|
|||
I . Вводная часть
Название учебной дисциплины: ОП. 02 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ РАБОТ Группа: ТРМ 21-1 Тема: Определение марки автомобильных масел. Задание: Ответьте на вопросы, Решите тестовые вопросы. 1. Перечислите показатели качества масла. 2. Изложите классификацию моторных и трансмиссионных масел. 3. Перечислите примеры обозначения моторных и трансмиссионных масел. 4. Выберите правильный ответ 1. По способу получения масла подразделяются на: А. дистиллятные Б. моторные В. остаточные Г. трансмиссионные
2. Моторные масла группы А предназначены для: А. нефорсированных бензиновых и дизельных двигателей Б. малофорсированных бензиновых и дизельных двигателей В. высокофорсированных двигателей Г. трансмиссионными
3. Согласно ГОСТ моторные масла делятся на: А. группы Б. классы В. подгруппы Г. разделы
4. Трансмиссионные масла маркируются А. ТМ Б. МГ В. М-8-В
5. Расшифруйте марки масел А. М-12-Г1 Б. М-4з/6-Г1 В. ТМ-3-9
I. Вводная часть Смазочные моторные масла – это фракции нефти, основу которых составляют углеводороды с температурой кипения выше 350 °С. Моторные масла классифицируются: - на группы в зависимости от эксплуатационных свойств; - на подгруппы в зависимости от типа двигателя; - на классы в зависимости от кинематической вязкости. Качество моторных масел оценивается: - вязкостными и моющими свойствами; - физической и химической стабильностью; - коррозионной стойкостью; - наличием примесей и воды; - температурой вспышки; - противоизносными свойствами и т. д. Качество масла характеризуется индексом вязкости. Чем он выше, тем вязкостно-температурные свойства масел лучше. Простейший способ оценки качества масла заключается в осмотре его пробы в стеклянном цилиндре диаметром 40–50 мм. При этом в нем не должно обнаруживаться ни взвешенных, ни осевших на дно частиц и воды. Так как моторные масла содержат большое количество смол, то они непрозрачны в проходящем свете, следовательно, необходимо дополнительно фиксировать цвет и оттенок в отраженном свете. Температура вспышки в открытом тигле: 1. Характеризует огнеопасность масла; 2. Дает представление о характере углеводородов в масле; 3. Позволяет узнать о наличии примесей легкоиспаряемых компонентов. На температуру вспышки масел t влияет атмосферное давление, что необходимо учитывать при ее определении: t = tp + 0, 0345·(760 – p) где: tp – температура вспышки; р – атмосферное давление при проведении опыта. Показателями вязкостных свойств в масле являются: 1. Вязкость при различных температурах; 2. Индекс вязкости; 3. Температура застывания масла. Вязкость – это свойство масла оказывать сопротивление внешней силе, перемещающей ее слои относительно друг друга. Вязкость определяют с помощью специальных приборов – вискозиметров и выражают в единицах динамической или кинетической вязкости. За единицу динамической вязкости принята вязкость масла, в объеме которой две параллельные площадки размером по 1 м, отстоящие друг от друга на 1 м, будут двигаться с относительной скоростью 1 м/с под действием силы в 1 Н. Размерность динамической вязкости – Н·с/м2. За единицу кинематической вязкости принята размерность 1 м2/с. Используется также размерность в стоксах (Ст): 1 Ст =1 см2/с =1 /100000 м2/с; 1 сотая часть стокса = 1сСт (сантистокс); 1 Ст = 100 сСт = 100 мм2/с. Для характеристики вязкости и вязкостно-температурных качеств моторных масел нормируется вязкость при температуре 100 °С, которая включена в их маркировку. Моторные масла должны обладать оптимальной вязкостью при рабочей температуре. При изменениях температуры колебания вязкости должны быть минимальными. Количественно это требование выражают рядом показателей, которые называют вязкостно-температурными характеристиками. Основная из них – графическое представление зависимости кинематической вязкости масла от температуры см. рис. 1. Рис. 1. Номограмма для определения вязкости масла при различных его температурах в двигателе
С повышением температуры вязкость уменьшается. Это приводит к износу трущихся деталей и увеличению потерь на трение. С понижением температуры вязкость масла увеличивается, что приводит к ухудшению поступления масла к парам трения и его очистки, пуск двигателя затрудняется. Считается, что средняя температура масла в картере и в масляной магистрали двигателя равна 100 °C. Эту температуру принято считать рабочей. Вязкость масла при этой температуре включается в его маркировку. Например, в марке масла М-12 Г1 цифра 12 означает номинальную вязкость в сСт при 100 °C. Поэтому правильный подбор масла с оптимальным значением вязкости зависит прежде всего от конструкции и режима работы узла трения. Это имеет значение для каждого конкретного случая. Так, масла повышенной вязкости требуются для двигателей высоконагруженных, низкооборотных или работающих в условиях напряженного теплового режима. При этом, чем выше вязкость масла в работающем двигателе, тем надежнее уплотнение, меньше вероятность прорыва газов и убыль масла на угар. Поэтому применение масел с большой вязкостью целесообразно в тех условиях, когда двигатель изношен, зазоры увеличены или эксплуатационные условия характеризуются высокой запыленностью, повышенной температурой, изменяющимися в значительных пределах нагрузками. Масла с меньшей вязкостью применяют для высокооборотных (быстроходных) двигателей. В этом случае запуск двигателя становится легче, масло по системе смазки прокачивается лучше, теплоотдача от поверхностей рабочих деталей ускоряется и улучшается их очистка от механических примесей. В обозначении масла отечественного производства М-6З/10B буква М означает, что масло моторное; индекс 6З/10 – класс вязкости (всесезонное), буква З означает, что масло имеет загущенную присадку, улучшающую вязкостно-температурные свойства масла, и предназначено для применения в качестве всесезонного сорта; буква В без индекса означает, что масло универсальное и предназначено для смазывания как бензиновых (карбюраторных), так и дизельных двигателей. В США и странах Западной Европы моторные масла маркируются в соответствии с их вязкостью (по классификации SAE – Общества американских автомобильных инженеров). Эксплуатационные свойства моторных масел определяются по классификациям, разработанным API (Американский нефтяной институт) и ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей), которая в 1996 г. заменила CCMC (Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка). По классификации SAE моторные масла делят на летние, зимние и всесезонные. В зависимости от вязкостно-температурных показателей моторных масел классификация SAE J-300 включает 5 классов летних и 6 классов зимних. Масла маркируют следующим образом: летние – SAE 20, 30, 40, 50, 60 (цифра означает вязкость в секундах Сейболта при температуре + 90, 9 °C); зимние – SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W (цифра означает вязкость в секундах Сейболта при температуре –17, 8 °C, а W – первая буква от слова Winter – зима); всесезонные (загущенные) масла обозначаются двойной нумерацией. Например, SAE 10W – 50 означает, что данное масло при температуре –17, 8 °C соответствует по SAE вязкости 10, при температуре +98, 9 °C соответствует по SAE вязкости 50.
|
|||
|