|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обработка почвы. Марка трактора. Ширина колеи трактора, мм. Величина смещения, мм, для числа корпусов. Трактор. Ширина пово- ротной полосы, м. Длина гона, м. Ширина поворотной полосы для трактора**, м. Количество культиватороОбработка почвы
Обработка почвы в разных системах земледелия Цель обработки почвы — создание оптимальной структуры для обеспечения условий качественного посева, стимулирования роста и развития корневой системы, обеспечения воздухообмена и доступа к ней питательных веществ и оптимального влагообмена (накопление, сохранение или фильтрация излишков). Обработка не должна разрушать агрегатную структуру почвы, она должна способствовать повышению почвенного плодородия, предохранению почвы от ветровой или водной эрозии, быть минимально энергоемкой, высокопроизводительной и не очень дорогой. Требования к системам почвообработки в определенной степени противоречивы, следовательно, на практике необходимо искать разумный компромисс с учетом зональных и природно-климатических факторов, имеющих вероятностную природу. Различают два вида обработки почвы: 1) традиционную, или интенсивную, включающую вспашку; 2) минимальную (сберегающую), основанную на принципах минимализации и (или) нулевой обработке почвы. При традиционной обработке почвы благоприятные для посева условия создаются за счет глубокой вспашки и последующего рыхления поверхностного слоя, которая приводит к перемешиванию слоев с аэробными и анаэробными биологическими структурами и активизации процессов восстановления их баланса. Сберегающая обработка почвы воздействует на слои, или горизонты, изменяя структуру и не нарушая при этом биологического равновесия. Такую обработку можно совмещать с посевом (прямой посев). Применение традиционной обработки почвы характеризуется наличием остатков растительности на поверхности почвы (до 15%) после уборки, необходимостью восстановления структуры пахотного корнеобитаемого слоя и заделки вносимых удобрений (особенно органических) для сохранения питательных веществ. Преимущество этого вида обработки заключается в том, что она способствует снижению уровня болезней и вредителей, затрат на применение гербицидов. Работы можно начинать ранней весной для сохранения влаги в верхнем слое (поверхностное рыхление). Глубокую обработку проводят при достижении оптимальной влажности почвы, чтобы не формировался пласт (переувлажненная почва) и во избежание перерасхода топлива (почвы с низкой влажностью). Недостатками данной системы обработки являются: малые агротехнические сроки для механизированного выполнения работ по сохранению почвенной влаги (слабая несущая способность почвы для ходовых систем тракторов и высокая скорость испарения влаги с поверхности в условиях большой скорости ветра и солнечного нагрева поверхности); высокие затраты на топливо и техническое обслуживание техники и оборудования; высокий риск возникновения почвенной эрозии. Система минимальной обработки почвы (Min-Till) характеризуется сохранением остатков растительности на поверхности почвы (15…30%) после уборки. Минимальная обработка почвы предполагает проведение одной или двух культиваций для обеспечения борьбы с сорняками. При этом определенная часть растительных остатков остается в виде мульчи в верхнем слое почвы. Преимущества минимальной системы обработки следующие: сокращаются потери влаги; переход от классической к уменьшенной системе обработки почвы может быть выполнен в течение одного года; за счет растительных остатков на поверхности снижается интенсивность испарения влаги, что способствует увеличению агротехнических сроков; снижаются затраты труда, топлива, денежных средств по сравнению с классической обработкой. Недостатки системы следующие: увеличиваются затраты на применение гербицидов; применение ограничено типом почв; относительно высокие затраты на топливо и техническое обслуживание техники и оборудования. Система нулевой обработки почвы (No-Till) характеризуется совмещением обработки почвы и посева (посев выполняется в борозду, сформированную рыхлителями, дисковыми сошниками или другими подобными рабочими органами сеялок). Снижения засоренности посевов сорняками достигают применением больших доз гербицидов. Преимущество такой системы заключается в низком уровне эрозии и потерь почвенной влаги, существенном снижении затрат на топливо и обслуживание техники и оборудования. Недостатками являются: очень высокие требования к точности выполнения работ; повышенные затраты на химические препараты; рост техногенной нагрузки на экосистему; невозможность сменить систему обработки в короткое время. В табл. 2. 1 представлено сравнение проведения операций при различных технологиях обработки почвы.
Мульчированный посев осуществляется по мелкообработанной почве с созданием мульчирующего слоя из стерни. Мульчирующий слой частично уменьшает испарение влаги, снижает опасность водной и ветровой эрозии. Расходы на топливо по сравнению с традиционным посевом уменьшаются. При этом необходимо вносить повышенные дозы азотных удобрений. Мульчированный посев способствует повышению плодородия почвы и улучшению ее структуры.
Технология вспашки Вспашку почвы проводят оборотными (гладкая вспашка) и отвальными (традиционная или классическая вспашка) плугами. Назначение гладкой вспашки. Этот вид вспашки предназначен для отвальной обработки почвы без развальных борозд и свальных гребней; он способствует повышению культуры земледелия и обеспечивает получение выровненной поверхности почвы, улучшение условий эксплуатации машин и агрегатов на последующих операциях. Гладкую вспашку выполняют на лесостепных, лесолуговых, степных типах почв, не подверженных эрозии, и на почвах, сильно засоренных предшественниками, на полях с уклоном не более 8°. Высота стерни — не более 25 см на почвах с различными физико-механическими свойствами: твердостью до 4 МПа, удельным сопротивлением 4…10 МПа, относительной влажностью 20…23%. Агротехнические требования. Гладкую вспашку выполняют без образования развальных борозд и свальных гребней и в соответствии с требованиями базовой отвальной вспашки. Оборот пласта должен быть достаточным, с углом наклона его грани к дну борозды не менее 45°, обеспечивающим его укладку в борозду. При культурной вспашке в условиях крошения почвы преобладают комки почвы размером до 5 см (не менее 75%). Сорные растения должны быть полностью (100%) подрезаны. Пожнивные остатки, сорные растения и удобрения заделывают на глубину не менее 12…15 см от поверхности пашни (с учетом вспушенности почвы). Заделка пожнивных растительных остатков должна быть не менее 97%. Колебание глубины вспашки — не более ±2 см. Поверхность вспаханного поля должна быть слитной и ровной, высота гребней на поверхности пашни — не более 3…4 см. Огрехи не допускаются. На почвах с достаточным гумусовым горизонтом вспашку производят на глубину 20…30 см, а мелкую вспашку — на глубину 12…20 см на почвах с малым гумусовым горизонтом, не превышающим 20 см. При вспашке как с правым, так и с левым оборотом пласта качество должно быть идентичным. Стыки правого и левого оборотов пласта не должны иметь заметных углублений и видимых гребней. Высота неровностей между ними не должна превышать 5 см. При совмещении гладкой вспашки с предпосевной подготовкой почвы требования к качеству обработки почвы ужесточаются. Крошение почвы улучшается, полезной фракции комочков размером менее 5 см должно быть не менее 80%, поверхность поля ровная, глубина борозды на поверхности поля — не более 2 см, верхний слой почвы глубиной до 10 см должен иметь оптимальную плотность 1, 0…1, 3 г/см3 для посева сельскохозяйственных культур. Качество гладкой вспашки почвы на скоростях 6…12 км/ч должно удовлетворять принятым агротехническим требованиям; обеспечивается выбором типа плужных корпусов и регулировкой их положения. Гладкую вспашку под озимые и зяби под яровые культуры проводят через 10—15 дней после лущения. Экологические требования. Количество эрозионно опасных частиц размером менее 0, 25 мм в верхнем слое почвы (0…5 см) не должно возрастать по сравнению с их содержанием до выполнения данной операции. Для снижения водной эрозии почвы гладкую вспашку выполняют поперек склонов с нарезкой подпахотных борозд на глубину до 15 см. В целях уменьшения деградации почвы, снижения ее уплотнения ходовыми системами агрегатов гладкую вспашку выполняют одновременно с предпосевной подготовкой, исключающей послепахотную обработку (дискование, выравнивание, прикатывание). Допустимое удельное давление ходовых систем агрегатов на почву должно соответствовать ГОСТ 26955—86 «Техника сельскохозяйственная мобильная. Нормы воздействия движителей на почву». Рабочие органы плуга не должны уплотнять почву и создавать лемехами уплотненную подошву на дне обрабатываемого слоя почвы. Для выполнения гладкой вспашки применяют комплексы унифицированных оборотных плугов, а для традиционной вспашки — комплексы традиционных плугов, агрегатируемых с тракторами тяговых классов 1, 4 и 2, а также 3 и 5. Для улучшения адаптации операций к различным почвенным условиям, повышения качества гладкой вспашки агрегаты должны иметь требуемую номенклатуру культурных, полувинтовых, винтовых, вырезных безотвальных, решетчатых и других корпусов шириной захвата 30, 35, 40 см. Для агрегатирования необходимо соответствие размеров присоединительных устройств тракторов и плуга, соединение их должно быть автоматическим. Пахотный агрегат должен иметь достаточный транспортный просвет и допустимый габарит по ширине в транспортном положении. Применяемые комплексы унифицированных плугов вспашки должны обеспечивать рабочую скорость движения до 12 км/ч. Технология вспашки. Направление пахоты выбирают в зависимости от предыдущей вспашки, размеров, конфигурации и рельефа поля. Желательные направления: поперек предыдущей пахоты, поперек склонов (для борьбы с водной эрозией). Основной способ движения пахотных агрегатов — петлевой с чередованием загонов, с минимальным количеством свальных гребней и развальных борозд. Ширину загона выбирают такой, чтобы обеспечить минимум холостых проездов и кратной рабочей ширине захвата пахотного агрегата. Ширина поворотной полосы должна быть кратной ширине захвата агрегата (для навесных плугов — 12…15 м; для полунавесных 5- и 6-корпусных — до 20 м). Для гладкой вспашки можно использовать челночный способ движения. Для отметки поворотных полос борозды пропахивают на глубину 8…12 см с отваливанием пласта на поворотную полосу. Это смягчает удар лемехов о землю при опускании и улучшает заглубление плуга. При отбивке загонов границы обозначают вешками. Образование свального гребня за четыре прохода. Пахотный агрегат регулируют так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний — пахал на глубину 10…12 см (рис. 2. 1). Для получения прямолинейной борозды ориентируются на заранее установленные на линии первого прохода вешки. Для современных тракторов траекторию задает система спутникового управления ГЛОНАСС в режиме автовождения. Рис. 2. 1. Образование свального гребня за четыре прохода При 2-м проходе пахотного агрегата (см. рис. 2. 1) увеличивают глубину пахоты на 3…4 см, и сделав поворот налево, ведут агрегат с правой стороны борозды с таким расчетом, чтобы образовалась широкая (не менее 70 см) развальная борозда. При следующем проходе пахотный агрегат регулируют так, чтобы все корпуса пахали на заданную глубину. Необходимо чтобы пласт от первого корпуса засыпал ближайшую развальную борозду. Образование свального гребня за три прохода. Для 1-го прохода пахотный агрегат настраивают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний — пахал на полную (заданную) глубину (рис. 2. 2). Для получения прямолинейной борозды ориентируются на заранее установленные линии первого прохода вешки. Рис. 2. 2. Образование свального гребня за три прохода Перед 2-м проходом (см. рис. 2. 2) пахотный агрегат настраивают так, чтобы все корпуса пахали на заданную глубину. Агрегат ведут таким образом, чтобы пласт от первого корпуса ложился на последний пласт и частично в борозду, образованную при первом проходе. При 3-м проходе пахотного агрегата (см. рис. 2. 2) запахивают плугом первую борозду, в результате чего формируется свальный гребень. Образование развальной борозды. Предпоследний проход (рис. 2. 3) при вспашке агрегата выполняют на полную глубину (как описывалось ранее). Размеры прежние, для этого прохода необходимо оставлять одну-две борозды невспаханными. Рис. 2. 3. Образование развальной борозды Пахотный агрегат регулируют таким образом, чтобы последние корпуса плуга вспахивали на треть от заданной глубины вспашки, оставляя борозды мелкими и аккуратно законченными. Подготовка агрегатов к работе. Допустимые отклонения для лемеха не должны превышать: по ширине — 10 мм; по длине спинки — 5 мм; по длине лезвия — 15 мм; толщина лезвия — не более 1 мм; выступление лемеха за отвал — 10 мм; выступление головок болтов крепления лемеха не допускается. Подготовку плугов проводят на бетонированной площадке (рис. 2. 4). Рис. 2. 4. Контрольная площадка для проверки плугов Под гусеницы (колеса) трактора и опорное колесо плуга подкладывают бруски, толщина которых на 2…3 см меньше заданной глубины пахоты. Для проверки правильности установки корпусов между первым и последним натягивают шнур. Корпуса должны носками лемехов касаться шнура или отклоняться от него не более чем на 5 мм. Регулировку осуществляют подкладыванием пластинок под крепления стойки или лемеха. Устанавливают центр дискового ножа против носка последнего предплужника, а режущую кромку — на 20…30 мм ниже лемеха предплужника. Плоскость диска ножа смещают на 10…25 мм в сторону поля от полевого обреза предплужника. Опущенный на регулировочную площадку плуг должен всей поверхностью лемехов касаться площадки. Такое положение достигают регулировкой длины раскосов и центральной тяги. Заднее колесо плуга должно находиться в одной плоскости с задним корпусом. При этом регулировочный болт механизма заднего колеса устанавливают так, чтобы его головка слегка касалась упора. Боковое перемещение нижнего шарнира крепления плуга в рабочем положении плуга относительно продольной оси трактора (120 мм в каждую сторону от среднего положения) регулируют стяжными гайками, в транспортном положении перемещение шарнира не более 1…2 см обеспечивают длиной ограничительных цепей. В поперечной плоскости положение плуга регулируют изменением длины раскосов механизма навески; для 8-корпусных плугов — изменением положения по высоте переднего и заднего опорных колес; полунавесных 6-корпусных — вращением упорного болта механизма заднего колеса и изменением длины раскосов навески трактора. Передние концы нижних продольных тяг сдвигают вместе и закрепляют на одном шарнире, установленном на нижней оси навески трактора, получая двухточечную схему навески. Положение верхнего и нижнего шарнира относительно середины устанавливают в зависимости от ширины захвата в соответствии с табл. 2. 2.
Глубину вспашки регулируют вращением винта механизма опорного колеса. Колесо должно катиться по поверхности поля выше опорной плоскости корпусов плуга на глубину вспашки за вычетом глубины колеи. У полунавесных плугов регулируют механизм заднего колеса так, чтобы между опорной плоскостью и концом полевой доски заднего корпуса образовался просвет, равный 1, 5…2, 0 см. Подготовка тракторов класса 5 (типа К-744). Для соединения с навесными плугами на тракторе используют 3-точечное навесное устройство (рис. 2. 5). Рис. 2. 5. Навесное устройство трактора класса 5: Для соединения с трактором плуг установить на ровной площадке и задним ходом подать трактор так, чтобы задние шарниры 11 нижних выдвижных тяг 18 подошли к нижним пальцам навески плуга. Затем включить стояночный тормоз трактора. Открыть замки 9 нижних выдвижных тяг навесного устройства трактора, для чего вынуть чеки и повернуть рукоятки 8 до упора и выдвинуть левую нижнюю выдвижную тягу 18, надвинуть шаровый шарнир 11 на соответствующий палец навески сельскохозяйственной машины и зафиксировать чекой. Аналогичным образом присоединяют правую нижнюю выдвижную тягу 18. Если шаровый шарнир правой тяги 18 не соответствует по высоте присоединительному пальцу навески плуга, устранить путем разворота шарового шарнира 11 тяги 18 или регулировкой вертикального раскоса 7. Далее выключить стояночный тормоз трактора и подать плавно трактор назад до срабатывания замков 9 нижних выдвижных тяг 18, зафиксировать замки 9 чеками. Затем включить стояночный тормоз трактора, отсоединить центральную тягу 1 от кронштейна 3, присоединить ее с помощью пальца 6 к соответствующему присоединительному элементу навески плуга и зафиксировать палец чекой. Присоединив навесной плуг к трактору, произвести предварительную установку ее рамы в горизонтальное положение. Для этого регулируют длину вертикальных раскосов 7 и центральной тяги 1. Для обеспечения максимально допустимого транспортного просвета длина вертикальных раскосов 7 должна быть минимальной. При агрегатировании с навесным плугом для обеспечения плавающего режима в поперечной плоскости пальцы вертикальных раскосов навесного устройства необходимо устанавливать так, чтобы они проходили через продольные прорези внутренних труб вертикальных раскосов (разомкнутый раскос); при этом размер А (см. рис. 2. 5) вверху и внизу должен быть не более 60 мм. При отсоединении плуга от трактора сначала отсоединяют гидравлическую систему трактора от гидравлической линии плуга, затем на навесном устройстве трактора отсоединяют центральную тягу 1 от соответствующего присоединительного элемента машины или орудия, закрепляют ее на кронштейне 3, после чего отсоединяют нижние тяги 18. Подготовка трактора класса 3 (типа Т-150К). Для агрегатирования с навесными и полунавесными плугами на тракторе установлено навесное устройство, управляемое из кабины гидравлической системой. Для улучшения тягово-сцепных качеств трактора и существенного повышения производительности агрегата с плугами на заднюю полураму устанавливают балластный груз. Для уменьшения удельного давления на почву при пахоте на слабонесущих, переувлажненных и торфяных почвах рекомендуется сдваивание колес трактора. Трактор со сдвоенными колесами имеет более высокую устойчивость и проходимость (рис. 2. 6). Рис. 2. 6. Схема переналадки тягово-сцепного устройства ТСУ: Для получения качественной пахоты с соблюдением правил агротехники следует правильно выбирать тип корпусов плуга. В большинстве почвенно-климатических зон страны скорость выполнения пахотных работ находится в пределах 7…9 км/ч. Для указанных скоростей применяют плуги: полунавесной ПЛП-6-35, навесной ПЛН-5-35. При составлении пахотного агрегата навесное устройство устанавливают по двухточечной схеме и в зависимости от движения трактора по полю или в борозде точку присоединения устанавливают относительно оси симметрии в соответствии с рис. 2. 7. Присоединительные треугольники (подвески) плугов смещают в крайнее левое положение и присоединяют к навесной системе трактора, для этого опускают нижние тяги механизма навески трактора, переводят рукоятку распределителя в «плавающее» положение, затем подают трактор к плугу, установленному на контрольной площадке так, чтобы оси отверстий шаровых втулок нижних продольных тяг совпали с осями пальцев навески плуга. Совпадения осей при их отклонении добиваются изменением длины телескопических тяг навески трактора или поворотом винта опорного колеса плуга. Надевают шарниры тяг на пальцы навески плуга и фиксируют их чеками. Отверстие шарового шарнира центральной тяги трактора нужно совместить с отверстиями раскоса навески плуга, соединить пальцем и застопорить чекой (при вспашке почвы с мягкой и средней плотностью центральную тягу к плугу ПЛП-6-35 можно не присоединять). Рис. 2. 7. Схема агрегатирования трактора: Для плуга ПЛП-6-35 подключают гидравлическую систему к гидравлической системе трактора, поднимают и фиксируют опорную стойку. После этого регулируют ограничительные цепи, обеспечивая перемещение шарниров нижних продольных тяг в транспортном положении не более 20…30 мм. Для разбивки поля на загонки опорное колесо плуга устанавливают на высоту 2/3 от требуемой глубины пахоты. Для плуга ПЛП-6-35 заднее опорное колесо устанавливают на полную глубину пахоты. В зависимости от глубины пахоты, плотности почвы и тягового усилия трактора устанавливают необходимую ширину захвата плуга (1, 8…2, 4 м). После прохода первого круга, перед началом захода на второй круг окончательно устанавливают опорное и ходовое колеса на необходимую глубину пахоты. При движении трактора правыми колесами по дну борозды с плугами ПЛП-6-35 и ПЛН-5-35 навесное устройство трактора следует установить по двухточечной схеме со смещением нижних тяг влево на 125 мм, для чего левый упор закрепить на крайней канавке нижней оси упорной стороной влево, а правый переставить на четвертую канавку. Центральную тягу установить по продольной оси трактора. Раскосы установить с левой стороны силовых рычагов. Для выравнивания плуга в горизонтальное положение при наклонном положении трактора вилку правого раскоса установить на верхнее отверстие нижнего винта, а вилку левого раскоса — на нижнее отверстие винта. Присоединительные треугольники плугов ПЛП-6-35 и ПЛН-5-35 переставить на правые отверстия поперечного бруса (замок автосцепки СА-2 переставить в крайнее правое положение). После подсоединения навесного плуга ПЛН-5-35 к навесному устройству трактора, перед подъемом его в транспортное положение ограничительную цепь правой нижней тяги натянуть, чтобы плуг во время подъема не уводило вправо. Левую ограничительную цепь натянуть после подъема плуга в транспортное положение. Регулировку плуга ПЛП-6-35 в горизонтальное положение выполнять муфтами раскосов. Глубину пахоты следует регулировать опорным колесом и регулировочным винтом заднего бороздного колеса. После первого прохода (разбивки поля на загонки) правые колеса трактора необходимо направлять по борозде. Агрегатирование с тракторами классов 1, 4 и 2. Традиционно тракторы классов 1, 4 и 2 в составе пахотных агрегатов используют по схеме «колеса трактора в борозде» (рис. 2. 8, а). Рис. 2. 8. Схема расстановки колес трактора «Беларус»: Для получения ширины колеи необходимо к размерам А и В прибавить ширину профиля соответствующей шины. При этом требуется соответствующая расстановка колес при работе с обычными оборотными и поворотными плугами. Однако возможна работа трактора по схеме «колеса трактора вне борозды» (рис. 2. 8, б). При этом требования к расстановке колес упрощаются. Становится целесообразным сдваивание задних колес, позволяющее улучшить тягово-сцепные качества трактора особенно при заполнении шин раствором. В данном случае возможна работа с плугами от гусеничных тракторов при соответствующей их переналадке, а также с прицепными плугами. Для получения гладкой пахоты применяют оборотные, поворотные или фронтальные плуги, обеспечивающие односторонний оборот пласта. Сравнительно ровное поле можно получить и обычными оборотными плугами. Окончание вспашки. При последнем проходе в загонке вспашку производят на полную глубину оставляя поле невспаханным на одну-две борозды (см. рис. 2. 1). При последнем проходе два первых лемеха вспахивают оставшиеся две борозды, при этом задний лемех пашет на 1/2 глубины уже вспаханную почву. Выравнивание. Первый проход. Работают только три последних лемеха. Последний лемех пашет примерно наполовину от нормальной глубины вспашки (см. рис. 2. 1). Второй проход. Правое колесо трактора находится в борозде. Первый лемех пашет на половину глубины, а последний лемех — на полную глубину (см. рис. 2. 1). Третий проход. Правое колесо трактора находится вне борозды после второго прохода. Плуг установлен на половинную глубину первого лемеха, чем достигается ровная поверхность. Последний лемех установлен на полную глубину (см. рис. 2. 1). Тип плуга, ширина захвата, количество корпусов зависит от почвы ее механического состава, засоренности камнями глубины пахоты Ориентировочно на один корпус плуга требуется 15…20 кВт мощности (на средних почвах). Подготовка поля. Очищают поле от пожнивных и растительных остатков, удаляют препятствия. В зависимости от размеров, конфигурации и рельефа поля выбирают направление и способ движения, вид поворота. Разбивают поле на загоны (рис. 2. 9). Рис. 2. 9. Схема движения агрегатов при разбивке загонов для вспашки: Отбивают поворотные полосы, устанавливают вешки для первых проходов агрегатов. Ширину загона и поворотных полос выбирают с учетом рекомендаций, представленных в табл. 2. 3. По вешкам прокладывают первые свальные борозды, установив плуг на половину глубины вспашки. Лучшее качество обеспечивает беззагонно-круговой способ (рис. 2. 10), не требующий разбивки поля на загоны. В этом случае применяют групповой метод работы агрегатов.
Рис. 2. 10. Схема беззагонно-кругового способа вспашки: Комплектование агрегатов. На вспашке используют наиболее мощные тракторы из имеющихся в хозяйстве. Плуг выбирают с учетом состояния почвы, заданной глубины и скоростного режима: К-744 Р1 + ПРУН-8-35; ВТ-100 + ПЛП-6-35; Т-150 + ПЛН-5-35; Т-150К + ПЛП-6-35; (ВТ-100М, МТЗ-1222) + ПН-5-35. Контроль и оценка качества работы. Отклонение от заданной глубины пахоты проверяют измерением глубины пахоты в десяти местах по диагонали участка. Замеряют длину профиля поперек направления пахоты 10-метровым шнуром, определяют выровненность поля. Гребнистость (высоту гребней) определяют, замерив высоту гребней борозды, в том числе свальных гребней и развальных борозд. При этом поверхность поля слитная, развальные борозды выровнены. При оценке качества работы также учитывают следующие дополнительные показатели: заделка растительных остатков, удобрений; обработка поворотных полос; огрехи; прямолинейность борозд. При невыполнении этих требований общая оценка качества работы может быть снижена, независимо от оценки по основным показателям.
Безотвальная обработка почвы Назначение. Безотвальная обработка почвы предназначена для рыхления почвенного пласта (без его оборота) с целью сохранения на его поверхности растительных остатков для защиты почвы от водной и ветровой эрозии. Агротехнические требования. Безотвальную обработку почвы применяют в основном в степных районах Северо-Кавказской, Поволжской, Уральской и Сибирской зон на землях, подверженных ветровой эрозии. Основную обработку используют на почвах различного механического состава влажностью 30…75% от предельной полевой влагоемкости (ППВ) и твердостью до 3, 5 МПа со стерней зерновых колосовых и других культур сплошного посева, а также с предварительно измельченными растительными остатками крупностебельных предшественников. Высота стерни — не более 25 см, длина измельченных стеблей предшествующей культуры — не более 30 см. Не допускается наличие на поле различных растительных остатков. Рельеф обрабатываемых участков ровный, с уклоном не более 8°. Допускается наличие на поверхности поля отдельных камней размером не более 5 см. Выбор агрегатов. Состав агрегата выбирают согласно заданным условиям работы. При плоскорезной обработке почвы на глубину 25…30 см применяют культиваторы-плоскорезы-глубокорыхлители КПГ-250 и КПГ-150. На раме культиватора КПГ-250 можно установить одну плоскорежущую лапу шириной захвата 250 см или две — по 110 см. КПГ-250 подрезает корни растительных остатков и рыхлит почву на глубину до 30 см. Культиватор КПГ-2-150, оборудованный двумя плоскорежущими ножами шириной захвата по 150 см, обрабатывает почву на глубину 30 см. Для плоскорезной обработки почвы на глубину 10…15 см и предпосевной обработки легких почв на глубину 7…16 см используют культиватор-плоскорез КПП-2, 2, культиватор КПЭ-3, 8А и шланговый культиватор КШ-3, 6М. На твердых и уплотненных сухих почвах поле обрабатывают тяжелыми гидрофицированными прицепными культиваторами КПЭ-3, 8А. Культиватор-плоскорез КПШ-9 используют для обработки почвы на глубину до 16 см, а удобритель КПГ-2, 2 — для подпочвенного внесения минеральных удобрений одновременно с плоскорезной обработкой почвы на глубину до 30 см. Подготовка к работе. Проверяют комплектность, техническое состояние и проводят техническое обслуживание тракторов, сцепок и машин-орудий. Лемехи культиваторов должны иметь толщину режущей кромки не более 1 мм и плотно прилегать к лапе, долото рабочего органа — быть острым, перекрывать торцы и выступать относительно лемехов на 10…15 мм. Давление в шипах должно быть одинаковым и составлять 0, 30…0, 32 МПа у колес сцепки и не более 0, 2 МПа — у колес культиваторов-плоскорезов. Комплектование агрегата. Для работы с навесными культиваторами механизм навески трактора перестраивают на трехточечную схему, а с прицепными орудиями — устанавливают прицепное устройство. При работе с четырьмя-пятью культиваторами-плоскорезами КПП-2, 2 разворачивают боковые крылья и соединяют их с центральной секцией сцепки СП-16 (два-три орудия агрегатируют с центральной секцией). На сцепке размечают места присоединения культиваторов-плоскорезов и расставляют прицепные серьги. Расстояние между отметками должно быть таким, чтобы в стыках двух орудий величина перекрытий составляла 10 см (рис. 2. 11). Ставят культиваторы-плоскорезы на площадку в шеренгу, подкатывают сцепку и соединяют орудия. Рис. 2. 11. Разметка мест присоединения культиваторов-плоскорезов: При соединении плоскореза-глубокорыхлителя КПГ-2-150 с тракторами класса 5 и КПГ-250 с тракторами класса 3 центральный раскос механизма навески орудия закрепляют большой вилкой в верхних отверстиях планок подкосов. При агрегатировании культиватора-плоскореза КПШ-9 с тракторами Т-150, Т-150К рабочую ширину захвата уменьшают до 6, 4 м, для чего на боковых секциях снимают и поднимают вверх над рамой по одному рабочему органу, отсоединяют механизм самоустанавливающегося колеса и переставляют его на плиту, расположенную ближе к середине орудия. Составление агрегата. Трактор устанавливают на регулировочной площадке на подставки высотой на 2…3 см меньше заданной глубины обработки и опускают орудие. У прицепных агрегатов под колеса сцепки кладут подкладки, равные высоте подъема платформы, и опускают рабочие органы. Винтовым механизмом на снице устанавливают раму орудия в горизонтальное положение. Растяжками устраняют перекосы между орудиями. Винтовым механизмом ограничения глубины обработки ставят опорные колеса на уровень платформы и ограничивают в этом положении шток гидроцилиндра орудия. При обработке рыхлых почв лапы рабочих органов размещают параллельно площадке. Для тяжелых почв увеличивают угол вхождения лапы так, чтобы острие носка находилось на 15…20 мм ниже задних концов лемехов. У навесных агрегатов центральной тягой и боковыми раскосами механизма навески трактора устраняют перекосы рамы орудия. Длину центральной тяги и боковых раскосов у тракторов К-744 Р1, К-744 Р2 регулируют соответственно на 1200 и 865 мм. При обработке рыхлых почв боковые раскосы у всех марок тракторов ставят в положение «плавающее», рабочих органов — параллельно площадке. Для обработки тяжелых почв боковые раскосы крепят жестко. Подготовка поля. Поле очищают от растительных остатков, удаляют или ограждают препятствия. Выбирают направление и способ движения. Отбивают поворотные полосы, для первых проходов агрегата устанавливают вешки. На загоне агрегат должен работать поперек или под углом к направлению предыдущей обработки. Этим достигается лучшая приспособляемость машин орудий к микрорельефу почвы, что позволяет срезать имеющиеся валики, присыпать бороздки, эффективно уничтожать сорные растения. На плоскорезной обработке почвы используют челночный способ движения и гоновые способы — всвал, вразвал и комбинированный. Разбивают поле на загоны и отбивают поворотную полосу (табл. 2. 4).
Работа агрегатов на загоне. Агрегат выводят на поворотную полосу, опускают орудие на поверхность почвы и устанавливают опорные колеса на требуемую глубину обработки. На первых проходах выполняют технологическую регулировку агрегата. При неустойчивом ходе по глубине проверяют состояние лезвий лемехов. Если они острые, то увеличивают угол наклона рабочих органов, чтобы они нормально заглублялись в почву. Если после этого культиватор-плоскорез КПП-2, 2 идет неустойчиво, часто выглубляется, сгруживает впереди себя почву, то на каждое орудие устанавливают балластный груз массой 80…200 кг. При налипании почвы на обод опорных колес у культиваторов КПГ-2-150, КПГ-250 проверяют правильность установки и крепления чистиков, а у КПП-2, 2 и КПГ-2, 2 снижают давление в шинах колес, которое должно быть одинаковым. Несоблюдение этого требования ведет к перекосу орудия. Для прямолинейного движения и ликвидации огрехов работу выполняют со следоуказателем (см. рис. 2. 11). Контрольной линией для него служит крайний след стойки рабочего органа от предыдущего прохода агрегата. При работе агрегата с чередованием загонов первый и третий обрабатывают от середины к боковым сторонам, а второй — вразвал. Во время работы агрегатов рычаг распределителя гидросистемы трактора ставят в положение «плавающее». Работать следует так, чтобы обработанное поле было все время с правой стороны трактора. По окончании обработки второго загона заделывают оставшийся клин или полосу более узкую, чем ширина захвата агрегата. Контроль и оценка качества работы. Глубина обработки почвы — 8…30 см. При обработке почвы с оптимальными по влажности (50…60% ППВ) и твердости (до 2, 5 МПа) показателями должно быть обеспечено ее крошение с содержанием не менее 60% комков размером до 50 мм. Не допускается образование глыб размером более 15 см. Высота гребней и глубина борозд при глубине обработки 8…15 см допускаются не более 6 см, при глубине обработки 16…35 см — не более 8 см. При обработке почвы на глубину 8…15 см отклонение средней глубины обработки от заданной не должно превышать ±1, 5 см, при глубине обработки 16…35 см — не более ±2 см. При обработке почвы должно быть обеспечено полное (100%) подрезание корней сорных растений на глубине хода рабочих органов. Степень сохранения растительных остатков на поверхности почвы при глубине обработки 8…15 см — не менее 80%, при глубине 16…35 см — не менее 60%. Ширина засыпанных почвой полос при обработке почвы не должна превышать 25% от ширины захвата рабочего органа.
Лущение Назначение. Лущение предназначено для рыхления почвы на глубину до 6 см с целью закрытия влаги после укоса зерновых и других культур и провоцирования семян сорняков к прорастанию и последующей их заделки в почву, а также для выравнивания микронеровностей после предпосевной подготовки почвы. Агротехнические требования. Лущение должно обеспечивать крошение верхнего слоя на глубину до 6 см. В зоне недостаточного увлажнения лущение проводят непосредственно после уборки общей продолжительностью не более двух дней. Отклонение средней глубины от заданной не должно превышать ±1 см. В процессе лущения обеспечивают мелкокомковое рыхление почвы в обрабатываемом слое. Содержание комков почвы размером 1…5 см должно быть не менее 90%, в том числе не менее 75% комков размером 0, 1…2, 5 см. Не допускается образование глыб крупнее 10 см. При лущении следует обеспечивать одинаковую глубину рыхления как в продольном, так и в поперечном направлении. Высота гребней не более 4 см. Подрезание сорных растений должно быть полным (100%). Комплектование агрегатов. Широкозахватные лущильные агрегаты применяют на больших участках; на малых целесообразнее использовать навесные агрегаты меньшего захвата. Состав агрегатов для лущения почв следующий: К-744 Р1 + 2 ЛДГ-10; К-744 Р1 + ЛДГ-20; (Т-150, Т-150К, ВТ-150М, К-3180) + ЛДГ-15, ЛДГ-10); «Беларус 820» + ЛДГ-5. Подготовка агрегатов к работе. Орудия регулируют и настраивают на специальных регулировочных площадках; проверяют комплектность и исправность всех механизмов и узлов орудий и устанавливают необходимый угол атаки дисковых батарей. Дисковая батарея лущильника должна отвечать следующим требованиям: размер фаски — 12…15 мм; толщина режущей кромки — 0, 3…0, 5 мм; зазор между чистиком и диском — 2…4 мм; допустимое отклонение расстояния между дисками — 8 мм. Раму выравнивают в горизонтальной плоскости площадки. Давление в шинах опорных колес устанавливают 0, 25…0, 26 МПа. Угол атаки устанавливают изменением длины тяг. Для того чтобы укоротить тяги, лущильник толкают трактором назад, чтобы удлинить тяги — вперед. У лущильника ЛДГ-5А крайние колеса, кроме того, ставят в соответствии с принятым углом атаки. Подготовка поля. До начала работы поле очищают от копен и остатков соломы. Способы движения агрегатов выбирают с учетом состояния полей и требований агротехники. Основной способ движения — челночный. Ширину поворотной полосы выбирают кратной ширине захвата агрегата. Можно применять диагональный и диагонально-перекрестный способы. Для работы с лемешными лущильниками применяют петлевой способ движения с чередованием загонов. На полях с длиной гона менее 40…50 рабочих захватов агрегата, а также с неправильной конфигурацией допускается движение дисковых агрегатов способом вкруговую. На малых участках с длиной гона до 500 м наиболее производителен беспетлевой комбинированный способ движения. Для отбивки поворотных полос и линий первого прохода намечают контрольные линии. Для работы дисковых орудий проходом лущильного агрегата отбивают поворотные полосы. При разметке поля квадратной формы линию первого прохода провешивают не строго по диагонали, а с отклонением влево на 0, 7 ширины захвата агрегата. Работа агрегатов на загоне. Агрегат выводят на поворотную полосу. Выбирают скоростной режим, исходя из лучшей загрузки двигателя и с учетом допустимых по агротехническим требованиям скоростей движения. У дисковых лущильников добиваются равномерности глубины хода каждой дисковой батареи перемещением рамки по вертикали на понизителе. Для того чтобы увеличить глубину обработки, раму дисковой батареи опускают, уменьшить — поднимают. Если этого недостаточно, то изменяют сжатие пружины нажимных штанг. Для обеспечения равномерности глубины хода раму орудия устанавливают в горизонтальное положение. После регулировки отдельных секций на равномерность глубины хода уточняют общую глубину обработки изменением угла атаки. У дисковых лущильников на уплотненных и засоренных почвах он должен быть 35°, на рыхлых и малозасоренных — 30°, при использовании лущильников в качестве борон — 15…20°. Следует помнить, что с увеличением угла атаки возрастает глубина обработки, а с увеличением скорости движения агрегата она уменьшается. У гидрофицированных лущильников глубину обработки можно увеличить поднятием колес с помощью гидравлики трактора, а у негидрофицированных лущильников и борон — добавлением балластного груза в ящики. Уточняют скоростной режим движения. Во время работы следят за прямолинейностью движения. Дисковые орудия в конце гона переводят в транспортное положение, а включают в работу, когда передние рабочие органы подходят к контрольной линии. Способ обработки поворотных полос зависит от ее ширины. При четном числе проходов агрегата после предпоследнего рабочего прохода обрабатывают одну поворотную полосу (рис. 2. 12, а), затем делают последний рабочий проход и обрабатывают вторую. При ширине поворотных полос, равной нечетному количеству проходов агрегата, переезжают на вторую поворотную полосу по захвату, обработанному при первом проходе (рис. 2. 12, б). При диагональном и диагонально-перекрестном способах движения повороты на обработке каймы проводят на пониженных скоростях без включения рабочих органов (рис. 2. 12, в). Рис. 2. 12. Способы обработки поворотных полос лущильными агрегатами: Для переезда с одного участка на другой орудия переводят в транспортное положение. При переезде по узким дорогам или на большие расстояния их переводят в положение дальнего транспорта, в остальных случаях — в положение ближнего транспорта. Лущильные агрегаты двигаются вдоль длинных сторон поля, а при наличии копен — между их рядами поперек направления движения уборочных агрегатов, агрегаты с дисковыми боронами — под углом или поперек к направлению пахоты. Угол между направлением движения агрегата и предшествующей пахоты выбирают с учетом качества обработки (не допускается переворачивание глыб). На склонах, независимо от размеров поля и типа агрегата, лущат и дискуют почву только поперек склонов или по направляющим горизонталей сложных склонов. Контроль и оценка качества работы. Отклонение средней фактической глубины обработки от заданной в сантиметрах определяют измерением в десяти местах по диагонали участка. Полученное значение уменьшают на величину вспушенности почвы (20%). Неподрезанные сорняки и выровненность поверхности определяются визуально. При необходимости проводят замеры в трех—пяти местах. Количество эрозионно опасных частиц размером менее 1 мм в верхнем слое почвы (0…5 см) не должно возрастать по сравнению с их содержанием до выполнения данной операции. Давление ходовых систем лущильных агрегатов на почву должно соответствовать требованиям ГОСТ 26955—86.
Боронование Назначение. Боронование предназначено для рыхления верхнего слоя почвы для сохранения влаги, после вспашки и культивации для выравнивания поверхности поля, уничтожения почвенной корки и сорняков на посевах (довсходовое и послевсходовое). Боронование поверхности почвы применяют после вспашки и культивации на всех типах почв при влажности 15…25% на участках с ровным и волнистым микрорельефом, с уклоном, не превышающим 8°. Предшествующие операции — вспашка, культивация, последующие — посев, культивация после закрытия влаги. Агротехнические требования. Боронование зяби и посевов зерновых проводят с наступлением физической спелости почвы. Количество следов боронования выбирают исходя из состояния почвы. На легких рыхлых почвах проводят боронование в один след поперек рядков; на влажных почвах — в два следа средними или тяжелыми боронами. При бороновании почва разрыхляется до мелкокомковатого состояния с преобладанием комков размером 1…25 мм. Глубина рыхления — 3…5 см. Среднее отклонение oт заданной глубины — ±1 см. Проростки сорняков должны быть уничтожены (не менее 90%). Поверхность поля должна быть выровненной. Глубина бороздок — не более 5 см. На участках со слабыми растениями посевы лучше обработать ротационными мотыгами вдоль рядков или кольчатыми катками с последующим рыхлением. Сроки боронования определяют исходя из наличия почвенной корки, ее толщины, густоты всходов и засоренности посевов. Довсходовое боронование проводят при плотной, твердой корке. Во время появления всходов бороновать нельзя. Если корка образовалась после появления всходов, то боронуют позже, когда растения окрепнут, укоренятся. Изреженные всходы (менее 300 растений на 1 м2) бороновать не рекомендуется. Скорость агрегатов на бороновании составляет 1, 5…1, 7 м/с. Комплектование агрегатов. Тип борон по массе выбирают в соответствии с состоянием почвы: тяжелые бороны — для плотных почв, средние — для мало- и среднеуплотненных. На весеннем бороновании применяют гусеничные тракторы, обладающие лучшей проходимостью на влажных почвах. Подготовка агрегатов к работе. Сцепку устанавливают на регулировочную площадку, проверяют комплектность, техническое состояние, правильность сборки, крепления, смазку. Гидрофицированную сцепку СП-21А устанавливают на площадке в рабочем положении, брусья разводят в стороны, чтобы они образовывали прямую линию. Начиная с середины сцепки, расставляют на брусьях хомуты для присоединения борон, установив первые на 25 см вправо и влево от середины, а остальные — через каждые 50 см. На центральной части бруса крепят 10 хомутов, а на боковых — по 16. У борон проверяют исправность звеньев. Изогнутые зубья и планки выравнивают или заменяют. Положив каждое звено бороны на площадку, проверяют длину зубьев по величине просветов между концами зубьев и опорной поверхностью их заостренной части, а также отклонение зубьев от вертикали. Деформация рамы не допускается; толщина заостренной части зуба — 2 мм; отклонение зуба от вертикали — не более 5 мм; разница по длине зуба — 10 мм. Скос зуба направлен в одну сторону. Длину цепей для борон выбирают исходя из условия невыглубления бороны из почвы. Поводки присоединяют так, чтобы они были расположены скосом передней части вверх. Соединяют бороны между собой планками и цепями с крючками поперечной трубы механизма подъема. Домкратом устанавливают прицеп сцепки на уровне прицепа трактора и составляют агрегат. Соединяют гидросистему трактора с гидросистемой сцепки и проверяют их действие. Подготовка поля. При подготовке поля для работы агрегата челночным способом линию первого прохода провешивают на расстоянии половины ширины захвата агрегата от края поля. Для работы тракторов с навесными боронами отбивают поворотные полосы, ширина которых должна быть равной двум рабочим захватам агрегата. Работа агрегатов на загоне. Бороновальные агрегаты должны двигаться поперек пахоты или под углом к ней, при предпосевном бороновании — поперек или под углом к направлению посева, при бороновании перекрестных посевов — под острым углом к направлению рядков (по диагонали). Способы движения бороновальных агрегатов выбирают с учетом размера, конфигурации поля и требуемого количества следов обработки. Агрегат выводят на линию первого прохода и на рабочем ходу проверяют правильность расстановки звеньев борон. Звенья, идущие с перекосом, регулируют изменением длины цепей. У навесных агрегатов изменяют высоту расположения бруса навески. Уточняют скоростной режим движения агрегата на загоне. Двухследное боронование выполняют диагонально-перекрестным способом. Линию первого прохода провешивают с отклонением влево от диагонали на 0, 7 ширины захвата агрегата. Большие поля прямоугольной формы разбивают на квадраты и по диагонали каждого расставляют вешки. Первый проход выполняют по диагонали всех квадратов, а последующие — параллельно первому, перекрывая предыдущий проход на 10 см. Обработку заканчивают проходом агрегата по границам квадрата. Во время боронования агрегаты очищают на одних и тех же местах по длине гона. По окончании боронования всего поля обрабатывают поворотные полосы. Контроль и оценка качества работы. При оценке качества боронования глубину рыхления контролируют измерением глубины в десяти местах по диагонали участка; выровненность поверхности почвы (высота гребней и глубину борозд) определяют визуально; комковатость (глыбы крупнее 4 см) определяют наложением рамки площадью 1 м2 в 10 местах по диагонали участка и определением количества глыб. При оценке качества работы на бороновании учитывают огрехи и пропуски, наволоки от прохода борон, обработку поворотных полос. При наличии этих недостатков общая оценка может быть снижена, независимо от оценки по основным показателям.
Культивация Назначение. Сплошная культивация предназначена для предпосевной, финишной и паровой обработки на скоростях до 12 км/ч при различной влажности почвы с целью получения оптимальной плотности и крошения пласта, способствующих созданию необходимых условий для роста и развития культурных растений. Агротехнические требования. Сплошную культивацию выполняют на глубину до 12 см на скоростях 6…15 км/ч на почвах различной абсолютной влажности, в том числе при повышенной до 28% в условиях Нечерноземной зоны России. Крошение пласта при культивации следует выполнять с преобладанием почвенных комков (до 80%) размером до 2, 5 см. Подрезание сорных растений должно быть полным. Дно борозды должно быть ровным, отклонение неровностей от основной плоскости не более 1 см. Гребнистость поверхности — ±2…4 см. Влажные нижние и верхние сухие слои почвы должны незначительно перемешиваться спаренными бритвами на паровом поле. Вынос влажных слоев на поверхность поля (для зон недостаточного и сухого земледелия) минимальный. Глубина культивации должна быть устойчивой, с отклонением от заданной не более ±2 см. Экологические требования. Количество эрозионно опасных частиц размером менее 1 мм в верхнем слое почвы (0…5 см) не должно возрастать по сравнению с их содержанием до выполнения данной операции. Для снижения деградации почвы при многократных проходах агрегатов необходимо совмещение операций культивации с выравниванием и уплотнением до оптимальной плотности 0, 9…1, 2 г/см3. Давление ходовых систем культиваторных агрегатов на почву должно соответствовать требованиям ГОСТ 26955—86. Культивацию необходимо выполнять за один проход. Комплектование агрегатов. Культиваторные агрегаты комплектуют в зависимости от почвенных условий, размеров и рельефа полей и их конфигурации. Для обработки больших массивов применяют широкозахватные агрегаты с тракторами классов 3 и 5, а на мелких участках — тракторы класса 1, 4 в агрегате с одним культиватором. Число культиваторов в агрегате в зависимости от длины гона определяют по табл. 2. 5.
На обработке тяжелых, уплотненных почв и стерневых фонов, а также переувлажненных почв применяют тяжелые культиваторы типа КПЭ-3, 8Б. К каждому культиватору присоединяют по четыре звена зубовых борон БЗСС-1, 0, которые для этого оборудуют специальными приспособлениями. При культивации склоновых полей с длиной гона до 300 м и крутизной склона до 6° лучше использовать тракторы класса 1, 4 с навесными культиваторами типа КПС-4Г. На склонах более 6° используют только агрегаты, составленные на базе гусеничных тракторов и одного-двух культиваторов, причем работы проводят на пониженных передачах. Подготовка агрегатов к работе. Для того чтобы подготовить сцепку, проводят необходимые регулировки узлов. Размечают сцепку для присоединения культиваторов. Культиваторы устанавливают на регулировочную площадку. Проверяют комплектность, правильность сборки, техническое состояние, исправность и прямолинейность поводков, стоек рабочих органов, вилок подъема штанг, положение лезвий стрельчатых лап в горизонтальной плоскости, степень сжатия нажимных пружин. Осевое перемещение колес с втулками скольжения не должно превышать 2 мм, на подшипниках качения 0, 5 мм. Толщина режущих кромок долотообразных лап — 1 мм, а стрельчатых — 0, 5 мм. Выступание головок болтов крепления лап не допускается; зазор между лапой и регулировочной площадкой в носке — 1 мм, в пятке — 5 мм. Отклонение носков каждого ряда от прямой линии — 15 мм. Устанавливают культиватор на заданную глубину обработки на регулировочной площадке. Подкладывают под колеса деревянные бруски толщиной на 3…5 см меньше требуемой глубины культивации. Прицеп культиватора размещают на подставке, чтобы среднее отверстие косынки сницы было на уровне прицепной скобы сцепки. Лапы должны всей режущей кромкой прилегать к поверхности площадки. Если это невозможно, то дополнительным сжатием пружины добиваются полного прилегания лезвия. При этом штанга не должна выступать над поперечным углом культиватора. Для обработки поля с незначительным количеством сорняков в переднем ряду культиватора ставят стрельчатые лапы захватом 270 мм, а в заднем — 330 мм. Поле со значительным количеством сорняков обрабатывают лапами с захватом 330 мм. При составлении агрегата негидрофицированные культиваторы присоединяют эшелонированным способом, а гидрофицированные — шеренговым. В первом случае культиваторы присоединяют в два ряда к сцепке: первый ряд — непосредственно к брусу сцепки, второй — к удлинителям. Шеренговое агрегатирование производят с культиваторами КПС-4Г посредством сцепок СП-11А, СП-16А. Чтобы обеспечить постоянство стыкового междурядья, культиваторы соединяют между собой соединительными шарнирами. При установке на сцепке СП-16А трех культиваторов средний прицеп ставят по центру — напротив центрального бруса сницы, а крайние — на расстоянии 3990 мм от него. При установке на сцепке СП-16А двух культиваторов используют только центральную секцию, а боковые крылья отсоединяют. Обращают внимание на симметричность их расположения на сцепке. Перед выездом в поле к каждому культиватору присоединяют зубовые бороны. На поперечном брусе прицепа борон размечают места установки кронштейнов: для первых кронштейнов — на расстоянии 500 мм. К кронштейнам культиватора соединительными планками присоединяют по четыре звена средних зубовых борон БЗСС-1 и соединяют подъемные рычаги цепями с предпоследней планкой борон. Подготовка поля. Перед культивацией поле осматривают, освобождают от посторонних предметов. Выбирают направление и способ движения, отбивают поворотные полосы, разбивают на загоны, провешивают линию первого прохода агрегата. Работа агрегатов на загоне. Сплошную культивацию проводят поперек или под углом к направлению вспашки, а повторные обработки — поперек направления предшествующих культиваций, на участках с выраженным рельефом — поперек направления склона или по горизонталям. Поля с пологими склонами (до 5°) обрабатывают поперек склонов. Челночный способ — самый простой и распространенный, применим для маневренных агрегатов. Ширину поворотных полос выбирают по табл. 2. 6.
Диагонально-угловой способ рекомендуют применять, когда требуется, чтобы направление движения было под углом к боковым границам поля. Ширина поворотных полос при этом способе соответствует ширине поворотных полос при челночном движении с петлевым поворотом. Способ движения «перекрытием» применяют на коротких гонах, когда исключен выезд за пределы поля, и при работе с широкозахватными агрегатами. Ширина поворотных полос при этом способе соответствует ширине поворотных полос при челночном способе движения с беспетлевым поворотом. Причелночномспособедвижения линию первого прохода провешивают на расстоянии половины ширины захвата агрегата. Если ширина поворотных полос равна нечетному числу проходов, то линию намечают на расстоянии полуторной ширины захвата. Агрегат выводят на поворотную полосу. Выбирают скоростной режим по оптимальной загрузке двигателя. Первый проход выполняют по вешкам и строго контролируют его прямолинейность. На первых проходах проверяют качество работы. Если глубина обработки не соответствует заданной, то механизмом регулировки поднимают или опускают рабочие органы до нормальной глубины. Если они плохо заглубляются в почву, то у прицепного культиватора переставляют прицепную серьгу на верхнее отверстие понизителя сницы, а у навесного укорачивают центральную тягу механизма навески. Если дно гребнистое, то серьгу переставляют на нижнее отверстие сницы или удлиняют центральную тягу. Если при рабочем ходе агрегата почва сгруживается впереди борон, то поднимают переднюю их часть против цепи подвеса поперечного бруса, к которому крепятся бороны. Поворачивают агрегат на рабочей передаче, используя, в случае необходимости, пониженный скоростной режим движения. Контроль и оценка качества работы. Отклонение от заданной глубины обработки определяют, измерив глубину культивации в десяти местах по диагонали участка; гребнистость проверяют, замерив длину профиля поперек направления культивации шнуром 10 м; засоренность подсчитывают на заданной площадке в четырехкратной повторности по диагонали поля. При оценке качества работы учитывают следующие дополнительные показатели: наволоки, колеи от прохода агрегатов, обработку поворотных полос и краев поля. При невыполнении этих требований общая оценка качества работы может быть снижена независимо от оценки по основным показателям.
Обработка почвы комбинированными агрегатами Обработка почвы комбинированными агрегатами проводится с целью комплексной предпосевной обработки почв различного механического состава без оборотов пласта, в том числе тяжелых иссушенных и подверженных ветровой и водной эрозии по стерневому фону, во все периоды полевых работ: под озимые и укосные посевы, под зябь и взамен весновспашке на скоростях до 10…12 км/ч. Агротехнические требования. Поверхность поля, обработанного агрегатом за один проход, должна быть выровненной, нижние слои почвы уплотнены, а верхние — взрыхлены. Плотность почвы на глубине заделки семян после прохода агрегатов должна составлять 1000…1300 кг/м3. При обработке поля должно быть подрезано не менее 100% сорных растений. Поворотные полосы на концах поля необходимо обработать. Допустимая рабочая скорость — до 3, 3 м/с. Комплектование агрегатов. Для обработки почвы используют комбинированный почвообрабатывающий агрегат «Лидер-4, 3Н», который предназначен для сплошной обработки почвы по стерневым, зяблевым и паровым фонам на глубину 6…16 см с выполнением операций крошения почвы, подрезания и вычесывания сорняков, создания уплотненного семенного ложа на глубине 3…6 см, а над ним — рыхлого мульчирующего слоя с выравниванием поверхности поля. Агрегат «Лидер-4, 3Н» состоит из культиватора тяжелого противоэрозионного КТН-4, 3 и комплекта многооперационных катков КМК-4, 3. Глубину обработки почвы лапами рабочих органов регулируют подъемом или опусканием опорных колес относительно рамы с помощью винтового механизма. Давление катков на почву регулируют перестановкой штырей в отверстиях кронштейнов рессорной навески. Агрегатирование осуществляют с тракторами К-3180, Т-150К, МТЗ-1222. При работе с трактором К-744 Р1 применяют многооперационный почвообрабатывающий агрегат АМП-4, который предназначен для обработки почвы без оборота пласта во все периоды полевых работ под посев озимых и яровых культур, под зябь и весновспашку, обработки паров. Глубина обработки — 18 см. Для ресурсосберегающей основной обработки почвы без оборота пласта под посев озимых зерновых культур после непаровых предшественников, под пожнивные, укосные и яровые посевы применяют комбинированный почвообрабатывающий агрегат АПК-6, которыйпредназначен для работы с тракторами К-744 Р1 на глубину 10…14 см. Состав комбинированных агрегатов для обработки почвы выбирают из следующих рекомендаций: (ВТ-150М, Т-150К, Т-150) + (КПЭ-3, 8Б, АКП-6); К-744 Р1 + АМП-4; МТЗ-1523 + + ОПО-4, 25. Подготовка агрегатов к работе. Агрегатготовят к работе на регулировочной площадке, разместив под опорными колесами подкладки необходимой толщины. Горизонтальность рамы агрегата устанавливают изменением длины раскосов и верхней тяги механизма навески, а также изменением положения опорных колес. Лезвия лемехов по всей длине должны соприкасаться с поверхностью площадки. Перекос по ширине захвата более 0, 5 м устраняют установкой шайб между подпятником стойки и подшипником. При работе на рыхлой почве лезвия лемехов лап не должны касаться площадки, а на уплотненной почве передняя часть лемехов (носок) должна быть ниже задних концов на 5…10 мм. На раму агрегата устанавливают зубовые или дисковые секции на глубину, равную 0, 5…0, 6 глубины хода плоскорежущих лап. Подготовка поля. До начала работы агрегата поле очищают от копен и остатков соломы. Поле обрабатывают поперек склонов или по направляющим горизонталей сложных склонов. Поле разделяют на загоны. Их ширину принимают кратной рабочей ширине захвата агрегата. При длине гона 300 м она равна 75 м, при 500 — 100…115, при 700 — 115…120, при 1000 — 125…140, при 1500 м и более — 150…160 м. На концах поля отбивают поворотные полосы шириной 15…20 м, для лучшего заглубления рабочих органов внутренние границы поворотных полос отмечают рабочими проходами агрегата. Направление движения комбинированного агрегата согласовывают с направлением посева. При работе на полях с выраженным рельефом агрегат ведут поперек склона. Способы движения выбирают с учетом конфигурации и размеров участка. Основной способ движения агрегата — челночный. При этом способе движения линию первого прохода провешивают на расстоянии половины ширины захвата, если ширина поворотных полос равна четному числу проходов, в противном случае линию первого прохода провешивают на расстоянии 1, 5 ширины захвата. Работа агрегатов на загоне. Агрегат выводят на линию первого прохода, заглубляют его и проезжают 20…30 м от поворотной полосы на выбранной скорости движения, останавливают агрегат и проверяют глубину обработки почвы по ширине захвата орудия и длине гона, при необходимости регулируют комбинированный агрегат. Рабочие органы следует выключать в момент, когда агрегат подходит к контрольной линии. Поворачивать агрегат нужно на рабочей передаче, а при необходимости — использовать пониженный скоростной режим двигателя. Заглубляют культиваторные пружинные зубья (лапы), когда они подойдут к контрольной линии. Контроль и оценка качества работы. При оценке качества работы комбинированных агрегатов необходимо также учитывать такие дополнительные показатели наволоки, как след от агрегата, наличие огрехов. Если эти показатели не соответствуют агротребованиям, общая оценка качества работы может быть снижена независимо от оценки по основным показателям. Работу бракуют в случае, если почва обработана вдоль склонов.
Глубокое разуплотнение почвы Глубокое разуплотнение почвы производят с целью разрыхлить обрабатываемый слой почвы, разрушить уплотненные слои в нижних горизонтах, увеличить мощность корнеобитаемого слоя, улучшить воздушный, водный и тепловой режимы почвы, активизировать биологические процессы, способствовать накоплению влаги, предупреждению развития ветровой и водной эрозии почвы. Обработка почвы чизельным плугом (чизелевание) является новым технологическим приемом, позволяющим увеличить глубину основной обработки почвы до 45 см. Глубокое чизелевание почвы проводят как самостоятельную или как дополнительную операцию. Как самостоятельную операцию глубокое чизелевание проводят взамен отвальной вспашки лемешными плугами или безотвальной обработки, а как дополнительную — по отвальным и безотвальным агрофонам для углубления пахотного горизонта и разуплотнения нижних слоев почвы. Уплотненная почва (рис. 2. 13, а) является отчасти плужной подошвой и, с другой стороны, лежащими глубже общими уплотнениями. Плужной подошвой называют уплотнение почвы в слое, расположенном ниже прохода лезвий рабочих органов орудия. В зависимости от типа рабочих органов, веса орудия, числа обработок на одну и ту же глубину, степени влажности и механического состава почвы толщина слоя плужной подошвы может составлять 12…17 см. Рис. 2. 13. Схема образования и разрушения плужной подошвы: Корни культурных растений не могут пробить уплотненный слой плужной подошвы, проникнуть глубже и достигнуть воды более глубоких слоев почвы (рис. 2. 13, б). При глубокой обработке почвы чизельным плугом плужная подошва разрушается. В результате создаются благоприятные условия в почве для обеспечения водно-воздушного режима. В засушливый период корни культурных растений могут проникать глубже и доставать почвенную влагу из нижних слоев, а в случае изобилия осадков лишняя вода из верхних слоев почвы может поступать в нижние слои. При этом испарение влаги из верхних слоев почвы резко сокращается, создаются благоприятные соотношения между воздухом и водой в почве и вместе с тем оптимальные условия роста культурных растений. Агротехнические требования. Глубина рыхления в зависимости от возделываемой культуры — 20…45 см; отклонение средней глубины от заданной допускается не более ±5%. Обработанное поле должно иметь сплошное рыхление почвы в верхнем слое толщиной не менее 45% глубины обработки; при оптимальной влажности в обработанном слое должны преобладать комки почвы размером менее 5 см; количество эрозионно опасных фракций почвы размером менее 1 мм в верхнем слое 0…5 см не должно возрастать по сравнению с их содержанием до чизелевания. На поверхности обработанного стерневого поля должно оставаться при глубокой обработке почвы — не менее 50% стерни, а при мелкой обработке — не менее 60%. Обработанное поле должно иметь ровную поверхность. При работе орудий без выравнивающих приспособлений допускается глубина борозд на поверхности поля не более 30% глубины обработки почвы. На глубине хода рабочих органов корни сорных растений должны быть полностью подрезаны. Необработанные клинья, а также скрытые и открытые огрехи между смежными проходами орудий не допускаются. Поворотные полосы должны быть полностью обработаны. На полях с уклоном более 3° почву обрабатывают поперек направления склона. При внесении органических и минеральных удобрений чизелевание проводят после дискования почвы. Комплектование агрегатов. При обработке почвы навесные чизельные плуги ПЧ-4, 5 общего назначения агрегатируют с тракторами тягового класса 5 (К-744 Р1), имеющими раздельно-агрегатную навесную гидросистему. Кроме того, можно использовать гусеничные тракторы, обладающие лучшей проходимостью на влажных почвах. Подготовка агрегатов к работе. Проверяют комплектность, техническое состояние трактора и орудия. Чизельные лапы должны иметь толщину режущей кромки не более 1 мм и надежно закрепляться на стойках. Рыхлительные лапы не должны быть выгнуты кверху. Давление в шинах должно быть: 0, 12…0, 14 МПа — у колес трактора; не более 0, 2 МПа — у колес чизельного плуга. Составляют агрегат. При работе с гусеничным трактором механизм навески устанавливают на трехточечную схему. Навешивают и настраивают агрегат. Устанавливают рабочие органы орудия на требуемую ширину междуследия перемещением их вдоль брусьев рамы. При работе рыхлительных лап на глубину 20…30 см ширина междуследия должна быть 400 мм, а при работе на глубину 30…45 см — 500 мм. Стрельчатые лапы используют для обработки почвы на глубину не более 30 см, ширина междуследия должна быть 400…500 мм. Регулируют орудие на специальной установочной плите или на выровненной уплотненной земляной площадке, длина которой должна быть в пределах 18…20 м, а ширина — 78 м. Для регулировки раму орудия устанавливают строго в горизонтальное положение изменением длины центральной тяги и боковых раскосов механизма навески трактора. Лезвия рыхлительных лап должны полностью касаться опорной плоскости. При установке стрельчатых лап допускается зазор 5…10 мм между концами крыльев лап и опорной плоскостью. Заданную глубину обработки почвы устанавливают с помощью винтовых механизмов опорных колес. В процессе регулировок и установки рабочих органов пользуются опорными подставками орудия. Подготовка поля. Поле заранее очищают от пожнивных остатков, удаляют или ограждают препятствия, выбирают направление движения. Агрегат должен работать на загоне поперек или под углом к направлению предыдущей обработки. Это позволяет лучше приспособить орудие к микрорельефу поля и обеспечить выравнивание поверхности почвы. Разбивают поле на загоны, отбивают поворотные полосы, устанавливают вешки для первых проходов агрегата. Ширина поворотной полосы должна быть кратной ширине захвата орудия. Ориентировочно для работы чизельного плуга с трактором тягового класса 5 ширина поворотной полосы должна быть в пределах 20…25 м. На обработке почвы применяют челночный или загонный способ движения с заглублением рабочих органов в начале гона и с выглублением их в конце его. При работе на полях с выраженным рельефом направление движения агрегата должно быть поперек склона или примерно по горизонталям на сложных склонах. Работа агрегатов в загоне. Выводят агрегат на линию первого прохода и, направляя его по вешкам, заглубляют рабочие органы. Проехав 30…40 м, останавливают агрегат и проверяют горизонтальность рамы и глубину обработки почвы. Глубину обработки замеряют в 20 точках по ходу агрегата металлическим стержнем с делениями по следу прохода стоек рабочих органов орудия. При необходимости глубину обработки окончательно регулируют в поле изменением положения опорных колес орудия относительно рамы (вращением винта механизма подъема колес). Для прямолинейного движения и ликвидации огрехов работу выполняют со следоуказателем, устанавливаемым с боковой стороны передней части трактора. Контрольной линией для него служит крайний след стойки рабочего органа от предыдущего прохода агрегата. Во время работы агрегата рычаг распределителя гидросистемы трактора ставят в положение «плавающее». В процессе работы необходим постоянный контроль качества работы и технического состояния агрегата. При нарушении качества работы или в случае поломки орудия агрегат останавливают и устраняют неисправности. В ходе работы препятствия с малыми поперечными размерами (телеграфные столбы, опоры линий электропередач) объезжают с плавным поворотом агрегата без выглубления рабочих органов. Препятствия, имеющие большие поперечные размеры (скирды соломы и пр. ), объезжают с выглубленными рабочими органами. Во избежание поломок орудия запрещается работать по кругу с заглубленными рабочими органами. При изменении условий работы рекомендуется маневрировать передачами или пользоваться увеличителем крутящего момента (УКМ). Время работы УКМ не должно превышать 15…20% времени общей работы трактора. Поворотные полосы обрабатывают после обработки всего поля. Контроль и оценка качества работы. Отклонение средней глубины обработки от заданной определяют в десяти местах по диагонали участка. Выровненность поверхности определяют, измерив высоту гребней по следу прохода стоек рабочих органов в десятикратной повторности. Сохранение жнивья определяют в трех местах участка по всей ширине захвата орудия, ширину полос жнивья, засыпанных почвой, — по месту прохода стоек рабочих органов и на границах смежных проходов орудий.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|