принимайте пищу перед экраном компьютера или со смартфоном в руках. · Старайтесь вести здоровый образ жизни. Желательно делать регулярно зарядку, чаще гулять, заниматься спортом минимум 2-3 раза в неделю по 40-50 минут. · При необходимости просите родных вам помочь и проконтролировать, чтобы вы снова не сидели слишком долго с телефоном или за компьютером. Важно понимать, что бывают случаи, в которых невозможно самостоятельно избавится от интернет-зависимости. Тогда интернет-зависимому человеку стоит обратиться к врачу-психиатру.
2. 6. Интернет-зависимость и дистанционное обучение Невозможно полностью отказаться от Интернета. Особенно, в современном мире в период дистанционного обучения. Дистанционное обучение – форма обучения, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют на расстоянии. Такое обучение актуально в тех случаях, когда нет возможности прийти в учебное заведение, например, во время пандемии и т. д. Есть ли связь между интернет-зависимостью и дистанционным обучением? Может ли развиться интернет-зависимость у ребёнка или подростка в период дистанционного обучения? Большинство учащихся неоднократно замечали, что проводят огромное количество времени за компьютером. Онлайн-уроки, большое количество домашнего задания, различные тесты и проверочные работы – всё это занимает достаточно много времени, и, часто получается так, что ученик делает уроки за компьютером весь день. Стоит не забывать о том, что когда человек проводит целыми днями за компьютером, иногда забывая о других делах – это один из симптомов интернет-зависимости. Однако при интернет-зависимости человек заходит в Интернет от скуки или для того, чтобы отвлечься от каких-либо негативных мыслей. Во время дистанционного обучения ученик посещает Интернет, чтобы узнать и выполнить домашнее задание. Из этого следует вывод – дистанционное обучение, скорее всего, не приведёт к интернет-зависимости.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3. 1 Анкетирование «Место современных информационных технологий в жизни подростков»
Я провела анкетирование с целью выявления значения современных технологий в жизни подростков. В опросе приняли участие ученики 11 классов. Согласно результатам анкетирования, большинство учащихся знают, что такое интернет зависимость(95 %), проводят в Интернете от 1 до 5 часов (см. рис. 2), используют Интернет для общения с друзьями и просмотра фильмов и сериалов (см. рис. 3) и не стараются скрыть посещение Интернета от родственников (80 %). Из диаграммы 4 видно, что большая часть учащихся иногда заходит в Интернет, чтобы отвлечься от подавленного настроения. Половина опрошенных не становятся равнодушными и грустными, если у них нет возможности зайти в Интернет, и не начинают испытывать усталость, сухость в глазах, головную боль, когда долго проводят время за компьютером или телефоном (см. рис. 5 и 7). Также большинство учеников имеют привычку принимать пищу перед компьютером (см. рис. 8), проводят более 7 часов за компьютером во время дистанционного обучения (см. рис. 9). Во время дистанционного обучения 5% учащихся хочется всё больше и больше посещать Интернет. Проведённое анкетирование позволило сделать вывод, что большая часть учащихся проводит очень много времени в Интернете, особенно во время дистанционного обучения.
3. 2. Тест Такера Тест Такера – одна из методик, позволяющая выявить у людей склонность к игромании. Я провела тест среди учащихся 11 классов. Результаты теста показали, что учащиеся часто играют в компьютерные игры, не замечая времени (см. рис. 1) и возвращаются на следующий день к игре для прохождения незавершённых уровней и действий, если заходили в неё накануне (см. рис. 3). Из рис. 2 видно, что лишь 35 % опрошенных никогда не требовалось больше времени для ощущения нужного азарта. Большинство учеников никогда не одалживали деньги для начала и продолжения игры (см. рис. 4) и считают, что игры никогда не были источником проблем для них (см. рис. 8). Примерно 35 % учащихся никогда не слышали критику и замечания в свой адрес из-за увлечения играми на компьютере (см. рис. 7). Около половины опрошенных никогда не думали, что у них могла бы возникнуть зависимость от игр (см. рис. 5), не считают, что игры моли бы стать причиной проблем со здоровьем (см. рис. 6) и никогда не испытывали вину за время проведённое в игре (см. рис. 9). Подводя итог результатам теста хочется отметить, чтобольшинство учащихся имеют склонность к игровой зависимости. Примерно для половины опрошенных игры не представляют опасности.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современном мире практически у каждого человека есть доступ к Интернету, однако не все люди используют его в разумных целях, а не для развлечений. Именно постоянное бесцельное времяпровождение в сети, а также различные проблемы во взаимоотношениях с людьми вызывают интернет-зависимость. Тема информационного проекта актуальна в связи с негативным влиянием на здоровье и социальную жизнь людей. Проблема исследования – противоречивость в положительном и негативном влиянии интернета на организм человека Гипотеза проекта нашла подтверждение – слишком большое количество времени, проведённое в интернете, действительно оказывает губительное влияние на здоровье, умственные и физические способности людей.
Для раскрытия темы во введении информационного проекта была поставлена цель – изучить интернет-зависимость. Реализации цели информационного проекта способствовало решение следующих задач: · Выяснены причины интернет-зависимости · Проанализированы типы болезни · Выяснено, какие бывают симптомы интернет-зависимости · Проведён опрос · Выявлены последствия интернет-зависимости · Найдены пути избавления от интернет-зависимости · Исследована связь между интернет-зависимостью и дистанционным обучением На основании проведённого мною исследования можно сделать следующие выводы. 1. Причины интернет-зависимости – стремление уйти от различных жизненных проблем (неудачи в отношениях с окружающими людьми, на учёбе или в профессиональной сфере, негативная обстановка в семье); неправильное воспитание, вызывающее низкую самооценку, вседозволенность; огромное количество информации, содержащейся в сети; возможность оставаться анонимным пользователем и не нести никакой ответственности за свои действия. 2. Типы заболевания: навязчивый веб-серфинг, виртуальному общению, игровая зависимость, навязчивая финансовая потребность; пристрастие к просмотру сериалов, фильмов в Интернете. Стадии интернет-зависимости: знакомство с интернетом; виртуальная жизнь постепенно начинает заменять реальную; практически полная утрата интереса к реальной жизни. 3. Существуют психологические (приподнятое настроение при посещении интернета, попытки скрыть посещение интернета, регулярное времяпровождение в Интернете без какой-либо цели, потеря ощущения времени, конфликты с окружающими людьми, финансовые проблемы, отрицание зависимости, агрессия и подавленное настроение) и физические симптомы (ухудшение зрения, лишний вес или дистрофия, проблемы со сном, снижение иммунитета, нарушение осанки, боль в суставах, шее, плечевом поясе; онемение пальцев; заболевания сердечно-сосудистой системы) интернет-зависимости. Самый главный симптом - потеря интереса к реальной жизни. 4. Результаты анкетирования и теста Такера показали, что учащиеся проводят достаточно много времени в Интернете, особенно в период дистанционного обучения, и имеют незначительную склонность к игровой зависимости. 5. Последствия интернет-зависимости – утрата способности аналитически мыслить, снижение концентрации внимания, потеря связи с реальным миром, снижение зрения и иммунитета, болезни суставов, позвоночника и сердечно-сосудистой системы, заболевания, связанные с изменением веса. 6. Чтобы избавится от интернет-зависимости, нужно вернуться в реальную жизнь. Для этого необходимо найти хобби, начать заниматься спортом и вести здоровый образ жизни, не включать компьютер или не посещать Интернет без необходимости, больше общаться с родственниками и друзьями. В тяжёлых случаях нужно незамедлительно обращаться к психиатру. 7. При интернет-зависимости человек посещает Интернет ради развлечения, а в период дистанционного обучения – ради учёбы и поиска нужной информации. Из этого можно сделать вывод – дистанционное обучение не может вызывать интернет-зависимость у детей и подростков. Всё вышесказанное доказывает, что интернет-зависимость – опасное заболевание, которое губительно влияет на организм человека. Избавится от этого заболевания трудно, но возможно. Продукт проекта – презентация «Интернет-зависимость», буклет «Как избежать интернет-зависимости». Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты исследования и продукт проекта могут быть использованы для проведения классных часов.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бондарев Н. Н. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА [Электронный ресурс]// Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч. -практ. конф. № 5., Новосибирск, 1 ноября 2012 г. / ред. кол. Н. В. Дмитриева (председатель ред. кол. ) [и др. ]. - Новосибирск: - Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. – С. 215 - 221. - URL: https: //sibac. info//archive/humanities/5. pdf (дата обращения: 14. 01. 2021) 2. Завалишина О. В., Загуменных Н. А., Постоева Е. С. ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ – ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ. // Научный журнал КубГАУ. – 2015. - № 105 (01). – С. 10. 3. Кулемина О. А., Загибалова Т. А. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ [Электронный ресурс]// Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч. -практ. конф. № 8(35)., Новосибирск, 13 октября 2015 г. / ред. кол. Н. В. Дмитриева (председатель ред. кол. ) [и др. ]. - Новосибирск: - Изд. АНС «СибАК», 2015. – С. 60-66. - URL: http: //sibac. info/archive/guman/8(35). pdf (дата обращения: 14. 01. 2021) 4. Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. - Днепропетровск: Пороги, 2006. -196 с. 5. О. И. Пашкевич. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. // Мастерство-онлайн. - 2016. - № 1. – С. 7 6. Суслова Ю. А. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ЗНАЧИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА [Электронный ресурс]// Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч. -практ. конф. № 9(36)., Новосибирск, 17 ноября 2015 г. / ред. кол. Н. В. Дмитриева (председатель ред. кол. ) [и др. ]. - Новосибирск: - Изд. АНС «СибАК», 2015. – С. 175-180. - URL: http: //sibac. info/archive/guman/9(36). pdf (дата обращения: 14. 01. 2021) 7. Т. В. Пахомова. Некоторые психологические проблемы интернет-зависимости. // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 236-238.
6. ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета «место современных информационных технологий в жизни подростков» 1. Знаете ли вы, что такое интернет-зависимость? Да Нет Затрудняюсь ответить 2. Сколько времени вы проводите в Интернете каждый день? Меньше часа 1-3 часа 3-5 часа 5-7 часов Более 7 часов 3. Для чего вы используете Интернет? Поиск информации Общение с друзьями Онлайн-игры Покупки в онлайн-магазинах Просмотр фильмов и сериалов Учёба и саморазвитие Чтение электронных книг 4. Посещаете ли вы Интернет, чтобы отвлечься от каких-либо проблем, негативных мыслей подавленного настроения? Никогда Редко Иногда Часто Всегда 5. Если у вас нет возможности зайти в Интернет, становитесь ли вы равнодушным и грустным? Нет Иногда Да 6. Стараетесь ли вы скрыть посещение Интернета от родственников? Нет Иногда Да 7. Если вы долго проводите время за компьютером или с телефоном, вы начинаете испытывать усталость, головную боль, головокружение, сухость в глазах? Да, все вышеперечисленные симптомы Некоторые из вышеперечисленных симптомов Нет, я хорошо себя чувствую 8. Имеете ли вы привычку принимать пищу перед компьютером? Да Нет Иногда ем перед компьютером 9. Сколько времени вы проводите за компьютером во время дистанционного обучения? 1-3 часа 3-5 часов 5-7 часов 7 часов и более 10. Во время дистанционного обучения вам всё больше и больше хочется сидеть за компьютером, посещать Интернет? Да Нет
Ниже представлены результаты анкетирования.
Рис 1. Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9 Рис. 10
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|