ОГЭ Социальная сфера
Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальными благам, называются
|
| 1)
| социальной мобильностью
|
| 2)
| социальным статусом
|
| 3)
| социальным неравенством
|
| 4)
| социальными отношениями
| |
Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| ОПРЕДЕЛЕНИЯ
|
| ПОНЯТИЯ
| А)
| социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом
| Б)
| перемещения из одной социальной группы в другую
| В)
| руководящее начало, требование, образец
| Г)
| разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение
| |
| 1)
| социальная мобильность
| 2)
| социальная дифференциация
| 3)
| социальная роль
| 4)
| социальная норма
| | |
Что относится к вертикальной социальной мобильности?
|
| 1)
| Гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на 5-м этаже в трехкомнатную квартиру на 9 этаже в том же доме.
|
| 2)
| Рядовой инженер назначен руководителем проекта.
|
| 3)
| Офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии.
|
| 4)
| Мелкий торговец продуктами питания начал заниматься продажей подержанных вещей.
|
| 5)
| Гражданка вступила в повторный брак.
|
| 6)
| Секретарша согласилась выполнять дополнительные обязанности.
| |
Установите соответствие между социальными группами и критериями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
|
| КРИТЕРИИ
| А)
| Мужчины
| Б)
| Племена
| В)
| Народности
| Г)
| Дети
| |
| 1)
| демографический
| 2)
| этнический
| | |
Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции.
|
| 1)
| бойкот
|
| 2)
| аплодисменты
|
| 3)
| насмешка
|
| 4)
| выговор
|
| 5)
| комплименты
|
| 6)
| улыбка
| |
Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А.
| Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие признаки.
| Б.
| Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| |
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А.
| Социальные нормы регулируют жизнь общества.
| Б.
| Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| |
Какое слово пропущено в схеме?
Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится
|
| 1)
| всенародная слава
|
| 2)
| всеобщий почет
|
| 3)
| награждение грамотой
|
| 4)
| доброжелательное отношение
| |
Через пять лет после окончания ПТУ работник Н. повысил свою квалификацию и стал бригадиром. Это пример
|
| 1)
| социальной стратификации
|
| 2)
| социальной мобильности
|
| 3)
| социальной роли
|
| 4)
| социализации
| | Т. родился в Париже, его бабушка уехала из России еще до революции 1917 г. Т. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Признаки какой общности проявляются в этом примере?
|
| 1)
| демографической
|
| 2)
| территориальной
|
| 3)
| этносоциальной
|
| 4)
| конфессиональной
| | Верны ли следующие суждения о семье?
А.
| Семья – это малая группа.
| Б.
| Семья – это социальный институт.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Верны ли следующие суждения о признаках патриархальной (традиционной) семьи?
А.
| Женщина экономически зависит от мужчины.
| Б.
| Домашние обязанности четко разделены между мужем и женой.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Социальные нормы
|
| 1)
| играют роль регулятора поведения людей
|
| 2)
| гарантируют формирование у индивида совести, достоинства, чести
|
| 3)
| всегда зафиксированы в соответствующих актах, законах
|
| 4)
| всегда являются «неписаными» нормами поведения
| | Что характеризует хозяйственную функцию семьи?
|
| 1)
| регламентация поведения
|
| 2)
| воспроизводство социальной структуры
|
| 3)
| организация семейного досуга
|
| 4)
| распределение домашнего труда
| | Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, – это
|
| 1)
| адаптация
|
| 2)
| образование
|
| 3)
| воспитание
|
| 4)
| социализация
| | Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
А.
| Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения.
| Б.
| Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| |
Начало формы
Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| ПРИМЕРЫ
|
| ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
| А)
| ученый-историк начал преподавать в университете
| Б)
| старший преподаватель получил должность доцента
| В)
| офицер получил внеочередное звание
| Г)
| девушка-католичка накануне бракосочетания перешла в протестантскую веру
| |
| 1)
| вертикальная
| 2)
| горизонтальная
| | | | Конец формы
| | Начало формы
Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи.
|
| 1)
| обучение детей трудовым навыкам
|
| 2)
| материальная поддержка близких
|
| 3)
| распределение домашнего труда
|
| 4)
| наделение наследственным статусом
|
| 5)
| организация досуга
|
| 6)
| семейное предпринимательство
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Моральные нормы, в отличие от правовых,
|
| 1)
| регламентируют поведение людей
|
| 2)
| содержатся только в священных книгах
|
| 3)
| обеспечиваются силой общественного мнения
|
| 4)
| осваиваются в процессе социализации
| | Конец формы
|
| F3DBFB
| |
Начало формы
Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
|
| 1)
| обеспечиваются силой общественного мнения
|
| 2)
| обеспечиваются силой государственного принуждения
|
| 3)
| поддерживаются моральным сознанием
|
| 4)
| осваиваются в процессе социализации
| | Конец формы
|
| B7FB15
| |
Начало формы
Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, то есть
|
| 1)
| традициям
|
| 2)
| этическим нормам
|
| 3)
| эстетическим нормам
|
| 4)
| правилам этикета
| | Конец формы
|
| 00DFDF
| |
Начало формы
Социальные нормы, в которых отражаются представления людей о добре и зле, – это
|
| 1)
| обычаи и традиции
|
| 2)
| моральные нормы
|
| 3)
| эстетические нормы
|
| 4)
| правила этикета
| | Конец формы
|
| 653C93
| |
Начало формы
Семья в отличие от других социальных институтов выполняет функцию
|
| 1)
| воспитательную
|
| 2)
| репродуктивную
|
| 3)
| эмоционально-психологическую
|
| 4)
| социально-статусную
| | Конец формы
|
| FB3171
| |
Начало формы
Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А.
| Социальные роли человека определяются его социальным статусом.
| Б.
| Принятие социальной роли носит личностную окраску.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Конец формы
|
| 7997B6
| |
Начало формы
Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?
|
| 1)
| Государство предоставляет человеку возможность самому определять национальную принадлежность.
|
| 2)
| Государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другими.
|
| 3)
| Государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.
|
| 4)
| Государство вводит особый налог для тех, кто не исповедует религию большинства.
| | Конец формы
|
| 09EDF9
| |
Начало формы
Укажите проявления национальной политики в демократическом обществе.
|
| 1)
| Деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена.
|
| 2)
| Ограничены возможности общаться, воспитывать и обучать на родном языке.
|
| 3)
| Государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.
|
| 4)
| Указание и определение гражданином своей национальности обязательно.
| | Конец формы
| | Начало формы
Взрослая внучка ухаживает за своей бабушкой: помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?
|
| 1)
| воспитательную
|
| 2)
| социального контроля
|
| 3)
| хозяйственно-бытовую
|
| 4)
| социально-статусную
| | Конец формы
|
| 5B9D3B
| |
Начало формы
Верны ли следующие суждения об этнических общностях?
А.
| Этнические общности являются важным элементом социальной структуры общества.
| Б.
| Племена – это наиболее многочисленные этносы, отличающиеся общностью самосознания, определенным этническим характером и психическим складом.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Конец формы
|
| 8FBEAA
| |
Начало формы
Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?
|
| 1)
| политический
|
| 2)
| территориальный
|
| 3)
| профессиональный
|
| 4)
| социально-классовый
| | Конец формы
|
|
Начало формы
По территориальному признаку выделяют такую социальную общность, как
|
| 1)
| немцы
|
| 2)
| горожане
|
| 3)
| рабочие
|
| 4)
| предприниматели
| | Конец формы
|
| 999E4D
| |
Начало формы
По какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?
|
| 1)
| территориальному
|
| 2)
| этническому
|
| 3)
| социально-классовому
|
| 4)
| конфессиональному
| | Конец формы
|
| 5544CE
| |
Начало формы
Великий философ Н. Кузанский родился в рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел более престижный социальный статус. Какое социальное явление иллюстрирует этот исторический пример?
|
| 1)
| социальное неравенство
|
| 2)
| социальную мобильность
|
| 3)
| социальную коммуникацию
|
| 4)
| социальные движения
| | Конец формы
|
| D4AE46
| |
Начало формы
Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?
|
| 1)
| социально-классовый
|
| 2)
| этнический
|
| 3)
| демографический
|
| 4)
| территориальный
| | Конец формы
|
| 882CAA
| |
Начало формы
Какому виду норм соответствует следующая характеристика: «они закрепляют представления о прекрасном и безобразном в поведении людей, в производстве и быту»?
|
| 1)
| политическим нормам
|
| 2)
| правовым нормам
|
| 3)
| обычаям и традициям
|
| 4)
| эстетическим нормам
| | Конец формы
|
| 8799AA
| |
Начало формы
Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А.
| Свобода человека в обществе – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.
| Б.
| Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Конец формы
|
| D72737
| |
Начало формы
Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, – это
|
| 1)
| этнос
|
| 2)
| община
|
| 3)
| государство
|
| 4)
| класс
| | Конец формы
| | Начало формы
Взрослая внучка ухаживает за своей бабушкой: помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?
|
| 1)
| воспитательную
|
| 2)
| социального контроля
|
| 3)
| хозяйственно-бытовую
|
| 4)
| социально-статусную
| | Конец формы
|
| 5B9D3B
| |
Начало формы
Верны ли следующие суждения об этнических общностях?
А.
| Этнические общности являются важным элементом социальной структуры общества.
| Б.
| Племена – это наиболее многочисленные этносы, отличающиеся общностью самосознания, определенным этническим характером и психическим складом.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Конец формы
|
| 8FBEAA
| |
Начало формы
Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?
|
| 1)
| политический
|
| 2)
| территориальный
|
| 3)
| профессиональный
|
| 4)
| социально-классовый
| | Конец формы
|
|
Начало формы
По территориальному признаку выделяют такую социальную общность, как
|
| 1)
| немцы
|
| 2)
| горожане
|
| 3)
| рабочие
|
| 4)
| предприниматели
| | Конец формы
|
| 999E4D
| |
Начало формы
По какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?
|
| 1)
| территориальному
|
| 2)
| этническому
|
| 3)
| социально-классовому
|
| 4)
| конфессиональному
| | Конец формы
|
| 5544CE
| |
Начало формы
Великий философ Н. Кузанский родился в рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел более престижный социальный статус. Какое социальное явление иллюстрирует этот исторический пример?
|
| 1)
| социальное неравенство
|
| 2)
| социальную мобильность
|
| 3)
| социальную коммуникацию
|
| 4)
| социальные движения
| | Конец формы
|
| D4AE46
| |
Начало формы
Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?
|
| 1)
| социально-классовый
|
| 2)
| этнический
|
| 3)
| демографический
|
| 4)
| территориальный
| | Конец формы
|
| 882CAA
| |
Начало формы
Какому виду норм соответствует следующая характеристика: «они закрепляют представления о прекрасном и безобразном в поведении людей, в производстве и быту»?
|
| 1)
| политическим нормам
|
| 2)
| правовым нормам
|
| 3)
| обычаям и традициям
|
| 4)
| эстетическим нормам
| | Конец формы
|
| 8799AA
| |
Начало формы
Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А.
| Свобода человека в обществе – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.
| Б.
| Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Конец формы
|
| D72737
| |
Начало формы
Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, – это
|
| 1)
| этнос
|
| 2)
| община
|
| 3)
| государство
|
| 4)
| класс
| | Конец формы
| | Начало формы
Принадлежность к семье Р. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?
|
| 1)
| экономическая
|
| 2)
| социального контроля
|
| 3)
| эмоционально-психологическая
|
| 4)
| социально-статусная
| | Конец формы
|
| 2144CD
| |
Начало формы
Молодежь как социальную группу отличает
|
| 1)
| общность быта
|
| 2)
| общность социального происхождения
|
| 3)
| социально-психологические особенности
|
| 4)
| единство политических взглядов
| | Конец формы
|
| 7A96C0
| |
Начало формы
Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует
|
| 1)
| социальную мобильность
|
| 2)
| социальную стратификацию
|
| 3)
| социальное неравенство
|
| 4)
| социализацию личности
| | Конец формы
|
| 53C6B5
| |
Начало формы
Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, – это
|
| 1)
| род
|
| 2)
| сословие
|
| 3)
| семья
|
| 4)
| элита
| | Конец формы
|
| 20E8CD
| |
Начало формы
По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?
|
| 1)
| демографическому
|
| 2)
| этносоциальному
|
| 3)
| территориальному
|
| 4)
| классовому
| | Конец формы
|
| 5ADAC7
| |
Начало формы
Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А.
| Получение образования является средством социальной мобильности.
| Б.
| Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Конец формы
|
| 2731B7
| |
Начало формы
Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека – это
|
| 1)
| престиж
|
| 2)
| статус
|
| 3)
| авторитет
|
| 4)
| роль
| | Конец формы
|
| 6ABE2C
| |
Начало формы
По итогам переписи населения было установлено, что большая часть жителей региона – марийцы. Это определяет их принадлежность к общности
|
| 1)
| конфессиональной
|
| 2)
| демографической
|
| 3)
| территориальной
|
| 4)
| этносоциальной
| | Конец формы
|
| D600FA
| |
Начало формы
В США 12% богатейших семей владеют 62% общего количества промышленных акций. Это – проявление
|
| 1)
| социальной мобильности
|
| 2)
| социализации
|
| 3)
| социального кризиса
|
| 4)
| социального неравенства
| | Конец формы
|
| E259A1
| |
Начало формы
Социальная общность, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется
|
| 1)
| малой группой
|
| 2)
| большой группой
|
| 3)
| формальной группой
|
| 4)
| референтной группой
| | Конец формы
| | Начало формы
Верны ли следующие суждения об этносе?
А.
| Естественная предпосылка формирования того или иного этноса – общность территории.
| Б.
| Отдельные части сформировавшегося этноса сохраняют этническую идентичность в случае разделения политико-государственными границами.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Конец формы
|
| 300F2F
| |
Начало формы
Верны ли следующие суждения об этнических общностях?
А.
| На основе усиления межплеменных связей складываются народности.
| Б.
| Люди, принадлежащие к одной нации, говорят на одном языке, объединены общностью исторических и культурных традиций.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Конец формы
|
| 40DCCF
| |
Начало формы
Верны ли следующие суждения о социализации?
А.
| Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка.
| Б.
| Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Конец формы
|
| 969E23
| |
Начало формы
Молодежь как социальную группу отличает(-ют)
|
| 1)
| общность быта
|
| 2)
| сходные черты сознания и поведения
|
| 3)
| однородность, отсутствие дифференциации
|
| 4)
| единство политических взглядов
| | Конец формы
|
| 1E6FB8
| |
Начало формы
Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А.
| Социальные роли человека определяются его социальным статусом.
| Б.
| Между понятиями «социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Конец формы
|
| F699E9
| |
Начало формы
Семья, в отличие от других малых социальных групп, характеризуется
|
| 1)
| реальными контактами между членами
|
| 2)
| родственными отношениями
|
| 3)
| устойчивыми связями
|
| 4)
| общими традициями
| | Конец формы
|
| 4AEE71
| |
Начало формы
К формальным позитивным санкциям относят
|
| 1)
| ученую степень
|
| 2)
| аплодисменты
|
| 3)
| славу
|
| 4)
| почет
| | Конец формы
|
| C20099
| |
Начало формы
Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкций
|
| 1)
| неформальных позитивных
|
| 2)
| формальных позитивных
|
| 3)
| неформальных негативных
|
| 4)
| формальных негативных
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А.
| Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества признают позитивный характер данного предписания.
| Б.
| Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества ожидают от других людей ее соблюдения.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Что характеризует досуговую функцию семьи?
|
| 1)
| опека над малолетними
|
| 2)
| социализация молодого поколения
|
| 3)
| организация семейного отдыха
|
| 4)
| укрепление дружеских основ брачного союза
| | Конец формы
|
| Начало формы
Что характеризует эмоциональную функцию семьи?
|
| 1)
| формирование личности ребенка
|
| 2)
| организация рационального досуга
|
| 3)
| удовлетворение потребности в личном счастье
|
| 4)
| осуществление моральной регламентации поступков
| | Конец формы
|
| F3CE3F
| |
Начало формы
Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?
|
| 1)
| профессиональной
|
| 2)
| этнической
|
| 3)
| демографической
|
| 4)
| территориальной
| | Конец формы
|
| 958B82
| | Начало формы
К этническим общностям относятся
|
| 1)
| общины
|
| 2)
| элиты
|
| 3)
| маргиналы
|
| 4)
| народности
| | Конец формы
|
| 71694C
| |
Начало формы
Одним из признаков нации как этнокультурной общности является
|
| 1)
| единое гражданство
|
| 2)
| единство убеждений
|
| 3)
| общность социального статуса
|
| 4)
| общность языка
| | Конец формы
|
| 7AE92D
| |
Начало формы
Репродуктивная функция семьи проявляется в
|
| 1)
| организации потребления
|
| 2)
| моральной регламентации поведения
|
| 3)
| воспитании детей в традициях семьи
|
| 4)
| биологическом воспроизводстве
| | Конец формы
|
| 18641A
| |
|