Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды церемоний



Помимо классической Гунфу Ча, сложились и другие традиции проведения чайных мероприятий. Среди наиболее популярных:

• Гун фу ча – главным «героем» церемонии является какой-либо один конкретный сорт;

• Хэ ча – участники чаепития пробуют разные сорта чая;

• Пин ча – участники церемонии знакомятся с большим разнообразием сортов, а среди гостей присутствуют опытные дегустаторы, которые делятся своими впечатлениями;

• Лу Юя – напиток готовится на открытом огне, к чайным листьям добавляют целебные травы.

Подготовка

Первый этап — Вэнь Ху Тан Бей — согревание исиня. Посуду аккуратно расставляют на Ча-Пани и заливают кипятком, примерно на одну третью емкости, с целью прогрева стенок и стерилизации. Через 1, 5-2 минуты, волнообразными движениями кистей, ополаскивают стенки и сливают воду прочь;

  Второй этап — Жань Шань Цзя Мин — оценивание превосходного чая. Некоторое количество сухого чайного сырья, бамбуковой ложкой помещают в Ча-Хэ и отдают участнику, сидящему слева от себя, который, открывая, крышку Ча-Хэ, вдыхает непревзойденный аромат чая, оценивая его достоинства, закрывает крышку и передает следующему участнику. Так, поочередно, все участники чайной церемонии знакомятся с будущим напитком, проникаясь его духом и силой, пока Ча-Хэ не вернется к первому участнику;

  Третий этап — Ву Лон Ру Лонг («Черный Дракон Входит Во Дворец», название этапа характерно для использования в церемонии чая улун) — отсыпание необходимого объема чайного сырья в исинь. Стандартный объем чая составляет 15 г (три бамбуковых ложки с небольшой горкой) на 150 мл воды — половина объема классического исиня. Однако, в зависимости от количества участников, может быть использован исинь большего объема, но соотношение чая и воды всегда одинаково.

  Четвертый этап — Суан Ху Гао Чонг — «промывание высокой струей». Процесс первого знакомства чайного листа с водой — один из самых важных моментов китайского традиционного чаепития, требующий особого спокойствия души. Исинь заполняют водой, нагретой до необходимой температуры, тонкой журчащей струей с высоты 50-70 см, наполняя до краев;

  Пятый этап — Чун Фэн Фу Миан — «весенний ветер очищает поверхность». Фарфоровой ложкой снимают образовавшиеся на поверхности пузырьки и всплывшие чайные листья, закрывают исинь крышкой на 1-2 минуты, давая настояться первому чаю, который сливают в отдельную посуду и не употребляют;

  Шестой этап — Зай Чжу Цин Куан — «прямой поток чистой весны». На этом этапе заваривают чай непосредственно для употребления, причем, теперь чайные листья заливают струей воды с более низкой высоты — не более 10-15 см. Заполняют исинь также до краев. Важно отметить, что четвертый и шестой этапы в китайской чайной традиции входят в ритуал Гао Чонг Ди Джень, когда высокая струя используется именно для первого промывания чайных листьев, а низкая — для непосредственного заваривания. Низкий, а значит — близкий к чаю поток воды, способствует лучшему, более медленному настаиванию;

Седьмой этап — Гуа Мом Лин Гай — поверхность воды вновь очищается от воздушных пузырьков, исинь закрывается. Обслуживание участников церемонии можно начинать спустя 20-50 секунд после закрытия крышки иссиня. Более точное время зависит от сорта и количества чая.

 

Подготовка

1.     Вень Ху Тан Бей предполагает обогрев и ополаскивание исиня, процедура длится 2-3 минуты. Смысл – убрать возможные пылинки с посуды и подготовить ее для заваривания чая. Сначала горячая вода из чайника наливается в исинь, из него ополаскиваются пиалы или чашки, а затем ополаскивается и сам заварник. Все производится на подносе с поддоном, куда стекает вода.

2.     Жан Шань Цзя Мин предполагает знакомство каждого участника с выбранным для церемонии сортом чая. Сухая заварка высыпается в Ча-Хэ и передается от одного гостя к другому. Каждый из них приподнимая крышку сосуда вдыхает его аромат и оценивает его. Ознакомление происходит по кругу слева направо. Сначала участник церемонии должен согреть чаинки своим дыханием, а потом наслаждаться его ароматом, цветом и красотой скрученных сухих листочков. Параллельно может вестись беседа, восхваляющая чай, приятную атмосферу, опыт мастера и так далее.

3.     Ву Лон Ру Лонг – это подготовка и пересыпание нужного количества заварки в исинь. Осуществляется это маленькой бамбуковой ложкой, в которую помещается примерно 15 грамм заварки, которая рассчитана на 50 мл воды – объем стандартной пиалы. Так как исинь может иметь объем от 150 до 350 мл, то в него насыпают от 3 до 7 ложек заварки с горкой.

4.     Суан Ху Гао Чонг – предполагает промывание заварки от пыли и подготовку листьев к главному завариванию. Производится это в исине, в который высокой струей наливается подогретая до нужной температуры вода, издавая булькающие звуки. Здесь важно выдержать нужную температуру воды и не передержать в ней листья. Чай должен очиститься от возможной пыли и загрязнений и слегка размягчиться, чтобы во время главного заваривания максимально отдать свой вкус и аромат. Играет роль и высота струи воды, которая выливается из чайника. Он может достигать 70 см, водой наполняется весь чайник до краев.

5.     Чун Фэн Фу Миан – это процедура очищения залитой водой заварки от соринок и загрязнений. Осуществляется с помощью фарфоровой ложки. После того, как пузырьки и соринки сняты, крышку исиня закрывают и выдерживают в нем чай 1-2 минуты. Далее воду сливают в отдельную емкость – этот настой не употребляют.

6.     Зай Чжу Цин Куан – предполагает заваривание размягченных листьев горячей водой. Высота струи воды, которую выливают из чайника в исинь, не должна превышать 15 см. Считается, что чем ниже струя воды, тем медленнее и качественнее заваривается чай. В результате получают первый истинный чай.

7.     Мом Лин Гай – это повторное очищение исиня от пузырьков, пенки и всплывших листьев. Исинь закрывается крышкой и уже через 30-60 секунд можно приступать к обслуживанию участников церемонии.

 

Обслуживание участников чаепития. В материковых культурах чай из исиня разливают непосредственно в гайвани. Что касается тайваньских обычаев, то напиток предварительно сливается в Ча-Хай и уже после разливается по чашкам гостей. Разливание чая по чашкам проводится только хозяином дома, где проводится чаепитие. Исинь или Ча-Хай всегда должен находиться в правой руке. Левая рука придерживает исинь тканью, которой после каждого наливания обтирается носик (и стенка под ним) от стекающих капель чая. Свои самые лучшие качества улун отдает в течение 4-8 завариваний подряд, более жесткий пуэр не теряет своих достоинств до 16 заварок.

 

Чаепитие всегда проводится хозяином дома. После того, как чай заварен, его разливают в так называемую чашу справедливости, или Ча-Хай, где производится его смешивание и равномерное распределение вкуса. Исинь или Ча-Хай всегда должен находиться в правой руке. Левая рука придерживает исинь тканью, которой после каждого наливания обтирается носик (и стенка под ним) от стекающих капель чая. Из Ча-Хая напиток разливают по пиалам. Сначала напиток подают самым старшим гостям, выражая тем самым им свое почтение и уважение. Процедура непосредственного чаепития может повторяться несколько раз в зависимости от того, какой сорт чая был использован. Если это высококачественный улун, то лисья заливают водой до 6 раз, а если пуэр – то до 10-16 раз.

Когда пиалу подносят ко рту, этикет допускает произведение не более трех глотков чая. Первый небольшой подготавливает вкусовые рецепторы к восприятию. Второй полный позволяет оценить вкус, а третий тоже небольшой призван сформировать послевкусие. Далее ритуал повторяется, пока не закончится жидкость в пиале. Если пиалы используются объемом менее 50 мл, весь напиток можно выпить за 5 или 7 глотков.

Во время проведения церемонии в Китае принято общаться. Это живой разговор на разные темы, хотя и не такой активный, как дома или на работе. Человек подсознательно расслабляется, а потому и речь его и мысли приводятся в порядок, становятся неспешными и глубокими. В беседе не принято выносить на люди семейные проблемы, поэтому тема разговора обычно отвлеченная и позитивная.

В конце церемонии хозяин может выложить все листья из исиня и предложить их гостям для ознакомления и для того, чтобы выказать им благодарность за прекрасный вкус и времяпровождение.

 

Благодарность аромату и чаепитие Высший уровень тайваньской чайной культуры заключается не столько в употреблении напитка, сколько в наслаждении и понимании его аромата, для чего существует отдельный ритуал и специальная посуда — чайная пара Сян-Бэй и Пин-Бэй на подставке Бэйнч-Жань.

Ритуал Оу Бей Му Лин «купание небес в аромате» — это чай из Ча-Хай разливается в высокую чашку Сян-Бэй примерно до половины ее объема, накрывается питьевой чашкой Пин-Бэй и переворачивается. Процесс закрытия носит ритуальное посвящение Лонг Фэн Чэн Сян — «дракон и птица Феникс вступают в благоприятный союз», которое воспринимается участниками как молитва во имя процветания, благополучия и счастья всех присутствующих. Переворот чашек — Ли Ю Фан Шен («переворот карпа») — заключительный ритуал, после которого нужно, в первую очередь, насладиться ароматом чая из Сян-Бэй, оценить цвет чая в Пин-Бэй, а затем только приступать к употреблению напитка. Хороший китайский этикет подразумевает делать не менее трех глотков за одно поднесение чашки к губам: первый глоток небольшой, второй — основной, а третий — завершающий, который формирует послевкусие. На завершающем этапе чайной церемонии чайные листья аккуратно извлекаются в Ча-Хэ и вновь передаются по часовой стрелке между участниками, которые могут передать чувства благодарности чаю за отличный отдых души и тела, а хозяину — комплимент за такой замечательный выбор сырья для напитка.

 

Очистка посуды Остатки напитка и чайных листьев ни в коем случае не должны задерживаться в исине. После извлечения всех чайных листьев, исинь ополаскивают остатками чая, а затем — кипятком. Нельзя использовать никакие моющие средства и некипяченую воду для ополаскивания чайника и остальной посуды. После промывания исинь должен высохнуть естественным путем, затем его полируют качественной льняной тканью. Остальную посуду аналогично стерилизуют только кипящей водой и дают высохнуть на Ча-Пани.

 

Китайские традиции чаепития

 Как известно, чай в Китае — традиционный напиток для ежедневного употребления, который входит в семерку вещей, без которых не может обойтись ни один китаец: дрова, рис, масло, соль, соевый соус и уксус. Естественно, для утоления жажды чайная церемония каждый день не проводится. Но хорошим признаком воспитанности и соответствия китайским традициям будет, если для нее найдется время, хотя бы один раз в неделю. Кроме того, в Китае принято проводить чайные церемонии по особым случаям:

  Знак уважения. В Китае всегда особенно уважали и ценили заслуги людей пожилого возраста, поэтому подать чашку чая человеку почтенного возраста, значит выразить истинное к нему уважения. Ответной реакцией как принятие выраженного почтения, может стать доверие со стороны пожилого человека, который в ответ поднесет чашку чая тому, кто значительно его моложе.

  Семейная встреча. Независимо, как далеко уехали дети из родных краев, они никогда не забудут родительский дом, поэтому традиционное чаепитие — неотъемлемая часть при встрече родителей и детей.

  Благодарность родителям в день свадьбы. Чайная церемония обязательно имеет место на свадебном мероприятии в Китае. Жених и невеста, одновременно опускаясь на колени, подают по чашке чая своим родителям со словами благодарности. Кроме того, первое знакомство родителей будущих жениха и невесты обязательно проходит в рамках традиционного чаепития.

Передача мудрости и опыта. Регулярное чаепитие в кругу молодых людей и опытных стариков способствуют распространению и сохранению традиций и жизненного опыта, составляющих великое китайское культурное наследие.

 

Источник: http: //kivahan. ru/kitajskaya-chajnaya-ceremoniya/

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.