Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рис 2. Схема возбуждения акустических волн в тканях мозга колеблющимися стенками придаточных пазух (лобной и клиновидной)



Глаз является структурой мозга, сохраняющей с ним акустическую взаимосвязь, на что указывает корреляция колебаний давления внутри глаза и внутричерепного (ВЧД) [16]. Известно также [10], что нервная система глаз весьма чувствительна к колебаниям лицевых костей черепа, например, ритмическая окклюзия зубов модулирует тремор глаз. Эти данные позволяют предположить возможность передачи от гайморовой пазухи колебательного возбуждения на мозг через ткани глаза. Отметим, что в работе [10] зубы были отнесены к высокочувствительным механорецепторам костной системы черепа, действительно, оказалось, что пороги костной проводимости звуковых сигналов при возбуждении зубов верхних и нижних одинаковы и лучше, чем при стимуляции точек лба [15].

Передачу акустического возбуждения на ткани и структуры мозга от стенок лобной и клиновидной пазух вполне могут обеспечить механические свойства костей черепа и внутричерепного содержимого [13, 14, 17], а также эффективный механизм костно-жидкостной проводимости звука [16]. Анализ частотного спектра колебаний ВЧД в норме выявил доминантную частоту ~7 Гц и изменение амплитуды ВЧД в пределах 3-15 мм рт. ст. Причем колебания ВЧД с высокой амплитудой коррелируют с падением сопротивления сосудов мозга и увеличением в нем объема крови. Отмечают также тензорный характер распределения ВЧД в пределах полости черепа из-за неоднородности внутричерепного содержимого и комплекса иррегулярных полостей, связанных между собой. Учитывая эти данные и законы распространения акустических волн в неоднородных средах, можно полагать, что геометрия турецкого седла, примыкающего к клиновидной пазухе, вместе с геометрией третьего желудочка обеспечат высокий уровень акустического возбуждения гипофиза при колебаниях ВЧД и воздуха в полостях головы и груди на их резонансных частотах.

Гипотеза об участии вокальной и разговорной речи в процессе развития морфофункциональной базы когнитивных способностей мозга, подразумевает катализирующие участие акустической энергии в трофике структур неокортекса. В основу механизма обращения механической энергии упругих костно-жидких сред в электрическую энергию нервных окончаний, находящихся в данных средах в работе [10] положили явление электромагнитной индукции и поляризационные эффекты. Данные механизмы, очевидно, работают при возбуждении нервных окончаний, расположенных в слизистых оболочках голосового аппарата и резонаторных полостей. Можно считать, что эта доля акустической энергии в основном расходуется на обеспечение нормальной работы самого голосового аппарата в режиме автоколебаний [6]. И не случайно наибольшая чувствительность слуха и максимальная эффективность голосового аппарата наблюдаются при частоте звуковых колебаний ~2, 5 кГц (Рис 1) – их период 2, 5 мс близок к постоянной времени ионной проводимости мембраны нервного волокна.

Как было отмечено выше между колебаниями ВЧД и кровоснабжением мозга наблюдается определенная корреляция, в основе которой, по-видимому, лежит зависимость пропускной способности артериальных и венозных капилляров от баланса гидродинамических и онкотических давлений внутри и вне капилляров. Величина эффективного фильтрующего давления в артериальном капилляре составляет 9 мм рт. ст., а в венозном –6 мм. рт. ст. [2]. Эти величины сравнимы с амплитудой колебаний ВЧД, источником которых, в частности, могут быть и резонансные колебания лобной и клиновидной пазух. Со стороны мозга к стенкам лобной пазухи и решетчатого лабиринта примыкает префронтальная область коры, которая развилась у человека в процессе филогенеза и отвечает вместе со связанными с ней подкорковыми структурами за сложные когнитивные, поведенческие функции и  эмоции. Не исключено, что энергия колебаний указанных пазух стимулировала развитие этой области коры, катализируя ее трофику на уровне гемодинамики.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.