Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глоссарий



 

Здравствуйте Уважаемый Председатель и члены аттестационной комиссии! (Слайд         ).

Работа включает в себя введение, где представлены актуальность и научно-исследовательский аппарат, теоретическую и опытно- практическую часть, а также заключение (Слайд        ).

В процессе работы над теоретической частью была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Анализ литературы показал, что изучением данной проблемы занимались Флерина Евгения Александровна, Алексеева Мария Михайловна, Бородич Алиса Михайловна, Сохин Феликс Алексеевич, Тихеева Елизавета Ивановна и другие. Актуальность проблемы развития связной речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка, так как в настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Поэтому перед современными педагогами стоит задача – создать условия для полноценного развития связной речи детей, как компонента гармоничного речевого общения.

Исходя, из вышесказанного были определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования (Слайд     ).

Опытно-практическая работа проводилась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – «Ласточка» деревни Веселовка Федоровского района.

Связная речь играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Под влиянием речи формируется сознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся управляемыми.

Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. А в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу словесных игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала.

В теоретической главе раскрыто содержание и сущность процесса развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Использование словесных игр рассмотрены во втором параграфе теоретической части и был сделан вывод о том, что именно словесные игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, становление и развитие всех сторон речи. Словесные игры не требуют особых усилий и дополнительного материала. Правильное руководство словесными играми имеет решающее значение в развитии связной речи ребенка и в формировании его личности.

После изучения теоретической и методической литературы для реализации поставленных задач и подтверждения гипотезы была проведена опытно-практическая работа.

На первом этапе была проведена первичная диагностика сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста.

 Использовалась комплексная диагностика Н. В. Новотворцевой        .

На основе результатов первичной диагностики были составлены таблицы сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста. (Слайд         ).

 Из данных таблицы видно, что высокий уровень сформированности связной речи показали 9 (_______________________________________________) воспитанников старшей группы- 37, 5%. Средний уровень показали 9 (______________________________________________) детей – 37, 5%. Низкий уровень показали 5 дошкольников (_____________________ ) – 25% от общего числа испытуемых. Полученные данные на первоначальном этапе, указывают на необходимость проведения педагогической работы с детьми данной категории, так как у большинства детей, участвовавших в исследовании, отмечается недостаточное развитие связной речи. Поэтому для формирования связной речи с учетом результатов первичного диагностического обследования и в соответствии с выдвинутой гипотезой был составлен комплекс занятий.

На втором этапе были апробированы и проведены занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием словесных игр.

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика, уровня сформированности связной речи и были получены следующие результаты которой представлены в сравнительной таблице. (Слайд       ).

Из данных таблицы № 10, высокий уровень сформированности связной речи показали 10 воспитанников старшей группы- 42%: Арсений, Вера, Яна, Катя, Снежана, Света, Наташа, Руслан, Арсен, Аня. Для данной категории детей характерно: самостоятельное верное осмысление задания; устойчивый замысел; связное, последовательное высказывание.

Средний уровень показали 10 детей – 42%: Андрей, Эмиль, Ира, Артем, Лена, Руслан, Настя, Радмир, Милана, Костя. Для данной категории детей характерно: достаточно полное осмысление задания либо стимуляция внимания к заданию при значительной помощи (подсказывающие вопросы, план, речевые образцы); воплощение в связную речь возможно при незначительной помощи: стимуляции, наводящих вопросах.

Низкий уровень показали 3 дошкольника – 14% от общего числа испытуемых: Камилла, Кристина, Женя. Для данной категории детей характерно: незаинтересованность предлагаемым видам работы; полное непонимание материала даже при значительной помощи; отсутствие замысла; недифференцированный характер речевой активности; вплетение побочных ассоциаций.

Таким образом, если с детьми старшего дошкольного возраста использовать словесные игры, то это будет способствовать развитию связной речи. Положительная динамика, которую мы наблюдаем по результатам повторной диагностики, позволяет нам сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Положительные результаты свидетельствуют о том, данная работа может быть использована в дошкольных образовательных учреждениях.

Спасибо за внимание.

 

 

Глоссарий

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.

Словесная игра – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.