Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





?? ФИКХ СУННЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН: 34-УРОК



 

 

?? ФИКХ СУННЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН: 34-УРОК

 

Райхана Бинт МухаммадJuly 23, 2021

 

✳ ️ «КНИГА ПОСТА» (КИТАБУС-СЫЙАМ)

 

🟥 ПОСТ И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В ИСЛАМЕ:

 

 

Пост - это воздержание от еды, питья и совокупления с намерением поститься, начиная с рассвета до захода солнца.

Община мусульман единогласно сошлась на том, что пост в месяц Рамадан, является одним из столпов Ислама и его соблюдение обязательно для каждого мусульманина. Тот, кто отрицает его обязательность, тот неверующий вероотступник.

Сказал Всевышний Аллах:

ش َ ه ْ ر ُ ر َ م َ ض َ ا ن َ ا ل ّ َ ذ ِ ي أ ُ ن ز ِ ل َ ف ِ ي ه ِ ا ل ْ ق ُ ر ْ آ ن ُ ه ُ د ً ى ل ّ ِ ل ن ّ َ ا س ِ و َ ب َ ي ّ ِ ن َ ا ت ٍ م ّ ِ ن َ ا ل ْ ه ُ د َ ى و َ ا ل ْ ف ُ ر ْ ق َ ا ن ِ ف َ م َ ن ش َ ه ِ د َ م ِ ن ك ُ م ُ ا ل ش ّ َ ه ْ ر َ ف َ ل ْ ي َ ص ُ م ْ ه ُ

«В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься... » [2: 185]

Сказал пророк ﷺ: «Ислам построен на

 

пяти (столпах): Свидетельство, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его пророк, выстаивание молитвы, выплачивание закята, пост в Рамадан и хадж к Дому (Каабе)» [Согласованный хадис. Бухари 8 и Муслим 16]

 

🟥 ВИДЫ ПОСТА:

 

◻ ️ Первый вид: Обязательный пост и он делиться на три подразделения:

◽ а) Пост месяца Рамадан;

◽ б) Искупительный пост;

◽ в) Пост связанный с обетом.

 

◻ ️ Второй вид: Добровольный пост.

 

🟥 ПЕРВЫЙ ВИД - ПОСТ МЕСЯЦА РАМАДАН:

 

Он является обязательным для каждой мусульманки - совершеннолетней, разумной, физически здоровой (не больной), оседлой - не являющейся путником и которая чиста от месячных и послеродовых кровотечений. Сказал Всевышний Аллах:

ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ك ُ ت ِ ب َ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ُ ا ل ص ّ ِ ي َ ا م ُ ك َ م َ ا ك ُ ت ِ ب َ ع َ ل َ ى ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ م ِ ن ق َ ب ْ ل ِ ك ُ م ْ ل َ ع َ ل ّ َ ك ُ م ْ ت َ ت ّ َ ق ُ و ن َ ، أ َ ي ّ َ ا م ً ا م ّ َ ع ْ د ُ و د َ ا ت ٍ ف َ م َ ن ك َ ا ن َ م ِ ن ك ُ م م ّ َ ر ِ ي ض ً ا أ َ و ْ ع َ ل َ ى س َ ف َ ر ٍ ف َ ع ِ د ّ َ ة ٌ م ّ ِ ن ْ أ َ ي ّ َ ا م ٍ أ ُ خ َ ر َ

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь. 🍃 Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» [2: 183-184]

 

◻ ️ КАКИМ ОБРАЗОМ

 

УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСТ В РАМАДАН?

 

Наступление месяца Рамадан, устанавливается двумя способами:

 

🔺 1. Видение месяца (луны) Рамадана:

Сказал Всевышний Аллах:

ف َ م َ ن ش َ ه ِ د َ م ِ ن ك ُ م ُ ا ل ش ّ َ ه ْ ر َ ف َ ل ْ ي َ ص ُ م ْ ه ُ

«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» [2: 185]

Передаётся от ибн Умара ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه م ا, что пророк ﷺ, сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его (по причине облачности), то завершите предшествующий месяц тридцатью днями» [Бухарий 1900 и Муслим 1080]

На основании этого, множество имамов передали единогласное мнение (иджма’) на то, что необходимо

 

начинать и завершать пост Рамадан только исходя из зрительной фиксации и наблюдения за луной, и ни в коем случае не на основании астрономических вычислений и прочих вещей.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Нет сомнений в том, что Сунна и единогласное мнение сподвижников указывает на то, что нельзя опираться на астрономические вычисления! А тот, кто опирается на это в утверждении начала месяца, тот заблудший в шариате, приверженец нововведений в религии и ошибающийся в разуме и своем вычислении! ”

[“Маджму’уль-фатауа” 25/207]

[Прим. пер: Обратите внимание на последнее предложение шейхуль-Ислама]

 

◻ ️ Для объявления о начале Рамадана достаточно того, чтобы новый месяц увидел один благочестивый мусульманин или мусульманка в соответствии с наиболее сильным мнением. Ибн Умар (ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه م ا ) рассказывал: «Люди пытались разглядеть новый месяц, и я сообщил пророку ﷺ, что увидел его. Тогда пророк начал поститься и повелел людям сделать то же самое» [Абу Дауд 2242, ад-Даримий 4/2, ибн Хиббан 3447. С иснадом сахих. Достоверность подтвердил шейх Альбани]

 

◻ ️ Что же касается окончания месяца Рамадан и видения нового месяца Шавваля, то для этого нужно свидетельство двух благочестивых мусульман. На это указывает другой достоверный хадис, где пророк ﷺ,

 

сказал: «Если засвидетельствовали два мусульманина, то начинайте и заканчивайте пост в Рамадан» [Ахмад 4/321 и ан-Насаий 1/300, с иснадом сахих]

 

🔺 2. Завершение месяца Шаъбан тридцатью днями:

Если видение месяца не утвердилось в силу облачности или некоторых препятствий, то месяц шаъбан доводится до тридцати ночей, в соответствии со словами пророка ﷺ: «А если вы не увидели его (месяц) по причине облачности, то завершите предшествующий месяц (шаъбан) тридцатью днями» [Бухари 1907]

Тот факт, что пророк ﷺ, повелел нам подсчитывать месяц шабан 30-ю днями в случае облачности и не велел обращаться к астрономам, указывает

 

на недозволенность использования астрономических подсчетов!

 

◻ ️ ЕСЛИ В ОДНОЙ СТРАНЕ УВИДЕЛИ МЕСЯЦ?

 

Если в одной из стран увидели Луну, то все остальные страны также обязаны присоединиться и начать уразу. Это мнение имама Малика, имама Шафии, имама Ахмада, Лейса ибн Саада и др. И это мнение выбрали целая группа ученых мухаккыков.

(Мухаккык - это тот ученый, который разбирал вопросы до глубины, определял достоверность хадисов, слабость доводов в этих вопросах, определяя правильность использования тех или иных доводов на использование в тех или иных вопросах и т. п. )

 

Так вот, это мнение выбрали сразу несколько ученых мухакыков, из них шейх ибн Теймия, имам аш-Шаукани, Сыддык Хасан Хан, а также шейх Альбани и ибн Баз. И в довод использовали слова Пророка ﷺ:

«И поститесь, если увидите Луну и прекращайте уразу, если увидели Луну». Это обращение ко всем, а не только к кому-то конкретному. Сказали – это слова общие, касаются всех мусульман. И подтверждает этот мнение и усиливает тем, что в древние времена, в отличие от наших времен, не было понятия «мусульманские страны», было понятие одна единая мусульманская страна, один единый халифат, который занимал чуть ли ни полмира, если ни больше.

 

🟥 ЖЕНЩИНА И ЕЕ РАЗГОВЛЕНИЕ В МЕСЯЦ РАМАДАН:

 

Женщина оставляет пост в Рамадан по трём причинам:

 

◻ ️ 1. БОЛЕЗНЬ:

Все ученые единодушны в отношении того, что больному человеку, в целом, дозволено не поститься. Однако, когда исцелится от болезни он обязан возместить те посты, которые оставил по причине болезни. Основа в этом вопросе – слова Всевышнего Аллаха:

ف َ م َ ن ك َ ا ن َ م ِ ن ك ُ م م ّ َ ر ِ ي ض ً ا أ َ و ْ ع َ ل َ ى س َ ف َ ر ٍ ف َ ع ِ د ّ َ ة ٌ م ّ ِ ن ْ أ َ ي ّ َ ا م ٍ أ ُ خ َ ر َ

«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» [2: 185]

 

❗ Болезнь в свою очередь делиться на три вида:

 

 

🔺 а) Больной у которого легкая простуда, легкая головная боль, зубная боль и т. п., на которого пост не влияет (не вредит), то такому человеку запрещается разговляться, он обязан соблюдать пост.

 

🔺 б) Человеку, опасающемуся заболеть по причине поста, разрешено разговляться так же, как и человеку, который боится, что его болезнь из-за поста усилиться. Так как больному разрешено не постится из опасения, что его болезнь усилится и затянется.

 

🔺 в) Если пост станет причиной сильного вреда и может повлечь за собой погибель, то в таком случае, хукм поста - харам, в соответствии со словами Всевышнего Аллаха:

 

و ل ا ت ق ت ل و ا أ ن ف س ك م

«И не убивайте самих себя... » [4: 29]

[Взяты пользы из книги " Шарх аль-Мумтиъ" (6/352-353) шейха ибн Усеймина, а также " аль-Маджму" 6/258, и " аль-Мугни" 3/16]

 

 

◻ ️ 2. ПУТЕШЕСТВИЕ:

Если женщина вышла в путь, в котором дозволено сокращение молитв, то ей дозволено разговляться, в соответствии со словами Всевышнего Аллаха:

ف َ م َ ن ك َ ا ن َ م ِ ن ك ُ م م ّ َ ر ِ ي ض ً ا أ َ و ْ ع َ ل َ ى س َ ف َ ر ٍ ف َ ع ِ د ّ َ ة ٌ م ّ ِ ن ْ أ َ ي ّ َ ا م ٍ أ ُ خ َ ر َ

«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» [2: 184]

 

◻ ️ Если она поститься в пути, то ее пост действителен и это мнение всех учёных

 

из числа сахабов, табиинов, четырёх имамом и др.

 

◻ ️ Лучшее в пути - это разговление или пост?

 

▫ ️ а) Если пост сложен для человека или препятствует совершению им благих дел, то лучшее для него разговление. От Джаабира передается: «Однажды посланник Аллаха ﷺ, находился в пути и увидел толпу людей, собравшихся вокруг одного человека и прикрывавших его от солнца, и спросил: “Что происходит? ” Ему ответили: “Он постится” и тогда пророк ﷺ, сказал: “Соблюдение поста в пути – не от благочестия”» [Бухарий 1946 и Муслим 1115]

Анас ибн Малик рассказывал: «Однажды, вместе с пророком ﷺ, мы

 

находились в пути, и среди нас были как постящиеся, так и разговляющиеся. В один жаркий день мы остановились в каком-то месте. В самой обширной тени находились те из нас, кто прикрывался своей одеждой, а некоторые прикрывались от солнца рукой. Соблюдающие пост упали на землю без сил, те же, кто разговлялись, стали разбивать палатки и поить верблюдов, и тогда посланник Аллаха ﷺ, сказал: “Сегодня те, кто не постился, получили награду”» [Муслим 1119]

 

▫ ️ б) Если пост в пути не причиняет вреда и не останавливает от совершения благих дел, то лучше для путника соблюдать пост, согласно слов Всевышнего Аллаха:

و َ أ َ ن ت َ ص ُ و م ُ و ا خ َ ي ْ ر ٌ ل ّ َ ك ُ م ْ إ ِ ن ك ُ ن ت ُ م ْ ت َ ع ْ ل َ م ُ و ن َ

«Но вам лучше поститься, если бы вы

 

только знали! » [2: 184]

 

▫ ️ в) Если пост в пути причиняет невыносимо сильные трудности, которые могут привести к гибели, то в этом случае является обязательным разговление и правовое положение поста в таком случае - запретно (харам). Джабир бин Абдуллах рассказывал, что в год покорения Мекки посланник Аллаха ﷺ, отправился в путь в рамадане. Он постился до тех пор, пока не доехал до Кура аль-Гамим. Там он попросил принести ему кружку воды и поднял ее над головой, а когда люди стали смотреть на него, отпил из нее. Спустя некоторое время ему сообщили, что все еще есть такие, которые продолжают поститься. В ответ он сказал: «Это – ослушники! Это – ослушники! » [Муслим

 

1114, и нечто подобное приводится у Бухарий 1947 от ибн Аббаса]

 

◻ ️ Когда с путника спадает разрешение на разговление?

Положение женщины в этом вопросе подобно положению мужчины. Пока она находится в пути, ей дозволено разговление, как мы упомянули выше. Однако, если она намеревается остаться в стране, куда она совершила путешествие или вернулась в свою страну, то с неё спадает разрешение на разговление. Если она вернулась в свою страну ночью, а завтра день поста, то с утра для неё обязательно держать пост - без каких либо разногласий. Если она вернулась днем и была непостящейся, то для неё не обязательно продолжить остаток дня постом в соответствии с самым

 

верным мнением учёных.

 

⚠ ️ Из этого проистекает две пользы:

 

🔺 1. Если мужчина был в пути, затем вернулся домой днем и был разговляющимся и застал свою жену очистившейся от хайда или нифаса и она была разговляющейся, то ему дозволено иметь с ней половой акт и на нем нет искупления [но пропущенный пост он обязан возместить, без искупления, потому что он был в пути и пропустил пост - прим. пер]. [аш-Шафи'ий в " аль-Умм" 2/6, " аль-Мудавина" 1/184]

 

🔺 2. Если в месяц Рамадан, в дневное время, мужчина был не в состоянии терпеть половое желание - дозволено ли ему совершить путешествие в

 

другую страну, с женой, для того чтобы совершить с ней половой акт? В этом нет никаких проблем, однако лучше для него проявить терпение до наступления заката. А Аллах знает лучше.

 

 

◻ ️ 3. СТАРОСТЬ. (ДРЯХЛОСТЬ):

Старой женщине в преклонном возрасте, которая не способна постится, дозволено не держать пост в месяц Рамадан и не обязательно для неё возмещение поста. Она кормит бедняков за каждый пропущенный день поста и это мнение большинства учёных. Основа в этом, слова Всевышнего:

و َ ع َ ل َ ى ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي ُ ط ِ ي ق ُ و ن َ ه ُ ف ِ د ْ ي َ ة ٌ ط َ ع َ ا م ُ م ِ س ْ ك ِ ي ن ٍ

«А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» [2: 184]

 

Аль-Бухари передаёт [4505], что Ата' слышал, как ибн Аббас читал этот аят, затем сказал: «Действие этого аята не аннулировано, здесь речь идёт о дряхлом старце или старушке, которые не могут поститься, и вместо этого должны кормить по бедняку (фидья) за день поста».

 

 

◻ ️ 4, 5 - БЕРЕМЕННОСТЬ И КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ:

Если беременная или кормящая грудью женщина боиться за свое здоровье или здоровье малыша, то дозволено ей разговление и по наиболее верному мнению, не обязательно для нее возмещение поста. В искупление она кормит бедняков за каждый пропущенный день поста. Сказал пророк ﷺ: «Воистину, Всевышний

 

Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста” [Ахмад 4/347, Абд бин Хумайд 430. Хадис - хасан, как сказал шейх Мустафа аль-Адави]

Ибн ‘Аббас в отношении аята: «А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка» - сказал, что он отменен велением поститься, а затем добавил: «Установлено кормление одного бедняка за каждый пропущенный день для старика и старухи, которые не способны соблюдать пост, а также для беременной и кормящей грудью, которые опасаются (за детей)». [ибн аль-Джаруд 381, Байхакый 4/230 - с иснадом сахих, смотри в " аль-Ируа" 4/18]

Также сообщается, что Ибн ‘Аббас

 

сказал беременной женщине: «Ты из числа тех, которые могут поститься с трудом, поэтому на тебе кормление бедняка, а не возмещение» [Абдурраззак 7567 и ад-Даракъутни 2/206, с иснадом сахих]

Тоже самое достоверно пришло и от Ибн Умара и не известно, что кто-то из сподвижников противоречил им.

 

◻ ️ Дозволено женщине разговление и на ней обязательство возмещения:

Учёные и имамы уммы единогласны в том, что пост женщины в состоянии хайда и нифаса - недействителен. Пост для нее не является обязательным и хукм ее поста - харам. После очищения от кровотечений хайда и нифаса, женщина обязана поститься и возместить пропущенные посты после Рамадана. Сказала Айша ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ا: «В

 

эпоху пророка ﷺ, у нас были месячные и нам было велено возмещать пропущенные дни поста и не было велено возмещать пропущенные молитвы» [Муслим 335, абу Давуд 259, ан-Насаий 4/191, Тирмизий 784]

 

⚠ ️ ПОЛЬЗЫ:

 

◻ ️ Дозволено ли женщине-мусульманке принимать лекарство для предотвращения месячных в Рамадан?

Это действие является нежелательным. Аллах предписал хайд для дочерей Адама ع ل ي ه ا ل س ل ا م, и женщины во времена пророка ﷺ, не совершали этих действий. Однако, если женщина примет это лекарство и оно ей ничем не навредит, то нет ничего плохого в его употреблении. Её пост является действительным, пока хайд

 

предотвращен по причине этих препаратов и нет на ней возмещения или искупления. Если же женщина засомневалась в остановке крови из-за этого лекарства, то она в хукме той, у которой месячные. Она разговляется в дни хайда, а затем должна возместить их. [" Джамиъ ахкямин-ниса" 2/393]

 

◻ ️ Женщина у которой кровь истихады не пропускает пост и пост для нее обязателен, также как и молитва и в этом есть иджмаъ учёных, потому что она в хукме чистоты.

◻ ️ Недозволено женщине разговление при одном из вышеупомянутых случаев, подразумевая, что она мусульманка, совершеннолетняя, разумная, здоровая - не больная, не путник, очистившаяся от крови хайда и нифаса и для такой женщины

 

разговление в Рамадан является запрещенным.

 

⚠ ️ ПОЛЕЗНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ ОТ ПЕРЕВОДЧИКА:

 

🔴 Читайте о посте беременных и кормящих грудью женщин, по ссылке:

https: //telegra. ph/O-POSTE-BEREMENNYH-I-KORMYASHCHIH-GRUDYU-ZHENSHCHIN-10-11

 

🔴 Все вопросы о посте больного человека:

https: //islamqa. info/ru/categories/topics/111/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE

 

🔴 Лучше ли больному человеку не поститься?

https: //islamqa. info/ru/answers/11107/%D0%9B%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B5-%D0%BB%D0%B8-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%83-%D0%BD%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F

 

🔴 Причины, дозволяющие не поститься в Рамадан:

https: //islamqa. info/ru/answers/23296/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B4%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B5-

 

%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F-%D0%B2-%D0%A0%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD

 

Действия, нарушающие пост:

https: //islamqa. info/ru/answers/38023/%D0%94%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82

 

🔴 И ещё больше информации о рамадане, вы найдёте на нашем канале “Рамадан-2021”, по ссылке:

https: //t. me/joinchat/AAAAAEryU5PMqUJ0KhZ5xA

 

Можно давать одному и тому же

 

бедняку еду, которая является искуплением как за один, так и за более количество дней. Кормить бедняков или раздать еду можно как в начале месяца Рамадана, так и в середине или в конце. См. “Фатауа Ибн Баз” 15/203.

Если же человек не имеет возможности кормить бедняка, то с него снимается эта обязанность. Имам Ибн Къудама говорил: “Если старик или старуха не могут кормить бедняка, то им ничего не следует делать, ибо «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакъара 2: 286)”. См. “аль-Мугъни” 4/396.

То же самое относится и к беременным, и кормящим грудью, которые не имеют возможности накормить бедняка за пропущенный пост.

 

 

Не дозволено выплачивать деньги вместо еды!

Это положение подобно закяту аль-Фитр, который необходимо выплачивать именно продовольствием. Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Следует кормить бедняка половиной са’ еды, которую употребляют в данной местности, а половина са’ – это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184). И текст Корана указывает именно на еду! ” См. “аль-Фатауа аль-Фаузан” 3/140.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.