|
|||
Самоповреждающее
Селфхарм (аутоагрессия) — самоповреждающее поведение: нанесение себе порезов, ожогов, удары головой или руками о стены с целью облегчить эмоциональное состояние. Базовые социальные факторы, запускающие самоповреждающее поведение:
Эмоциональные: Ø месть собственному телу, наказание (не соответствие модным параметрам, ненависть к собственному телу, толкает подростка к наказанию его); Ø эксперименты со своим телом; Ø выражение или подавление сексуальности; Ø перевод душевной боли в физическую, порезал – успокоился; Ø большое количество эмоций у подростка. Страх или неумение управлять эмоциями, направляются внутрь, а не наружу, а боль от самоповреждения дает им выход; Ø нереальность происходящего, пустота, потеря чувствительности (тело как бы не моё, «всё серо, всё не интересно», ощущения блекнут, а боль возвращает в реальность, подросток чувствует себя живым); Ø самонаказание (немалая часть тех, кто наносит себе повреждения, в детстве сталкивались с насилием в семье и нередко сами были объектами насилия и, становясь старше, подростки продолжают наказывать уже себя сами); Ø чтобы не совершать попытки самоубийства.
После причинения себе боли подросток чувствует не только облегчение, а в ряде случаев и эйфорию это связано с тем, что вследствие самоповреждения идет выделение эндорфинов, действие которых и способствует улучшению эмоционального состояния.
d LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAD0BAABfcmVscy8u cmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQB+tUGhVQMAAJAGAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAADwCAABkcnMvZTJv RG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBYYLMbugAAACIBAAAZAAAAAAAAAAAAAAAAAL0FAABkcnMv X3JlbHMvZTJvRG9jLnhtbC5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAIWXzJXeAAAABQEAAA8AAAAAAAAA AAAAAAAArgYAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLAQItAAoAAAAAAAAAIQDULDaFfg0BAH4NAQAVAAAA AAAAAAAAAAAAALkHAABkcnMvbWVkaWEvaW1hZ2UxLmpwZWdQSwUGAAAAAAYABgB9AQAAahUBAAAA "> Межличностные: Ø проблемные отношения со сверстниками, буллинг- (травля). Если подросток часто подвергается травле и не может этому противостоять, то может нанести себе порезы, чтобы напугать обидчиков, чтобы они отстали, или же наносит себе повреждения, чтобы наказать себя за слабость, невозможность противостоять); Ø перфекционизм подростка и его окружения. Если подросток не сделал все идеально, то он достоин наказания и нет ему прощения; Ø наличие самоповреждающих форм поведения в референтной группе. Наличие порезов свидетельствует, что подросток «свой», принадлежит к определённому кругу, где его понимают; Ø мода среди сверстников. Если начали играть в одну игру, то пока не наиграются, будут продолжать (способствуют этому социальные интернет-группы, поддерживающие интерес к данной теме). Семейные: Ø желание повлиять на поведение других членов семьи, попытка показать, что творится внутри и насколько ему тяжело; Ø одиночество и проблемы в семейных отношениях, когда нет тёплых и доверительных отношений; Ø семейная враждебность и постоянная критика со стороны родителей; Ø смерть или развод в семье; Ø дисфункциональная семья («будем жить вместе только ради детей»); Ø семейные аутодеструктивные (саморазрушающие) формы поведения членов семьи; Ø нежданный ребенок в семье, безразличное отношение к ребенку, недостаток любви и проявления её, безучастность к жизни подростка, публичные унижения и оскорбления, отсутствие эмоциональной связи с ребенком. И все же в большинстве своем ненависть, изначально предназначаемая родителям, которые не понимают или делают больно. Но т. к. родительские фигуры все еще очень сильно нужны подростку, возникает страх разрушить их своей ненавистью, и соответственно они не могут быть объектом выплеска отрицательных эмоций, поэтому ненависть обращается на себя. Социальный педагог МОУ «Специализированная школа №135 г. Донецка» Балакина М. В.
Самоповреждающее поведение у подростков. Причины.
2019 г.
|
|||
|