Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИНДВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. по дисциплине «Экономика». на тему: Государственные внебюджетные фонды, их цели и задачи, анализ деятельности. ВВЕДЕНИЕ



 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

ИНДВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Экономика»

на тему: " Государственные внебюджетные фонды, их цели и задачи, анализ деятельности"

 

 

Выполнили студентки группы 21-ПР3-9

Специальность 40. 02. 01

Право и организация__

социального обеспечения____________

ФИО Саркисян Д. Р. и Кулькова А. В.

 

Руководитель:

Преподаватель экономики Дулунц К. А.

Подпись__________________________

 

 

г. Краснодар

2022 г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….. …3
1 Государственные внебюджетные фонды: сущность, функции, роль и задачи……………………………………………………………. …………….. …4 1. 1 Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов…... ….. 4 1. 2 Функции и задачи государственных внебюджетных фондов………... ……5 2 Анализ современного состояния государственных внебюджетных фондов…………………………………………………………………….. …….. 12 2. 1 Анализ деятельности государственных внебюджетных фондов РФ……………………………………………………………………. …….. ……12 2. 2 Проблемы деятельности государственных внебюджетных фондов РФ………………………………………………………………….. …………….. 19 Заключение………………………………………………………………………. 29 Список использованной литературы…………………………………….. ……. 31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, создание которого имеет своей целью реализацию конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Цель проекта:

1. Изучить существующие государственные внебюджетные фонды.

2. Рассмотреть и узнать подробности этих фондов.

Задачи проекта:

1. Цели, задачи, предмет и объекты осуществления предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.

2. Источники формирования государственных внебюджетных фондов.

Предметом работы является анализ деятельности государственных внебюджетных фондов.

Актуальность данной тем в том, что на сегодняшний день развитие процессов внебюджетных фондов очень распространён. Её нужно анализировать и изучить.
1 Государственные внебюджетные фонды: сущность, функции, роль и задачи

 

1. 1 Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды - система самостоятельных финансовых организаций, которые финансируют вложения в мероприятия общегосударственного или местного значения.

Внебюджетные фонды представляют собой финансовые ресурсы, не включаемые в бюджеты различных уровней. Они имеют целевое назначение и находятся в распоряжении органов государственной власти или муниципальных образований. Эти фонды являются формой мобилизации денежных средств для решения конкретных экономических и социальных задач.

Социальные внебюджетные фонды представляют собой организации (юридические лица). Они обеспечивают функционирование системы обязательного социального страхования. Данная система действует в соответствии с федеральным законом " Об основах обязательного социального страхования". В настоящее время функционируют три федеральных социальных внебюджетных фонда:

В число государственных внебюджетных фондов входят:

1. Пенсионный фонд РФ

2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

3. Фонд социального страхования РФ

4. Государственный фонд занятости населения РФ

5. Федеральный дорожный фонд РФ

 

 

Пенсионный фонд РФ
Государственные внебюджетные фонды в РФ
Фонд социального страхования РФ
Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования

 


Таблица 1- Государственные внебюджетные фонды

 

Общеэкономические внебюджетные фонды.

Общеэкономические внебюджетные фонды создавались федеральными, региональными или местными органами власти для решения конкретных задач. Так, Федеральный экологический фонд РФ имел целью обеспечение финансирования природоохранных мероприятий. В качестве доходов в него зачислялись штрафы от загрязнения окружающей среды и за нерациональное использование природных ресурсов, а также компенсационные платежи за причиненный природе ущерб.

Федеральный дорожный фонд должен был обеспечивать денежными ресурсами дорожное строительство. В него зачислялись налоги на пользователей дорог и владельцев автотранспортных средств.

 

1. 2 Функции и задачи государственных внебюджетных фондов

 

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные.

Целевые внебюджетные фонды представляют собой образованную в рамках действующего законодательства обособленную часть финансовых ресурсов, не входящих в состав областного бюджета и имеющих самостоятельные источники формирования и целевые направления их использования.

К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы.

Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью.

Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба.

Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств.

Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов.
Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом РФ.

Целевые внебюджетные фонды представляют собой образованную в рамках действующего законодательства обособленную часть финансовых ресурсов, не входящих в состав областного бюджета и имеющих самостоятельные источники формирования и целевые направления их использования.

Внебюджетные фонды образуются в целях создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в экономику области, аккумуляции добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан для наиболее эффективного использования этих средств в социально-экономическом и культурном развитии области.
Внебюджетные фонды предназначаются для финансирования комплекса практических мероприятий, предпринимаемых для решения социальных, экономических, экологических и общественно значимых задач.

Внебюджетные фонды в зависимости от их делового назначения делятся на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления - на федеральные, областные и местные.

Фонды могут быть постоянно действующими или создаваться на определенный период времени.

В состав целевых внебюджетных фондов на территории Краснодарского края включаются следующие фонды:

а) подразделения федеральных внебюджетных фондов, действующие на территории области;

1. государственного пенсионного фонда Российской Федерации

2.  фонда государственного социального страхования Российской Федерации

3.  фонда обязательного медицинского страхования

4. государственного фонда занятости населения

5. дорожных фондов

6. экологических фондов

7. фондов финансового регулирования в отдельных отраслях народного хозяйства

б) областные (региональные) внебюджетные фонды:

1. фонд развития территорий

2. фонд социальной поддержки населения

3. фонд администрации области; - экологический фонд области

4. фонд экологического страхования области

5. фонд областной собственности; - фонд развития жилищного строительства

6.  иные фонды, имеющие собственные источники формирования.

в) местные внебюджетные фонды. Образование местных внебюджетных фондов находится в ведении представительных органов местного самоуправления.

Порядок использования бюджетных и внебюджетных фондов.

Целевое направление расходования средств, поступающих в бюджетные и внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ.

Средства, направляемые на содержание исполнительного аппарата фонда, устанавливаются ежегодно при утверждении бюджета каждого внебюджетного фонда.

Остатки на счетах внебюджетных фондов в банках должны быть не ниже страхового запаса.

Средства бюджетных и внебюджетных фондов расходуются строго в соответствии с целевым назначением, определяемым положением об образовании соответствующих фондов.

Отчет об использовании средств внебюджетных фондов составляется исполнительными органами власти или органами управления внебюджетными фондами, если таковые созданы в соответствии с положениями (уставами) об этих фондах.

 Отчеты об использовании средств внебюджетных фондов рассматриваются в следующие сроки:

а) представительными органами местного самоуправления - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным;

б) Областной Думой - не позднее 1 мая года, следующего за отчетным. Представительные органы по результатам рассмотрения указанных отчетов принимают решения об их утверждении или неутверждении (табл. 1).

 

Таблица 2 - Экономическая природа внебюджетных фондов

 

Внебюджетные фонды
Социальные
Экономические

 

Пенсионный фонд РФ
Государственный фонд занятости населения
Федеральный и территориальный дорожный фонд
Фонд финансового регулирования
Фонд производства минерально-сырьевой базы РФ
Фонды обязательной социальной поддержки населения
Фонд социального страхования

 

 


Внебюджетный целевые фонды - одно из звеньев финансовой системы РФ; разновидность целевых государственных и местных фондов денежных средств. Делятся на социальные и экономические. К числу социальных относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, созданные в целях: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т. д. К экономическим относятся: дорожные фонды, Фонд развития таможенной системы РФ. Кроме того, существуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, образующиеся при федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, координирующих деятельность по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным.

Наличие этих фондов, хотя и было необходимо, создавало определенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других – избыток. Кроме того, правительство могло использовать эти средства бесконтрольно. Поэтому по мере укрепления централизованного государства постепенно происходило объединение специальных фондов в едином государственном бюджете. Однако многие внебюджетные фонды сохранили свое значение и самостоятельность и существовали наряду с бюджетом.

Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной массой и государственным долгом, системой социального страхования.

Широкое распространение в большинстве стран специальные внебюджетные фонды государства получили после Второй мировой войны. Сегодня они являются полноправным элементом финансовой системы и одним из способов перераспределения финансовых ресурсов.

Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:

1) необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;

2) необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;

3) необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т. п.


 

2Анализ современного состояния государственных внебюджетных фондов

2. 1 Анализ деятельности государственных внебюджетных фондов РФ

 

Предварительный аудит формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов является формой контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты, осуществляемой путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии со Стандартом.

Предварительный аудит формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период представляет собой комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий по проверке и анализу обоснованности показателей проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативной методической базы их формирования, оценке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов как инструментов социально-экономической политики государства, их соответствия положениям посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов, оценке качества прогнозирования их доходов и использования их средств, а также на их основе - подготовку заключений Счетной палаты на проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представление их палатам Федерального Собрания Российской Федерации.

Целью предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов является установление соответствия формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов законодательству Российской Федерации, а также определение обоснованности показателей проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Задачами предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов являются:

установление соответствия Бюджетному кодексу и иным нормативным правовым актам Российской Федерации проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, а также порядка и сроков их составления;

оценка соответствия проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период основным целям и задачам социально-экономической политики государства, определенным в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики), указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и иных программных документах, а также достоверности и обоснованности показателей, содержащихся в проектах федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период;

оценка качества прогнозирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, обоснованности и достоверности их объема и структуры, потенциальных резервов увеличения доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

оценка качества прогнозирования, достоверности и обоснованности планируемых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, включая оценку распределения бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, оценку реестров расходных обязательств;

оценка потребности и целесообразности бюджетных инвестиций в капитальные вложения на строительство и приобретение объектов недвижимого имущества для государственных внебюджетных фондов;
оценка обоснованности ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов на исполнение отдельных государственных полномочий за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Предметом предварительного аудита формирования проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов является процесс формирования проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, документов и материалов, представляемых одновременно с ними в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу, в том числе проекта федерального закона о тарифах, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также материалы по разработке Федеральным фондом обязательного медицинского страхования проекта программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в части программы обязательного медицинского страхования.

Основная цель аудита расчетов по страховым взносам состоит в осуществлении аудиторской проверки и оценка достоверности и порядка ведения бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами.

При проведении аудита расчетов возможно выделение следующих основных целей:

­- оценивать соответствующую на предприятии систему расчетов страховых взносов;

­- устанавливать, насколько правильно определены облагаемые базы и насколько точны расчеты сумм взносов, которые необходимо будет уплатить во внебюджетные фонды в определенные сроки и при составлении отчетности;

­- оценивать полноту отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;

­- подтверждать насколько соответствуют финансовые и хозяйственные операции действующему налоговому законодательству;

­- проверять как организация соблюдает налоговое законодательство по операциям, связанным с внебюджетными фондами;

­-проверять как организация соблюдает законодательство.

Контролировать правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды обязаны ПФР, ФСС и их территориальные органы.

Для достижения поставленных целей, при проведении аудита расчетов с внебюджетными фондами решаются следующие задачи:

После того, как мы определили цель и задачи аудита расчетов с внебюджетными фондами, необходимо определиться с его объектом. Так, объектом аудита расчетов с внебюджетными фондами являются начисленные и уплаченные страховые взносы, за ними постоянно наблюдает аудитор, так как расчет взносов является постоянным процессом на протяжении всего времени деятельности предприятия.

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) иФонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

 

Таблица 3 - Ставки взносов во внебюджетные фонды в % при общей системе налогообложения

Назначение Норма отчислений % Сумма руб.
Пенсионный фонд 1304, 9
Фонд социального страхования 2, 9 172, 02
Фонд обязательного медицинского страхования 5, 1 302, 5
Страхование от несчастных случаев 0, 5 29, 6
Всего отчислений 30, 5 1809, 02

 

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

1. Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования

2. Территориальные фонды

3. Директор фонда

4. Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

1. Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ

2. Отраслевые и региональные отделения

3. Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

1. Региональные организации Пенсионного фонда

2. Исполнительная дирекция и Правление.

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

При укреплении централизованного государственного аппарата власти начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению.

Основные задачи внебюджетных фондов:

1. Влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий

2. Обеспечивать природоохранительные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды

3. Оказывать социальные услуги населению путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры

4. Предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам.

 

2. 2 Проблемы деятельности государственных внебюджетных фондов РФ.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Все эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, потому что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджетных средств. Самостоятельность внебюджетных социальных фондов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение их бюджетов осуществляется представительными (законодательными) органами, а исполнение бюджетов фондов - органами исполнительной власти совместно с органами управления фондов самостоятельно на основе Закона об утверждении бюджета и механизма бюджетного регулирования.

Государственные внебюджетные социальные фонды имеют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, т. е. исполнение их бюджетов находится под контролем финансовых органов. Министерство финансов РФ, согласно Положению о нем, осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10, 8 % -- по доходам, и 10, 2 % -- по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц -- для свыше 128 млн граждан России.

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

· назначение и выплата пенсий (для 40 млн пенсионеров)

· учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию

· назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.

· персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования

· взаимодействие со страхователями (работодателями -- плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки

· выдача сертификатов на получение материнского капитала

· выплата средств материнского капитала

· управление средствами пенсионной системы

 

Таблица 4 - Бюджет Пенсионного фонда РФ с 2020 по 2020 год млрд. руб

Показатель
Доходы 8948, 9 9245, 8 10472, 5
Из федерального бюджета 3413, 6 3308, 6 4558, 9
Из бюджетов субъектов 3, 4 3, 6 3, 9
Собственные доходы 5531, 9 5933, 6 6214, 5
Расходы 8948, 9 9245, 8 10734, 2
Межбюджетные трансферты 3417, 0 3312, 2 4752, 7
Дефицит/профицит 0, 0 0, 0 0, 0

 

Фонд обязательного медицинского страхования.

В 2009 г. в Российской Федерации функционировало 19 центров общей врачебной (семейной) практики при амбулаторно-поликлинических учреждениях: Проведенный анализ деятельности учреждений здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, свидетельствует о продолжении процессов реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений в части сокращения стационарных учреждений, с активным развитием стационарозамещающих форм, а также тенденции к увеличению количества центров общей врачебной(семейной) практики.

Функции:

· выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»)

· обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение

· обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами

· оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет

· оплата родовых сертификатов

· доплата (25%) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам

· доплата за диспансеризацию работающих граждан

· оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами

Значение внебюджетных социальных фондов состоит в том, чтобы поддержать существование лиц, нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный уровень доходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим, защитить граждан на случай болезни, обеспечить доступ к благам, обладающим особыми достоинствами (лечение, восстановление трудоспособности).

 

 

Таблица 5 - Основные социально-экономические показатели

Основные показатели 2020/2019 (ед. изм. ) 2020/2019 (%)
Фонд заработной платы (млрд. руб) 25 209, 0 26 626, 0 1 417, 0 105, 2
База для начисления страховых взносов из тарифа 2, 9% 20 610, 2 21 544, 0 933, 8 104, 5
Среднемесячная начисленная заработная плата работников 47 867, 0 51 083, 0 3 216, 0 106, 0
Число занятых в экономике на конец года (млн. чел) 71, 8 70, 6 -1, 2 98, 3
Численность безработных в среднем за месяц (млн. чел) 3, 5 4, 3 0, 8 122, 9

 

Для развития отечественной пенсионной системы требуется создать новую институционную базу, что предлагает определение макроэкономических пропорций и механизмом перераспределения для каждого института пенсионной системы на основе установления Федеральных социальных стандартов. При этом должно быть обоснование оптимальной доли валового внутреннего продукта, используемое на пенсионное обеспечение, как в целом, так и по отдельным пенсионным институтам на долгосрочную перспективу с учетом совершенствования механизмов, их связи с системой заработной платы и доходов, условиями найма и возрастом выхода на пенсию. Здесь государство должно проводить активную политику в сфере занятости в создании рабочих мест, поощрении малого бизнеса, разработку действенных механизмов делегирования полномочий региональных, государственных структур гражданского общества, повышение открытости прозрачности информационного обеспечения. В связи с изменениями, внесенными в закон о страховых взносах, в законодательство о страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в законодательство по вопросам установления трудовых пенсий, а также другие нормативные акты в порядке подготовки и представления отчетности в ПФР были внесены изменения.

Мировой опыт наглядно демонстрирует перспективность развития национальных систем социального страхования. Они существует как самостоятельные, с высокой степенью автономности институты социальной защиты. Государственное социальное обеспечение, по сути дела, дополняет, но не поглощает социальное страхование.

Финансовые механизмы и экономическая природа социального страхования и государственного социального обеспечения принципиально различны.

Социальное страхование в классическом понимании - это система профилактики, ослабления и компенсации социальных рисков, финансируемая участниками общественного производства: работодателями, работниками и государством.

В число наиболее очевидных и перспективных законодательных совершенствований входят следующие:

· достижение финансовой автономности деятельности государственных внебюджетных фондов в соответствии со статьей 16 Федерального закона " Об основах обязательного социального страхования";

· определение на основе актуарных расчетов и закрепление законодательно определенных величин и пропорций страховых взносов на социальное страхование работодателей, работников и государства.

 

 

Таблица 6 - Остатки средств из федерального бюджета и из бюджета ФСС

Наименование На 01. 01. 2019 Поступило из федерального бюджета Возврат средств в федеральный бюджет На 01. 01. 2020
Федеральный бюджет 1 1452 232, 3 39 538 344, 2 9 942, 7 865 300, 5
ФСС 1 598 736 13 978 872, 9 212 506 1 504 117
Итого 2 750 968, 3 53 517 217, 1 222 506 2 369 417, 5

 

 

Еще одной из форм социальной защиты населения в нашей стране является медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование - всеобщее для Российской Федерации и является социальной защитой в случае потери здоровья по любой причине. Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.

В своем выступлении на заседании Президиума Государственного Совета В. В. Путин назвал три актуальных направления развития медицинского страхования в Российской Федерации:

1) это укрепление финансовой базы страхования;

2) это единая система стандартов, на которую должна опираться страховая медицина;

3) это развитие нормативно-правовой базы.

Таблица 7 - Исполнение основных характеристик ФОМС

100, 4
101, 2
99, 7
-20
98, 8
доходы
расходы

 

 


За прошедшие два года с момента данного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации Правительством Российской Федерации были предприняты по решению указанных проблем. Однако необходимо констатировать, что кардинально исправить ситуацию пока не удалось.

Таким образом, на фоне общего дефицита ресурсов достижение более эффективного выравнивания уровня финансирования медицинской помощи населению при предложенном перераспределении средств представляется проблематичным.

Необходимо отметить, что меры, которые планируется осуществить в рамках модернизации системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования, не сопровождаются программными установками по увеличению размера и доли совокупных расходов на здравоохранение. Однако без достаточных финансовых средств нельзя приступать к реструктуризации и модернизации отрасли. Обязательным условием успешной проведения реформы является ее реальное финансовое обеспечение. Представляется, что реструктуризация медицинского страхования должна идти одновременно с поэтапным наращиванием ресурсов.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью системы государственного регулирования, которая обеспечивает соблюдение законодательства РФ и позволяет устранить различные нарушения и отклонение от правил.

Внешний и внутренний финансовый контроль в отношении бюджетов государственных внебюджетных фондов дополняют друг друга и осуществляют полноценный контроль за бюджетной сферой, исполняемый органами государственной власти.

 Государственные внебюджетные фонды являются частью финансовой системы государства. Они играют важную роль в обеспечении прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование. Обобщение вышеизложенного о деятельности ФСС РФ в целях определения его социально-экономической сущности позволило автору сделать следующие основные выводы:

 – главная функция ФСС — финансирование защиты граждан России от наступления социальных рисков через ОСС

 – основные принципы функционирования ФСС заключаются во всеобщей обязательности социального страхования, обязательности уплаты страховых взносов, доступности застрахованных лиц к реализации задекларированных государством социальных гарантий, эквивалентности страхового обеспечения средствам ОСС, обеспечения государственной гарантии исполнения обязательств ФСС (в части ОСС) по финансированию страхового обеспечению независимо от его финансового положения, обеспечении государственного надзора и общественного контроля за целевым расходованием финансовых средств ФСС и соблюдением действующего законодательства в области ОСС.

 

Таблица 8 - Остатки средств из федерального бюджета и из бюджета ФСС

Наименование На 01. 01. 2019 Поступило из федерального бюджета Возврат средств в федеральный бюджет На 01. 01. 2020
Федеральный бюджет 1 1452 232, 3 39 538 344, 2 9 942, 7 865 300, 5
ФСС 1 598 736 13 978 872, 9 212 506 1 504 117
Итого 2 750 968, 3 53 517 217, 1 222 448, 7 2 369 417, 5

 

 

По мнению, П. Р. Пайковича и А. А. Горохова, применительно к ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принципы функционирования ФСС заключаются также в экономической заинтересованности страхователей в улучшении условий труда, повышении его безопасности, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; обязательности регистрации в качестве страхователей всех работодателей, нанимающих работников, подлежащих страхованию по данному виду ОСС; дифференцированности величины страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

 Как видим, некоторые из рассмотренных принципов относятся ко всем ГВФ, функционирующим в России, социально-экономическая сущность которых в основном состоит в том, чтобы поддерживать тех лиц, которые нуждаются в помощи, обеспечивая им возможность получения минимального гарантированного уровня доходов.

Исключительная роль ГВФ обусловливается тем, что они представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения и решения конкретных задач социально-экономического характера. Именно поэтому в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством 29 сентября 2020 г., поставлены задачи по

 – индексации социальных выплат

 – развитию форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам

– целевой поддержке отдельных категорий граждан, в частности, семей с детьми

– совершенствованию системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.