Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эрих Фромм. «Бегство от свободы»



Эрих Фромм

«Кредо»

1. Что есть сущность человека?

Ответ: сущность человека заключается в противоречии, заложенном в его существовании, и это противоречие вынуждает человека действовать в поисках его разрешения.

2. Что Фромм говорит о свободе выбора?

Ответ: человек свободен сделать свой выбор, но свобода эта ограничена.

3. Какова цель жизни человека?

Ответ: только сам человек может найти для себя цель своей жизни и способы ее достижения.

4. Что такое целостный универсальный человек?

Ответ: можно понять, что такое целостный универсальный человек, только через осуществление своей индивидуальности, но отнюдь не пытаясь свести себя к абстрактному общему понятию. Жизнь ставит перед человеком парадоксальную задачу: с одной стороны реализовать свою индивидуальность, а с другой – превзойти ее и прийти к переживанию универсальности. Только всесторонне развитая личность может подняться над своим Я.

«Бегство от свободы»

1) Какова цель книги?

Ответ: цель данной книги заключается в том, чтобы проанализировать те действующие, динамичные элементы психики современного человека, которые делают возможным его добровольный отказ от свободы, наблюдаемый в фашистских государствах, и которые присущи многим миллионам людей нашей страны.

2) Что отличает человека от животного?

Ответ: человек рождается без врожденной способности к необходимым действиям, какая свойственна животным; человек находится в зависимости от родителей более долгий период нежели любое из животных; реакция человека на окружающую обстановку не такая быстрая, адекватная и эффективная, как инстинктивные действия, выполняемые автоматически. Человек испытывает все страхи и подвергается всем опасностям, которые вызваны недостаточностью его врожденных инстинктов. У животных существуют непрерывные цепи рефлекторных реакций, которые начинаются со стимула, к примеру, чувства голода, и приводят к более или менее строго определенному поведению, гарантирующему избавление от напряжения, вызванного неудовлетворенностью потребности. У человека подобные цепи разорваны.

3) В чем состоит противоречивый характер свободы?

Ответ: процесс развития свободы человека имеет тот же диалектический характер, какой мы обнаружили в процессе индивидуального развития человеческого существа. С одной стороны, это процесс развития человека, овладения природой, активизации мыслительной функции, укрепления человеческой солидарности. Но с другой стороны, развитие индивидуализации приводит к усилению изоляции, неуверенности; а следовательно, становится более сомнительным место человека в мире и смысл его жизни.

4) Что общего между авторитарной психологией и садомазохизмом? Что объединяет садизм и мазохизм?

Ответ: по отношению к характеру лучше употреблять термин не «садомазохистский», а «авторитарный», особенно в тех случаях, когда речь идет не о невротиках, а о вполне здоровых людях. Это определение вполне оправданно и логично, так как личность садомазохистского характера всегда определяется особым отношением к власти. Такой человек высказывает свое восхищение властью и стремится обрести подчинение, но вместе с этим он желает сам стать этой властью и господствовать над другими.

С точки зрения психологии, обе эти тенденции (мазохизм и садизм) берут свое начало из одного и того же источника, то есть у них одна и та же первопричина: способность терпеть изоляцию, неуверенность и слабость собственной личности.

5) Каковы психологические причины успеха нацистской идеологии в Германии?

Ответ: низшие слои среднего класса (лавочники, ремесленники, служащие) с восторгом восприняли идею прихода нацистов к власти, так как для этой части среднего класса характерны черты, которые проявляются на протяжении всей истории: любовь к сильному и ненависть к слабому, ограниченность, враждебность, скупость – и в чувствах и в деньгах, - и особенно аскетизм. Представителей этого класса всегда отличала некоторая узость взглядов, излишняя подозрительность и ненависть по отношению к незнакомцу, а знакомый мог у них вызвать только любопытство и зависть, причем зависть всегда преподносилась как презрительное негодование; вся их жизнь была основана на скупости -- не только в экономическом смысле этого слова, но и в психологическом. Гитлер смог привлечь на свою сторону ту часть населения, которой были свойственны черты «авторитарного» типа характера.

6) Какие механизмы бегства от свободы осуществляются в современном обществе?

Ответ: отступление – полный отказ человека от завоеванной ранее свободы в попытке преодолеть изоляцию и сбросить сковывающие его узы, устранив тем самым разрыв, который возник между его личным «я» и окружающим миром; индивидуум теряет самого себя; общепринятая мораль навязывает ему определенный тип личности, и он его с готовностью принимает, превращаясь при этом в «одного из» и становясь точно таким же, как и все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Стираются грани между собственным, личным «я» и окружающим миром, а вместе с тем испаряется и страх перед одиночеством и бессилием.

7) Какую угрозу для общества таит в себе психология соглашательства и автоматики?

Ответ: если мы не будем принимать в расчет всю палитру переживании среднего автоматизированного человека, мы будем не в состоянии осознать ту опасность, которая угрожает нашей культуре: готовность принять любую идеологию и любого вождя за обещание волнующей жизни, за предложение политической структуры и символов, дающих жизни индивидуума какую-то видимость смысла и порядка. Отчаяние, которое охватывает автоматизированных людей, является своеобразной пищей для политических целей фашистских лидеров.

8) Что такое «спонтанная деятельность»? Что необходимо осуществить человеку для ее реализации?

Ответ: спонтанная деятельность – единственный реально существующий способ, благодаря которому человек может преодолеть чувство страха перед одиночеством, не разрушая при этом целостность своей личности, так как спонтанная активность, направленная на реализацию внутреннего потенциала, вновь объединяет его с миром, с людьми, с природой и с самим собой. Главное, на чем основывается всякая спонтанность – это любовь, но не растворение своего «я» в другом человеке и не обладание другим человеком.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.