|
|||
СРОК ГОДНОСТИпьеса
Татьяна Загдай РИТА СОНЯ
Холодный ветер, мелкий песок, дюны. По берегу в кроссовках и джинсах с бутылкой шампанского в руках бежит Соня. Её пытается догнать Рита. Рита - в узком и немного вульгарном платье, босиком - туфли в руках, поэтому бежать сложнее. Обеим девчонкам лет по шестнадцать. Рита останавливается, тяжело дышит.
РИТА. Всё, не могу больше! СОНЯ. Слабачка!
Соня пьёт из горла. РИТА. Хватит, Сонь! СОНЯ. Нее, не хватит! У меня праздник! РИТА. У ТЕБЯ праздник? СОНЯ. День рождения сестрёнки любимой! Это повод, я считаю! РИТА. Таблетки у тебя с собой? СОНЯ. Неа. РИТА. Дурища… припадок будет - я до дачи не добегу! Отдай бутылку! СОНЯ. А ты отбери!
Соня запрыгивает на лавочку, врытую в песок, и допивает залпом до дна. Рита хватает её за одежду, стаскивает вниз. Соня демонстративно переворачивает бутылку горлышком вниз – пустая! СОНЯ. Я выиграла, Ритка! А ты проиграла! РИТА. Сонь, тебе сколько лет? пять? СОНЯ. Это ты просто бесишься, потому что я первая добежала! Не всё же тебе побеждать, да? Надо уметь проигрывать, мартышка! РИТА. Я те щас дам, мартышка!
Рита хватает Соню и пытается её шлёпнуть по заднице. Та вырывается. Но, потеряв равновесие, хватается за Ритину руку. СОНЯ. Ой, плохо чё-то… Закружилось… РИТА. Поблевать? СОНЯ. Не знаю… Наверное… РИТА. Давай вон в кусты. Волосы подержу. Сонь? Соня!
Соня закатывает глаза и сползает на песок. Её потряхивает как в начале эпилептического припадка. Рита быстро достаёт из рюкзачка воду, закладывает в рот таблетку, даёт запить. Соня перестаёт дёргаться. Дышит ровнее.
СОНЯ. А говорила – таблеток нет. РИТА. Напугать тебя хотела. СОНЯ. А вышло наоборот РИТА. Что? СОНЯ. Я тебя первая напугала! РИТА. Да первая, первая! Успокойся уже!
Рита закуривает.
СОНЯ. А помнишь, в прошлом году мы тут с пацанами Ивана Купалу праздновали? Холодное ещё лето было. Ветер, ночь. Водой обливались. За мной Герман тогда побежал. Схватил в охапку: я вырываюсь, а он к себе ещё крепче прижимает. И обливает ледяной водой из пластиковой бутылки – литра два вылил. А мне не холодно совсем, потому что тело у него горячее и мне горячо… РИТА. Это хорошо. СОНЯ. Что хорошо? РИТА. Ну у тебя же теперь вся жизнь впереди. У него какой срок годности? Двадцать пять? У тебя – двадцать восемь. Замуж выйдешь, детей ему нарожаешь – всё успеешь, Сонь… СОНЯ. Я вас видела. РИТА. Чего? СОНЯ. Сегодня на чердаке.
Пауза. Рита тушит сигарету.
РИТА. Он пьяный был СОНЯ. А ты нет. РИТА. А я нет. СОНЯ. Зачем тогда? РИТА. Потрахаться больше не с кем было. СОНЯ. Серьёзно? Так просто? РИТА. Ничего сложного! Сама попробуй! СОНЯ. Ненавижу тебя! РИТА. Зато теперь не будешь тратить на него своё время. СОНЯ. Значит, это ты его… на чердак увела? РИТА. Я за вином пошла – он за мной увязался. Хочешь подробности? СОНЯ. Не хочу…
Рита достаёт телефон.
РИТА. Я тебе на остановку такси вызову. До дачи доедешь – спать ложись сразу. В обед мать приедет – поможет всё убрать. СОНЯ. А ты куда? РИТА. А я ещё здесь побуду СОНЯ. Он, значит, к тебе сюда придёт? РИТА. Неет… Не он. Не Герман. СОНЯ. Я никуда не поеду! РИТА. Поедешь! СОНЯ. Нет! РИТА. Опять детский сад включаешь? СОНЯ. Мне надоело, что ты всё решаешь за меня! РИТА. А у меня выбор есть? Рита, следи, чтобы Сонечка таблетки приняла! Рита, не повышай голос! Рита, ей нельзя волноваться! Рита, помой полы и возьми Соню с собой погулять – ей полезен свежий воздух! СОНЯ. Я не виновата… РИТА. Знаю! За врождённые диагнозы у нас Боженька отвечает. СОНЯ. Я не об этом… Я не виновата, что не умру, понимаешь?
Молчание.
СОНЯ. Я же думала, что год-два максимум осталось. Не планировала ничего – в институт не готовилась. Смирилась. Доктора говорили – сердце слабое, неврология ещё… Когда паспорт выдали, я открываю, смотрю графу «срок годности», а там двадцать восемь! Я не поверила просто… Сначала радовалась – вся жизнь впереди! А потом вдруг поняла – все вокруг как будто разочарованы, что я не умру. Маме это на себе тянуть – процедуры, лекарства. Ты в универ поступишь – уедешь. А я? Что я буду делать эти двадцать восемь лет? Знаешь, я теперь всё поняла про Германа. Он просто жалел меня – больная девчонка, недолго ей осталось. А получается, что долго… Геру я на три года переживу, на девять – Славку соседа… Маму… на двенадцать лет…
РИТА. Мама говорила, что раньше срок годности в паспорте не указывали. А возраст от рождения называли. СОНЯ. Странно. Какая разница, сколько ты уже живёшь? Главное ведь – сколько осталось! РИТА. А ты бы сколько хотела? СОНЯ. Я не знаю. Уже не знаю…
У Риты звонит телефон – мелодия Эми Уайнхаус Rehab. Соня видит контакт у неё на экране. Рита берёт трубку.
РИТА. Да, я на месте… Через сколько он будет? Раньше никак?.. Поняла. Жду звонка.
Рита кладёт телефон в рюкзак.
СОНЯ. Кто такой «Алдис документы»? РИТА. Парень мой. СОНЯ. Врёшь! РИТА. С чего это? СОНЯ. Почему «документы»? РИТА. Просто… в паспортном столе познакомились. Он с документами помог. СОНЯ. И теперь вы встречаетесь? РИТА. Почему нет? СОНЯ. Ты же никогда не встречалась с такими! РИТА. Какими такими? СОНЯ. С нерусскими. И мне говорила: с прибалтами – не связывайся! Менталитет разный! РИТА. Я передумала. СОНЯ. Почему же? РИТА. А они живучие. Статистику видела? Средний срок годности – выше, чем у нас, лет на семь. Генофонд хороший. СОНЯ. Ясно.
Неожиданно Соня хватает открытый рюкзак Риты и видит там деньги.
РИТА. Отдай! СОНЯ. Это что? РИТА. Сказала отдай! СОНЯ. Зачем тебе деньги? РИТА. Не твоё дело! СОНЯ. Где ты их взяла? У мамы? РИТА. Они мои, ясно? СОНЯ. Откуда? РИТА. От отца - на учёбу мне копил! СОНЯ. Зачем взяла? РИТА. Уехать хочу. От вас подальше! СОНЯ. Куда? РИТА. Да хоть куда из этого места. Поеду в аэропорт и улечу первым рейсом. СОНЯ. Тебе билет не продадут до восемнадцати. РИТА. Алдис мне документы новые сделает. СОНЯ. Ты никуда не уедешь! РИТА. Отдай сумку, Соня! СОНЯ. Я тебя не пущу!
Соня с рюкзаком бежит к морю, Рита хватает рюкзак за лямку. Соня выворачивается выбрасывает телефон Риты в море.
РИТА. Блять! Соня!!!
Рита забегает в холодное море по колено в то место, куда упал телефон. Опускает руки в воду, ищет. Соня возвращается к лавочке, врытой в песок. Садится. Через пару минут рядом с ней садится промокшая Рита. В руках у неё телефон – он не включается. РИТА. Не работает, сука! СОНЯ. Бросить меня решила, да? РИТА. Помолчи, а! СОНЯ. Всё равно ведь через два года в универ поступишь – переедешь. Почему сейчас? РИТА. Потому что умру я через два года, поняла?
Пауза.
СОНЯ. У тебя же 32 срок годности. Мама сказала. РИТА. Два, Соня, два! СОНЯ. Почему ты не сказала? РИТА. Мать тебе говорить запретила – Сонечке волноваться нельзя! СОНЯ. Не правда. РИТА. На, смотри!
Рита достаёт из рюкзака и протягивает Соне свой паспорт.
РИТА. Внимательно смотри! СОНЯ. Это ошибка! Они нас перепутали просто – фамилия одна! РИТА. Соня, документ по отпечаткам выдают! Нет никакой ошибки! СОНЯ. Этого не может быть… РИТА. Вот только не надо меня жалеть! Не хочу соплей этих, взглядов. Я уехать хочу, чтобы не знал никто. У меня будущее было – вся жизнь по плану! Институт, карьера. А тут – два года… Срок годности как у консервной банки!..
Молчат.
РИТА. Знаешь, мне теперь часто снится, что жизнь бесконечна, как в детстве. Что в шестнадцать лет никто не получает отметку о сроке годности и можно жить, не считая минуты до года своей смерти. Мама говорит, что к этому привыкаешь. Что это даже хорошо – знать заранее, чтобы не тратить время впустую. А я думаю, что человек, который знает, когда умрёт, не может быть по-настоящему счастлив и свободен… Рита дрожит. Соня снимает с себя толстовку и укрывает сестру.
РИТА. Я когда узнала, злилась на тебя почему-то. СОНЯ. Как будто я жизнь твою украла, да? РИТА. Да… Но есть и плюсы! Умру молодая и красивая, как Эми Уайнхауз! В гробу буду лежать с маникюром красным и в шубе. Хотя нет, в аду жарковато будет в шубе, да? Ха-ха! СОНЯ. Вот дура!
Рита толкает Соню плечом, та толкает в ответ. РИТА. Ладно, домой поехали! СОНЯ. Вместе? РИТА. Иди тачку лови, а я платье выжму и за тобой! СОНЯ. Точно? РИТА. Иди уже! Куда я денусь без телефона?
Соня уходит, Рита несколько секунд выжимает подол платья. Когда Соня скрывается в дюнах, Рита решительно идёт к воде. Она всё глубже заходит в ледяную воду с закрытыми глазами - ей страшно. РИТА (быстро шепчет). Я сама решу! Сама решу, когда…
В её кармане неожиданно звонит телефон. Она останавливается и открывает глаза. Стоит и слушает мелодию Эми Уайнхауз Rehab.
|
|||
|