![]()
|
|||
4 Транспорт - третья ведущая отрасль материального производстваСтр 1 из 2Следующая ⇒
25. 03. 2022 1 СПХ-6-21
География Преподаватель Карамышева Л. К. Занятие 9 Тема: Мировое сельское хозяйство.
Цель: охарактеризовать значение сельского хозяйства и особенностями его развития в современном мире; определить отраслевой состав и межотраслевые связи сельского хозяйства; развить умение характеризовать наибольшие сельскохозяйственные районы, используя карты атласа и другие источники географических знаний; воспитать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход. Рассматриваемые вопросы: 1 Значение сельского хозяйства 2 Животноводство 3 Растениеводств 4 Мировой транспорт Задание: Изучив лекционный материал, страницы учебника 150-170, выполнить задания
1 Сельское хозяйство – важнейшая отрасль мирового хозяйства. Её основное назначение – обеспечить население продуктами питания, а легкую и пищевую промышленность – сырьём. Это единственная отрасль материального производства, которая зависит от природных условий. Однако роль этой отрасли в экономике разных стран и районов сильно различается. География сельского хозяйства отличается исключительным многообразием форм производства и аграрных отношений. При этом все его типы можно объединить в две группы:
- Товарное сельское хозяйство – отличается высокой продуктивностью, интенсивностью развития, высоким уровнем специализации; - Потребительское сельское хозяйство – отличается низкой продуктивностью, экстенсивностью развития, отсутствием специализации. Сельское хозяйство развитых стран отличается резким преобладанием товарного сельского хозяйства. Оно развивается на основе механизации, химизации, применения биотехнологий, новейших методов селекции. В развивающихся странах сельское хозяйство неоднородно и включает в себя: - традиционный сектор (преимущественно растениеводческое направление с мелкими крестьянскими хозяйствами), -современный сектор (товарное сельское хозяйство с хорошо организованными плантациями и фермами).
2 Животноводство как отрасль сельского хозяйства распространено практически повсеместно. Размещение его отраслей зависит, прежде всего, от кормовой базы. В животноводстве выделяют три ведущие отрасли: скотоводство, свиноводство, овцеводство. Скотоводство – разведение крупного рогатого скота (КРС), самым большим поголовьем КРС обладает Зарубежная Азия и Латинская Америка. В скотоводстве различают три основных направления: • молочное (характерно для густонаселенных районов Европы, Северной Америки); • мясомолочное (распространено в лесной и лесостепной зоне); • мясное (засушливые районы умеренного и субтропического пояса). Самым большим поголовьем КРС обладают: Индия, Аргентина, Бразилия, США, Китай, Россия.
Свиноводство распространено практически повсеместно вне зависимости от природных условий. Оно тяготеет к густонаселённым районам, крупным городам. К районам интенсивного картофелеводства. Лидером по поголовью свиней является Китай (почти половина мирового поголовья), за ним США, Россия, Германия, Бразилия. Овцеводство преобладает в странах и районах, располагающих обширными пастбищами. Наибольшее поголовье овец в Австралии, Китае, Новой Зеландии, России, Индии, Турции, Казахстане. Лидерство в производстве продуктов животноводства принадлежит экономически развитым странами распределяется так: • производство мяса – США, Китай, Россия; • производство масла – Россия, Германия, Франция; • производство молока – США, Индия, Россия. Главные экспортеры продукции животноводства: • Мясо птицы – Франция, США, Нидерланды; • Баранина – Новая Зеландия, Австралия, Великобритания; • Свинина – Нидерланды, Бельгия, Дания, Канада; • Говядина – Австралия, Германия, Франция; • Масло – Нидерланды, Финляндия, Германия; • Шерсть – Австралия, Новая Зеландия, Аргентина.
3 Растениеводство. География основных сельскохозяйственных культур Растениеводство – важнейшая отрасль сельского хозяйства мира. Оно развито практически повсеместно, за исключением тундры, арктических пустынь и высокогорий. В связи с большим разнообразием сельскохозяйственных культур состав растениеводства довольно сложен. В растениеводстве выделяются: • зерновое хозяйство; • производство технических культур;
• овощеводство; • садоводство; • производство кормовых культур и т. д.
К зерновым культурам относятся – пшеница, рожь, ячмень, гречиха, овёс и др. Ведущими среди них являются – пшеница, кукуруза и рис. На которые, приходится 4/5 валового сбора всех зерновых. Главными производителями трёх главных зерновых культур являются: • пшеница – Китай, США, Россия, Франция, Канада, Украина; • рис – Китай, Индия, Индонезия, Таиланд, Бангладеш; • кукуруза – США, Мексика, Бразилия, Аргентина. Овощные культуры распространены во всех странах мира. Тонизирующие культуры – чай, кофе, какао. Главный экспортер чая – Индия, кофе – Бразилия, какао – Кот-д-Ивуар. Главные экспортеры хлопка – США, Узбекистан, Пакистан, Китай, Индия, Египет. Крупнейший производитель табака – Китай, в гораздо меньших объёмах производят его Индия, Бразилия, Италия, Болгария, Турция, Куба, Япония.
4 Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства Значение транспорта: - Транспорт является основой ГРТ. - Объем и структура транспортных перевозок отражают уровень и структуру экономики. - География транспортной сети и грузопотоков влияет на размещение производительных сил. - Транспорт способствует специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран. - Без транспорта было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров, услуг, да и преодоление расстояния между людьми. Воздействие НТР на разделение труда между видами транспорта: - Увеличение пропускной способности транспортных путей. - Появление новых транспортных средств. - Увеличение вместимости и скорости передвижения. - Контейнеризация, повысившая производительность труда в 7-10 раз. Контейнеризация – перевозка штучных грузов в специальных металлических емкостях – контейнерах. С ней связано появление новых транспортных средств – контейнеровозов и специальных перегрузочных станций – контейнерных терминалов. Основные черты различия между транспортом экономически развитых и развивающихся стран: Развитые: --Представлен всеми видами транспорта. --Технический уровень высокий. --Обеспеченность транспортной сетью, ее густота, подвижность населения самые высокие. --На эти страны приходится 80% общей длины мировой транспортной сети.
|
|||
|