8. Информация по выбранным студентами курсам будет передана на кафедры. Просим Вас внимательно отнестись к выбору, т. к. в следующем семестре Вы должны будете посещать именно тот курс, на который записаны.
№ п/п
| Название курса
| Читающее подразделение
| Институт
| Преподаватель
| Аннотация курса
|
| Вселенная: прошлое, настоящее, будущее
| Кафедра физики
| ИИТ
| Максимов А. В., доктор физико-математических наук, профессор
| Космология, оперирующая на уровне сверхбольших величин, а физика элементарных частиц – на уровне невероятно малых величин, мощнейшие оптические, инфракрасные, рентгеновские и радиотелескопы – все это позволило создать потрясающую современную картину – Вселенную, невообразимо распростершуюся в пространстве и времени, содержащую множество поразительных объектов, движущихся с невероятными скоростями. Естественно встают вопросы: было ли у Вселенной начало, и что было таким «началом», каков возраст Вселенной, будет ли конец ее существованию? Вот ответить на эти и другие вопросы и входит в тематику и задачи данного курса.
|
| Прикладная тайнопись
| Кафедра информационной безопасности (ИБ)
| ИИТ
| Стародубцев Денис Евгеньевич
| Прослушав курс «Прикладная тайнопись» вы получите знания о секретах тайного письма и сокрытия информации, которые могут быть очень полезные для обеспечения конфиденциальности личных данных и коммерческой тайны любому современному образованному человеку.
|
| Искусственные языки
| Кафедра германской филологии и межкультурной коммуникации (ГФиМК)
| ГИ
| Моисеенко А. В., к. филол. н., доцент, автор более 50 научных публикаций по актуальным проблемам экологической лингвистики и искусственных языков.
| На протяжении столетий человек работает над созданием искусственных языков. Какие-то из них являлись тайными кодами, другие должны были стать универсальными средствами общения, а языки художественных произведений создавались для обогащения вымышленных вселенных. Данный курс поднимает ряд интересных вопросов. Кто создает искусственные языки? Чем они отличаются от естественных языков? Как классифицируются? Представители разных наук участвуют в их создании и продвижении: математики и физики предлагают формулы, инженеры – новые термины, педагоги составляют программы по их изучению в школах и вузах для развития системного мышления, журналисты включают элементы таких языков в тексты. На практических занятиях мы рассмотрим интересные проекты универсальных языков, обратимся к вспомогательным языкам и проанализируем структуры вымышленных языков на примерах литературных произведений, фильмов и компьютерных игр; разберемся в причинах появления того или иного искусственного языка и проследим этапы его конструирования.
|
| История освоения информационного пространства
| Кафедра истории и философии (ИиФ)
| ГИ
| Всеволодов Антон Владимирович, кандидат исторических наук, доцент каф. истории и философии, научный сотрудник
| Курс включает в себя историю развития информационного пространства в мировой истории. Студенты узнают, какие информационные источники существовали в мировой истории, какую роль они сыграли, как развивалась науки об информации, как люди разных эпох работали с информацией, какую роль сыграли в развитии науки и техники информационные ресурсы.
|
| Маркетинг для всех: просто о сложном
| Кафедра социологии и социальных технологий (СиСТ)
| ГИ
| Воробьева И. Н., к. с. н., доцент
| Целью курса является ознакомление с основами маркетинга, которые вам пригодятся не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни, чтобы не попасться на маркетинговые уловки продавцов. Основные темы: 1. История возникновения маркетинга и основные концепции маркетинга. 2. Сегментирование, тагетирование, позиционирование 3. Комплекс маркетинга. 3. Основы продвижения товара 4. Продуктовая стратегия компании 5. Специфика организации и проведения маркетинговых исследований. Также вы ознакомитесь с практиками реализации маркетинговых исследований нашей кафедры и более детально познакомитесь с методом организации и проведения фокус-группы и способами использования проективных методик.
|
| Основы делового и повседневного этикета
| Кафедра отечественной филологии и прикладных коммуникаций (ОФиПК)
| ГИ
| Соловьева Елена Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент
| Цель элективного курса – познакомить студентов с нормами делового и повседневного этикета, обучить основам коммуникации на рабочем месте и в быту, дать понятие о дресс-коде и его специфике в разных коммуникативных средах. Содержание курса: Этикет как социальная норма и знаковая система. Виды этикета. Деловой этикет. Коммуникация устная и письменная, телефонное общение. Цифровая репутация и цифровой этикет Создание своего имиджа. Профессиональный имидж. Дресс-код. Особенности национального, религиозного этикета. Практикум: Этикетные ситуации.
|
| Современная (новейшая) русская литература
| Кафедра отечественной филологии и прикладных коммуникаций (ОФиПК)
| ГИ
| Кузнецова Ульяна Сергеевна, кандидат филологических наук
| Целью курса является изучение связей современного литературного процесса со смежными процессами как в других видах искусства, так и в жизни общества. Курс соединяет историко-литературный, литературно-критический и литературно-социологический подходы и посвящен изучению текущего литературного процесса за последние 30 лет как через призму наиболее важных для него событий, так и на материале наиболее важных, заметных и дискуссионных поэтических и прозаических текстов. Курс формирует у студентов общее представление об устройстве современного литературного поля в России, о наиболее заметных тенденциях и конфликтах. Он предполагает знакомство с ключевыми фигурами актуальной литературы. Прочитаем и обсудим произведения Владимира Сорокина, Михаила Елизарова, Виктора Пелевина, Захара Прилепина, Анны Козловой, Ксении Букши, Алисы Ганиевой, Евгения Водолазкина, Дмитрия Липскерова и др.
|
| Социологическое сопровождение проектов: что надо знать об опросах общественного мнения
| Кафедра социологии и социальных технологий (СиСТ)
| ГИ
| Мехова А. А., к. ф. н. зав. каф. СиСТ
| Курс предназначен для студентов проектного обучения и всех, кто реализует проекты самого разного плана. Цель курса - ознакомить с основами изучения общественного мнения о проекте, дать представление о соучаствующем проектировании. Каждый, кто реализует проект, особенно проект социальный, хочет знать, что думают о проекте люди, для которых он реализуется, насколько полезен продукт проекта, готовы ли сами люди включиться в реализацию проекта. В ходе изучения курса студенты узнают, как определить целевые аудитории проекта, как выявить и нивелировать конфликтность их интересов, какие исследования надо проводить на подготовительном этапе, а какие на этапе согласования интересов; как получить обратную связь, оценку проекта. Навыки и знания о проведении социологических опросов пригодятся всем в дальнейшей профессиональной сфере, т. к. в современных организациях общественное мнение трудового коллектива, целевых аудиторий стало неотъемлемой частью принятия решений.
|
| Тайм-менеджмент. Основы эффективного управления временем
| Кафедра истории и философии (ИиФ)
| ГИ
| Балюшина Юлия Львовна, канд. философских наук, доцент каф. истории и философии, автор большого числа научных работ, посвященных социальной философии
| Курс ориентирован на широкий круг обучающихся, желающих повысить свою персональную эффективность. Целью изучения дисциплины «Тайм-менеджмент: основы эффективного управления временем» является формирование базовых знаний теоретических основ и практических навыков в области управления временем как нематериальным ресурсом, являющихся основой организации эффективной деятельности как на персональном, так и на корпоративном уровне. В процессе изучения курса будут рассмотрены следующие темы: Тема 1. Сущность тайм-менеджмента. Типы тайм-менеджмента. Тема 2. Личность и время. Философия времени. Время, виды времени. Особенности времени как ресурса. Тема 3. Целеполагание. Основные понятия и определения целеполагания. Проактивный и реактивный подходы к жизни: определение, различия, значимость для целедостижения. Цели и ключевые области жизни. Карта ключевых областей жизни. Тема 4. Планирование и постановка задач. Понятие и значение планирования. Контекстное и долгосрочное планирование. Понятие, значение и техника контекстного планирования. Принципы и правила планирования времени. «Золотые» пропорции планирования времени. Тема 5. Приоритеты. Методы расстановки приоритетов. Расстановка приоритетов: понятие, сущность, значение. Основные способы и методы расстановки приоритетов. Тема 6. Самомотивация. Распределение рабочей нагрузки. Мотивация и самомотивация: понятие, сущность значение. Рабочая нагрузка и ее грамотное распределение.
|
| Трансгуманизм vs. православная антропология
| Кафедра отечественной филологии и прикладных коммуникаций (ОФиПК)
| ГИ
| Грудева Елена Валерьевна, доктор филологических наук, профессор
| Цель курса - рассмотреть традиционные представления о человеке в контексте современной философии и идеологии трансгуманизма. Содержание курса: 1. Человек как объект всевозможных экспериментов в трансгуманизме (предоставление человеку возможности бесконечного самоопределения через изменение элементов своей идентичности, включая биологические). 2. Теория трансгуманизма и практики движения ЛГБТ. 3. Предназначение человека: антропоцентризм vs. теоцентризм. 4. Человек как образ и подобие Божие. 5. Дух, душа и тело. 6. Трансгуманизм и нравственный выбор. 7. Бессмертие в трансгуманизме и в христианстве. 8. Трансгуманизм как квазирелигия.
|
| Урбанистика
| Кафедра истории и философии (ИиФ)
| ГИ
| Касаткина Светлана Сергеевна, доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии, автор большого числа научных работ, посвященных проблемам урбанистики
| Курс включает в себя историю развития городов, понятия современной урбанистики, вопросы формирования городской среды и архитектуры городских сооружений, представления о роли городов в системах расселения, о разновидностях городского пространства, о системе городских территорий, о средствах формирования городской среды, о философском видении города и принципах его развития
|
| Христианская антропология
| Кафедра отечественной филологии и прикладных коммуникаций (ОФиПК)
| ГИ
| Ровинский Алексей Евгеньевич, магистр богословия
| Курс предлагает рассмотреть Человека в Библейско-богословской традиции и христианства на основе трудов раннехристианских и современных мыслителей и определений Вселенских и Поместных соборов; познакомиться с тайной предназначения, призвания, бессмертия природы человека как разумносотворенной сущности; увидеть метафизическую связь и взаимодействие нравственного совершенства, полноты бытия с материальным миром Вселенной; осознать человека как точку соединения материи и Духа, гармонизации стихии Абсолютом в творчестве человеческого разума. Содержание курса: 1. Предназначение человека. 2. Целостность и структурность природы человека 3. Онтологические основания бессмертия и смерти в человеке. 4. Совесть и стыд. Диалогичность совести. 5. Человек во Христе. Сотериология. 6. Человек в вечности. Эсхатология. 7. Воссоздание единства человечества. Человеческое общение.
|
| Экологическая коммуникация
| Кафедра германской филологии и межкультурной коммуникации (ГФиМК)
| ГИ
| Моисеенко А. В., к. филол. н., доцент, автор более 50 научных публикаций по актуальным проблемам экологической лингвистики и искусственных языков.
| Курс «Экологические коммуникации» направлен на изучение практик распространения информации, связанной с окружающей средой. Во-первых, мы узнаем, как восприятие современных экологических проблем отражается в языковых выражениях, рекламных слоганах и терминах. Во-вторых, проанализируем, какие языки находятся на грани исчезновения, почему так важно сохранять состояние баланса между глобальными и локальными языками. В-третьих, обсудим, как трактуются современные изображения, фотографии и иллюстрации экологической тематики, что или кто в них является визуальным подлежащим, какие процессы – визуальными сказуемыми. В качестве дополнительного материала студентам будут предложены короткие видеолекции по обсуждаемым темам на английском языке; творческие задания, реализуемые в удобном формате (бумажном или электронном).
|
| Компетенции будущего
| Кафедра злектроэнергетики и электротехники (ЭЭиЭТ)
| ИТИ
| Кожевников А В., к. т. н., доцент
| Задача данного курса – понять себя и свое место в быстроизменяющемся глобальном мире. Где работать, кем стать, чем заниматься, как меняется мир вокруг нас, и можем ли мы изменить его сами, ответ на эти вопросы и попытаемся вместе разобрать. Студенты познакомятся с основаниями и логикой трансформаций университетского образования во всем мире, его глобализации, новой технологической платформой идущей промышленной революции. Узнают, какие компетенции нужны людям сейчас и в будущем и как высшее образование может их обеспечить, изучив современные тренды и трансформации ключевых секторов знаний, влияние этих процессов на общество. Обсудим проблемы исчезающих профессий и новые секторы занятости. Что нужно знать и уметь в новом «сложном» обществе? Узнают, чем отличается экономика умений от экономики знаний. Обсудим, как правильно не отвечать на вопросы, а задавать их.
|
| Легковой автомобиль и безопасность дорожного движения
| Кафедра транспортных средств и техносферной безопасности (ТСиТБ)
| ИТИ
| Николаев Василий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент (кафедра ТСиТБ)
| Данный курс особенно будет полезен начинающим водителям легковых автомобилей, а также тем, кто собирается получать водительские удостоверения. Слушатели на доступном уровне узнают об особенностях устройства и работы современного легкового автомобиля, позволяющих обеспечить необходимую безопасность дорожного движения. Также в курсе рассматриваются вопросы безопасности в различных условиях эксплуатации автомобиля, при возникновении типичных неисправностей и др. На практических занятиях изучаются различные действия водителя, направленные на выполнение требований ПДД, а также предупреждение и ликвидацию последствий ДТП.
|
| Практические навыки оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях
| Кафедра транспортных средств и техносферной безопасности (ТСиТБ)
| ИТИ
| Кочнев Александр Олегович, кандидат педагогических наук, доцент (кафедра ТСиТБ)
| Данный курс предназначен для всех категорий слушателей. Курс позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний, активизировать познавательную деятельность в области углубления знаний обучающихся о здоровом образе жизни, сохранении здоровья, оказания медицинской помощи в экстремальных чрезвычайных ситуациях. На практических занятиях слушатели самостоятельно проводят реанимацию, применяют медицинские навыки на практике.
|
| Эксплуатация, диагностика и сервисное обслуживание легковых автомобилей
| Кафедра транспортных средств и техносферной безопасности (ТСиТБ)
| ИТИ
| Николаев Василий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент (кафедра ТСиТБ)
| Данный курс будет полезен начинающим водителям легковых автомобилей, а также тем, кто собирается получать водительские удостоверения. Слушатели на доступном уровне узнают об особенностях эксплуатации современного легкового автомобиля, необходимых мероприятиях по его техническому обслуживанию, позволяющих обеспечить исправность и бесперебойность работы своего транспортного средства. Также в курсе рассматриваются вопросы сервисного обслуживания легкового автомобиля в сервисных центрах и различных типах СТО. На практических занятиях изучаются действия водителя направленные на выполнение требований к эксплуатации автомобиля, обращение в автосервис, подготовку к прохождению технического осмотра автомобиля и др.
|
| Энергетика - основа человеческой цивилизации
| Кафедра теплоэнергетики и теплотехники (ТЭиТТ)
| ИТИ
| Антонова Ю. В., доцент, кандидат технических наук
| Как в физическом мире движение материи в пространстве и времени обусловлено " ЭНЕРГИЕЙ", так и существование и развитие человеческой цивилизации невозможно без энергетики - области деятельности, связанной с получением, преобразованием, передачей и использованием энергии. Можно сказать, что человеческая цивилизация зародилась в тот момент, когда первобытный человек научился пользоваться огнем костра. Огонь дал человеку комфорт - свет, тепло, безопасность, позволил готовить пищу и получать новые материалы, которых нет в природе. И в настоящее время роль энергетики очень велика - например, без электроэнергии нельзя представить работу компьютеров, телефонов, холодильников. Без энергии в городах не будут работать лифты, системы отопления, горячего водоснабжения, канализации, транспорт. Жизнь людей полностью остановится, если не будет дешевой доступной энергии. В данном курсе рассмотрены прошлые, настоящий и будущие этапы развития человеческой цивилизации, неразрывно связанные со способами получения и использования энергии.
|
| PROКопинги
| Кафедра дефектологического образования
| ИПиП
| В. Н. Поникарова
| Дисциплина направлена на формирование навыков и умений продуктивного разрешения проблемных ситуаций. Обучение осуществляется в виде тренинговых занятий. В процессе освоения дисциплины студенты познакомятся с различными видами проблемных ситуаций (в том числе учебных), алгоритмом их разрешения, особенностями социально-адаптивного и копинг-поведения, а также технологиями формирования копинг-поведения как софт-скиллз. Полученные знания могут применяться в разных аспектах успешного социального взаимодействия.
|
| Народное искусство в контексте Дизайна
| Кафедра профессионального и технологического образования (ПиТО)
| ИПиП
| Павлова Л. В. канд. пед. наук, доцент. член Союза Дизайнеров России
| Цель курса - познакомить студентов с семантическими традициями народного искусства Русского Севера. Раскрыть аспекты архитектоники, формообразования, колористические принципы в контексте дизайна. На практике выполнить стилизацию фольклорных образов.
|
| Психология массовых коммуникаций
| кафедра психологии
| ИПиП
| Табунов И. А.
| Целями освоения дисциплины Психология массовых коммуникаций являются: - ознакомление с закономерностями воздействия классических (печати, радио, телевидения) и современных (локальных сетей и глобальной сети Интернет) средств массовой коммуникации на представления, эмоции и поведение человека; - формирование навыков анализа конкретных ситуаций воздействия классических и современных средств массовой коммуникации на представления, эмоции и поведение человека; - формирование навыков проведения психологических исследований в области массовой коммуникации; - формирование навыков воздействия на представления, эмоции и поведение человека с помощью классических и современных средств массовой коммуникации.
|
| Психология уникальности
| Кафедра психологии
| ИПиП
| Перченко Елена Леонидовна, к. пс. н., доцент
| Психология уникальности – раздел науки о закономерностях психического варьирования. В рамках дисциплины рассматриваются: теоретические и методологические основы описания и объяснения систематических индивидуальных различий, исследования структуры и генеза личности и интеллекта, структуры индивидуально-психологических особенностей человека, роль средовых и генетических факторов в их происхождении. Студенты овладеют знаниями для критического анализа теорий личности и объяснения дифференциации индивидуальных особенностей психики, своего влияния на отношения с другими людьми; а также системой представлений, позволяющей применять психологические закономерности для анализа отдельных конкретных случаев.
|
| Технологии правильной речи и публичных выступлений
| Кафедра дефектологического образования
| ИПиП
| Т. В. Захарова
| Целью данного курса является овладение приемами ораторского искусства, необходимого во всех социальных сферах (политика, дипломатия, бизнес, хозяйственная деятельность, педагогика, правовая сфера, бытовое общение и т. д. ). Как найти оптимальный алгоритм общения, взаимопонимание в условиях современного общества? Что необходимо для овладения правилами культуры речи, ее логической организацией и адекватным языковым оформлением? Студенты познакомятся с приемами снятия аудиторного шока, совершенствования умения мобилизовать свои действия; овладеют психологическими, логическими и этическими умениями, необходимыми в споре; смогут совершенствовать способность управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения; научатся применять орфоэпические, просодические, лексико-грамматические, собственно риторические средства языка и речи и паралингвистические средства общения.
|
| Технологии умственного труда и работы с информацией
| Кафедра дефектологического образования
| ИПиП
| Т. В. Гудина
| Дисциплина направлена на формирование навыков и умений применения универсальных знаний в процессе образования и работы с различным информационным контентом. Логически и содержательно курс взаимосвязан с дисциплинами, направленными на формирование у студентов готовности к саморазвитию, самообразованию, профессиональной деятельности в поликультурном социальном пространстве. Дисциплина нацелена на обучение студентов навыкам и умениям применения универсальных знаний в процессе образования и работы с различным информационным контентом. В процессе освоения дисциплины студент познакомится с различными видами информации, технологиями ее обработки, характеристиками умственного труда и его спецификой, узнает об этапах работы с информацией, получит навыки работы с различными видами информации, овладеет навыками самообразования, проектирования маршрута собственной профессиональной деятельности. Полученные знания могут применяться в научно-исследовательской деятельности во время обучения и при написании выпускной квалификационной работы.
|
| Траектории технического и художественного творчества
| Кафедра профессионального и технологического образования (ПиТО)
| ИПиП
| Гарт М. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального и технологического образования» ИПиП ЧГУ
| Курс направлен на формирование творчески развитой личности, и его задача обеспечить общую теоретическую и практическую художественно-техническую подготовку студентов в работе с материалами, необходимую для развития творческого потенциала. Кроме того, знания, полученные в настоящем курсе, помогут студентам в решении нестандартных задач в учебной или трудовой деятельности, которая направлена на самостоятельный поиск знаний, способов их приобретения, и на развитие творчества. В ходе практических занятий студенты ознакомятся с технологическими свойствами материалов для художественных работ и приобретут навыки в создания творческих проектов. В результате освоения дисциплины обучающиеся смогут выполнять творческие проекты с использованием художественной обработки различных материалов, управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.
|
| Бизнес-планирование
| Кафедра экономики и управления (ЭиУ)
| БШ
| Ковшикова Галина Александровна, к. ф. н., доцент
| Целью курса является формирование у студентов знаний об основных методиках бизнес-планирования, навыков разработки бизнес-плана, финансового прогнозирования, подходах к оценке эффективности и рисков инвестиционных проектов. Раздел 1. Введение Тема 1. Предмет бизнес-планирования Раздел 2. Бизнес-план Тема 2. Макет бизнес-плана. Структура и основные части бизнес-плана. Тема 3. Вводная часть бизнес-плана. Описание компании и идентификация позиции компании в бизнесе. Тема 4. Маркетинговая часть бизнес-плана. Тема 5. Организационная часть бизнес-плана. Тема 6. План реализации проекта (Деловое расписание). Тема 7. Финансовая часть бизнес-плана. Тема 8. Приложения к бизнес-плану Раздел 3. Разработка и защита персональных бизнес-планов
|